Имя прилагательное 4 класс
презентация к уроку по русскому языку (4 класс)

Ооржак Сайлык Шаймаровна

Имя прилагательное 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_imya_pril_chislo_i_rod.doc191 КБ
Файл kartochki.docx27.09 КБ
Файл imya_prilagatelnoe_4_klass.pptx1.44 МБ

Предварительный просмотр:

РОД И ЧИСЛО ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

Тип урока

Обобщение и систематизация знаний

Педагогические задачи

Создать условия для формирования умения изменять прилагательные по родам и числам в зависимости от формы имени существительного; совершенствовать умения подбирать к существительным подходящие по смыслу прилагательные, выписывать из текста словосочетания с именами прилагательными, выделять окончания имен прилагательных, определять род и число имен прилагательных по окончаниям и вопросам; способствовать развитию навыка образовывать однокоренные прилагательные от существительных; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке

Планируемые предметные результаты

Познакомятся с родовыми окончаниями имен прилагательных; научатся изменять прилагательные по родам и числам в зависимости от формы имени существительного; подбирать к существительным подходящие по смыслу прилагательные; выписывать из текста словосочетания с именами прилагательными; составлять словосочетания с данными прилагательными; выделять окончания имен прилагательных; определять род и число имен прилагательных по окончаниям и вопросам; образовывать однокоренные прилагательные от существительных

Метапредметные УУД

Познавательные: проводить аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя); регулятивные: проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм); оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; коммуникативные: читать вслух и про себя тексты учебников, художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное; выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета

Личностные
результаты

Проявлять потребность в сохранении культуры русской речи и выражении уважительного отношения к людям посредством языка; осознавать и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «народ», «национальность», «желание понимать друг друга», «желание понимать позицию другого» и т. д.; пользоваться формами самооценивания и взаимооценивания на уроке

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося
(осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности учащегося

1

2

3

4

I. Организация начала
урока
*

Психологический настрой. 

Проверяет готовность к уроку, наличие общей установки на урок. Приветствует учащихся.

– Проверим готовность к уроку.

– Ребята, прочитайте девиз нашего урока.

– Я желаю вам преодолеть все трудности на уроке
и открыть новые знания. Теперь в путь, друзья. Улыбнитесь друг другу и пожелайте успеха

Упражнение «Береги здоровье»

Потрите сильно ладошки. А теперь приложите их к своим щёчкам. Чувствуете тепло? Тепло – это жизнь, а жизнь – это самое дорогое, что у нас есть. Жизнь надо беречь. Сегодня на уроке мы будем помнить о здоровье, беречь наши глазки, спинку, помнить о правильной осанке.

Сообщают о готовности к уроку. Определяют
уровень самоготовности (настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока).

Ну-ка, проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь отметку «пять»?

Слушать в со-ответствии
с целевой
установкой, принимать
и сохранять организационные задачи

II. Актуализация знаний,
необходимых для изучения
и понимания нового мате-риала.

Проверка домашнего задания  Мини – сочинение «Мое любимое животное»

Послушать сочинение 3 учащихся

Слушать в соответствии с целевой установкой.

Догадайтесь, что это за соединения букв?

 (Окончания имён прилагательных)

 –  На что может указывать окончание имени прилагательного?  

(На род и число имени прилагательного)

- К существительным какого рода можно поставить эти прилагательные?

-Сколько предметов могут обозначать слова золотая и золотые ? Ответы детей.

- Кто  точнее сформулирует тему  и задачи   урока?

– Какую роль выполняет имя прилагательное
в нашей речи?

К нам пришел гость( имя прилагательное)

Я часть речи интересная,

Широко в миру известная:

Опишу любой предмет –

В этом равных со мной нет.

Речь со мною выразительна,

И точна, и удивительна.

Чтоб красиво говорить,

Мною надо дорожить!

С существительным

Живу на редкость дружно,

Изменяю окончания,

Когда мне это нужно.

Стою с существительным

В одном роде, числе, падеже,

Не расстанусь с ним никогда уже !

Отвечают на вопросы

Обсуждают тему урока.

Примеры детей

- Мы продолжим наше знакомство с именем прилагательным. Уточним понятия «род»
и «число»; научимся определять род и число имен прилагательных.

