Конспект урока русского языка "Повторяем фонетику и состав слова"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Курочкина Ольга Валерьевна

Обеспечение возможности сохранения здоровья за период обучения в школе, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни и применение полученных знаний в повседневной жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka.doc86.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку

Тема: «Повторяем фонетику и состав слова».

Цель: закрепить полученные знания о фонетике и составе слова.

Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный этап

Учитель запускает детей в класс. Проверка готовности детей к уроку. Дети здороваются.

Число. Классная работа. (написать заранее)

Работа в паре.

У вас на столах конверт № 1, в котором лежат карточки с различными символами. Ваша задача рассмотреть эти символы и разделись их на группы.

Дети работают.

Проверка: сколько групп получилось?

Какие карточки вы отнесли в первую группу?

Во вторую?

Всё, что относится к первой группе, как можно назвать?

А когда мы разбираем слова, из каких частей они состоят, как это называется?

Поработаем со второй группой.

Что это [а]?

А как вы догадались, что это звук?

А где мы используем такие скобки?

А какой раздел науки о русском языке изучает звуки?

А теперь давайте подумаем, о чем пойдет речь на уроке и сформулируем его тему.

Эти темы нам знакомы?

 Сформулируйте, пожалуйста, цель нашего урока.

Скажите, для чего нам нужны эти знания?

Высказывание)

Две.

Корень, приставка, суффикс, окончание, основа.

Звук в квадратных скобках, ударение

Части слова.

Разбор слова по составу.

звук

Квадратные скобки

В Транскрипции слова.

Фонетика.

Фонетика и состав слова.

Да.

Повторение (закрепление, отработка) фонетики и состава слова.

Чтобы письменная речь была грамотной.

Актуализация знаний

А теперь вспомним всё, что мы знаем о звуках. Устроим Блиц-турнир «Да-Нет»

Я задаю вопрос, а вы с помощью сигнальной карточки будете отвечать: нет-красный цвет, да- зеленый цвет.

1.Гласные бывают мягкие и твердые?

2.Согласные звуки бывают звонкие и глухие?

3.Все согл звуки имеют пару по твёрдости и мягкости?

4.Звук [й’] согласный?

5.Буквы е, ё, ю, я могут обозначать два звука??

6. А есть ли такие буквы, которые не имеют звука?

нет

да

нет

какие не имеют, назовите?

[й’], [ч’], [щ’]-всегда мягкий

[ц] [ш], [ж]--всегда твердый

да

да

В каких случают они обозначают два звука?

Когда стоят в начале слова, после гласного, после ь, ъ знаков.

Приведите примеры: яма, юбка, юла, маяк, поездка, поёт, съел, ружьё, листья

Да

Что за буквы, кто назовет?

ь, ъ

Примеры: конь, моль, семья, объелся, подъехал, подъём

Работа с новым материалом

Фонетический разбор.

Физкультминутка

А теперь немножко разомнёмся. Я называю слова. Если первый звук в этом слове мягкий согласный – вы приседаете, если твёрдый – хлопаете

(мясо, мак, торт, печка, Йэль, кот, аист).

Ребята, а почему на слово аист нужно было стоять спокойно? (ответы детей)

Актуализация знаний

Продолжаем работу.

Работаем в паре.

У вас на партах конверт № 2.

Достаньте карточки из него. Задание: каждой желтой карточке соотнесите зеленую. Будьте внимательнее. Кто справился поднимаете руку.

Что записано на зелёных карточках?

А на жёлтых?

Как можно назвать эту схему?

Где мы можем это использовать?

Напомните порядок выполнения разбора слова по составу?

Работа за партой

Кто первый поднял руку, выходят к доске, составляют на доске кластер.

Названия частей слова.

Определения.

Части слова.

 При разборе по составу

Окончание, основа, корень, приставка, суффикс.

Работа с новым материалом

Учебник с. 86 упр 2 (на интерактивной доске)

Соотнеси схему и слово.

Почему в слове кино нет окончания?

*Записали слово перелесок, выполнили разбор слова по составу.

Учебник, упр 3. Стр.86

Читаем задание.

Читаем первую группу слов.

Какое лишнее слово в этой группе?

Почему?

Читаем вторую группу слов.

Какое лишнее слово в этой группе?

Почему?

Читаем третью группу слов.

Какое лишнее слово в этой группе?

Почему?

А давайте подумаем, что такое носок?

А еще у слова носок есть значения, как думаете?

Как можно разобрать по составу слово носок, если значение часть одежды?

Разберем по составу, если значение маленький нос.

Какой вывод можно сделать?

Слово кино является несклоняемым именем существительным

Клубок

Остальные слова являются однокоренными, общий корень «клубн»

Замочный

Это прилагательное, остальные глаголы. В слове замочный нет приставки «за», а во всех остальных словах есть приставка «за»

Горшок

все слово корень,

часть одежды

есть. Это маленький нос.

(картинка на слайде и слова из Крылова)

У доски разбираем: носок: окончание- нулевое, основа – носок, корень-носок.

Носок: окончание - нулевое, основа- носок, корень-нос, суффикс – ок.

При разборе слова нужно учитывать его значение.

Итог урока

Подведём итог урока. Вспомним цель нашего урока?

Мы её достигли?

Мы повторяли фонетику и состав слова.

Да.

Рефлексия

Теперь, пожалуйста, оцените свою работу на протяжении всего урока, с помощью сигнальной карточки.

Информация о домашнем задании

Учитель записывает д. з. на доске. Уч. стр. 140 № 3.

Дети записывают д. з. в дневник.


Лист  самооценки

Тема: «Повторяем фонетику и состав слова».

Цель: закрепить полученные знания о фонетике и составе слова.

  1. Заполни пропуски.

  1. Собери мозаику.

  1. Транскрипция слова «краб».

  1. Соотнести часть слова с определением.

  1. Соедини слово со схемой (взаимопроверка).

  1. Игра «Кто хочет стать миллионером».

  1.  Общая оценка.


[а]

..т’..

..у..

[а]

..т’..

..у..

[а]

..т’..

..у..

[а]

..т’..

..у..

[а]

..т’..

..у..


Гласные     (1 колонка)

ударные            ___________

Согласные     (2 колонка)

_________            мягкие

Согласные     (3 колонка)

глухие            ___________

подъезд

кино

лесной

приморский

Корень

Окончание

Суффикс

Приставка

Основа


– главная часть слова, в которой содержится основное значение слова.

 – часть слова, которая изменяется.

– часть слова, которая стоит за корнем и служит для образования новых слов.

– часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов.

– часть слова без окончания.


[а]

..т’..

..у..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме: «Состав слова: образование слов с помощью приставки и суффикса» (2 класс)

Цель урока: показать учащимся возможность образования новых слов сразу с помощью приставки и суффикса; учить образовывать и разбирать по составу такие слова; развивать внимание, мышление, речь....

Конспект урока русского языка по теме "Состав слова. Обобщение"

В конспекте урока полное описание хода урока с различными интересными заданиями....

Конспект урока русского языка по теме "Состав слова" 2 класс

Урок- путешествие по теме"Состав слова" 2 класс...

План-конспект урока русского языка по теме "Состав слова. Окончание слова", 3 класс

План-конспект урока русского языка по теме "Состав слова. Окончание слова" предназначен для учителей, работающих по развивающей системе Л.В.Занкова и учителей, реализующих ФГОС....

Урок русского языка 4 класс "Состав слова.Однокоренные слова"

Конспект урока по русскому языку с презентацией...

Конспект урока русский язык по теме "Состав слова. Закрепление"

Представлен конспект урока для 4 класса по УМК "Перспектива"...