"Грамматические признаки имени существительного и имени прилагательного"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Соболевская Марина Генриховна

На этом уроке подробно рассматривается, какие грамматические признаки имеют имена существительные и имена прилагательные. Выполняя задания, которые предлагает профессор Грамматейкин, ребята научатся выполнять морфологический разбор этих частей речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Грамматические признаки имени существительного и имени прилагательного

Урок 17. Русский язык 4 класс ФГОС

На этом уроке подробно рассматривается, какие грамматические признаки имеют имена существительные и имена прилагательные. Выполняя задания, которые предлагает профессор Грамматейкин, ребята научатся выполнять морфологический разбор этих частей речи.

Конспект урока "Грамматические признаки имени существительного и имени прилагательного"

  

Так-так... Мда... Вот это разобрал...

Ой, здравствуйте, друзья мои! Вы знаете, я так расстроился, что не сразу вас заметил. А привёл меня в такое состояние Вирус Ошибкин. Я вчера предложил ему выполнить грамматический разбор слов в словосочетании «на высокой сосне», и вот как он выполнил моё задание: ...

На сосне – имя существительное, отвечает на вопрос на чём?, начальная форма – сосна, в женском роде, в прошедшем времени, в предложении является второстепенным членом.

Высокой – имя прилагательное, отвечает на вопрос какой?, начальная форма – высокой, в мужском роде, в настоящем времени, в именительном падеже. В предложении является подлежащим.

У нашего Вируса в голове полный кавардак! Даже время умудрился у имени существительного определить! Как ему это удалось?

А вы, друзья мои, помните, какие грамматические признаки имеют части речи?

Давайте начнём с имён существительных. Что же можно определить у имени существительного?

Конечно, сначала надо убедиться, что данное слово является именно существительным. Помните? Имена существительные обозначают предметы. А также могут обозначать объекты, чувства и многое другое.

Имена существительные отвечают на вопросы кто? или что?

Вы можете возразить мне: «Ведь они отвечают не только на эти вопросы!»

Да, конечно, имена существительные могут отвечать ещё и на вопросы кого?, чего?, кому?, чему?, кем?, чем?, о ком?, о чём?

А теперь вспомните, какие имена существительные отвечают на вопросы кто?, кого?, кому?, кем?, о ком? и чем они отличаются от тех имён существительных, которые отвечают на вопросы что?, чего?, чему?, чем?, о чём?

Я думаю, что все вы это знаете. Имена существительные, отвечающие на первую группу вопросов, – одушевлённые.

Имена существительные, отвечающие на вторую группу вопросов, – неодушевлённые.

https://fsd.videouroki.net/products/conspekty/rus4kfgos/17-grammaticheskie-priznaki-imeni-sushch-i-imeni-pril.files/image001.jpg

К одушевлённым именам существительным относятся слова, называющие людей, животных, некоторые игрушки и механизмы, похожие на людей или животных. Например, кукла, матрёшка, робот.

Остальные слова в основном относятся к группе неодушевлённых имён существительных.

Что ещё можно определить у имён существительных? Собственные они или нарицательные.

Нарицательные имена существительные – это слова, которые называют большую группу однородных предметов.

Например, мы произносим слово «гора».

Гор очень много, и высоких, и не слишком. Существительное «гора» нарицательное.

Так же, как и, например, слово «мальчик», или слово «книга», или «ураган». Но предмету можно дать его собственное имя. Если мы скажем «Эльбрус», то это название только одной горы – самой высокой горы России.

Этого мальчика зовут Вася, эта книга - «Следопыт» Фенимора Купера.

Ураганам тоже дают имена, например, ураган «Харви».

Такие названия и являются именами собственными. Помните ли вы, что имена собственные пишутся с большой буквы? А названия книг, газет, кинофильмов ещё и в кавычках?

https://fsd.videouroki.net/products/conspekty/rus4kfgos/17-grammaticheskie-priznaki-imeni-sushch-i-imeni-pril.files/image002.jpg

А ещё у имён существительных можно определить род. Для этого просто надо подставить к имени существительному местоимения «он», «мой», «она», «моя» или «оно», «моё».

Гора (она, моя) – ж. р.

Ураган (он, мой) – м. р.

Солнце (оно, моё) – ср. р.

Род, одушевлённое или неодушевлённое, собственное или нарицательное – это постоянные признаки имён существительных. Но у этой части речи есть и непостоянные признаки – число и падеж.

https://fsd.videouroki.net/products/conspekty/rus4kfgos/17-grammaticheskie-priznaki-imeni-sushch-i-imeni-pril.files/image003.jpg

Если по родам имя существительное изменяться не может, то по падежам и числам большинство имён существительных изменяется.

https://fsd.videouroki.net/products/conspekty/rus4kfgos/17-grammaticheskie-priznaki-imeni-sushch-i-imeni-pril.files/image004.jpg

А каким членом предложения чаще всего бывает имя существительное?

Рассмотрим вот это предложение:

На заборе снег мохнатый

Толстой грядочкой лежит.

(С. Чёрный)

Найдём в предложении главные члены. Подлежащее – снег, сказуемое – лежит.

В этом предложении имена существительные – на заборе, снеггрядочкой.

Слово «снег» – подлежащее, а «на заборе» и «грядочкой» – второстепенные члены.

И действительно, имя существительное в предложении обычно бывает подлежащим и второстепенным членом.

