Олимпиадные задания по русскому языку
олимпиадные задания по русскому языку (3 класс)

Олимпиадные задания по русскому языку для 3 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy3.docx115.08 КБ
Файл russkiy2.docx17.91 КБ
Файл russkiy.docx14.26 КБ
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

1. Найдите лишние слова в каждой строчке. Подчеркни.

а) Честный, честь, чесночный, чествование.

б) Смешной, смешать, смех, смешить.

в) Левша, левый, лев, налево

г) Диво, удивлять, диван, дивный.

2. Запиши русские пословицы, близкие по значению данным китайским:

а) Обсуждать надо часто – решать однажды.

_______________________________________________________________________

б) Кто слишком спешит – позже справляется с делом.

_______________________________________________________________________

в) Трудно схватить двух угрей двумя руками.

_________________________________________________________________

3. Подчеркните слова, в которых есть приставки.

Отрезать, отцовский, отколоть, отдыхать, отрубить

4. Сколько раз звук [ о ] встречается в предложении:

Звенят во все колокола. Ответ: ______

5. Подчеркни лишнюю пару.

Журналист – журналистка

Мельник – мельница

Ученик – ученица

Мастер – мастерица

6. Прочитай транскрипцию, запиши слова:

, а г а д а] - ___________________________

, э м, й, а] - ________________________

, у л, а] - _______________________

7. Как правильно сказать? Выбери правильный вариант и подчеркни:

класть книгу – ложить книгу, покласть спать - положить спать

одеть девочку – надеть девочку, одеть платье – надеть платье

8. Замени выражения одним глаголом:

морочить голову - _________________________________

повесить нос - ____________________________________

пропустить мимо ушей – __ ________________________

положить зубы на полку – _ ________________________

9. Подчеркни слова, которые от изменения ударения меняют свой смысл:

Атлас, свёкла, щавель, цемент, трусить, премировать, ирис.

10. Подбери синонимы к словам:

летчик - __ _________________________

горе - ____ ___________________________

блестеть - _ _______________________

Родина - __ _____________________

жара - ___ ___________________________

11. Вставьте пропущенные буквы:

а ) Шарик рану зал…зал, с костью в будку зал…зал.

б) Я ружьишко зар…дил и морковку прор…дил, в огороде ув…дал, как кустарник ув…дал.

в) Грязной тряпкой окна тру…, бесполезный это тру… .

г) Кот под снегом пос…дел и мгновенно пос…дел.

12. Закончи крылатые выражения, взятые из сказок.

Поди, туда - не знаю куда,_ ____________________________________________
Скоро сказка сказывается,_
____________________________________ ___________
Это присказка, не сказка,__
________________________________________________

13. Из букв слова «корабль» составь другие слова__________________________________________________________________

14. Разгадайте ребусы.

hello_html_4caab987.jpghello_html_m37b5ae4c.pnghello_html_1758eb2d.jpg

Ответ: __ ______ Ответ: _________ Ответ: ___________



Предварительный просмотр:

Олимпиада по русскому языку 3 класс  

Задание 1. Составь меню из 4 блюд на обед Незнайке при условии, что в названии блюд все согласные звуки твердые:

Салат, котлета, пирог, кисель, борщ, компот, творог, рагу.

__________________________________________________

Задание 2.Запишите в алфавитном порядке и поставьте знаки ударения.

Повторим, оттепель, алфавит, ворота, звонит, документ, банты, столяр, маляр,заморозки_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3. В данных рядах найди слова, которые не являются синонимами. Подчеркни эти слова.

1) Здание, постройка, сарай, сооружение.

2) Зрелище, опера, представление.

3) Воин, артиллерист, боец, солдат.

Задание 4. Распредели слова в соответствии с их составом.

Огонёк, наушники, грачата, беспарусные, оценка, безрукий, заморский, поход, прорубь, плодородная, верхний, дороженька

Корень, суффикс, окончание____________________________________________

Приставка, корень, суффикс, окончание___________________________________

Приставка, корень, окончание___________________________________________

Какое слово не вошло ни в одну группу? Запиши его.

