Технологическая карта по русскому языку на тему "Род имен прилагательных" 3 класс УМК "Школа России"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

 

Цель деятельности учителя: ознакомление с изменением имен прилагательных по родам; формирование умений определять род имён прилагательных.

Планируемые результаты

Предметные:

знать: способы определения рода у имен прилагательных;

уметь: соотносить окончания прилагательных с вопросом; изменять прилагательные по родам; согласовывать прилагательные с существительными.

Личностные:

- сформировать уважительного отношения к иному мнению;

- принять и освоить социальную роль обучающегося, развить мотивы учебной деятельности и сформировать личностный смысл учения.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 5.03.2019

Учитель: Ходыкина М.Ю. 

Школа: МАОУ СОШ № 152

Студент: Уржумова О.

Класс:

Методист: Кондратьева И.И.

Кабинет: 214

Конспект урока по русскому языку

Тема: Род имен прилагательных

Цель деятельности учителя: ознакомление с изменением имен прилагательных по родам; формирование умений определять род имён прилагательных.

Планируемые результаты

Предметные: 

знать: способы определения рода у имен прилагательных;

уметь: соотносить окончания прилагательных с вопросом; изменять прилагательные по родам; согласовывать прилагательные с существительными.

Личностные:

              - сформировать уважительного отношения к иному мнению;

- принять и освоить социальную роль обучающегося, развить мотивы учебной деятельности и сформировать личностный смысл учения.

Тип урока: «открытие» нового знания.

Оборудование: УМК «Школа России» учебник «Русский язык» 3 класс: В 2 ч./В.П.Канакина,В.Г.Горецкий.-М.:Просвещение\Учебник,2015.-Ч.2; учебная презентация.

Этап урока

Методы и приемы

Хро

нометраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя, формы деятельности учащихся

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

Психологический

настрой

1 мин

Парная форма работы

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ольга Александровна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка.

-Посмотрите друг на друга, пожелайте друг другу хорошего урока и отличных оценок.

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя: приветствуют учителя, друг друга.

Р:саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий

II. Актуализация знаний и мотивация

Словесный: орфографический диктант

3 мин.

Фронтальная форма работы

- Откройте тетради запишите число и классная работа

- Сейчас я загадываю загадку, а вы записываете отгадки. Не забудьте поставить ударение и выделить орфограмму.

(Один ученик идет к доске, записывает отгадки)

1. Второй месяц весны…

2. Самая близкая звезда к Земле

3. Инструмент для забивания гвоздей.

4. Шестой день недели.

5. Антоним к слову «белый»

6. Овощ, сочный плод, из которого готовят томат.

7. Овощ, корнеплод оранжевого цвета, сладкий на вкус.

8.Синоним к слову «друг».

9. Предмет мебели, предназначенный для сна.

10. Дикое животное, проводящее зиму в спячке.

- Сравните ваши слова со словами, которые записаны на доске.

- Назовите «лишнее» слово

- Почему оно лишнее?

- Что общего у оставшихся слов?

-Докажите.

-Ребята, имена существительные изменяются по родам?

- Как определить род имен существительных?    

- Определите род имен существительных.

- Давайте обратимся к слову, которое мы назвали «лишним»: слово черный.

- Скажите, а сможем ли мы определить род этого слова?

- Почему возникло это затруднение?

Выполняют задание.

-Апрель

-Солнце

- Молоток

-Суббота

-Черный

-Помидор

-Морковь

- товарищ

-кровать

- медведь

-черный

- Потому что это имя прилагательное

 Это имена существительные.

Отвечают на вопросы кто? что? И обозначают предмет.-нет, сущ. не изменяются по родам, это постоянный признак

- подставить местоимения

Другая часть речи.

К: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

III. Постановка учебной задачи

Словесный:

работа с книгой

Словесный: подводящий диалог

5 мин.

Фронтальная работа

- Ребята, как определить род?

-Является ли это постоянным признаком? имя прилагательное с существительным связано. Сегодня мы с вами должны узнать, изменяются ли по родам имена прилагательные.

