Главные вкладки

    Задания и упражнения для отработки произношения твердых и мягких согласных
    консультация по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс)

    МУЗАФАРОВА КУЛЯШ МОЛДАБАЕВНА

    Задания и упражнения
    для отработки произношения
    твердых и мягких согласных

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл tverdye_i_myagkie.docx239.13 КБ

    Предварительный просмотр:

    ЗАДАНИЯ И УПРАЖНЕНИЯ
    ДЛЯ ОТРАБОТКИ ПРОИЗНОШЕНИЯ
    ТВЕРДЫХ И МЯГКИХ СОГЛАСНЫХ

    1. Назови гласные звуки первого ряда; второго ряда. Как образуются гласные второго ряда?

    Гласные звуки

    Звук

    Схема

    Рот

    Губы

    А

    Раскрыт на 2 пальца

    Свободно раскрыты

    О

    Раскрыт на 1 палец

    Округлены

    Э

    Раскрыт на 1 палец

    Растянуты

    У

    Неплотно закрыт

    Вытянуты трубочкой

    Ы

    Неплотно закрыт

    Растянуты в улыбку

    И

    Неплотно закрыт

    Растянуты в улыбку

    Гласные буквы второго ряда

    Буква

    Произне-
    сение  

    Рот (при произнесении
    второго элемента)

    Губы (при произнесении
    второго элемента)

    Я

    Й + А

    Раскрыт на 2 пальца

    Свободно раскрыты

    Ё

    Й + О

    Раскрыт на 1 палец

    Округлены

    Е

    Й + Э

    Раскрыт на 1 палец

    Растянуты

    Ю

    Й + У

    Неплотно закрыт

    Вытянуты трубочкой

    2. Составь слоги. Придумай слова с этими слогами.

                                                  

                                             

                                             

                                             

                                             

                                             

                                             

                 

    3. Игра с перекидыванием мяча.

    Взрослый называет слоги с гласными первого ряда, ребёнок отвечает ему слогом с тем же согласным звуком и гласной второго ряда. Затем взрослый и ребёнок меняются ролями.

    4. Прочитай слоги:

    5. Расскажи стихотворение.

    БУКВА-КАПЛЯ

    Нарисуем мягкий знак

    Нежно капелькой,

    Вот так: ь.

    Букву капелька смягчит –

    Слово мягко прозвучит.

                            В. Степанов

    * * *

    Мягкий знак – хитрый знак.

    Не сказать его никак.

    Он не произносится,

    Но в слово часто просится.

    Почему у дома УГОЛ

    Превратился сразу в УГОЛЬ

    Без пожара, просто так?

    Это сделал мягкий знак.

    Сделать нам не так уж трудно,

    Чтоб на МЕЛЬ не село судно:

    Мягкий знак перечеркнуть –

    И свободен водный путь.

    Корабли, плывите смело!

    Стала МЕЛЬ кусочком МЕЛА.

                            Е. Измайлов

    6. Объясни, чем отличаются слова в парах:

    угол – уголь                                шест – шесть

    мел – мель                                хор – хорь

    стал – сталь                                мыл – мыль

    ел – ель                                        цел – цель

    лез – лезь                                        вес – весь

    брат – брать                                кров – кровь

    кон – конь                                был – быль

    плакат – плакать                        пыл – пыль

    7. Вставь букву «Я»:

    Кат__                        Вал__                вол__

    пр__ник                        п__тка                м__тый

    в__нут                        в__лый                м__со

    Ол__                        Ал__                        овс__нка

    п__тна                        Кол__                Зо__

    вс__кий                        л__мка                сл__коть

    8. Вставь букву «Ё»:

    Ал__на                        с__ла                        кост__р

    п__с                        по__м                кл__н

    бр__вна                        с__мга                н__с

    Л__ва                        ков__р                ов__с

    т__с                        сл__зы                св__кла

    пл__тка                        ор__л                л__д

    в__дра                        м__д                        р__в

    ут__нок                        кл__ст                ув__л

    тел__нок                        козл__нок                 порос__нок

    9. Вставь букву «Е»:

    м__тка                        сл__д                м__б__ль

    л__с                        в__рба                в__рблюд

    кл__тка                        в__тка                д__ла

    в__ра                        с__тка                кам__нь

    в__с                        т__сто                с__л

    пл__д                        м__сто                л__б__дь

    р__пка                        м__х                        вороб__й

    з__бра                        в__ла                        солов__й

    в__ны                        м__л                        м__ра

    10. Вставь букву «Ю»:

    сал__т                        л__ди                пл__шка

    кл__ч                        р__шка                кл__нул

    кл__ква                        кл__вы                бр__ква

    Л__ба                        бр__ки                тр__к

    пл__с                        кр__к                кр__чок

    сл__да                        Н__ра                спл__

    бл__да                        из__м                кл__чик

    ут__г                        л__к                        пл__щ


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Исправление нарушений письменной речи.Применение таблицы « Твердые и мягкие согласные» при изучении данного раздела на логопедических занятиях в коррекционной школе VIII вида .

    У умственно отсталых детей в результате органического поражения коры головного мозга происходит нарушение восприя­тия, памяти, внимания нарушается деятельность различных а...

    Конспект занятия по логопедии "Дифференциация твердых и мягких согласных"

    Конспект логопедического занятия, для  учащихся 2 класса с логопедическим заключением дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза....

    Конспект группового логопедического занятия на тему: Первый способ обозначения мягкости согласных на письме (с помощью гласных II ряда). Дифференциация твердых и мягких согласных.

    Конспект группового логопедического занятия. Тема: Первый способ обозначения мягкости согласных на письме (с помощью гласных II ряда). Дифференциация твердых и мягких согласных.Он ориентирован на...

    презентация к уроку "Твердые и мягкие согласные"

    урок русского языка в 1 классе для объяснения нового материала...

    Дистанционное обучение. Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости согласных звуков на письме.

    Помощник по русскому языку. 1 класс. Дистанционное обучение для болеющих и отстающих учеников....