Ответ:______________________________________

Задание 5. . Вставь пропущенную буквы.

Зал…зать раны. Зал…зать на крышу.

Отв..рить дверь. Отв…рить картофель.

Ув…дать издали. Ув…дать от времени.

Пос…деть на скамейке. Пос…деть от времени

Задание 6. Расставь знаки препинания в тексте. Посчитай количество предложений.

Три дня дул мокрый ветер он съедал снег на буграх в воздухе пахло талым снегом ночью хлынул ливень он забарабанил по стеклу ветер в темноте порывами рвал тополя к утру дождь перестал. (_________)

Задание 7.Выпиши имена существительные, которые употребляются только в единственном числе.

Детвора, бедняжка, листва, жмурки, отвага, песня, молоко, кувшинка.____________________________________________________________Задание 8. К каждой паре слов подбери такое прилагательное, которое с одним словом употреблялось бы в прямом значении, а с другим – в переносном:

Хвост, Перстень, Холод, Характер, Нервы, Жизнь, Трубы, Конфета.


________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 9.В каждом предложении найди грамматическую основу .

а) Отвели они девицу вверх во светлую светлицу.

б) Иван- царевич отправился вслед за клубочком.

в) Днём и ночью бьются о скалы морские волны.

г) Замечательный подарок мне прислал по почте брат.

Задание 10. Раскрой переносный смысл каждого высказывания.

Бабушка надвое сказала.__________________________________________

Остаться у разбитого корыта. ___________________________________

Чует кошка, чьё мясо съела. ____________________________________________

Сколько верёвочке ни виться, а конец будет. __________________________

Найди крылатое выражение и выпиши его. Напиши, кто автор и из какого произведения взяты эти строки.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 11. Угадай сказку.

А). В украинской сказке «Рукавичка» лесные звери по очереди поселились в потерянной варежке. А как называется русская сказка с похожим сюжетом?

____________________________________________________________________

Б) Сказка немецких писателей братьев Гримм называется «Белоснежка и семь гномов». А как называется сказка А.С. Пушкина с похожим сюжетом?

_____________________________________________________________________

В) Сказка «Красавица и чудовище» традиционно публикуется в приложениях к сказкам французского писателя Шарля Перро. А как называется сказка С. Аксакова с похожим сюжетом?

_______________________________________________________________________________________



Ответы

Задание 1 . Салат, компот, творог, рагу.(2б)

Задание 2. Запишите в алфавитном порядке и поставьте знаки ударения.

АлфавИт,бАнты, ворОта, докумЕнт, зАморозки, звонИт, малЯр, Оттепель, повторИм, столЯр.

(За каждый правильный ответ 0,5 б.= 5 б. +1б)  

Задание 3.

1) Здание, постройка, сарай, сооружение.

2) Зрелище, опера, представление.

3) Воин, артиллерист, боец, солдат. (1.5 б.)

Задание 4.

Какое слово не вошло ни в одну группу? Запиши его.

Ответ: плодородная_12б

Задание 5.

Зализать раны. Залезать на крышу.

Отворить дверь. Отварить картофель.

Увидать издали. Увядать от времени.

Посидеть на скамейке. Поседеть от времени (8 Б)

Задание 6. (3.5балла)

Три дня дул мокрый ветер. он съедал снег на буграх. в воздухе пахло талым снегом. ночью хлынул ливень. он забарабанил по стеклу. ветер в темноте порывами рвал тополя. к утру дождь перестал. ( 7 )

Задание 7.

Детвора – только единственное число, бедняжка – бедняжки, листва - только единственное число, жмурки - только множественное число, отвага - только единственное число, песня - песни, молоко - только единственное число, кувшинка – кувшинки.

Ответ: Детвора, листва, отвага, молоко. (2 Б)

Задание 8. (4 б)

Задание 9.

а) Отвели они девицу вверх во светлую светлицу.

б) Иван- царевич отправился вслед за клубочком.

в) Днём и ночью бьются о скалы морские волны.

г) Замечательный подарок мне прислал по почте брат. (8 б.)

