Технологическая карта. Урок русского языка в 3 классе..
методическая разработка по русскому языку

Рябова Галина Андреевна

   "Правописание суффиксов  -ек  -ик.". 3 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx25.97 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока.

Дата: 7.02.2017

Класс: 3 ж 

Учитель: Сивакова М.В.

Тема урока: Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих. 

Тип урока: открытие новых знаний. 

Цель: познакомить учащихся с правописанием мягкого знака на конце имён существительных после шипящих.

 Задачи:

 1) познавательные: формировать представление о грамматической функции мягкого знака как показателя женского рода путём исследовательской работы учащихся; познакомить с правилом написания мягкого знака в именах существительных с шипящим звуком на конце; выработать алгоритм правописания мягкого знака в именах существительных после шипящих.

 2) развивающие:  развивать интеллектуальные и коммуникативные способности учащихся, мышление, внимание. 

3) воспитывающие: создать условия для воспитания у учащихся толерантного отношения друг к другу, уважения к мнению других, умения работать дружно в паре, группе.

Личностные УУД: формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к изучению русского языка через открытие новых знаний, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем, учащимися.

Регулятивные УУД: формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения проблемного вопроса, умение контролировать и оценивать свою деятельность и деятельность партнёра.

Познавательные УУД: развивать умение выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы, выстраивать алгоритм по решению выделенной проблемы.

Коммуникативные УУД: развивать умение работать в парах, группах, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли.

 Межпредметные связи: русский язык, информатика, окружающий мир

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1. Самоопределение к деятельности. Организационный момент

Цель: Создать условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебный процесс

Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя:

- Встряхнулись, потянулись, улыбнулись друг другу и настроились на серьёзный лад.

Подготовка класса к работе

Личностные: самоопределение; выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое.

Регулятивные: целеполагание;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2. Актуализация знаний.

Чистописание

Цель: Организовать актуализацию изученных способов действий достаточных для изложения проблемного материала.

Выявляет уровень знаний.

- Послушайте стихотворение В. Кремнева « Мышь и камыш». Какой согласный звук встречается в стихотворении чаще всего?

Камышам пищала мышь:
— Шорох ваш нарушил тишь!
Шепчут шумно камыши:
Тише, мышка, не шурши!
Шелест твой услышит кошка.
Шла бы к бабушке, ты, крошка!
Не послушаешься, мышка,—
Кошка сцапает, глупышка!

- (ш).

Дайте характеристику. Какие еще шипящие звуки вы знаете? Что вы о них знаете? Какими буквами они обозначаются?

Придумайте и запишите цепочку из этих букв: ж, ш, ч, щ.

Выполняют задание, тренируют отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.










Записывают буквы, дают характеристику звуков

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

Познавательныелогические – анализ объектов с целью выделения признаков, рассуждения.

3. Постановка учебной задачи. Проблемное изучение нового материала.

Цели: 1) Зафиксировать причину затруднения.

2) Организовать подводящий диалог по проблемному объяснению нового материала.

3) Организовать уточнение и согласование темы урока.

4) Соотнесение нового знания с правилом в учебнике.









Активизирует знания учащихся.

Создает проблемную ситуацию.

Мягкий знак – хитрый знак 
Не сказать его никак.
Он не произносится, 
А в слово часто просится.

- Есть ли ь в этих словах и для чего он служит ?

кон-ки

друз-я

ладон-

вороб-и

роял-

лист-я

доч-

луч-

Почему эти слова вызвали затруднение?

Проблема: Почему у одних существительных с шипящими на конце пишется мягкий знак, а у других – нет?

Можете дать ответ?

- Вот эту проблему нам сегодня на уроке нужно решить.

Ставят цели, формулируют тему урока.

Записывают слова в тетрадь





это имена существительные, есть ь знак

- показатель мягкости

-разделительный ь знак


Орфограмма не изучена.

Обратимся к орфографическому словарю.

Узнаем новую роль ь знака в конце существительных после шипящих


(сущ с шипящими).

Регулятивные: целеполагание;

Коммуникативные: постановка вопросов

Познавательныеобщеучебные – самостоятельное выделение –формулирование познавательной цели; развитие умения опираться на свой субъективный опыт; логические – формулирование проблемы.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель: Организовать выявление типовых заданий, где возможно использование нового способа действий.


Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.

Нож, рожь, врач, дочь, товарищ, вещь, ковш, мышь.

- Что объединяет слова?

Поработайте в паре и запишите слова в 2 группы. Какие?

-Почему в одних словах с шипящими пишется ь знак, а в других нет? Сделаем вывод. Где мы можем его проверить? Верный ли вывод мы сделали?

Мягкий знак после шипящих в именах существительных указывает на ж.р

Построение алгоритма

- Как надо действовать, чтобы не ошибиться в написании ь знака на конце существительных после шипящих?

