КОНСПЕКТ УРОКА по русскому языку
план-конспект урока по русскому языку

Баринова Марина Васильевна

КОНСПЕКТ УРОКА

по русскому языку

 


Тема: «Правописание суффиксов имён существительных: -ик-, -ек".

(УМК «Начальная школа 21 века»)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_russkogo_yazyka_.docx33.11 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА

по русскому языку


Тема: «Правописание суффиксов имён существительных: -ик-, -ек".

(УМК «Начальная школа 21 века»)

учитель начальных классов

МБОУ «Школа  № 121»  

Баринова Марина Васильевна

Н.Новгород

2018 год

КОНСПЕКТ УРОКА
Правописание суффиксов имён существительных: -ик-, -ек-.

  1. Цели урока: создание условий для усвоения правописания суффиксов            существительных -ик-, -ек-.
  2. Задачи урока:

Предметные:

Образовательные:

  1.  формировать умение  грамотно писать слова с суффиксами -ик-, -ек- (организовать наблюдение над словами, подвести детей к открытию способа проверки);
  2. содействовать развитию навыка каллиграфического письма и орфографической зоркости,

         Развивающие:

  1. способствовать развитию умения осознанно и произвольно строить речевые высказывания;
  2. совершенствовать навыки грамотного письма;

        Воспитательные:

  1. развивать коммуникативные качества (навыки работы в группе, навыки совместной деятельности);
  2. формировать потребность участвовать в творческой деятельности

Метапредметные:

  1. регулятивные:  формировать способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; контролировать и оценивать учебные действия;
  2. познавательные: формировать умения структурировать знания, учить делать выводы и обобщения; применять алгоритм; поиск и выделение необходимой информации;
  3. коммуникативные: развитие навыков коллективного сотрудничества со сверстниками  и учителем, умения выражать свои мысли;
  4. личностные УУД: способствовать воспитанию положительной мотивации к учению.

Тип урока: урок открытия новых знаний

10. Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, парная

 

11. Оборудование: учебник "Русский язык" С.В.Иванов, для 2 кл. ч.1,  карточки для групповой работы, презентация к уроку.

12. Структура  и  ход  урока

1.Самоопределение к деятельности.(1 мин.)

2.Постановка учебно-практической задачи. Формулировка темы. (3 мин.)

3.Обобщение и систематизация. Работа по учебнику.(13 мин)

4.Физкультминутка. (2 мин.)

5.Применение знаний и умений в новой ситуации.(15 мин.)

6.Рефлексия. (4 мин.)

7.Подведение итогов. (2 мин.)

13. Необходимое техническое оборудование: Мультимедийные средства (ПК, мультимедийный проектор, экран)

                                 Ход урока.

  1. Самоопределение  к  деятельности

Здравствуйте, ребята. Вы готовы открывать новые знания?    

 На столах лежат пенал, учебник и тетрадь.
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок,

Постарайтесь все понять
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать.
Чтоб за работу получать
Только лишь отметку  «пять»!
Откройте тетради.  Запишите число, классная работа.

2.Актуализация знаний, мотивация

Ребята, посмотрите ,пожалуйста, на доску.

  Сейчас мы поиграем в игру « Третий лишний». В каждом ряду найдите лишнюю букву, докажите почему она лишняя и запишите в тетрадь.

  1. м   л   с  
  2. а  и  ы
  3. к  ж   ш
  4. з  ф  б
  5. я  ё  у

  Допишите ещё  по одной букве с и ф. Переставьте  буквы так, чтобы получилось слово.

 Получилось слово –суффикс.

Ребята определяют какая буква лишняя в каждом ряду. Записывают в тетрадь буквы. Переставляют буквы и получают слово СУФФИКС:

           А что вы знаете о суффиксах?

-часть слова
-служит для образования  новых слов
-стоит за корнем
-имеет значение…

-обозначается /\
-Чтобы найти суффикс, надо  сначала отметить в слове  окончание и корень.
-Часть слова между окончанием и корнем и будет суффикс.

3. Постановка учебно-практической задачи 

 -Распределите данные слова на три группы. Подумайте, по какому признаку это можно сделать?

Берёза, столбы, фамилия, внучек, домик, волна.

1 ученик работает у доски.

Распределяют слова по группам (по виду орфограмм).

  1. Берёза, фамилия
  2. Столбы, волна
  3. Домик, внучек

Как  вы думаете, есть ли орфограмма в словах третьего столбика? Докажите.

-Какую учебную задачу мы поставим перед собой на уроке? (познакомиться с новой орфограммой)

 Вопросы:        

  Как называется орфограмма?

  Можно ли её проверить?

  Как можно проверить эту орфограмму?

-Давайте попробуем ответить на все вопросы по порядку.

 Как называется эта орфограмма?

-Чтобы ответить на этот вопрос, выделите в словах корень, окончание и суффикс. В каком месте находится орфограмма? (в суффиксе), Попробуйте назвать эту орфограмму.

          -Какую поставим цель на нашем уроке?

         - Научиться писать суффиксы ---ек и -ик
4. Решение учебной задачи

 -Я предлагаю вам заглянуть сейчас в сказку «В стране невыученных уроков», где главный герой Витя Перестукин попал в затруднительную ситуацию. Какая проблема встала перед Витей? (он не знает, как записать слова)

-Можем ли мы ему помочь?

-Запишите эти слова. (Мы не знаем, как их записать)  

-Давайте всё-таки поможем Вите решить его проблему. Для этого я предлагаю вам провести наблюдение за словами с данными суффиксами.

      - У вас на партах лежат конверты со словами. Достаньте их.

      - Прочитайте слова и определите, какой частью речи они являются.    

        (существительное)

     - На какие две группы можно разделить слова? (Это существительные единственного и множественного  числа)

     - Разделите слова в два столбика.

