План-конспект урока по русскому языку. "Имя существительное". з класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka._imya_sushchestvitelnoe._3_klass.docx | 24.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Имя существительное. 3 класс
Цель: обобщить и систематизировать знания детей о части речи – имени существительном.
Задачи:
Образовательные:
- закрепить знания учащихся об имени существительном,
- повторить грамматические признаки данной части речи;
- совершенствовать умение различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные,
- определять их род, число и склонение;
- закреплять умения и навыки учащихся в определении грамматических признаков имен существительных.
Развивающие:
- развивать речь, память, мышление, внимание;
- способствовать развитию орфографической зоркости, познавательной активности учащихся, обогащению словарного запаса;
- прививать навыки самоконтроля, навыки каллиграфического письма;
Воспитательные: воспитывать умение работать в коллективе,
- умение работать в группе;
- воспитывать интерес к изучаемому предмету;
- воспитывать положительные черты учащихся (усидчивость, трудолюбие, самостоятельность)
ХОД УРОКА
1.Организационный момент.
- Сегодня мы с вами проводим открытый урок русского языка, к нам пришли гости – педагоги нашей школы. Поприветствуем гостей улыбкой. Садитесь, пожалуйста.
- С каким настроением вы пришли на урок? Покажите на карточках.
(Дети поднимают карточки с грустными и весёлыми человечками).
- Замечательно! Я желаю вам, чтобы ваше настроение осталось таким до конца урока.
(Хотелось бы, чтобы ваше настроение изменилось в течение урока в лучшую сторону).
А теперь проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят,
Все ль внимательно глядят?
Все ль готовы слушать,
Думать и запоминать?
- Если вы готовы, начинаем урок.
2. Постановка темы и целей урока.
- Давайте вспомним о чем мы говорили на предыдущих уроках. Отгадайте загадку и назовите тему урока:
Всё что существует, оно обозначает,
на вопросы кто? и что? верно отвечает
А чтоб не обижался весь честной народ
оно всегда имеет и число и род.
У него к тому же три склонения есть
Падежей различных сразу целых шесть (имя существительное)
●Сегодня мы с вами закрепим знания по теме «Имя существительное». Цель нашего урока - выявить знатоков темы «Имя существительное». Работать будем дружно, сплоченно. Помогать друг другу.
●Обобщим всё, что узнали об имени существительном,о его постоянных и непостоянных признаках.
●Какие признаки существительного вы услыхали из загадки? (число,род, падеж,склонение, вопросы,)
3.Минутка чистописания.
Откройте рабочие тетради, запишите сегодняшнее число. Обратите внимание на подчеркнутые орфограммы.
– И сейчас с хорошим настроением и с радостным чувством мы переходим к минутке красивого письма.
Ве Ву Вл Во Вб Вг
Всякая дорога вдвоем веселей.
4.Словарная работа.
1.Синоним к слову холод ( мороз).
2. Тонкий снежный слой на деревьях (иней).
3.Сильный ветер со снегом ( метель).
4. Верхняя одежда из меха ( шуба).
5. Без нее нельзя обойтись в игре на льду ( шайба).
6. Самое холодное время года ( зима).
Самопроверка. Проверьте, как вы написали данные слова.
–Как называются слова, в которые вы вставляли буквы? (Словарные слова)
– Какой частью речи являются? (Эти слова имена существительные)
5. Актуализация опорных знаний.
- Давайте вспомним, какая часть речи называется именем существительным?
(Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы КТО? ЧТО? и обозначает предмет.)
- Только ли предмет может обозначать имя существительное?
(Нет. Имя существительное может обозначать не только предмет, но и явления природы (дождь, ветер), события (праздник), животный и растительный мир (медведь, роза).
- Почему у имени существительного два вопроса?
(Одушевленные существительные отвечают на вопрос КТО? Неодушевленные существительные отвечают на вопрос ЧТО?)
- А сейчас давайте вспомним, почему иногда имя существительное называют собственным?
(Собственное имя даётся какому-нибудь предмету, чтобы отличить его от других таких же предметов. К собственным существительным относятся фамилии, имена, отчества людей, географические названия, клички животных, названия газет, журналов и др. названия. Остальные имена существительные нарицательные.
- Приведите примеры собственных и нарицательных существительных.
- Как пишутся собственные и нарицательные существительные?
(Имена собственные пишутся с большой буквы. Имена нарицательные пишутся с маленькой буквы).
- Что вы знаете о роде имён существительных?
(Имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода).
- Как изменяются имена существительные?
(Имена существительные имеют два числа: единственное и множественное. Единственное число обозначает один предмет, множественное число обозначает два или несколько предметов. Например: журнал – журналы).
- Что мы ещё не сказали о существительном?
(Имена существительные бывают трёх склонений. К 1 склонению относятся существительные м.р. и ж.р. с окончаниями – а, -я. Например: дорога, земля, дедушка. Ко 2 склонению относятся существительные м.р. с нулевым окончанием и ср.р. с окончаниями – о, -е. Например: порт, горизонт, поле. К 3 склонению относятся существительные ж.р. с нулевым окончанием, оканчивающиеся на ь).
- Вот какое богатое имя существительное. Сколько грамматических признаков имеет эта часть речи.
- Для чего, по-вашему мнению, надо изучать имена существительные?
(Чтобы правильно употреблять имена существительные в устной и письменной речи).
- Правильно. Молодцы.
