Технологическая карта урока русского языка в 3 классе. Тема "Корень слова"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Перевозчикова Лариса Леонидовна

Тема урока: корень слова.

Класс:  3

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: урок-исследование.

Используемая технология :  ТРКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_24_noyabrya.doc107.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 3 классе

Технологическая карта

Тема урока: корень слова.

Класс:  3

Учитель: Перевозчикова Лариса Леонидовна 

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: урок-исследование.

Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия.

Образовательная цель: формирование знаний обучающихся о корне слова по средствам мини-исследования.

Планируемые УУД:

предметные- создать условия для формирования знаний о корне слова, умения выделять его в слове, усвоения знаний о  признаках однокоренных слов, нахождения однокоренных слов в тексте и умения подбирать однокоренные слова;

познавательные- развивать умения находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых понятий, строить несложные рассуждения, осуществлять анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию и обобщение по заданным критериям;

регулятивные- принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем, выполнять учебные действия во внутренней и внешней речи, планировать свои действия;

коммуникативные-  строить монологические высказывания с учётом поставленной коммуникативной задачи; принимать участие в диалоге. общей беседе, совместной деятельности, ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

личностные- ориентироваться на развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности; осознавать роль русского языка как государственного и показателя культуры человека.

Используемая технология :  ТРКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо)

Программное обеcпечение: Microsoft Power Point,  Microsoft Word.  

Техническое обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Оборудование: презентация урока,  толковый словарь, учебник- Л.Ф. Климанова «Русский язык, 3 класс», шары, карточки с буквами О, Р, К, Ь, Е, Н (групповые, индивидуальные, для парной работы), мешочек с карточками.

Этапы урока

Задачи этапа

Формы, методы, методические приёмы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I этап «Вызов»

 1. Mотивация  к учебной деятельности

Создать  благоприятный психологический настрой на работу

Фронтальный. Словесный

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку
Ну, проверь-ка всё, дружок!   Можно ль начинать урок?

Начинаем урок русского языка.

Рассказать секреты слова

Я для вас всегда готова.

Но на уроке будь готов

Сам раскрыть секреты слов.- Готовы раскрывать секреты? Откроем тетради, запишем дату.

Кто уже написал, можно сделать массаж пальчиков.

Приветствуют учителя, проверяют свою   готовность к уроку

Записывают дату и место работы.

Массаж пальчиков.

Регулятивные: -нацеливание на успешную деятельность.

Личностные:- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое.

Коммуникативные:- формирование  умения слушать и слышать.

 2. Выход на тему урока.

Физкультминутка ( по выбору детей)

3. Актуализация знаний

4. Постановка учебной задачи

Работа с орфограммами в словах.

Подвести детей к самостоятельному выводу и формулированию темы урока.
 

Актуализация опорных знаний и способов действий

Фронтальный. Словесный

 

 Игра«Я вижу орфограмму». 

Наблюдение, проблемная ситуация.

Словесный. Беседа. Доказательство

Игра «Хочу знать                                       »

   

Составление кластера. В центре доски ключевое слово КОРЕНЬ, от него рисуются стрелки-лучи в разные стороны к другим понятиям, связанным с ключевым словом; В процессе уточнения информации кластер видоизменяется.  

Фронтальный. Словесный

Для начала мы немного поиграем и узнаем тему  урока. Посмотрим, кто из вас самый внимательный. Игра «Я вижу орфограмму». Диктуются слова.

Ковёр, Рита, тупик, друзья, река, ванна.

После работы над орфограммами в словах, учитель выясняет, какое задание приготовили эти слова     Здесь зашифровано слово.  

Организует работу над лексическим значением этого слова.

 Где в природе, в нашей жизни мы можем встретиться с корнем?

-Без здорового корня не будут расти ни деревья, ни зубы. Какое отношение имеет слово корень к предмету «Русский язык»?

Кто сможет определить тему нашего урока?

ИКТ Слайд №1

На уроке русского языка мы с вами пользуемся памятками. Попробуйте назвать мне пункты плана для памятки "Как найти корень слова".

1.___________________________

2.___________________________

3.___________________________

Достаточно ли  ваших знаний ?