- Откройте учебник на стр. 72 и предположите тему урока.

- Какую цель вы поставите на урок?

Отвечают на вопросы

-Задать вопрос от существительного.

- Нет, оно изменяется

-Род имен прилагательных

-Научиться определять род имени прилагательного

Л: учебно- познавательный интерес, мотивация

К: владеть диалогической формой речи

Р: целеполагание

IV. Открытие нового знания

Практический:

Анализ языкового материал

Чтение и анализ правила

Наглядный: анализ таблицы

15 мин.

Первичное знакомство с текстом.

 Фронтальная форма работы

-Прочитайте в упр. 124 на стр. 72 словосочетания Молодой лес, молодая роща, молодое дерево. (на слайде)

Назовите имена прилагательные. Назовите окончания имён прилагательных. Что вы заметили?

- От чего зависит род и число имени прилагательного?

- Назовите окончания из 1 и 2 столбика

- Прочитайте ниже сведения о языке.

- Как изменяется имя прил. в единственном числе? Найди в правиле.

- Как определить род имени прил.? Найди в правиле.

- Прочитайте правило ещё раз. Закройте учебники и расскажите правило соседу по парте.

- Откройте учебники. Прочитайте упр. 125. Рассмотрите таблицу.

- А теперь, пользуясь правилом и таблицей, ответьте на вопросы в учебнике:

- В форме какого числа имена прил. изменяются по родам?

-Какого рода бывают имена прил.?

-По каким признакам можно определить их род?

-Расскажите о прилагательных  м.р., ж.р, ср.р.

- Посмотрите на пример. У каких прилагательных безударное окончания?

-Как можно проверить?

-У прилагательного какого рода окончания нельзя проверить с помощью вопросов?

- А сейчас прочитайте, на что нужно обратить внимание.

- Что вы узнали?

Отвечают на вопросы

- Разные окончания у имен прилагательных

- От существительного, с которым оно связано смыслу.

- -ой, -ая, - ое, -ее, -ий, -яя.

- По родам.

-По роду существительного, с которым оно связано.

- единственного числа

-м.р., ж.р., ср.р.

-По вопросу и окончанию

- лесной, лесная, лесное.

- Задать вопрос

Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров

V. Первичное закрепление

Практический:

Списывание с грамматическим заданием

Словесный: беседа

6 мин.

Фронтальная форма работы

- Откройте страницу 73, посмотрите упражнение 126.

- Прочитайте задание. Что нужно сделать?

- Ребята, в каком числе стоят все прил.?

-А что мы знаем о прил. в единственном числе?

- Как определить род имени прил. в ед. числе?

- Сейчас два человека пойдут к доске. Остальные будут работать в тетрадях. 1 вариант будет составлять словосочетания с 1 и 2 прил.; 2 вариант с 3 и 4 прил.

- Закончили.

- Расскажите, как вы определили род у имени прил.?

-Давайте проверим. Правильно ли сделали те, кто выполнял у доски? Оцените их работу.

Отвечают на вопросы и выполняют задание

- в ед. числе.

- изменяется по родам

- задать от сущ. вопрос

П:  извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, собственного опыта; осуществляют поиск необходимой информации.

1 мин

Физминутка

VI. Самостоятельная работа с проверкой

Практический:

Упражнение

Списывание

6 мин.

Фронтальная и групповая формы работы.

- Откройте страницу 74, посмотрите упражнение 127.

- Прочитайте загадки. Что помогло их отгадать?

- Как определить род имени прил. в ед. числе?

- Спишите загадки в тетрадь, определите род имен прил., выделите их окончание.

- Расскажите, как вы определили род у имени прил.?

- Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте, и мы проверим правильно ли вы определили род имени прил. и выделили окончание. Посмотрите на слайд. Если все правильно поставьте плюс.

- Обменяйтесь тетрадками.

Выполняют самостоятельно упражнение.

-прилагательные

- задать вопрос

Р: учитывать установленные правила в планировании и контроле, способе решения.