– Чтобы получить новые знания, надо трудиться, работать самому, проявлять терпение в работе, прислушиваться к мнению других

Имя прилагательное украшает нашу речь, уточняет, обогащает. Позволяет передать качества предметов, явлений в красках, звуках, движениях, ощущениях, формах. Прилагательные уточняют нашу речь, делают ее яркой, красочной, эмоциональной.

В загадке говорится об имени прилагательном.

Принимать

и сохранять учебную цель
и задачу.

Осознанно
и произвольно строить
речевое вы-
сказывание
в устной
форме

– Почему имя прилагательное имеет такое название?

- Вспомним об имени существительном

- Ребята, у меня есть мечта побывать с вами в «Стране волшебных игр».Кто хочет со мной в эту страну?

- Динь – дон , динь – дон  - так поет мой колокольчик. Он зовет нас поиграть .Свое путешествие мы совершим на воздушном шаре.

- Какие бывают воздушные шары по цвету?

Правильно, ведь эти цвета – цвета радости, они поднимают нам настроение.

- По размеру?

- По форме?

Подойдите пожалуйста ко мне и вместе скажем:

- Лети , лети воздушный шар

Через запад на восток

Через север, через юг

Возвращайся, сделав круг

Лишь коснешься ты земли,

Быть по – нашему вели

Вели, чтобы мы оказались

 в «Стране волшебных игр»

-  

Высказывают предположения о роли прилагательных: имена прилагательные дают возможность не только украсить речь, но и выразить отношение говорящего к предмету, о котором идет речь. Прилагательные помогают выделить наиболее яркие, отличительные признаки предмета

– Имя прилагательное присоединяется, «прилагается» к имени существительному и обозначает его признак.

hello_html_m7a903cd3.png

- Жёлтый, оранжевый и красный шары.

- Большие, маленькие

 - Овальные, круглые

Осознанно
и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

.


IV.

Дальнейшая работа
по закреплению и обобщению приобретенных знаний и умений.

Игра «Крестики и нолики»

1 станция «Музыкальная»

Внимательно слушаем песню и отвечаем на вопросы                                                                            – Какое имя прилагательное повторяется в тексте песни?Звучит «Оранжевая песня» (муз. К. Певзнера,
сл. А. Арканова).

Оранжевое небо,

Оранжевое море,

Оранжевая зелень,

Оранжевый верблюд.

Оранжевые мамы

Оранжевым ребятам

Оранжевые песни

Оранжево поют.

– Какое имя прилагательное повторяется в тексте песни?

- Что происходит с прилагательным «оранжевый»?

- С чем это связано?

В самом названии «имя прилагательное» уже содержится намек на то, что слово этой части речи должно к чему-то «прилагаться», присоединяться.

    Имена прилагательные «прилагаются» к именам существительным, во всем с ними согласуясь – в роде, числе, падеже

Выводят языковые закономерности, лежащие
в основе изучаемого понятия или правила.

– У имени прилагательного «оранжевый» изменяется окончание, поскольку это имя прилагательное согласуется в тексте с разными именами существительными.

– Имена прилагательные тесно связаны с именами существительными.

Осуществлять анализ объектов. Делать
выводы,
извлекать информацию из различных источников.


– В чем же согласуются имена прилагательные
с именами существительными? Какие признаки
берут они у имени существительного?

2 станция «Я – исследователь»

Проведем исследование.

– Подставьте имя прилагательное «вкусный»
к именам существительным женского рода,
мужского рода, среднего рода и множественного числа

3 станция  «Желтый ящик»

Сможете ли вы отгадать животных по признакам?

- Хитрая, пушистая, рыжая… (лиса)

- Пушистый, серенький, робкий…. (зайчик)

- Лохматый, бурый, косолапый… (медведь)

- Зеленая, мокрая, пучеглазая … (лягушка)

- Мохнатая, жужжащая, трудолюбивая … (пчела)

Подставляют данное прилагательное к именам
существительным разного рода и числа.

-ая

-ое

-ый

-ые

вкусный

вкусная

вкусное

вкусные

арбуз
(м. р.)

груша

(ж. р.)

яблоко

(ср. р.)

фрукты

(мн. ч.)

