Описание урока. Модель "Перевернутый класс"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Макаенко Ирина Анатольевна

Предмет: русский язык

Тема: Обращение

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока29.79 КБ
Office presentation icon презентация к уроку 1.16 МБ

Предварительный просмотр:

ФОРМАТ ОПИСАНИЯ УРОКА. МОДЕЛЬ «ПЕРЕВЕРНУТЫЙ КЛАСС»

  1. Фамилия Имя Отчество автора:  Макаенко Ирина Анатольевна.
  2. Класс: 3
  3. Предмет: русский язык
  4. Тема: Обращение.
  5. Цель (прописанная через результат): к концу урока каждый ученик будет:

знать:

  • как находить обращение в устной и письменной речи;

уметь:выделять обращения на письме запятыми, в устной речи – интонационно.

  1. Инструменты проверки достижения результата[1]:

- самостоятельная работа по карточкам, сказкам А.С. Пушкина

  1. Критерии/показатели/индикаторы оценки достижения результатов:

- проверка по образцу в процессе фронтальной работы;

  1. Основные этапы урока и планирование времени на каждый этап:

Самостоятельная работа дома 10 минут

Работа в классе:

Начало урока  5 минут

Урок  30 минут

Завершение урока  5 минут

  1. Организационно-педагогические условия и описание хода урока

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Самостоятельно просматривают видеоролик по теме: «Обращение» https://www.youtube.com/watch?v=xCjTOhNf6Pk

Текст домашнего задания: Просмотрите видеоролик.

Возьмите, пожалуйста, информационную карточку и напишите тему урока. В информационной карточке   поставьте знак «+» напротив тех вопросов, ответы на которые вы знаете. И знак «-» там, где вы не уверены.

 Информационная карточка

Ф.И.ученика___________________________________________________________________

Тема_________________________________________________________________________

Что такое обращение?

Для чего нужны обращения?

Какие части речи служат для обращений?

Как обращение выделяется в устной речи?

Как обращение выделяется на письме?

Могут ли обращения иметь заимствованные слова?

Какое место обращение занимает в предложении?

Является ли обращение членом предложения?

Необходимые дидактические материалы: учебный видеоролик, карточка понятий и алгоритма построения числового луча.

НАЧАЛО УРОКА:

-На какую тему смотрели видеоролик?  Что узнали?  Что делали?

Ответы, на какие вопросы вы не знаете? Как доказать, что на остальные вопросы вы знаете ответы?

- Тема нашего урока «Обращение». Какую учебную задачу мы будем решать на уроке?

Сегодня на уроке мы закрепим знания по теме «Обращение», продолжим учиться находить обращения в речи и выделять их на письме

Необходимое оснащение: доска,  мел, информационная карточка

Необходимые дидактические материалы        

        

        

        

УРОК

Раньше в древнерусском языке существовал седьмой падеж. Как он назывался?  «звательный». Этот падеж со временем  исчез из языка, а звательная интонация осталась. Как вы думаете, где? Как в русском языке называется слово, которое зовёт? (обращение)

«Давайте же, дети, учиться начнём

И знания светлые нити

Навек в благодарную память вплетём».

- К кому я обратилась? Назовите обращение (дети).

- Как вы догадались, что это обращение? (по интонации)

-  Что такое обращение? (слово, которое называет того, к кому обращаются)

 Обратитесь к своему однокласснику с какой-нибудь просьбой, вопросом, предложением.

- Сделайте вывод, чем может быть выражено обращение?

Вывод: обращение может быть выражено именем существительным, нарицательным и собственным в именительном падеже.

б) - Обратимся к сказкам А.С.Пушкина. Назовите обращения .

Ах, ты мерзкое стекло!

Это врешь ты мне назло.

Какими чувствами окрашены обращения в данных примерах?

(1-ласково, уважительно; 2- досада, разочарование, злость)

 -  У человека тонкая и ранимая душа, подбирайте слова, когда обращаетесь к кому-то. Неудачное обращение  может насторожить и даже обидеть.

- Что еще интересное  вы заметили?

Работа в парах.

- Прочитайте предложения, отметьте галочкой те, в которых обращение выражено одним словом. Прочитайте. Найдите и назовите предложения, в которых обращение выражено несколькими словами.

Не тужи, душа моя,

Это чудо знаю я.

Чем вы, гости, торг ведёте

И куда теперь плывёте?

Здравствуй, князь ты мой прекрасный!

Что ты тих, как день ненастный?

Прочитайте выразительно, выделяя обращение интоннационно.

Вывод: обращение может быть выражено одним словом или словосочетанием (свет мой).

В)- Как обращение выделяется на письме? (запятыми, восклицательным знаком)

- Расставьте нужные знаки препинания.

Князь им вымолвил тогда:

«Добрый путь вам  господа...

Выпросил дурачина корыто!

Здравствуй грозная царица!

Бабушка постой немножко…

Проверьте правильность выполнения задания — слайд.

- Посмотрите внимательно на предложения и сделайте вывод, какое место обращение может занимать в предложении?

Вывод: в предложении обращение может занимать любое место: в начале, в середине или в конце предложения. Обращение выделяется запятыми.

- Внимательно посмотрите на схемы предложений, составьте к ним предложения и запишите.

г) - Как вы думаете, каким членом предложения является обращение? (не является членом предложения).

