Безударная глассная в корне слова, проверяемая ударением
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Фурзанова Наталья Васильевна

Представлен конспект урока по русскому языку "Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_russkiy.doc95.5 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК   РУССКОГО ЯЗЫКА ПО ТЕМЕ:

                            «Безударная гласная в корне слова».

Цель деятельности учителя: Создать условия для формирования  и проверки умения находить безударные гласные в корне слова и проверять их.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Совершенствовать умения находить в словах буквы, обозначающие безударные гласные звуки;  находить проверочные слова с помощью подбора слов-родственников или изменения формы слова;

Метапредметные:

  • Познавательные УУД: делать выводы о результате совместной работы группы;
  • Регулятивные УУД: определять  и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; работать по предложенному учителем плану;
  • Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной форме, высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом, данным учителем (карточки, презентационные слайды, учебник).

Личностные:

  • продолжить формирование ответственности, интереса к изучению русского языка;
  • Учиться понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

Тип урока: Закрепление и проверка знаний.

Форма урока: игра-путешествие.

Формы организации познавательной деятельности: групповая, парная, индивидуальная.

Методы: словесный, частично - поисковый, наглядный.

Оборудование: классная доска, экран,  проектор.

Демонстрационный материал:  презентация.

План урока:

I. Организационный момент   

- Прозвенел звонок, начинается урок русского языка. Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. Глубоко вздохните и выдохните. Выдохните обиды, злость, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть раннего утра. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг другу.

- Сегодня на уроке русского языка у нас присутствуют гости. Давайте поздороваемся с ними, посылая свои добрые улыбки гостям и друг другу.

Сегодня у нас не просто урок русского языка, а урок-путешествие в страну Русского языка. А мы не ученики, а путешественники. Наши тетради – это записные книжки путешественников.

- А теперь откроем свои записные книжки, положим их правильно, вспомним правило посадки при письме и запишем дату нашего путешествия.

(Запись числа)

II. Подготовка детей к изучению нового материала через постановку проблемной ситуации.

- Ребята, послушайте внимательно.

      Дима написал своему другу Пете записку: «Приходи с мечом, сыграем». Старшая сестра Димы, Оля, ходила в магазин, что расположен рядом с домом, где живёт Петя, и передала записку.

- Ну, как? – спросил Дима сестру.

- Отнесла. Сказал, что к шести часам вечера придёт.

В шестом часу вечера Дима собрал ребят во дворе.

- Мяч будет! Петька принесёт, я ему записку написал, он обещал.

Ровно в шесть часов пришёл Петя. Вместо мяча у него в руках было оружие фехтования – длинный деревянный меч. Все ребята засмеялись.

- Почему так получилось?

- Какое правило не знал Дима? Как проверить?

– Как правильно записать это слово?

 

 

– Исходя из этой проблемы, назовите тему нашего урока? (Тема нашего урока – «Правописание безударных гласных в корне слова».)

 

– Какие задачи поставите перед собой? (Научиться правильно писать слова с безударной гласной в корне.)

  • будем   подбирать проверочные слова
  • правильно записывать слова с безударной гласной в корне
  •  применять алгоритм проверки безударной гласной  в корне

- Это и будет темой нашего урока. На уроке мы обобщим наши знания о безударных гласных в корне слова, проверяемых ударением.

III. Повторение ранее изученного материала.

  – Дорога будет нелёгкая, и нам пригодится наш багаж знаний. Прежде чем отправиться в путешествие, давайте проверим наш багаж знаний по данной теме.

Вспомним ответы на вопросы.

http://www.openclass.ru/sites/default/files/rus2.jpg

- Что надо проверять? (безударную гласную)

- Где надо проверять? (в корне слова)

- Как надо проверять? (подобрать проверочное слово)

- Чем проверять? (ударением)

 -На какие группы вы бы поделили гласные буквы.

 -Для минутки чистописание мы возьмём буквы, которые обозначают мягкость согласных.

        Ие, Ия.

IV. Итак, начинаем наш путь.

- Идти мы будем, ориентируясь по карте. На пути нам встретится Долина Безударных гласных, Лесная Полянка, город Грамотеевск и, преодолев все испытания, мы должны вернуться в родную школу.

- Итак, перед нами – Долина Безударных гласных.

1. В Долине Безударных гласных вас встречают гномы. Им нужно помочь починить дом.

А для этого давайте вспомним алгоритм проверки безударной гласной.

Алгоритм 

•  Прочитай слово.

•  Поставь ударение.

•  Выдели корень.

•  Определи безударную гласную.

•  Подбери проверочное слово.

В.дро, б.льница, ст.рик, зв.нок, тр.винка, пч.ла, св.сток, п.тно,  шк.фы, л.нейка.

А  о   е   и   я

2.Составьте с любым из слов предложение и запишите его в тетради.