Делают вывод: признаки рода и числа у имени прилагательного непостоянные, одно слово мо-жет быть в форме мужского, женского, среднего
рода и в форме множественного числа

Аргументировать свою
позицию. Планировать свое действие
в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

Понимать
на слух ответы одноклас-сников. Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания.
Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону.


4 станция «Число» Работа в парах

Бабочка        бабочки

Работа в тетради

котенок        котята

дерево          деревья

5 станция «Хочу все знать!»

Работа с учебником

6 станция «Помощники»

Итоговый тест.

Самопроверка

VII. Итог урока. Рефлексия

Организует оценку результатов выполнения
заданий на уроке, подведение итогов урока уча-
щимися.

– Оцените свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки.

Оформляют знания, полученные на уроке, в виде устных ответов. Повторяют алгоритм действия по распознаванию понятия, по применению
правил.

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию.

Продолжают высказывания:

•  Я узнал…

•  Я повторил…

•  Я запомнил…

Осуществлять самоконтроль учебной деятельности


– Вот и подходит к завершению наш урок. Какая
задача перед нами стояла?

– Что нового узнали на уроке?

– Почему прилагательные называются именно так?

– Как называется связь в русском языке, когда
прилагательное принимает те же формы, что
и существительное, к которому оно относится?

– Что нового вы узнали об имени прилагательном?

– Имена прилагательные «прилагаются», присоединяются к имени существительному.

– Согласование.

– Имена прилагательные изменяются по родам
и числам.
(См. РМ, Приложение 5.)

Домашнее

задание

Проговаривает и объясняет домашнее задание. Формулирует задачи выполнения упражнения,
дает сопутствующие комментарии.

– Выполнить задание 10 в рабочей тетради,
упражнение 11 в учебнике

Внимательно слушают, задают уточняющие
вопросы

Принимать учебную задачу, планировать ее выполнение

7 задание.

Творческая работа «Даём объявление»

- У каждого из вас, ваших родственников или друзей есть домашний любимец. Это собака, кошка или попугай. Представьте себе, что ваш друг пропал. Чтобы его найти, надо дать объявление. Но в нем нужно так рассказать о вашем друге, чтобы по этим приметам он обязательно нашелся (команды пишут объявление о пропаже).

- Наш друг обязательно найдется. Но лучше, если наши друзья будут всегда рядом с нами

1 задание.  У каждой команды на столах есть карточки с признаками прилагательных.

Желтые – падежи

Красные – ж.р., м.р., с.р.

Зеленые – ед.ч., мн. ч.

2 задание «Слова на круге».

Каждому ученику нужно дотянуться до  ленточки своего цвета на круге, сорвать слово, образовать от него однокоренное прилагательное, назвать пару учителю, например: песок – песочный). Если

 кто-то затрудняется, команда может помочь.

(Слова на ленточках: кожа, пустыня,  вода, пенсия, туман, жесть, резать, чугун, звать, путать, рань, традиция, гусь, барабан, карман, ковать, стрелять, муравей, струна, экзамен, лимон, торф)

А людям каких профессий больше всего нужны прилагательные (художники, артисты, музыканты, композиторы, фотографы, т.е. все те, кто связан с красотой, эмоциями, настроением; но и обычным людям тоже нужны прилагательные)



Предварительный просмотр:

                       Итоговый тест

1. Имена прилагательные обозначают:

а) предмет      б) признак предмета      в) действие предмета

2. Имена прилагательные отвечают на вопрос:

а) что?        б) что делает?        в) какой?

3. Укажи имя прилагательное:

а) нарядная      б) наряд     в) нарядить

4. Краткое прилагательное:

а) свежая      б) свежие      в) свеж

5. Имена прилагательные во мн.ч. по родам:

а) изменяются      б) не изменяются

6. У прилагательного нет такого признака:

а) время        б) падеж        в) число

 

                                                  Карточка №1

вкусн

вкусн

вкусн

вкусн

                         Укажи род


(…. ……)

 

(…….. )

 

(…….. )

(…….)

                               

                                      Карточка №2

   

 _____________ бабочка      ________________бабочки

________________котенок    _________________ котята

------------------------ дерево__________________деревья


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Это жители тайги 1.Небольшой лесной зверёк-грызун с пушистым хвостом

Слайд 3

1. Небольшой лесной зверёк-грызун с пушистым хвостом

Слайд 4

2.Крупное хищное млекопитающее с длинной шерстью и толстыми лапами.

