Главные вкладки

    Технологическая карта. Урок русского языка в 3 классе..
    методическая разработка по русскому языку

    Рябова Галина Андреевна

       "Правописание суффиксов  -ек  -ик.". 3 класс.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx25.97 КБ

    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта урока.

    Дата: 7.02.2017

    Класс: 3 ж 

    Учитель: Сивакова М.В.

    Тема урока: Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих. 

    Тип урока: открытие новых знаний. 

    Цель: познакомить учащихся с правописанием мягкого знака на конце имён существительных после шипящих.

     Задачи:

     1) познавательные: формировать представление о грамматической функции мягкого знака как показателя женского рода путём исследовательской работы учащихся; познакомить с правилом написания мягкого знака в именах существительных с шипящим звуком на конце; выработать алгоритм правописания мягкого знака в именах существительных после шипящих.

     2) развивающие:  развивать интеллектуальные и коммуникативные способности учащихся, мышление, внимание. 

    3) воспитывающие: создать условия для воспитания у учащихся толерантного отношения друг к другу, уважения к мнению других, умения работать дружно в паре, группе.

    Личностные УУД: формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к изучению русского языка через открытие новых знаний, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем, учащимися.

    Регулятивные УУД: формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения проблемного вопроса, умение контролировать и оценивать свою деятельность и деятельность партнёра.

    Познавательные УУД: развивать умение выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы, выстраивать алгоритм по решению выделенной проблемы.

    Коммуникативные УУД: развивать умение работать в парах, группах, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли.

     Межпредметные связи: русский язык, информатика, окружающий мир

    Этапы урока

    Деятельность учителя

    Деятельность ученика

    Формируемые УУД

    1. Самоопределение к деятельности. Организационный момент

    Цель: Создать условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебный процесс

    Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя:

    - Встряхнулись, потянулись, улыбнулись друг другу и настроились на серьёзный лад.

    Подготовка класса к работе

    Личностные: самоопределение; выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое.

    Регулятивные: целеполагание;

    Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

    2. Актуализация знаний.

    Чистописание

    Цель: Организовать актуализацию изученных способов действий достаточных для изложения проблемного материала.

    Выявляет уровень знаний.

    - Послушайте стихотворение В. Кремнева « Мышь и камыш». Какой согласный звук встречается в стихотворении чаще всего?

    Камышам пищала мышь:
    — Шорох ваш нарушил тишь!
    Шепчут шумно камыши:
    Тише, мышка, не шурши!
    Шелест твой услышит кошка.
    Шла бы к бабушке, ты, крошка!
    Не послушаешься, мышка,—
    Кошка сцапает, глупышка!

    - (ш).

    Дайте характеристику. Какие еще шипящие звуки вы знаете? Что вы о них знаете? Какими буквами они обозначаются?

    Придумайте и запишите цепочку из этих букв: ж, ш, ч, щ.

    Выполняют задание, тренируют отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.










    Записывают буквы, дают характеристику звуков

    Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

    Познавательныелогические – анализ объектов с целью выделения признаков, рассуждения.

    3. Постановка учебной задачи. Проблемное изучение нового материала.

    Цели: 1) Зафиксировать причину затруднения.

    2) Организовать подводящий диалог по проблемному объяснению нового материала.

    3) Организовать уточнение и согласование темы урока.

    4) Соотнесение нового знания с правилом в учебнике.









    Активизирует знания учащихся.

    Создает проблемную ситуацию.

    Мягкий знак – хитрый знак 
    Не сказать его никак.
    Он не произносится, 
    А в слово часто просится.

    - Есть ли ь в этих словах и для чего он служит ?

    кон-ки

    друз-я

    ладон-

    вороб-и

    роял-

    лист-я

    доч-

    луч-

    Почему эти слова вызвали затруднение?

    Проблема: Почему у одних существительных с шипящими на конце пишется мягкий знак, а у других – нет?

    Можете дать ответ?

    - Вот эту проблему нам сегодня на уроке нужно решить.

    Ставят цели, формулируют тему урока.

    Записывают слова в тетрадь





    это имена существительные, есть ь знак

    - показатель мягкости

    -разделительный ь знак


    Орфограмма не изучена.

    Обратимся к орфографическому словарю.

    Узнаем новую роль ь знака в конце существительных после шипящих


    (сущ с шипящими).

    Регулятивные: целеполагание;

    Коммуникативные: постановка вопросов

    Познавательныеобщеучебные – самостоятельное выделение –формулирование познавательной цели; развитие умения опираться на свой субъективный опыт; логические – формулирование проблемы.

    4. Построение проекта выхода из затруднения.

    Цель: Организовать выявление типовых заданий, где возможно использование нового способа действий.


    Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.

    Нож, рожь, врач, дочь, товарищ, вещь, ковш, мышь.

    - Что объединяет слова?

    Поработайте в паре и запишите слова в 2 группы. Какие?

    -Почему в одних словах с шипящими пишется ь знак, а в других нет? Сделаем вывод. Где мы можем его проверить? Верный ли вывод мы сделали?

    Мягкий знак после шипящих в именах существительных указывает на ж.р

    Построение алгоритма

    - Как надо действовать, чтобы не ошибиться в написании ь знака на конце существительных после шипящих?