Поработайте в группах и составьте алгоритм:

-Что нужно сделать сначала?

-Что потом?

На доске появляется схема:

Это имя существительное?

На конце шипящий?

Существительное в единственном числе?

Определяем род

Ж.р.- пишем ь

М.р.- не пишем ь.

Составляют план достижения цели и определяют средства








В группах формулируют правило и составляют алгоритм.

Регулятивные: планирование, прогнозирование;

Познавательные: моделирование, логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование;

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

5. Физминутка

Мы устали чуточку,
Отдохнём минуточку
.

Я буду называть имена существительные если у существительных после шипящих пишется ь знак вы хлопайте , если нет приседайте.

Ёж, лещ, печь, товарищ, обруч, тишь, рожь, скрипач, молодёжь, багаж, дочь.

Выполняют гимнастику.

6. Первичное закрепление знаний. Самостоятельная работа по эталону с самопроверкой.

Цель: Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении поставленных задач в коллективной и самостоятельной работе.

Устанавливает осознанность ситуации. Организует деятельность по применению новых знаний.

Пользуясь нашей схемой -алгоритмом выполним упражнение 18 стр. 13 по цепочке.

Самостоятельная работа.

Упр.19 стр.13

Самопроверка по эталону, оценивание.

Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух.

Выполняют, используют памятку.

Запись слов с объяснением.

Работа в парах

Осуществляет самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция;

Познавательныеобщеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия.

Коммуникативные: контроль, коррекция, оценка действий партнера.

7. Рефлексия деятельности (итог урока).

Цель: Зафиксировать новое содержание изученного на уроке, оценить собственную деятельность.

-Чёрная птица, вестник наступающей весны-…( грач).

-Предмет, на котором ездил Емеля-…(печь).

-После вечера наступает-…(ночь).

-Суп со свёклой и другими овощами-…(борщ).

-В поле колосится золотая-…(рожь).

-Непроходимая, лесная-…( глушь).

-Футбольное соревнование-…(матч).

-Плохое настроение вместе с капризами-…(плач).

- Место, где купаются и загорают-…( пляж).

Взаимопроверка. Оцените свою работу на линеечках. Активность, понимание, правильность


https://fsd.multiurok.ru/html/2017/10/06/s_59d7df608f516/704906_1.pnghttps://fsd.multiurok.ru/html/2017/10/06/s_59d7df608f516/704906_1.pnghttps://fsd.multiurok.ru/html/2017/10/06/s_59d7df608f516/704906_1.png

Взаимопроверка, оценивание

Грач, печь, ночь, борщ,рожь, глушь, матч, плач, пляж.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, осуществлять самоконтроль.

Познавательные: рефлексия;

Личностные: смыслообразование, способность  к самооценке, Регулятивные:

оценивать результаты деятельности, формировать адекватную самооценку.

Коммуникативные:

проявлять активность в деятельности.

8. Домашнее задание.

Упр.21 стр.14, стр.13 выучить правило

Личностные:
осознавать смысл изучения правописания «ь» после шипящих на конце имён существительных женского рода


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока Русский язык. 4 класс. ОС «Школа 2100» Учитель ГБОУ лицея №64 Кузнецова Татьяна Григорьевна Урок № 31

Тема:  Отличие простого предложения от сложного. Запятая в сложном предложении с бессоюзной связью.Цель: Сформировать умение ставить знаки препинания (запятую) в сложном предложении с бессоюзной ...

Итоговая работа по теме: «Проектирование современного урока, направленного на формирование УУД с учётом требований ФГОС» (Технологическая карта урока русского языка 1 класс УМК «Перспектива»)

laquo;Формирование  универсальных  учебных действий  на уроках в начальной школе».    Главная  цель работы над темой:Создание условий  для формирования у...

Технологическая карта урока русский язык ,3 класс по адаптированной образовательной программе для детей с ЗПР. Тема урока : Как найти в слове корень?

Технологическая карта урока  русский  язык ,3 класс по адаптированной образовательной программе для детей с ЗПР. Тема урока : Как найти в слове корень?...

Технологическая карта урока русского языка. 3 класс. Однородные члены предложения. Урок - фольклорный праздник "За околицей".

Представлена технологическая карта урока русского языка. 3 класс. Однородные члены предложения....

Технологическая карта урока русского языка.3 класс.Тема урока: «Повторяем фонетику и состав слова»

Тема урока:  «Повторяем фонетику и состав слова»Тип урока: отработки умений и рефлексииУМК: «Начальная школа XXI века»; учебник: С.В.Иванов «Русский язык» 3 кл...

Технологическая карта урока «Русский язык» 1 класс обучающиеся с УО интеллектуальными нарушениями Учитель начальных классов Фатеева Н.А

Тема: «письмо изученных строчных и заглавных букв»Тип урока: ЗакреплениеЦель: Создать условия для формирования умения писать заглавные и строчные буквы; способствовать развитию моторики, ф...