План-конспект урока по русскому языку. "Имя существительное". з класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Овчинникова Юлия Михайловна
Тема: Имя существительное. 3 класс Цель: обобщить и систематизировать знания детей о части речи – имени существительном. Задачи: Образовательные:  закрепить знания учащихся об имени существительном,  повторить грамматические признаки данной части речи;  совершенствовать умение различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные,  определять их род, число и склонение;  закреплять умения и навыки учащихся в определении грамматических признаков имен существительных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka._imya_sushchestvitelnoe._3_klass.docx24.31 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Имя существительное. 3 класс

Цель: обобщить и систематизировать знания детей о части речи – имени существительном.

Задачи:

Образовательные: 

  • закрепить знания учащихся об имени существительном,
  • повторить грамматические признаки данной части речи;
  • совершенствовать умение различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные,
  • определять их род, число и склонение;
  • закреплять умения и навыки учащихся в определении грамматических признаков имен существительных.

Развивающие:

  • развивать речь, память, мышление, внимание;
  • способствовать развитию орфографической зоркости, познавательной активности учащихся, обогащению словарного запаса;
  • прививать навыки самоконтроля, навыки каллиграфического письма;

Воспитательные: воспитывать умение работать в коллективе,

  • умение работать в группе;
  • воспитывать интерес к изучаемому предмету;
  • воспитывать положительные черты учащихся (усидчивость, трудолюбие, самостоятельность)

ХОД УРОКА

1.Организационный момент.

- Сегодня мы с вами проводим открытый урок русского языка, к нам пришли гости – педагоги нашей школы. Поприветствуем гостей улыбкой. Садитесь, пожалуйста.

-  С каким настроением вы пришли на урок? Покажите на карточках.

(Дети поднимают карточки с грустными и весёлыми человечками).

- Замечательно! Я желаю вам, чтобы ваше настроение осталось таким до конца урока.

(Хотелось бы, чтобы ваше настроение изменилось в течение урока в лучшую сторону).

А теперь проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят,
Все ль внимательно глядят?

Все ль готовы слушать,

Думать и запоминать?

- Если вы готовы, начинаем урок.

2.     Постановка темы и целей урока.

-   Давайте вспомним о чем мы говорили на предыдущих уроках. Отгадайте загадку и назовите тему урока:

Всё что существует, оно обозначает,

на вопросы кто? и что? верно отвечает

А чтоб не обижался весь честной народ

оно всегда имеет и число и род.

У него к тому же три склонения есть

Падежей различных сразу целых шесть (имя существительное)

●Сегодня мы с вами закрепим знания по теме «Имя существительное». Цель нашего урока - выявить знатоков темы «Имя существительное». Работать будем дружно, сплоченно. Помогать друг другу.

●Обобщим всё, что  узнали об имени существительном,о его постоянных и непостоянных признаках.

●Какие признаки существительного вы услыхали из загадки? (число,род, падеж,склонение, вопросы,)

3.Минутка чистописания.

Откройте рабочие тетради, запишите сегодняшнее число. Обратите внимание на подчеркнутые орфограммы.

– И сейчас с хорошим настроением и с радостным чувством мы переходим к минутке красивого письма.

Ве  Ву  Вл  Во  Вб  Вг

Всякая дорога вдвоем веселей.

4.Словарная работа. 

1.Синоним к слову холод ( мороз).

2. Тонкий снежный слой  на деревьях (иней).

3.Сильный ветер со снегом ( метель).

4. Верхняя одежда из меха ( шуба).

5. Без нее нельзя обойтись в игре на льду ( шайба).

6. Самое холодное время года ( зима).

Самопроверка. Проверьте, как вы написали данные слова.

–Как называются слова, в которые вы вставляли буквы? (Словарные слова)
– Какой частью речи являются? (Эти слова имена существительные)

5. Актуализация опорных знаний.

- Давайте вспомним, какая часть речи называется именем  существительным?

(Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы  КТО? ЧТО? и обозначает предмет.)

- Только ли предмет может обозначать имя существительное?

(Нет. Имя существительное может обозначать не только предмет, но и явления природы (дождь, ветер), события (праздник), животный и растительный мир (медведь, роза).

- Почему у имени существительного два вопроса?

(Одушевленные существительные отвечают на вопрос КТО? Неодушевленные существительные отвечают на вопрос ЧТО?)

- А сейчас давайте вспомним, почему иногда имя существительное называют собственным?

(Собственное имя даётся какому-нибудь предмету, чтобы отличить его от других таких же предметов. К собственным существительным относятся фамилии, имена, отчества людей, географические названия, клички животных, названия газет, журналов и др. названия. Остальные имена существительные нарицательные.

- Приведите примеры собственных и нарицательных существительных.

- Как пишутся собственные и нарицательные существительные?

(Имена собственные пишутся с большой буквы. Имена нарицательные пишутся с маленькой буквы).

- Что вы знаете о роде имён существительных?

(Имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода).

- Как изменяются имена существительные?

 (Имена существительные имеют два числа: единственное и множественное. Единственное число обозначает один предмет, множественное число обозначает два или несколько предметов. Например: журнал – журналы).

- Что мы ещё не сказали о существительном?
(Имена существительные бывают трёх склонений. К 1 склонению относятся существительные м.р. и  ж.р. с окончаниями – а, -я. Например: дорога, земля, дедушка. Ко 2 склонению относятся существительные м.р. с нулевым окончанием и ср.р. с окончаниями – о, -е. Например: порт, горизонт, поле. К 3 склонению относятся существительные ж.р. с нулевым окончанием, оканчивающиеся на ь).