- Далее на уроке мы будем выполнять различные задания, а в конце урока вас ждёт экспресс-опрос.
6. Работа по теме.
А).Игра «Четвертый лишний»
Задание: - Какое слово лишнее в каждом ряду? Почему?
1) Лес, хлеб, матрешка, собака
2) Инженер, агроном, класс, учитель
3) Книги, солнце, карандаши, тигры
4) Воздух, газета, звезда, белка
3. Физминутка
Отдых наш – физкультминутка.
Занимай свои места.
Раз - присели, два - привстали,
Руки кверху все подняли.
Сели, встали, сели, встали-
А потом пустились вскачь,
Будто мы - упругий мяч.
Б) Работа в группах ( карточкам)- «Кто быстрее?»
1 группа
Из данных слов составить предложения так, чтобы получились пословицы. Найти имена существительные. Объяснить значение пословиц.
- Кормит, лень, портит, а, труд;
- труд, перетрут, терпенье, и, все;
- почет, рядом, труд, живут, и;
2 группа
Расставить знаки препинания, вставить пропущенные буквы, указать падеж имен существительных.
Взл…тают кружатся и падают осен...ие лист…я. В...ётся в воздухе тонкая паутинка. Цв…ты и травы высыпали в землю семена.
3 группа
Составить словосочетания, поставив существительные в нужную форму. Определить склонение.
Готовились к (отлет), вышел из (лес), кусочек (пирог), остался без (работа), крепость из (песок), плыли по (река), тетрадь (сестра), добежали до (дом).
В) Коллективная работа ( в тетради)
Совершенствование умения выделять в тексте сущ-ые, определять у них склонение, род.
Из леса вышел на берег бурый медведь. Зверь повел носом и фыркнул. Устраивает берлогу мишка в чаще леса.
Г) Морфологический разбор
Из леса – (из чего?) сущ., н.ф. – лес.,неод., нариц., м.р., 2скл.,ед.ч.
Д) Экспресс-опрос «Да или нет»
- А теперь я хочу проверить, как вы усвоили материал по теме «Имя существительное» и ответить на вопросы. У каждого из вас на парте есть два квадрата. Один- красный, другой – зеленый. Если вы согласны с утверждением, то поднимаете зеленый, если нет- то красный. Условие понятно? Тогда начинаем.
1. Имя существительное отвечает на вопросы кто? что? (зел).
2. Небо – это существительное мужского рода (крас).
3. Сорока, яблоня, земля – это неодушевлённые существительные (крас).
4. К 1 склонению относятся имена существительные женского и мужского рода с окончаниями –а, -я (зел).
5. Собственные имена существительные пишутся с маленькой буквы (крас).
7. Имена существительные имеют род? (зел)
7. Домашнее задание. Творческая работа
Имя существительное хочет дать вам задание, в котором надо записать текст в тетради, вставляя нужные имена существительные.
Прочитайте текст.
Помоги птицам.
Голодно птицам …….. . Вот и летят они к ……. человека. Алёша и Женя смастерили для птиц ……… . Они насыпали туда зёрен и семян. Слетелись к кормушкам снегири, …….. . Ребята, помогайте …… зимой!
Чего здесь не хватает? Подумай, какие существительные можно вставить в этот текст. ( Зимой, жилью, кормушки, синички, птицам.)
8. Итог урока. Рефлексия
- Наш урок подходит к концу. Давайте подведём итог.
- О какой части речи мы вели разговор на уроке?
- Какие признаки имени существительного мы повторили?
(Мы повторили, что имена существительные отвечают на вопросы кто?, что? Обозначают предметы. Бывают одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные, имеют род, число, падеж и склонение).
- Какой вид работы вам особенно запомнился и понравился?
- Какие задания вызвали затруднения?
- Я надеюсь, что на последующих уроках мы вместе сможем преодолеть все сложности, которые у вас возникли.
- Я хочу спросить, кто может сегодня про себя сказать:
- Я молодец!
- Я старался, но мне помогали.
- Не все получалось.
- Мне было лень.
- Всем спасибо. Урок окончен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе.Тема урока "Развитие умения задавать вопросы к словам, обозначающим действие предметов."
Урок по УМК "Школа 2100"...
План-конспект проблемного урока по русскому языку 4 класс
Цели: - заинтересовать учащихся изучением новой темы «Имя прилагательное»; -учить классифици...
План- конспект открытого урока по русскому языку (обучение письму) в 1 «В» классе.
данный урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС...
План-конспект открытого урока по русскому языку "Главные и второстепенные члены предложения", 2 класс.
Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС, показывает работу обучающихся с помощью системно-деятельностного метода, видна адекватная самооценка детей....
План – конспект открытого урока по русскому языку, проведенного в 4 «А» классе. Тема: Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.
План – конспект открытого урока по русскому языку с применением интерактивных средств обучения....
План – конспект открытого урока по русскому языку на тему:Роль имен существительных в речи. Многозначные слова, синонимы, антонимы.
Тип урока: закрепление изученного материала. Цели урока:1) Обучающая:-закрепить знания учащихся о роли имен существительных в речи;-формировать умение подбирать синонимы и антонимы к ...
План- конспект открытого урока по русскому языку "Одушевленные и неодушевленные имена существительные". 2 класс.
Данный урок построен в соответствии с ФГОС на основе информационно-коммуникативной технологии. Представлен по ходу изучения раздела «Части речи». На уроке были учтены возрастные и пс...