Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Короткова Евгения Викторовна

Конспект урока по русскому языку для третьего класса по УМК "Школа России". Тема: "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_3_klasse.docx16.29 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка  в 3 классе

Учитель Короткова Евгения Викторовна

УМК «Школа России» 3 класс

Тема урока: Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

Цель: уточнить представления учащихся об одушевленных и неодушевленных именах существительных; развивать умение различать их.

Задачи:

-формировать понятие одушевлённости и неодушевлённости, как грамматического признака;

-развивать умение различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные по вопросам;

- прививать любовь и интерес к родному языку.

Формирование универсальных учебных действий.

Личностные УУД:

формирование положительной учебной мотивации, готовности свободного выражения своих мыслей на уроке;

формирование осознания смысла своих учебных действий.

Регулятивные УУД:

развитие  умения осознавать и формулировать тему и цели урока;

контролировать и оценивать свою деятельность на уроке.

Познавательные УУД:

развивать умение строить устные высказывания, проводить сравнение и обобщение;

формировать умение  осознавать и формулировать проблему.

Коммуникативные УУД:

формирование умения сотрудничать с одноклассниками и учителем в решении учебных задач;

развивать умение четко формулировать и доказывать собственное мнение, вести учебный диалог, строить развернутые высказывания.

Ход урока

1. Организационный момент  .

     -  Желаю вам сегодня хорошо поработать, узнать для себя что-то новое. Мы будем работать дружно, вместе выполнять задания. Откройте тетради и запишите дату.

2. Актуализация знаний  

Чистописание.

Любить природу – значит, любить свою Родину.

Прочитайте. Как понимаете  это высказывание?

 Напишите каллиграфически правильно.

3. Словарная работа

Выпишите из словаря в алфавитном порядке слова на тему: «Природа». Проверка.

К какой части речи относятся эти слова?

4. Самоопределение к деятельности. Постановка проблемы.

На какие 2 группы вы бы разделили эти слова?

Сформулируйте тему урока.

5. Работа над новым материалом.

Игра «Найди лишнее».

1. Пальто, ножницы, бабочка.

2. Собака, автобус, яблоко.

3. Ножницы, кошка, корова.

- Объясните свой выбор.

6. Физкультминутка: 

Я буду читать слова, делая паузу после каждого слова. Если это одушевленное имя существительное,  присесть, если неодушевленное – стоим на месте, если слово относится к другой части речи – хлопаем в ладоши.
• клоун;
• мороженое;
• чёрный;
• девочка;
• фокусник;
• уезжать;
• мы;
• лампочка;
• кукла;
• петь;
• учительница;
• смелая;
• ученик;
• часы;
• прелестный;
• ночь.

7. Закрепление.  Работа в тетрадях.

В конвертах лежат слова, которые нужно распределить на одушевленные и неодушевленные имена существительные. Будете работать в группах.

Айсберг, мышка, моряк, роза, дельфин, медуза, дым, кит, тюльпан, книга, пароход, гусеница

- Оцените свою работу в группах. Как работала ваша группа, а ваша?

8. Самостоятельная работа.
У каждого из вас на парте текст, но он рассыпался.  Ваша задача из предложений составить текст. определить : одушевленные , неодушевленные  существительные.

 • Ребятишки на санках катаются.
• Вот пришла зима снежная.
• Старик со старухой на них из окна глядят да про свое горе думают.
• На дворе намело сугробов до пояса.
• Решили они дочку из снега и льда вылепить.

 Алгоритм определения

1.Нахожу имя существительное

2. Ставлю в начальную форму

3. Задаю вопрос кто? или что?

4. Определяю, обозначает живой или неживой предмет

9. Повторение изученного .  

1. Выберите имена существительные:
1. Свет.
2. Бежать.
3. Доброта.
4. Голубой.
5. Лисица.
6. Печенье .

2)(г) Имя существительное – это часть речи, которая обозначает признак предмета.  
(д) Имя существительное – это часть речи, которая обозначает действие предмета.
(е) Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет.

3. Выберите имена существительные неодушевленные.  
1. Встреча.
2. Павлин.
3. Клоун.
4. Букет.
5. Счастье.
6. Повар.

5. Определите имя существительное в предложении:

1

2

3

4

5

6

7

В

высоком

небе

летел

большой

косяк

журавлей

Ответы.

№ 1.  1,3,5,6  
№ 2. е  
№ 3. 1,4,5  
№ 4. 3,6,7

10. Рефлексия.

Что  нового вы узнали на уроке? Какие трудности вам встретились?О чём мы не забудем после этого урока? Что хотелось бы повторить или изменить на следующем уроке. Как вы оцениваете свою работу? Покажите, какое у вас настроение после завершения урока? А вот, мое настроение.
Спасибо за урок. Вы все хорошо работали.

Домашнее задание. Написать  5  одушевленных и 5 неодушевленных имён существительных. С двумя из них составить и записать предложение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме: "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные"2 класс (система Л.В. Занкова)

урок по теме "Одушевленные и неодушевленные имена существительные" система Л.В. Занкова...

Урок русского языка во 2 классе по теме "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные".

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Школа России. Урок с использованием интерактивной доски....

Проект урока русского языка 3 класс "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные"

Проект урока русского языка 3 класс "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные"...

Презентация к уроку русского языка 3 класс "одушевлённые и неодушевлённые имена существительные"

Презентация к уроку русского языка 3 класс "одушевлённые и неодушевлённые имена существительные"...