Анализ учебников русского языка в аспекте обучения младших школьников работе с учебно-научным текстом
статья по русскому языку

Шерстнева Дарья Михайловна

 

Учебно-научный текст является коммуникативно-стилевым типом научного текста и в комплексе с другими средствами обучения создаетоптимальные условия для наилучшего усвоения учащимися заложенной втексте информации и языковых средств ее выражения.  При создании и при восприятии учебно-научного текста младшими школьниками значимы следующие умения: умение отличать учебно-научный текст от художественных и деловых текстов, прогнозировать, определять стиль и тип текста, выделять ключевые слова, определять тему, главную и второстепенную информацию, выделять языковые средства учебно-научного текста, понимать основную мысль, делить текст на части, составлять вопросы к тексту, план и графическую схему текста, пересказывать (подробно и сжато) текст, создавать собственный учебно-научный текст.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Анализ учебников русского языка в аспекте обучения младших школьников работе с учебно-научным текстом

Учебно-научный текст является коммуникативно-стилевым типом научного текста и в комплексе с другими средствами обучения создаетоптимальные условия для наилучшего усвоения учащимися заложенной втексте информации и языковых средств ее выражения [1].  При создании и при восприятии учебно-научного текста младшими школьниками значимы следующие умения: умение отличать учебно-научный текст от художественных и деловых текстов, прогнозировать, определять стиль и тип текста, выделять ключевые слова, определять тему, главную и второстепенную информацию, выделять языковые средства учебно-научного текста, понимать основную мысль, делить текст на части, составлять вопросы к тексту, план и графическую схему текста, пересказывать (подробно и сжато) текст, создавать собственный учебно-научный текст.

Данные умения формируются на уроках русского языка при обращении к тексту, но научный текст имеет свою специфику, поэтому необходимо определить, как на уроках русского языка ведется работа именно с учебно-научным текстом.

Проанализировать действующие образовательные программы по русскому языку для второго класса можно по следующим параметрам:

1) наличие в программах цели (задачи) обучения младших школьников работе с учебно-научным текстом;

2) обучение восприятию и пониманию информации учебно-научного текста;

3) развитие умений извлекать и преобразовывать информацию из учебно-научного текста;

4) обучение созданию учебно-научного текста разных жанров (сообщение, ответ, пояснение, толкование и т.д.);

5) изучение особенностей учебно-научного текста (признаков, жанров, языковых особенностей), методов и приемов обучения;

Данный выбор обусловлен следующими положениями: необходимостью анализа традиционной системы обучения как основополагающей в начальных классах («Классическая начальная школа»); необходимостью анализа программ, реализующих принципы развивающего обучения (система Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина-В.В.Давыдова); необходимостью анализа учебно-методического комплекса, реализующего личностно-развивающие принципы («Школа 2100»). Для анализа  использовались тексты учебника: тексты-правила, тексты-определения, тексты-объяснения, а также учебно-научные тексты из упражнений. Учебно-методический комплекс по русскому языку для четырехлетней школы «Классическая начальная школа». Автор учебника по русскому языку для начальной школы - Т. Г. Рамзаева.

В программе сказано, что к концу второго класса младшие школьники должны уметь: определять тему текста и озаглавливать его с опорой на тему; делить сплошной текст на предложения; устанавливать связь по смыслу между частями текста (восстанавливать деформированный повествовательный текст из трех частей); составлять и записывать текст из 3-5 предложений на заданную.

Анализ учебников для второго класса показал, что младшие школьники учатся определять основную мысль учебно-научного текста, озаглавливают текст: О чем сообщается в тексте? Озаглавьте текст. Учащиеся прогнозируют содержание текста перед его прочтением: Подумай, почему ручка, которой мы пишем, так называется. В каком еще значении употребляется слово ручка? Практическим путем знакомятся со структурой текста (начало, основная часть, заключение): Расскажи, как и почему появилась речь. Спиши первое, второе и четвертое предложения; учатся пересказывать учебно-научные тексты по вопросному плану.

Из всех комплектов учебников по русскому языку наиболееориентированы на работу с учебно-научными текстами учебники Р.Н.Бунеева, Е. В. Бунеевой, О. В.Прониной. Цель данных учебников состоит в том, чтобы заложитьоснову для формирования грамотной личности, обеспечив тем самым языковое и речевое развитие ребенка, помочь ему осознать себя носителемязыка. Учебники указанных авторов направлены на овладениепродуктивными навыками и умениями устной и письменной разговорной речи,устной учебно-научной речи; навыками и умениями понимания иэлементарного анализа учебно-научного текста.

В процессе обучения русскому языку и изучения русского языка у учащихся формируются информационные умения: умениеиспользовать различные способы поискаинформации и ее сбора (наблюдение надязыковым явлением с опорой на вопросы,задания педагога или учебника), умениеобработки информации (в качестве способаобработки информации выступает текстучебника или собственный текст ученика,далее сопоставляемый с учебником, схема),умение передачи и интерпретации информации(выполнение учащимися соответствующих заданий, содержащихся в учебнике,с объяснением, рассуждением).

Однако процесс формирования у младших школьников умений работать с информацией и процесс овладения сведениями о языке с опорой на учебно-научные тексты несколько отдалены друг от друга. Вметодическом аппарате учебников лишьэпизодически представлены задания, благодаря которым конкретные действия учащихся, направленные на решение определенной учебной задачи, обобщались бы какдействия, связанные с информацией, невсегда отдельные умения обобщаются какинформационные. Учебно-научный текстна уровне восприятия его школьникомпрактически не представлен в качестве источника информации. Информацию о новых языковых явлениях младшие школьники обычно получают не в процессе восприятия учебно-научного текста, а в процессе предъявления самого языкового явления. Учебно-научный текст выступает какспособ обработки и хранения полученнойинформации, но не как источник информации. В методическом аппарате учебниковпрактически не отражены отличия в организации деятельности учащихся при восприятии учебно-научных текстов различных видов. Логика обращения к учебно-научному тексту определяется логикой знакомства с новым языковым явлением; потенциал самого учебно-научного текста вплане формирования умений работать синформацией при этом используется ограниченно. Следовательно, при практической работе с данными учебниками необходимо дополнять их методический аппарат, чтобы в полной мере обеспечить решение задачи формирования информационных умений у младших школьников на материале учебно-научных текстов на уроках русского языка.

Анализируя методический аппарат школьных учебников в плане формирования у младших школьников информационных умений, отметим, что все представленные виды учебно-научных текстов соотносятся с основными этапами методики работы над новыми языковыми явлениями:

этап восприятия нового языкового явления, этап осознания существенных свойств языкового явления, запоминание и воспроизведение явления.

Литература:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы по самообразованию"Формирование познавательной самостоятельности через обучение младших школьников рациональным приёмам работы с информацией на уроках русского языка"

В течение нескольких лет использовала опыт Т.Е. Соколовой по формированию у учащихся приёмов работы с информацией: использование кодирующих систем на уроках русского языка.Особенно помогли кодов...

«Обучение младших школьников работе с информацией».

По итогам мониторинговых исследований в городе создана творческая  группа по теме "Обучение младших школьников работе с информацией". На заседаниях рассматривались вопросы: "Формирование умения р...

Использование приема постановки «толстых» и «тонких» вопросов при работе с учебным научно-познавательным текстом

Статья об использовании одной из технологий критического мышления при работе с учебными текстами на уроках окружающего мира, ОРКСэ, и т.д....

статья обучение младших школьников работе с информацией в сети Интернет

В статье проводится анализ сервисов для учащихся начальной школы. Также раскрыты способы работы детей с информацией в сети Интернет....