     - В каждой паре слов выделите суффикс.

     - Внимательно посмотрите на каждую пару слов. На какие еще группы можно   их разделить?

(слова с гласной в суффиксе и слова с гласной в  суффиксе).  

       Расположите слова в 2 группы.

       Назовите слова 1 группы.                   Назовите слова 2 группы.

               Кузнечик       кузнечики                    Орешек          орешки

              Птенчик        птенчики                      Горошек        горошки

- Что вы заметили? Что происходит с гласной суффикса? (при изменении  

       формы слова  гласная суффикса или остается в нем или исчезает).

     - Действительно, посмотрите на группу слов с гласной . 

       Гласная есть в  суффиксе слова ед. числа, сохранилась она и в суффиксе слов во мн. числе.

       А в словах 2 группы что происходит? (гласная есть в словах    

       ед.числа, но исчезла в словах мн. числа).

  -   Сформулируйте  правило о суффиксах  -ек, -ик?

Слайд8.

 Суффикс –ИК- сохраняет гласную при     изменении формы слова:

    кирпичИК – кирпичИКи

 В суффиксе –ЕК- при изменении формы    слова гласная «убегает»:

  замочЕК - замочКи

  - Давайте проверим, правы ли мы с вами. Откройте учебники  на с. 115.

  - Прочитаем правило.  

-Какой вывод мы сделаем?

Ребята, послушайте сказку про суффиксы.

Жили – были в сказочной школе суффиксы  -ик- и  -ек-.  Суффикс -ик- был прилежным учеником, а его друг суффикс -ек- самым настоящим прогульщиком - вернее: И всегда оставался на месте, а Е умудрялся улизнуть. Один раз, когда Е опять убежал, учитель, суффикс -тель-, решил с того дня считать Е беглым гласным в суффиксе -ек-. И сейчас, когда мы начинаем изменять форму слова с суффиксом -ек-, гласный Е всегда выпадает, становится беглым.

-Давайте вернёмся к нашим словам. Можем ли мы теперь их записать без ошибки.

Слайд 9 и 10

-Давайте посмотрим, смог ли Витя Перестукин справиться со свой проблемой

5. Физ. минутка

Предлагаю прервать активную мыслительную деятельность, заменив ее активной физической.
1. «Буратино»

Буратино потянулся,
Раз — нагнулся,
Два — нагнулся,
Три — нагнулся.
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.

Буратино потянулся-
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки вытянул, согнул
И по улице шагнул.

2. Если я назову слова с -ик- приседают мальчики, а если с -ек- приседают девочки: песик, дубочек, звоночек, кирпичик, дворик, лесочек.

5. Применение знаний и умений в новой ситуации

-Для того, чтобы мы смогли писать слова с суффиксами –ик, -ек, я предлагаю вам составить алгоритм.

Слайд 9.

  1. Выделяем корень слова. Если слышим после корня [ИК], сразу слово не пишем.
  2. Изменяем форму слова, подставляя к нему слова нет, много.
  3. Если гласный звук остался, пишем суффикс –ИК-, если гласный звук исчез, пишем суффикс –ЕК-.

Есть у нас слова  - помощники

Это знаем точно мы

Нам они помогут лучше
Букву в суффиксе узнать,
Чтобы правильно писать.

Слово НЕТ иль слово МНОГО

 К слову ты подставь сперва

Чтобы слово изменилось

И буква сильная проявилась.

Проследи за гласной

Если ты согласен.
Если гласная исчезла, 
Помнить должен человек:
В каждом слове повсеместно
Пишем только суффикс -ЕК-
Если гласная осталась, 
Должен помнить ученик,
Что в словах (такая малость)
Пишем только суффикс –ИК-

-Итак, мы ответили на все вопросы. А сейчас я предлагаю вам потренироваться.

Дифференцированная работа.

Дети составляют алгоритм. Работают над закреплением правила. Учатся работать по алгоритму.

1-я группа (слабоуспевающие) Задание выводится на экран.

Слайд  с записью в тетрадь

(Задание выполняется комментировано под руководством учителя)

Платоч…, стол…, листоч…, билет…, песоч…к, зуб…к.

После окончания этой работы, подводим итог:

Когда в слове пишется суффикс  –ик , а когда  –ек –?

2-я группа

Учебник  с. 118 упр. 1    

 6. Рефлексия   

             -Какую учебную задачу мы поставили перед собой на уроке?

            -Смогли мы её достичь?

-         У вас на партах лежат маленькие замочки и ключики. Если сегодня на уроке вы открыли для себя новое знание по русскому языку, возьмите ключик и поднимите его вверх. Если вы считаете, что не до конца разобрались с правилом, что остались вопросы по этой орфограмме, возьмите замочек.

Дополните предложения:

Сегодня на уроке я познакомился (познакомилась) с …      .

мы выполнили  - (много упражнений)

Я научился (научилась) …    

Мне понравилось  

На следующем уроке я хотел(а) бы …  

7. Домашнее задание

 Закрепить знания о правописании суффиксов   вы сможете при выполнении домашнего задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме:«Текст и его признаки» в 1 классе (1-4) по учебнику Русский язык 1 класс А.В.Полякова.

Тема: «Текст и его признаки».     Цель:·  Сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков. Задачи:·...

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

Конспект урока русского языка по программе "Школа России" для 3 класса ( 1 – 4 ) по теме: «Ознакомление со словообразовательной ролью приставок и суффиксов в русском языке».

формировать  умение  выделять  приставку  и  суффикс  в  слове;развивать  умение  образовывать  новые  слова  с  помощью  пр...

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»)

Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»). Тема урока: «Главные и второстепенные члены предложения. Обстоятельства»Ц...