Предлагает провести наблюдение,, сделать вывод и дополнить схему.

Чтобы составить правильно памятку нам необходимо многое узнать. Что бы вы хотели узнать о теме урока?

Чтобы это сделать,  я предлагаю вам провести урок-исследование.

На каких уроках мы с вами исследовали?

А что значит исследовать?

Сегодня вы будете работать в паре. Итак, мы начинаем!

Все свои исследования будем записывать в журнал юного исследователя.

Итак, откроем листок юного исследователя №1

Сад, посадка, садовник, садик, рассада, пересадить, садовый.

 Что общего во всех словах?

ИКТ (Слайд №2).

Попробуйте прочитать только корень.(сад)

Вы поняли, что означает это слово?

Попробуйте закрыть корень и прочитать оставшиеся части.

Ясен ли смысл слов?

Какой же мы сделаем вывод, что такое корень?

Правильно, корень – это главная часть слова.

В корне заключён смысл слова.

Запишите вывод в журнал. Корень – это …

Организует подводящий диалог, уточняет          

Предлагает заполнить схему на доске

                 КОРЕНЬ

?         

Главная                ?                       ?

часть слова                          

                           

ИКТ Слайд 3  На слайде дерево, под деревом корень .

Прочитайте слова. получается? почему? что нужно сделать , чтобы прочитать слова?

Предлагает высказать своё мнение  о  словах, которые растут на этом  дереве.

Сейчас вставьте корень

-свет-. понятны стали слова?

Сделайте вывод, Смысл слова - это его....? Заполним кластер в журнале вывод: корень значимая часть слова.

                   КОРЕНЬ

главная Часть слова                  

                                                 

 Значимая                                  

     часть слова                                                                  

Приступает в третьему исследованию. ИКТ Слайд№4

Вода, водитель, водяной, проводить,  подводный, водица, водит.

 Что общего у этих слов?

Назовите основное значение этих слов?

Распределите слова по значениям. поставьте над словами цифры 1 и 2.  

В каждой группе слов есть главная общая часть, общее значение.

 Как называются такие слова

Какие слова называются однокоренными?

Как еще называют такие слова?

Какой вывод мы с вами можем сделать?

Дополним схему.

                   КОРЕНЬ

Главная Часть слова                    

                                        общая часть            

 Значимая                    однокоренных

     часть слова               слов                                 

Организует работу по учебнику.                                        

Сравним наш вывод с правилом на стр.95.

Работают над орфограммами.

Ученик выходит к доске и проговаривает слово. Объясняют, почему в данных словах присутствует орфограмма.

Буквы, обозначающие звуки орфограммы, выставляются на доске: О, Р, К, Ь, Е, Н.

У доски ребёнок выставляет это слово "корень".

-Корень есть у дерева, у зуба. Это слово многозначное.

Корень есть в словах. Объясняют лексическое значение.

Формулируют тему урока. Тема урока: «Корень слова».

Делают вывод, что                                     знаний недостаточно,  нужна дополнительная информация.

Говорят о затруднениях и способах выхода из ситуации.

Участвуют в диалоге.  Слушают, уточняют, задают вопросы

Отвечают на вопросы.

 

Отвечают на вопросы, высказывают своё мнение.                                                  

                               

.

Выполняют упражнения физкультминутки

     

                                       

Общий корень, близкое значение.

Сад - это.....

Обсуждают, какая часть                                                          дерева главная. Это – корень, так как дерево начинает расти от корня, от него оно питается и развивается

Проводят наблюдение за словами на « дереве»

Приходят к выводу, что  корень – это главная  часть слова.

Подписывают  лучи кластера

 

Отвечают на вопросы, высказывают своё мнение.

Корень нужен для того, чтобы понять значение слова.

Корень  -вод-

Два значения.

Находят в тексте однокоренные слова, отвечают на вопросы.   Распределяют однокоренные слова по группам. Аргументируют свой выбор. Формулируют определение однокоренных слов и корня слова.

Однокоренные.

Слова, у которых одинаковый корень и одинаковое значение.

Родственные.

Корень-общая часть однокоренных слов.

Заполнение журнала исследования.

Сравнение правила с выводами.

Регулятивные:- оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности.