- Вот какое богатое имя существительное. Сколько грамматических признаков имеет эта часть речи.

- Для чего,  по-вашему мнению, надо изучать имена существительные?

(Чтобы правильно употреблять имена существительные в устной и письменной речи).

- Правильно. Молодцы.

- Далее на уроке мы будем выполнять различные задания, а в конце урока вас ждёт экспресс-опрос.

6. Работа по теме.

А).Игра «Четвертый лишний»

Задание: - Какое слово лишнее   в каждом ряду? Почему? 

1)   Лес, хлеб, матрешка, собака

2) Инженер, агроном, класс, учитель

3) Книги, солнце, карандаши, тигры

4)   Воздух, газета, звезда, белка

3. Физминутка

Отдых наш – физкультминутка.

Занимай свои места.

Раз - присели, два - привстали,

Руки кверху все подняли.

Сели, встали, сели, встали-

А потом пустились вскачь,

Будто мы - упругий мяч.

Б)  Работа в группах ( карточкам)- «Кто быстрее?»

1 группа

Из данных слов составить предложения так, чтобы получились пословицы. Найти имена существительные. Объяснить значение пословиц.

  • Кормит, лень, портит, а, труд;
  • труд, перетрут, терпенье, и, все;
  • почет, рядом, труд, живут, и;

2 группа

Расставить знаки препинания, вставить пропущенные буквы, указать падеж имен существительных.

Взл…тают кружатся и падают осен...ие лист…я. В...ётся в воздухе тонкая паутинка. Цв…ты и травы высыпали в землю семена.

3 группа

Составить  словосочетания, поставив существительные в нужную форму. Определить склонение.

Готовились к (отлет), вышел из (лес), кусочек (пирог), остался без (работа), крепость из (песок), плыли по (река), тетрадь (сестра), добежали до (дом).

В) Коллективная работа ( в тетради)

Совершенствование умения выделять в тексте сущ-ые, определять у них склонение, род.

Из леса вышел на берег бурый медведь. Зверь повел носом и фыркнул. Устраивает берлогу мишка в чаще леса.

Г) Морфологический разбор

Из леса – (из чего?) сущ., н.ф. – лес.,неод., нариц., м.р., 2скл.,ед.ч.

   Д) Экспресс-опрос «Да или нет»

- А теперь я хочу проверить, как вы усвоили материал по теме «Имя существительное» и ответить на вопросы. У каждого из вас на парте  есть два квадрата. Один- красный, другой – зеленый. Если вы согласны с утверждением, то поднимаете зеленый, если нет- то красный. Условие понятно? Тогда начинаем.

1. Имя существительное отвечает на вопросы кто? что? (зел).

2. Небо – это существительное мужского рода (крас).

3. Сорока, яблоня, земля – это неодушевлённые существительные (крас).

4. К 1 склонению относятся имена существительные женского и мужского рода с окончаниями –а, -я (зел).

5. Собственные имена существительные пишутся с маленькой буквы (крас).

7. Имена существительные имеют род? (зел)

7. Домашнее задание.           Творческая работа

Имя существительное хочет дать вам  задание, в котором надо записать текст в тетради, вставляя нужные имена существительные.
Прочитайте текст.
Помоги птицам.
Голодно птицам …….. . Вот и летят они к ……. человека. Алёша и Женя смастерили для птиц ……… . Они насыпали туда зёрен и семян. Слетелись к кормушкам снегири, …….. . Ребята, помогайте …… зимой!

Чего здесь не хватает? Подумай, какие существительные можно вставить в этот текст. ( Зимой, жилью, кормушки, синички, птицам.)

      8. Итог урока. Рефлексия

- Наш урок подходит к концу. Давайте подведём итог.

- О какой части речи мы вели разговор на уроке?

- Какие признаки имени существительного мы повторили?

(Мы повторили, что имена существительные отвечают на вопросы кто?, что? Обозначают предметы. Бывают одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные, имеют род, число, падеж и склонение).

- Какой вид работы вам особенно запомнился и понравился?

- Какие задания вызвали затруднения?

- Я надеюсь, что на последующих уроках мы вместе сможем преодолеть все сложности, которые у вас возникли.

- Я хочу спросить, кто может сегодня про себя сказать:

- Я молодец!

- Я старался, но мне помогали.

- Не все получалось.

- Мне было лень.

- Всем спасибо. Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект проблемного урока по русскому языку 4 класс

Цели:         - заинтересовать учащихся изучением новой темы «Имя прилагательное»;          -учить классифици...

План- конспект открытого урока по русскому языку (обучение письму) в 1 «В» классе.

данный урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС...

План-конспект открытого урока по русскому языку "Главные и второстепенные члены предложения", 2 класс.

Урок составлен в соответствии  с требованиями ФГОС,  показывает работу обучающихся  с помощью системно-деятельностного метода, видна адекватная самооценка детей....

План – конспект открытого урока по русскому языку на тему:Роль имен существительных в речи. Многозначные слова, синонимы, антонимы.

Тип урока:  закрепление изученного материала. Цели урока:1) Обучающая:-закрепить знания учащихся о  роли имен существительных в речи;-формировать умение подбирать синонимы и антонимы к ...

План- конспект открытого урока по русскому языку "Одушевленные и неодушевленные имена существительные". 2 класс.

Данный урок построен в соответствии с ФГОС на основе информационно-коммуникативной технологии.  Представлен по ходу изучения раздела «Части речи». На уроке были учтены возрастные и пс...