Р: целеполагание

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят реч. высказывания.

VII. Включение в систему знаний

Практический:

Упражнение

Словесный: беседа

3 мин.

Фронтальная и групповая формы работы

-Сейчас мы поработаем в группах. Каждая группа получит свой текст. Вам нужно вставить пропущенные слова в текст. (Приложение)

- Первая группа прочитайте, что у вас получилось.

- Слова какой части речи пропущены в тексте?

- Определите род пропущенных прилагательных. Давайте проверим. Вторая группа? Третья группа? Четвертая? Пятая? Шестая?

- Для чего нужны прилагательные в тексте?

Откройте дневники и запишите домашнее задание на стр. 74 упр. 128

Работают в группах с текстом, выделяют род. имен. прил.

П: построение рассуждения;

осуществление синтеза

К: умение полно и точно выражать мысли;, выработка общей точки зрения, отстаивание собственной.

VIII. Рефлексия деятельности

Словесный:

формулирование

выводов, обобщений.

2 мин.

- Какая тема была сегодня на уроке?

-Какую цель мы ставили на урок?

Достигли мы её?

- Чем отличается род сущ. от рода прил.?

Кто считает, что сегодня он всё понял поднимет зелёный карандаш. А кто сегодня не до конца понял о чём мы говорили на уроке, поднимет желтый карандаш.

Вы большие молодцы, урок окончен!

Отвечают на вопросы

-

П: построение речевого высказывания

П: осуществление синтеза

Падают листья.

Пришла в парк _______ осень. Чуть сыровато. На ________паутинках висят _______________ листочки. Как хороши они! Долго падают __________ листья. Трава уже пожелтела и напоминает __________ ковёр. Я провожаю _____________ глазами листок. Он падает на _________ ковер осени.
Слова для справок: теплая, пожелтевшие, последние, прозрачных, золотой, яркий, голубыми.

Помощник.

Идёт человек по________ лесу. На деревьях __________ шапки снега. _________ ели выпрямились. __________ лапы держат снег. А _________ берёзы согнулись дугой. Человек стукнул _________ палкой по берёзе. ________ снег с вершины свалился. _________ красавица свободно вздохнула, выпрямилась.
Слова для справок: тяжёлые, зимнему, снежные, еловые, дубовой, тонкие, русская, пушистый.

Лакомка.

Стоял _______ день. Странный шум доносился из _________ ельника. Мы осторожно раздвинули ___________ ёлочки. На земле сидел __________ ястреб. Своими _______________ лапами он прижимал к земле кусок __________ сот. Пчёлы атаковали ____________ разбойника.
Слова для справок: тёплый, колючие, молодого, когтистыми, крупный, пернатого, пчелиных.

Ёж.

Был в лесу ________пень, там в дупле _______ еж устроил гнездо. ________ днем он спал, а_______ вечером выходил на охоту. Однажды _______вечером еж проснулся и пошел искать пищу. Вдруг он увидел___________ змею. Змея зашипела и бросилась на ежа.
Слова для справок: колючий, старый, пятнистую, летним, жарким, поздним.

Весна.

Стояла _____погода. Потом вдруг подул________ ветер. Небо закрыли_______ тучи. Три дня лил _______дождь. Утром выглянуло______ солнце. Зеленела______ трава. Надулись почки калины и ______березы. Пришла________ весна.
Слова для справок: сильный, ясная, молодая, толстые, серые, теплый, яркое, липкой, настоящая.

Прогулка.

Синие небо и________ дыхание ветерка так и манили меня на прогулку. Я отправился в________ рощу. ________ роса еще покрывала траву, и в воздухе чувствовалась_______ сырость. _________листочки деревьев были точно покрыты лаком. На траве сверкали_______ капли росы. Слова для справок: соседнюю, молодые, утренняя, крупны, свежее, ранняя.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Тема урока: «Род имён прилагательных» Цели урока: 1)узнать, как определить род имени прилагательного; 2) научиться определять род имени прилагательного.