- Проверим вашу гипотезу. В задании № 2 подчеркните грамматическую основу предложений.

Засмеялся Балда лукаво:

«Что это ты  выдумал, право?

«Балда, погоди ты морщить море,
Оброк* сполна получишь вскоре.

*Оброк — натуральный или денежный сбор с крестьян помещиками.

- Давайте проверим работу. Прочитайте предложения. В каком из них слово «Балда» является членом предложения, а в каком выступает в качестве обращения? В первом предложении Балда является подлежащим, а во втором слово «Балда» - обращение.

- Задумаемся над вопросом, как мы будем различать эти два явления.

1. Найти грамматическую основу;

2. прочитать и понять по интонации.

Вывод: Обращение не является членом предложения.

- Дети, как вы думаете, местоимение «Ты» это обращение? Докажите, что местоимение «Ты» не является обращением.

- На кого указывает местоимение «Ты»? (на Балду, не выделяется ни голосом, ни запятыми)

- Дети, запомните, местоимения «Ты», «Вы» не являются обращениями.

- Вам бы понравилось, если бы к вам обратились: «Ты, подай тетрадь!»  Как исправить эту фразу, чтобы она звучала вежливо и культурно? («Саша, подай, пожалуйста, тетрадь»).

5. Самостоятельная работа.

1 вариант

1)  Отметь предложение с обращением.

Иван Федорович, у нас будет урок труда?

В тайге водятся волки, рыси, медведи.

2) Расставь знаки препинания, обозначь О.

Приходи ко мне в гости Валя

3) Дострой предложение, чтобы оно было с обращением. Расставь знаки препинания.

вы заготовили корм для пернатых друзей

2 вариант

1)  Отметь предложение с обращением.

В реке много окуней, плотвы, ершей.

Петя, Дуся, вы пойдете сегодня в магазин?

2) Расставь знаки препинания, обозначь О .

Помоги мне Коля решить задачу

3) Дострой предложение, чтобы оно было с обращением.

Расставь знаки препинания.

... ты кормил сегодня птиц…

- Обменяйтесь тетрадочками и проверьте работу друг друга. У кого возникли разногласия, давайте обсудим.

Необходимое оснащение: тетрадь, карточки самостоятельной работы, презентация.

Необходимые дидактические материалы

ЗАВЕРШЕНИЕ УРОКА

- Возьмите конспект и в информационной карточке оцените свои знания на конец урока. Поднимите руку, у кого прибавилось «+». Есть в классе ученики, у кого все плюсы?

- Ребята, как вы думаете, мы добились цели. Что новое узнали? Сказки какого автора помогли нам лучше усвоить тему?

«Читайте Пушкина, друзья,

Читайте сказки.

И будет жизнь тогда полна

Добра и ласки».

- Какое обращение я использовала? (друзья)

- Составьте предложение с обращениями ко мне, выразив своё отношение к уроку, и своё настроение.

Необходимое оснащение:тетрадь, информационная карта.

Необходимые дидактические материалы        

        

        

        


[1] Например, тест, опрос, выполнение задания, создание продукта (результат проекта), портфолио, самостоятельная/контрольная работа,


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: «Обращение» Что такое обращение? Как обращение выделяется в устной речи? Как обращение выделяется на письме? Какое место занимает в предложении? Является ли обращение членом предложения ?

Слайд 2

Наши цели, задачи и способы действия Обращение Что? Знаки препинания Интонация С чем? Наблюдать Как? Работать в парах и группах Делать выводы

Слайд 3

Князь им вымолвил тогда: «Добрый путь вам господа» Выпросил дурачина корыто! Здравствуй грозная царица! Бабушка постой немножко… Выдели обращения Князь им вымолвил тогда: «Добрый путь вам , господа» Выпросил , дурачина , корыто! Здравствуй , грозная царица! Бабушка , постой немножко…

Слайд 4

Посмотри и запомни [ О , ...] [ О ! ...] [... , О , ...] [... , О]

Слайд 5

Засмеялся Балда лукаво: «Что это ты выдумал, право?» «Балда, погоди ты морщить море, Оброк сполна получишь вскоре». Подумай! О

Слайд 6

Дети, спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока. 2 класс.Тема:«Особенности построения текста – описание.Подготовка к сочинению – описанию игрушки».

Создание письменного текста-описания – более сложная работа, чем создание повествовательного текста. Работа на уроке направлена на формирование  аналитических умений. Знакомство с типом тек...

ФОРМАТ ОПИСАНИЯ УРОКА. МОДЕЛЬ «ПЕРЕВЕРНУТЫЙ КЛАСС"

Описание урока модель "Перевернутый класс"...

Описание урока. Модель "Перевернутый класс"

Предмет : русский языкТема : Правописание ы, и после ц...

Описание урока. Модель "Перевернутый класс"

Предмет: русский языкТема: Правописание суффиксов ик, ек...

Описание урока. Модель "Перевернутый класс"

Предмет: математикаТема: Понятие взаимосвязи скорости, времени, расстояния...

Описание урока. Модель "Перевернутый класс"

Тема: умножение многозначного числа на однозначноеЦель: к концу урока каждый ученик будет знать алгоритм умножения многозначного числа на однозначное...

Описание урока. Модель "Перевернутый класс"

Предмет: математикаТема: Изображение чисел на числовом луче...