    Поработайте в группах и составьте алгоритм:

    -Что нужно сделать сначала?

    -Что потом?

    На доске появляется схема:

    Это имя существительное?

    На конце шипящий?

    Существительное в единственном числе?

    Определяем род

    Ж.р.- пишем ь

    М.р.- не пишем ь.

    Составляют план достижения цели и определяют средства








    В группах формулируют правило и составляют алгоритм.

    Регулятивные: планирование, прогнозирование;

    Познавательные: моделирование, логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование;

    Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

    5. Физминутка

    Мы устали чуточку,
    Отдохнём минуточку
    .

    Я буду называть имена существительные если у существительных после шипящих пишется ь знак вы хлопайте , если нет приседайте.

    Ёж, лещ, печь, товарищ, обруч, тишь, рожь, скрипач, молодёжь, багаж, дочь.

    Выполняют гимнастику.

    6. Первичное закрепление знаний. Самостоятельная работа по эталону с самопроверкой.

    Цель: Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении поставленных задач в коллективной и самостоятельной работе.

    Устанавливает осознанность ситуации. Организует деятельность по применению новых знаний.

    Пользуясь нашей схемой -алгоритмом выполним упражнение 18 стр. 13 по цепочке.

    Самостоятельная работа.

    Упр.19 стр.13

    Самопроверка по эталону, оценивание.

    Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух.

    Выполняют, используют памятку.

    Запись слов с объяснением.

    Работа в парах

    Осуществляет самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

    Регулятивные: контроль, оценка, коррекция;

    Познавательныеобщеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия.

    Коммуникативные: контроль, коррекция, оценка действий партнера.

    7. Рефлексия деятельности (итог урока).

    Цель: Зафиксировать новое содержание изученного на уроке, оценить собственную деятельность.

    -Чёрная птица, вестник наступающей весны-…( грач).

    -Предмет, на котором ездил Емеля-…(печь).

    -После вечера наступает-…(ночь).

    -Суп со свёклой и другими овощами-…(борщ).

    -В поле колосится золотая-…(рожь).

    -Непроходимая, лесная-…( глушь).

    -Футбольное соревнование-…(матч).

    -Плохое настроение вместе с капризами-…(плач).

    - Место, где купаются и загорают-…( пляж).

    Взаимопроверка. Оцените свою работу на линеечках. Активность, понимание, правильность


    https://fsd.multiurok.ru/html/2017/10/06/s_59d7df608f516/704906_1.pnghttps://fsd.multiurok.ru/html/2017/10/06/s_59d7df608f516/704906_1.pnghttps://fsd.multiurok.ru/html/2017/10/06/s_59d7df608f516/704906_1.png

    Взаимопроверка, оценивание

    Грач, печь, ночь, борщ,рожь, глушь, матч, плач, пляж.

    Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, осуществлять самоконтроль.

    Познавательные: рефлексия;

    Личностные: смыслообразование, способность  к самооценке, Регулятивные:

    оценивать результаты деятельности, формировать адекватную самооценку.

    Коммуникативные:

    проявлять активность в деятельности.

    8. Домашнее задание.

    Упр.21 стр.14, стр.13 выучить правило

    Личностные:
    осознавать смысл изучения правописания «ь» после шипящих на конце имён существительных женского рода


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Технологическая карта урока русского языка ,2 класс,УМК "Система Занкова Л.В,"

    Урок представлен в форме технологической карты. Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. ...

    Технологическая карта урока русского языка. 4 класс

    Представлена технологическая карта урока русского языка в 4-ом классе 1-я четверть. Тема "Имя существительное как часть речи, его грамматические признаки". Система Занкова...

    Технологическая карта урока. Русский язык. 2 класс. УМК «Начальная школа XXI века»

    технологическая карта урока русского языка проведённого во 2 классе. УМК "Начальная школа XXI века" Тема урока. правописание слов с сочетаниями жи-ши....

    Технологическая карта урока Русский язык. 4 класс. ОС «Школа 2100» Учитель ГБОУ лицея №64 Кузнецова Татьяна Григорьевна Урок № 31

    Тема:  Отличие простого предложения от сложного. Запятая в сложном предложении с бессоюзной связью.Цель: Сформировать умение ставить знаки препинания (запятую) в сложном предложении с бессоюзной ...

    Итоговая работа по теме: «Проектирование современного урока, направленного на формирование УУД с учётом требований ФГОС» (Технологическая карта урока русского языка 1 класс УМК «Перспектива»)

    laquo;Формирование  универсальных  учебных действий  на уроках в начальной школе».    Главная  цель работы над темой:Создание условий  для формирования у...

    Технологическая карта урока русский язык ,3 класс по адаптированной образовательной программе для детей с ЗПР. Тема урока : Как найти в слове корень?

    Технологическая карта урока  русский  язык ,3 класс по адаптированной образовательной программе для детей с ЗПР. Тема урока : Как найти в слове корень?...

    Технологическая карта урока русского языка. 3 класс. Однородные члены предложения. Урок - фольклорный праздник "За околицей".

    Представлена технологическая карта урока русского языка. 3 класс. Однородные члены предложения....