Задание 10. Бабушка надвое сказала. - Говорят, когда сомневаются, осуществится ли то, что предполагают.

Остаться у разбитого корыта. - Ничего не вышло, мечты не осуществились.

Чует кошка, чье мясо съела. - Говорят о том, кто чувствует свою вину и своим поведением выдает это.

Сколько веревочке ни виться, а конец будет. - Говорится с уверенностью, что плохим делам, поступкам придет конец.

Крылатое выражение - остаться у разбитого корыта (А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»). - (4+2баллов)


Задание 11. а) «Теремок», б) «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», в) «Аленький цветочек»- 3 балла



Предварительный просмотр:

Олимпиада по русскому языку 3 класс

    1.    Образуйте от данного существительного глагол и прилагательное: 
мороз 

    
2.    Поставьте нужные знаки в конце предложений:
Что за птица с красной грудкой
Пусть всегда будет солнце
Дети вышли на опушку леса 

    
3.    Спишите предложение, раскрывая скобки, и над каждым словом укажите часть речи.
(По) садила мама (в) печь пироги (с) капустой печь. 
__________________________________________________________________________
    
4.    Образуйте от слова свет семь однокоренных слов. 
_________________________________________________________________________ 

 5.    Поставьте слова в множественное число:
Человек    Лист (бумаги)     Лист (дерева)    Зуб (волка)     Зуб (пилы).

____________________________________________________________________________
  
6.    Вставь вместо * предлоги.
Я * утра * лесу гуляю,
* росы я весь промок.
Но зато теперь я знаю * березку и * мох,
* малину, ежевику,
* ежа и * ежиху,
* которой * ежат
Все иголочки дрожат.
7. Как написать одинаковые по звучанию слова из стихотворения Якова Козловского?
Вилка однажды споткнулась (о) крошку,
Падая, стукнулась вилка (об) ложку.
Ложка, взлетев, угодила в (о) крошку,
Брызги на книжную сели (об) ложку. 

    
7.    С каким из данных существительных слово круглый имеет не такое значение, как с остальными?

Круглый отличник, круглый сирота, круглый дурак, круглый год, круглый поднос. 

    
8.    Выбери проверочное слово, вставь пропущенную букву, запиши слова парами.

1). Уд…вительно (дева, диво),

2). М…нять (мина, обмен),

3). Л…пить (липкий, лепка),

4). Скр…пучий (скрипка, скрепка, скрип),

5). Л…нивый (линька, лень).

 9.    Переставь буквы местами и образуй новые слова.

Лучок-...............,  банка -..................., манишка -..................... , сачок-.........................


10.    Сколько ошибок допущено в тексте? Исправь, перепиши правильно, подчеркни букву, где была ошибка.

Здесь есть лиса и красивый прут. Харашо паседеть на биригу с удачкой.  На днях я нашол в лису грусть и был даволен.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выпиши слова с приставкой по.

Полка,  подорожник,  подоконник,  подошёл,  подержать,  пододеяльник, подобрел,  поляна,  подоить,  подушка,  подлететь,  подумать

___________________________________________________________________

    
11.    Какое из перечисленных слов требует существительного в предложном падеже?

Вера, уверенность, стремление, надежда, желание


    
12.    Из букв слова арифметика составь другие слова (только имена существительные). 
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
    
13.    Объясни, как ты понимаешь эти выражения.

Белая ворона__________________________________________________________________

Вертеться как белка в колесе__________________________________________________

Водить за нос______________________________________________________________

Выносить сор из избы_______________________________________________________

отложить в долгий ящик_____________________________________________________

Зарубить на носу_____________________________________________________________

Перемывать косточки________________________________________________________
    
14.    Используя данные части слова, составь новые слова.

верх_________________________________________________________

вино_________________________________________________________________________

воз__________________________________________________________________________

вол______________________________________________________________________

вес_________________________________________________________________________
    
15.    Какое из данных ниже слов может выразить и удивление, и сомнение, и желание о чём-нибудь напомнить собеседнику?