Кстати, вы обратили внимание на слова, которые связаны с именами существительными «снег» и «грядочкой»? Это имена прилагательные «мохнатый» и «толстой».

https://fsd.videouroki.net/products/conspekty/rus4kfgos/17-grammaticheskie-priznaki-imeni-sushch-i-imeni-pril.files/image005.jpg

А какие грамматические признаки имеют имена прилагательные?

Имена прилагательные обозначают признаки предметов. Они отвечают на вопросы какой?, какая?, какое?, какие? и другие, которые появляются при изменении имён прилагательных. В отличие от имён существительных, имена прилагательные не имеют постоянных признаков. Ведь они во всём согласуются с именами существительными, как бы прилагаются к ним.

https://fsd.videouroki.net/products/conspekty/rus4kfgos/17-grammaticheskie-priznaki-imeni-sushch-i-imeni-pril.files/image006.jpg

Если имена существительные не могут изменить свой род, то прилагательные легко приспосабливаются к существительным любого рода.

мохнатый снег – м. р.       мохнатая ёлка – ж. р.        мохнатое облако – ср. р.

Также имена прилагательные согласуются с именами существительными в числе и падеже.

Ну а каким членом предложения может быть имя прилагательное? Обратимся вновь к предложению. Как видите, имена прилагательные в нём – это второстепенные члены предложения. Чаще всего именно так и бывает.

Ну что же, получить знания – это хорошо. Но для того, чтобы ими пользоваться, надо обязательно закрепить полученные знания на практике. И я предлагаю вам сделать грамматический разбор имён существительных и имён прилагательных – вот из этого предложения:

Можете выбрать одно словосочетание на выбор и разобрать слова именно из него. А чтобы вы не забыли порядок разбора, я предлагаю вам памятки, которые составил для вас ещё в третьем классе:

https://fsd.videouroki.net/products/conspekty/rus4kfgos/17-grammaticheskie-priznaki-imeni-sushch-i-imeni-pril.files/image007.jpg

Ну что же, давайте проверим вашу работу.

Словосочетание «пластмассовый стаканчик». Вот разбор имени существительного. В стаканчик – имя существительное. Отвечает на вопрос во что? Начальная форма – стаканчик. Неодушевлённое, нарицательное, мужского рода, в винительном падеже, в единственном числе. В предложении является второстепенным членом.

Разбираем имя прилагательное.

Пластмассовый – имя прилагательное. Отвечает на вопрос какой? Начальная форма – пластмассовый. Так как имя прилагательное имеет те же род, число и падеж, что и имя существительное, с которым оно связано по смыслу, то слово «пластмассовый» стоит в мужском роде, в винительном падеже, в единственном числе. В предложении является второстепенным членом.

Словосочетание «цветные карандаши».

Слово «карандаши» – имя существительное. Отвечает на вопрос что? Начальная форма – карандаш. Неодушевлённое, нарицательное, мужского рода, в винительном падеже, во множественном числе. В предложении является второстепенным членом.

Цветные – имя прилагательное. Отвечает на вопрос какие? Начальная форма – цветной. И, естественно, род, число и падеж имени прилагательного такие же, как у имени существительного. В мужском роде, в винительном падеже, во множественном числе. В предложении является второстепенным членом.

https://fsd.videouroki.net/products/conspekty/rus4kfgos/17-grammaticheskie-priznaki-imeni-sushch-i-imeni-pril.files/image008.jpg

Ну вот и подошла к концу наша встреча. Не забудьте, друзья мои!

Род имени существительного, одушевлённое оно или неодушевлённое, нарицательное или собственное – это постоянные признаки имени существительного. Изменяемые признаки имени существительного – число, падеж и роль в предложении. Обычно существительное бывает подлежащим или второстепенным членом предложения.

Имя прилагательное во всём согласуется с существительным, с которым связано по смыслу. Его изменяемые признаки – род, число, падеж. В предложении чаще всего бывает второстепенным членом.

https://fsd.videouroki.net/products/conspekty/rus4kfgos/17-grammaticheskie-priznaki-imeni-sushch-i-imeni-pril.files/image009.jpg

Я же прощаюсь с вами, друзья мои. До новых встреч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-аукцион русского языка в 4 классе "Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном"

Закрепление и обобщение изученного материала о частях речи проводится в форме урока-аукциона....

Русский язык. 3-4 класс. Тест Правописание безударных окончаний имен существительных и имен прилагательных

Тест по русскому языку для учащихся 3-4 класса (3 четверть), состоящий из 16 заданий на проверку знаний учащихся по правописанию падежных окончаний имен существительных и прилагательных, на знание гра...

Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном

Закреплять умение распознавать падежи имен существительных и имен прилагательных, правильно писать их окончания, различать и находить данные части речи в тексте, производить их разбор. Воспитывать ува...

"Повторение об имени существительном и имени прилагательном."Конспект и презентация .

Урок составлен в форме переделанной сказки "Красная шапочка"....

Конспект урока: Имя существительное как часть речи. Грамматические признаки имени существительного.

разработка урока по теме Имя существительное как часть речи. Грамматические признаки имени существительного. Программа развивающего обучения Занкова, по учебнику Н.В. Нечаевой 2 класс...

Логопедическое занятие в 3 классе Тема: Имя прилагательное. Согласование имени существительного и имени прилагательного в роде, в падеже и числе.

Цель:  Закрепить знания детей об имени прилагательном.Задачи:Уточнить знания детей об имени прилагательном.Развивать мелкую моторику.Активизировать межполушарное взаимодействие с помощью гимнасти...