Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Соловьёва Валентина Николаевна

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Конспект урока с презентацией.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

        Соловьева В.Н.

                                                                            МБОУ "СШ пос.Железнодорожный"

ЦЕЛИ:  

  • Формировать умение отличать слова, отвечающие на вопрос кто? от слов, отвечающих на вопрос что?;
  •  вырабатывать навыки грамотного письма.

ЗАДАЧИ:

  • знакомство учащихся с терминами: имена существительные  одушевленные и неодушевленные,  с понятиями рода и числа;
  • учить находить имена существительные в тексте и подбирать их самостоятельно;
  • формирование умения определять основные грамматические характеристики имен существительных;
  • обучение сотрудничеству при работе в парах, группах;
  • активизация познавательной деятельности;
  • развитие речи и увеличение словарного запаса;
  • развитие рефлексии.

ХОД УРОКА

1. Самоопределение к деятельности.

- Прочитайте девиз нашего урока. (СЛАЙД 1: Наблюдаю-замечаю- размышляю-делаю вывод) Давайте будем следовать словам нашего девиза в течение всего урока. Когда мы знакомились с частями речи, то говорили о том, что все мы живем в семье, в которой могут быть такие члены (части) семьи, как папа, мама, бабушка, дедушка, дядя, тетя, сын, дочь. Каждый член семьи имеет свое имя. Это сходно с нашей речью. Наша речь, как и семья, состоит из отдельных частей, т.е. из слов. Эти слова имеют названия. Давайте  вспомним эти названия. (СЛАЙД 2)  (ЩЕЛЧКИ 1-4)

(Дети называют части речи)    

Сегодня мы будем говорить  о части речи, которая могла бы о себе  сказать: 

                        Давно живу я в мире этом,

                         Даю названия предметам?        

- Правильно. Именно с именем существительным мы и познакомимся сегодня поближе.  Сформулируйте тему нашего урока. (СЛАЙД 3)

(Появляется тема урока «Имя существительное»).

2.Словарная работа.

(СЛАЙД 4) Картинный диктант. Запишите слова, обозначьте орфограмму (В словах поставить ударение, подчеркнуть «опасные  места»).

Капуста, воробей, огурец, сорока, морковь, ворона.

Проверка.

3.Актуализация знаний.

-Что общего у этих слов?

- На какие тематические группы можно их разделить? (Птицы и овощи). (СЛАЙД 5, ЩЕЛЧКИ 1-2)

- Какие слова отнесем к группе птицы? ( Сорока, ворона, воробей). ЩЕЛЧКИ ..-..)

-На какой вопрос отвечают? (Кто?) Почему? ( О людях и животных спрашивают кто?) ЩЕЛЧКИ ..-..)

-Какие слова отнесем к группе овощи? (Капуста, морковь, огурец). ЩЕЛЧКИ ..-..)

-На какой вопрос отвечают? ( Что?) ЩЕЛЧКИ .. -..) Почему? ( Они называют неживые предметы).

- О каких именах существительных мы будем говорить на уроке? (Которые отвечают на вопросы кто? или что?). А мы знаем, как такие существительные называются в русском языке? (Нет) Значит, что нам нужно узнать на уроке? (Как называются имена существительные, которые отвечают на вопросы кто? и что?)

- Где мы можем найти подсказку? (В учебнике)

Открываем учебники на стр.48. Уточним, какая тема урока? (Дети читают в учебнике, на слайде появляется дополнительная запись) (СЛАЙД 6)

Предположите, на какой вопрос отвечают одушевлённые имена существительные? А неодушевлённые? Давайте проверим правы вы или нет, прочитав правила в учебнике (стр. 48 и стр. 50)

Вывод:  Слова, отвечающие на вопрос что?, называют неодушевленные предметы.

               Слова, отвечающие на вопрос кто?, называют одушевленные предметы.

4. ФИЗМИНУТКА. (СЛАЙД 7)

5. Работа в парах.  Посмотрите на слад с физминуткой и  напишите на листочках слова, отвечающие на вопрос что? И на вопрос кто? (Проверка)

Работа по учебнику.  Выполнение упражнения 81 на стр.49 (по вариантам)

На какой вопрос отвечают все слова? Как они называются в русском языке?

- Составьте нераспространённое предложение с одним из этих слов.  А теперь распространённое. (Запись лучшего предложения, разбор по частям речи).

Выполнение упражнения 85 на стр.50 (по вариантам).

 Как можно назвать такие существительные одним словом?

(СЛАЙД 8)

6. Первичное закрепление: Игра «Рассади пассажиров».

- Давайте, поиграем, «рассадим пассажиров» по поездам. Как же будем «рассаживать пассажиров»?

-По какому признаку вы разделили слова?

(Для перемещения необходимо нажимать мышкой на рисунки предметов).

- Что обозначают слова, отвечающие на вопрос кто? (Животных; людей; живые существа).

- Как они называются? (Одушевлённые имена существительные)

- Что обозначают слова, отвечающие на вопрос что?

(Разные предметы; неживое; неживые предметы).

 =Как они называются? (Неодушевлённые имена существительные)

7. Итог урока

- Какая была цель урока? Выполнили мы её или нет?

- Как отличить одушевленные имена существительные от неодушевленных?

- Где будем использовать полученные знания?

8. Рефлексия. (СЛАЙД 9)

- Оцените свою работу. (Самооценка детей при помощи сигналов: красного, синего и жёлтого.)

-Я  считаю, что урок прошёл для меня с пользой. Я научился различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные и могу помочь другим.

-Я считаю, что научился различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные, но мне ещё нужна помощь.

- Я  считаю, что было трудно на уроке.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Наблюдаю Размышляю Замечаю Делаю вывод ! ! !

Слайд 2

Слова – названия предметов признаков предметов действий предметов кто? что? Имя существительное какой? какая? какое? какие? Имя прилагательное что делает? что сделает? что делают? что сделают? Глагол Части речи

Слайд 3

Имя существительное

Слайд 4

Картинный диктант

Слайд 5

Птицы Воробей Ворона Сорока КТО? Капуста Огурец Морковь ЧТО? Овощи

Слайд 6

Имя существительное. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

Слайд 8

КТО? ЧТО? Игра «Рассади пассажиров» Для перемещения необходимо нажимать мышкой на рисунки предметов

Слайд 9

Я считаю, что урок прошёл для меня с пользой. Я научился различать одушевленные и неодушевленные имена существительные и могу помочь другим Я считаю, что научился различать одушевленные и неодушевленные имена существительные , но мне ещё нужна помощь Я считаю, что было трудно на уроке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме: "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные"2 класс (система Л.В. Занкова)

урок по теме "Одушевленные и неодушевленные имена существительные" система Л.В. Занкова...

Урок русского языка во 2 классе по теме "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные".

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Школа России. Урок с использованием интерактивной доски....

Проект урока русского языка 3 класс "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные"

Проект урока русского языка 3 класс "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные"...

Презентация к уроку русского языка 3 класс "одушевлённые и неодушевлённые имена существительные"

Презентация к уроку русского языка 3 класс "одушевлённые и неодушевлённые имена существительные"...