Постой, посиди, полежи, побегай, помолчи
   

 16.    Что выражает топорная работа? Выбери и подчеркни.

А) ремесло плотника; б) работа, выполненная только с помощью одного топора; в) работа, которую нельзя выполнить без помощи топора;

г) грубо, неумело выполненная работа; д) изящная, тонкая работа



Предварительный просмотр:

Олимпиадные задания по русскому языку

Фамилия _____________Имя____________Класс_________

1. От слов, обозначающих признаки предметов, образуйте имена существительные, которые называют людей.

Умный - ________________________

Хитрый - _______________________  

Весёлый - _______________________

Крепкий - _______________________

2. Составь слово по опорным словам. Из первого слова бери первый слог, из    второго – второй и так далее:

а) радость, задумал, коряга: _______________  

б) сияние, понедельник, поливает:  ______________________

3. Догадайся, какую общую часть пропустили в словах, допиши эти слова:

_____ник,       ____а,        ___ной,          ___ок,      ____истый.

4. Соедини слова правого и левого столбиков так, чтобы получить новые:

стол                    овод

зал                      ежи

газ                      марка

яр                        очки

гриб                    он

хор                      яр

5. Найди и подчеркни «лишнее» слово. Объясни своё решение.

1.     гром, громадный, громкость, громкий;

____________________________________________________________

2.     выспаться, сыпучий, сыпь, сыпать;

____________________________________________________________

3.     жалость, жалоба, жалкий, жалить;

____________________________________________________________

4.     легонько, легковой, залегать, облегчать.    

____________________________________________________________

6. Выбери нужное слово. Подчеркни его.

1.  Мы собирали грибы в (ёлочном, еловом) лесу.

2.  Бабушка варила вкусное (сливовое, сливочное) варенье.

3.  Не будь таким (обидным, обидчивым)!

4.  На море разыгрался сильный (штурм, шторм).    

 

7. Путём перестановки букв из каждой пары слов составь третье. Должны быть использованы все буквы.

Боб + уста = __________________________________________                          

Вода + ринг = ________________________________________                          

Парк + ива = _________________________________________

8. Расставьте предложения по порядку. Пронумеруй их

Прыгнет с обрыва, остановится и зовёт сына.

Мать кормила его молоком и учила бегать по горам.

Малыш дрожит от страха, но прыгает.

Родился козлёнок в долине горной реки.

Мать лижет ему шёрстку

9. Древнее слово «лоб» означало широкий плоский лист, от него образовались названия растений: лопух, лопоухий – человек с большими ушами. А как называется садовый инструмент, название которого происходит от этого слова?  

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Запиши слова во множественном числе: стол, стул, ухо, человек.      

_____________________________________________________________

11. Вместо пропусков, напиши буквы, чтобы получились слова.

  1.  Место на реке, где может застрять корабль.            ___ ___ л ь,              
  2.   Злейший враг шубы.                                                 ___ ___ л ь,              
  3. Её исполняют актёры.                                                 ___ ___ л ь
  4. Платок, который накидывают на плечи.                    ___ ___ л ь,              
  5.   Маленькие морские или речные камешки.               ___ ___ л ь ___ ___          
  6.   Больше, чем носки, меньше, чем чулки.                  ___ ___ л ь ___ ___          
  7. Часть лимона, апельсина или  яблока.                    ___ ___ ль ___ ___          

Критерии оценивания

1. От слов, обозначающих признаки предметов, образуйте имена существительные, которые называют людей.

Выполнение:

Умный - умник

Хитрый - хитрец

Весёлый - весельчак

Крепкий - крепыш              

 Количество баллов:  0,5 б за каждое правильное слово.     (Всего 2 б.)

2.  Составь слово по опорным словам. Из первого слова бери первый слог, из    второго – второй и так далее:

Выполнение:

а) радость, задумал, коряга;                                               радуга    

б) сияние, понедельник, поливает                                      синева    

 Количество баллов:  по – 0,5 баллов. (Всего 1 балл)

3.  Догадайся, какую общую часть пропустили в словах, допиши эти слова:

_____ник,  ____а,  ___ной,  ___ок,   ____истый.

Выполнение: например: печник, вода, грибной, грибок, волнистый.