Слайд 3

Упражнение 127 Шапочка алая, Жилеточка нетканая, Кафтанчик рябенький. Красный цвет, Винный вкус, Каменное сердце. Ж.р. М.р. Ср.р.

Слайд 4

1 группа Падают листья. Пришла в парк тёплая осень. Чуть сыровато. На прозрачных паутинках висят пожелтевшие листочки. Как хороши они! Долго падают последние листья. Трава уже пожелтела и напоминает золотой ковёр. Я провожаю голубыми глазами листок. Он падает на яркий ковер осени.

Слайд 5

2 группа Помощник. Идёт человек по зимнему лесу. На деревьях снежные шапки снега. Тяжёлые ели выпрямились. Еловые лапы держат снег. А тонкие берёзы согнулись дугой. Человек стукнул дубовой палкой по берёзе. Пушистый снег с вершины свалился. Русская красавица свободно вздохнула, выпрямилась.

Слайд 6

3 группа Лакомка. Стоял тёплый день. Странный шум доносился из молодого ельника. Мы осторожно раздвинули колючие ёлочки. На земле сидел крупный ястреб. Своими когтистыми лапами он прижимал к земле кусок пчелиных сот. Пчёлы атаковали пернатого разбойника. Мн.ч.

Слайд 7

4 группа Ёж. Был в лесу старый пень, там в дупле колючий еж устроил гнездо. Жарким днем он спал, а поздним вечером выходил на охоту. Однажды летним вечером еж проснулся и пошел искать пищу. Вдруг он увидел пятнистую змею. Змея зашипела и бросилась на ежа.

Слайд 8

5 группа Весна. Стояла ясная погода. Потом вдруг подул сильный ветер. Небо закрыли серые тучи. Три дня лил теплый дождь. Утром выглянуло яркое солнце. Зеленела молодая трава. Надулись почки калины и липкой березы. Пришла настоящая весна. Ср.р.

Слайд 9

6 группа Прогулка. Синие небо и свежее дыхание ветерка так и манили меня на прогулку. Я отправился в соседнюю рощу. Утренняя роса еще покрывала траву, и в воздухе чувствовалась ранняя сырость. Молодые листочки деревьев были точно покрыты лаком. На траве сверкали крупные капли росы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка "Слово и слог" 1 класс. Школа России

Работа содержит технологическую карту урока русского языка с применением материала портала Учи.ру...

Технологическая карта урока русского языка. Тема "Род имен существительных" 3 класс. УМК "Школа России"

Технологическая карта урока русского языка. Тема "Род имен существительных" 3 класс. УМК "Школа России"...

Технологическая карта урока русского языка «Морфологический разбор имени существительного как части речи»(УМК «Школа России, 4 класс)

Тип урока: урок общеметодологической направленности.Цель урока: совершенствование знаний о морфологическом разборе имени существительного как части речи, падежных окончаниях имён существительных.Задач...

Технологическая карта урока русского языка «Именительный падеж имени существительного» 3 класс УМК Школа России В. П. Канакина, В. Г. Горецкий

Тип урока: открытие «нового знания»Цель урока: формирование представления о роли имён существительных в именительном падеже впредложении, развитие умения определять падеж существ...

Технологическая карта урока русского языка. Тема: "Связь имени прилагательного с именем существительным" (УМК "Школа России", 2 класс)

Тип урока: «открытие» нового знания. Цель урока: формирование представления о способе связи имени прилагательного с именем существительным.Задачи урокаДидактические:Сформировать умени...

Технологическая карта урока русского языка. Тема:"Изменение имен прилагательных по родам"(3 класс, УМК "Школа России").

Тип урока: “открытие” нового знания. Цель урока: формирование представлений об  изменении имен прилагательных по родам; Задачи урокаДидактические:Познакомить с изменением им...

Технологическая карта урока русского языка. Тема:"Изменение имен прилагательных по числам"(3 класс, УМК "Школа России").

Тип урока: “открытие” нового знания. Цель урока: формирование представлений об  изменении имен прилагательных по числам; Задачи урокаДидактические:Познакомить с изменением и...