Слайд 5

2. Крупное хищное млекопитающее с длинной шерстью и толстыми лапами.

Слайд 6

3.Это хищное , серое животное

Слайд 7

3.Это хищное, серое животное

Слайд 9

и е ый яя ее ая ий ое ые

Слайд 10

Ж.р М.р. Ср. р. -ая -яя -ой - ий - ый -ое -ее золотая золотые

Слайд 11

Признаки: Цвет Вкус Запах Размер Форма Качество

Слайд 12

Таким был бы наш мир без прилагательных Зеленый Коричневый Красный

Слайд 13

Число имен прилагательных бабочка котенок дерево бабочки котята деревья красивая красивый красивое КРАСИВЫЕ красивые красивые

Слайд 14

Работа с учебником

Слайд 15

Очень ,помощи, в, птицы, нуждаются, зимующие. Зимующие птицы очень нуждаются в помощи.

Слайд 16

Итоговый тест 1. Имена прилагательные обозначают: а) предмет б) признак предмета в) действие предмета 2. Имена прилагательные отвечают на вопрос: а ) что? б) что делает? в) какой? 3. Укажи имя прилагательное: а ) нарядная б) наряд в) нарядить 4. Краткое прилагательное : а) свежая б) свежие в) свеж 5. Имена прилагательные во мн.ч. по родам: а) изменяются б) не изменяются 6. У прилагательного нет такого признака: а) время б) падеж в) число

Слайд 17

Итоговый тест самопроверка 1. б 2. в 3. а 4. в 5. б 6. а Критерии самооценки: за правильный ответ – 1 балл 6 баллов – «5» 4 - 5 баллов – «4» 3 балла – «3» 1 - 2 балла – «2»

Слайд 18

Выразите своё отношение к уроку одним прилагательным ) Зеленый Коричневый Красный

Слайд 19

МОЛОДЦЫ!

Слайд 20

День Погода Ветер Снег Дорожка Шапка зима зимний мороз морозная север северный пух пушистый лёд ледяная снежная снег

Слайд 21

Сегодня на уроке мы повторим, ______ как связаны имя существительное и имя прилагательное . Б удем отрабатывать умения выделять___ окончания имён прилагательных. Будем соотносить род и число имён прилагательных и _____ их окончания. Задачи урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Безударные падежные окончания имён прилагательных».Цель: Формирование навыка правописания падежных окончаний имён прилагательных в единственном и множественном числе. Задачи: -совершенствовать знания об имени прилагательном как части речи; -Определить ле

Цель: Формирование навыка правописания падежных окончаний имён прилагательных в единственном и множественном числе.Задачи:-совершенствовать знания об имени прилагательном как части речи;-Определ...

Конспект урока русского языка в 4-м классе по теме "Имя прилагательное. Склонение имен прилагательных единственного числа женского рода". (УМК «Школа России», учебник Л. М. Зеленина, Т. Е. Горецкий)

Конспект урока русского языка в 4-м классе по теме "Имя прилагательное. Склонение имен прилагательных единственного числа женского рода". (УМК «Школа России», учебник Л. М. Зеленина, Т. Е. ...

"Имя прилагательное как часть речи в русском и английском языках. Изменение имён прилагательных по родам и числам. Сравнение категории числа имени прилагательного в русском и английском языках"

Цели:-учить определять  и формулировать тему и цели урока;-формировать умение  действовать по плану и планировать свои действия;-обобщить  знания  об  имени  прилагательн...

Склонение имён прилагательных женского рода с твёрдой основой.Цели урока:  Обобщить знания об имени прилагательном, формировать навыки правописания окончаний имён прилагательных женского рода в единственном числе, развивать умение проверять написа

Обобщить знания об имени прилагательном, формировать навыки правописания окончаний имён прилагательных женского рода в единственном числе, развивать умение проверять написа...

Урок-КВН «Имя прилагательное. Прилагательные в мужском и среднем роде, упражнение в распознаваниии рода, числа и падежа имен прилагательных

Цель: Выявить знатоков по теме «Прилагательное».Задачи:1. Закреплять знания по теме род, число и склонение по падежам имени прилагательного;2. Развивать устную и письменную речь учащи...