3. Перед вами второе   испытание. На экране дан набор слов.

Вставьте пропущенные буквы.

- На какие группы вы можете их распределить и по какому признаку?  

В. лна, б. реза, тр. ва, яг. да, р. ка, к. пуста.

(Дети записывают слова в тетради, а один ученик у доски)

- А теперь скажите, на какие две группы эти слова можно разделить?

1 группа - слова с проверяемой безударной гласной,

2 группа - слова с непроверяемой безударной гласной

- Почему?

( К словам волна, трава, река можно подобрать проверочные слова волны, травы, реки, а слова береза, ягода, капуста - словарные, безударные гласные ударением не проверяются)

- Правильный ответ. Давайте проверим.

- Вы хорошо поработали и прошли Долину Безударных гласных.

V.  Но впереди новое испытание  – Лесная Полянка.

      Предлагаю пройти  следующее испытание   - работая  в парах.

Работа в паре.

- Чтобы проверочные слова быстро приходили в голову, надо почаще собирать гнёзда родственных слов. На листочке записан «корень», вам нужно найти его родственников и записать.

мор - моряк, море, мореплаватель, морской

дар - подарок, дарить, дарственный

гор - гора, горный

гриб - грибной, грибок, грибочек

вод - водный, водичка, водяной, водолаз

ход - поход, ходить, вход, заход

лес - лесной, лесник, лесистый

боль - болеть, больной, болячка

сын – сынок, сыночек, сынишка

дом – домик, домишко

слон – слониха, слонёнок

берёз – берёзовый, берёза, березняк.

- Давайте проверим (зачитываются слова от каждой пары).

VI.ФИЗМИНУТКА

На болоте две лягушки,

Две зелёные подружки

Утром рано умывались,

Полотенцем растирались,

Ножками топали,

Ручками хлопали,

Вправо влево наклонялись

И обратно возвращались.

Вот здоровья в чём секрет -

Всем друзьям физкульт - привет!

- Отдохнули и продолжаем работать

VII.Вот мы и добрались до города «Грамотеевска».

- Но и здесь нас ждут испытания, приготовленные профессором Грамотейкиным.

Работа в группах.

Напоминаю правила работы.

- Я даю каждой группе одно  предложение, в котором есть слова с безударными гласными.

Время работы -3 минуты. Ваша задача над словом надписать проверочное слово и вставить нужную букву.

Наступила х . лодная з . ма.

 Снег  зав.лил с. довые дорожки.

 Птицы з_ мой г_ л_ дают.

 Дети устроили для птиц к . рмушки.

Девочки насыпали пш_на.

Г_лодные птицы быстро скл_вали корм.

- Выслушаем каждую группу. Если вы не согласны с ответом, после -  аргументируете свое несогласие.

- Что у нас с вами получилось?  О чем в тексте говорится? Какой темой связаны все предложения?

- Ребята, какое задание вы можете предложить с  этим текстом?

- Придумайте название тексту. Время работы - 1 мин.

- У кого наиболее точно найден заголовок (тема)?

 - А как вы помогаете птицам?

    -Послушайте стихотворение Александра Яшина

Покормите птиц зимой.

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна —

И не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их — не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

          Если будем успевать, то этот текст нужно будет записать в тетрадь.

Вы справились с заданием в городе Граматейске и возвращаемся в школу.

VIII. А в школе вас ждёт самое трудное испытание вам надо всем вместе ответить на вопросы теста. Тест  из электронного приложения к учебнику.

Проверим свои записные книжки и посмотрим, кто аккуратно и красиво всё записывал выходит к доске.

IX. Самооценка собственной работы на уроке.

 У вас у каждого есть маршрутные листы, где вы оценивали свою работу на уроке.

  - Я доволен своей работой. У меня всё получилось.

  - Мне было трудно. Были ошибки.

  - У меня  есть еще пробелы в знаниях. Мне нужна помощь.

X. Домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок – игра по русскому языку по теме «Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением. Обобщающий урок».

Обобщающий урок по теме "Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением" проводится в форме игры "Что? Где? Когда?". Урок разработан для проведения в 3 классе с учётом регионального компонент...

План урока русского языка по теме:"Повторение. Бузударные глассные в корне слова, проверяемые ударением".

Ребята совершенствуют умение распознавать проверяемые безударные гласные в корне слова, проверять их....

«Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением».

Урок закрепления. Систематизировать знания детей по теме: «Правописание безударных гласных в корне слова»...

Презентация "Безударные гласные в корне слов, проверяемые ударением"

В презентации содержится занимательный материал для уроков русского языка по теме "Безударные гласные"...

Урок – исследование по теме: «Правописание слов с безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением» 2 класс

Урок разработан в системе развивающего обучения Л.В. Занкова.  Постановка обучающимися проблемы, как определить правильное написание безударной гласной в корне слова, заставляет  провести кр...