Количество баллов: по 0,5б. (Всего 2,5 б.)

4.  Соедини слова правого и левого столбиков так, чтобы получить новые:

Выполнение: (столяр, залежи, ярмарка, газон, грибочки, хоровод

Количество баллов:  0,5 за каждое слово.   (Всего 3 б.)

5.  Найди и подчеркни «лишнее» слово.

  1. гром, громадный, громкость, громкий;
  2. выспаться, сыпучий, сыпь, сыпать;
  3.  жалость, жалоба, жалкий, жалить;
  4.  легонько, легковой, залегать, облегчать.  

Количество баллов:  0,5 за каждое правильно вычеркнутое слово. (Всего 2 б.)

6.  Выбери нужное слово. Подчеркни это слово.

  1. Мы собирали грибы в (ёлочном, еловом) лесу.
  2. Бабушка варила вкусное (сливовое, сливочное) варенье.
  3. Не будь таким (обидным, обидчивым)!
  4.  На море разыгрался сильный (штурм, шторм).    

Количество баллов: по 0,5 за верный выбор. (Всего 2 б.)

  1. Путём перестановки букв из каждой пары слов составь третье. Должны быть использованы все буквы.

Боб + уста =                               суббота  

Вода + ринг =                             виноград

Парк + ива =                               крапива  

Количество баллов: по 1 баллу. (Всего 3 б.)

  1. Расставьте предложения по порядку.

3.Прыгнет с обрыва, остановится и зовёт сына.

2.Мать кормила его молоком и учила бегать по горам.

4.Малыш дрожит от страха, но прыгает.

1.Родился козлёнок в долине горной реки.

5.Мать лижет ему шёрстку.

Количество баллов:  Если 1-3 предложения стоят в правильном порядке – 1б   все -3б.

  1. Древнее слово «лоб» означало широкий плоский лист, от него образовались названия растений: лопух, лопоухий – человек с большими ушами. А как называется садовый инструмент, название которого происходит от этого слова?      

Выполнение:  лопата (Всего1 б.)

  1.  Запиши слова во множественном числе: стол, стул, ухо, человек.  

Выполнение: столы, стулья, уши, люди

Количество:  по 0,5 б.   (Всего 2 б.)  

                                                                             

  1.  Вместо пропусков, напиши буквы, чтобы получились слова.

·        Место на реке, где может застрять корабль.              _ _ л ь,              

·        Злейший враг шубы.                                                      _ _л ь,              

·        Её исполняют актёры.                                                    _ _ л ь,              

·        Платок, который накидывают на плечи.                       _ _ л ь,              

·        Маленькие морские или речные камешки.                  _ _ л ь _ _          

·        Больше, чем носки, меньше, чем чулки.                      _ _ л ь _ _          

·        Часть лимона, апельсина или  яблока.                        _ _ль _ _              

 Выполнение: мель, моль, роль, шаль, галька, гольфы, долька.

Количество баллов: за 1- 4 слово по 0,5 балла, за 5 – 7 по 1 баллу. (Всего 5 б. )


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиадные задания по русскому языку

Задания по русскому языку для школьного тура олимпиады...

Олимпиадные задания по русскому языку для 2 класса.

В данный материал включены задания повышенной трудности по разделам "Звуки и буквы", "Слово", "Предложения", "Текст"....

Олимпиадные задания по русскому языку для 3 класса.

Включены задания повышенной трудности по темам "Звуки и буквы", "Слово", "Предложения", "Текст"....

Работа с одарёнными детьми. Готовимся к Всероссийской олимпиаде школьников. Олимпиадные задания по русскому языку в 4 классе -2014

Олимпиада ( школьный тур) включает задания на знание орфографии, лексики, словообразования, развитие речи и др. Готовые бланки с заданиями заполняются непосредственно в  начале олимпиады самими у...

Олимпиадные задания по русскому языку

Олимпиадные задания по русскому языку для 2 класса...