Познавательные:- классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку)

Коммуникативные:- умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и учителем.  

Регулятивные:

 - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;

Познавательные:

- постановка и решение проблемы;

Личностные:

- развитие познавательных интересов учебных мотивов;

Коммуникативные:

- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

Регулятивные:- предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше.

Коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Познавательные:

- выдвижение гипотез, их обсуждение, доказательства;

Регулятивные: - составление плана и последовательности действий.

Регулятивные: - умение действовать по плану и планировать свою деятельность;- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками;

Познавательные: - поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска;

 Личностные: - готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, - оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающие личностный моральный выбор;

II этап «Осмысление»                 1. Принятия целей урока. Усвоение новых знаний

Физкультминутка

Обеспечение мотивации учения детьми

Фронтальный. Словесный. Беседа

Выясняет общее представление о корне. Работа с правилом.

По какому признаку объединены слова в группы?  море-моряк, дождь-дождевик.                              

-Какая часть слова выделена?          -Почему?                                            

Объясняет, что в тетради корень выделяем графически -дугой

                                                       Буратино потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся.

Руки в стороны развёл

Видно ключик не нашёл.

Чтобы ключик нам достать,

Надо на носочки встать.

Выбирают те задачи, которые соответствуют данной теме, обосновывают свой выбор.

Однокоренные слова.

Корень

Общая главная часть.

Выполняют упражнения

                                                                       

                                                                                 

                                                     

                                               

Познавательные: - поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска ; находят языковые примеры для иллюстрации изучаемых понятий; - строят несложные рассуждения; анализируют,  сравнивают, сопоставляют, классифицируют, обобщают  

 2 Первичное закрепление нового материала

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания  детьми изучаемой темы Развитие умения распознавать и подбирать однокоренные слова, 
 .

Фронтальный Словесный. Письмо.

Предлагает выполнить упражнение 159.                          Найти и выписать однокоренные  слова. Выделить корень.                                Предлагает одновременно разработать памятку  «Как найти в слове корень»

                   КОРЕНЬ

Главная Часть слова

                     

                                        общая часть            

 Значимая                    однокоренных

     часть слова               слов                                 

1.Смотрю                2. Подбираю

значение                 однокоренные

слова                        слова.

3. Выделяю общую часть.

Выполняют предложенное упражнение.   Выделяют корень.                                                                                           Работают  с памятков «Как найти в слове корень», знакомятся с теоретическими материалами в учебнике.  Объясняют главные слова в определении корня, выполняют упражнение

         

Коммуникативные: - работа в группах, распределение ролей, владение монологической и диалогической речью;                        Познавательные: - поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска;                             Личностные: - готовность к сотрудничеству. Регулятивные :                   -принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем;                      -выполняют учебные действия в умственной и громкоречевой форме; - планируют свои действия для решения задачи

3. Закрепление знаний  с проговариванием во внешней речи

Работа в динамических группах («обучение сообща»).

Дифференцированный подход.

Теперь вы готовы к самостоятельному находить корень в словах.

Первое задание самое легкое - для тех, кто еще не уверен в своих знаниях.   Надо вставить пропущенные буквы и выделить корень.

Второе задание - надо выписать из текста только однокоренные слова и выделить корень.

Третье задание самое сложное - надо выбрать однокоренные слова из предложенных и придумать свои.

Кто выбрал первое задание -к доске, кто второе, кто не побоялся трудностей делает самостоятельно.

ИКТ Слайд №5

Л…ска, л…сонька, л…са! 
Ты в каких живёшь л…сах? 
Л…сий хвост замёл следы. 
Где л…сичка? Видел ты?

Выполняют задание упражнение.

Познавательные:

- поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в том числе и с помощью компьютерных средств;

 III этап. Рефлексия учебной деятельности

1. Собственная деятельность о решении поставленной задачи

Инициировать рефлексию по взаимодействию учеников с учителем и другими детьми в классе

Индивидуальная

Предлагает вернуться к игре «Хочу знать!». Побуждает закончить предложение "Узнал!". Выясняет понимание изучаемой темы

Отвечают на вопросы.

Регулятивные:- открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке

2. Включения в систему знаний и повторения;

Включение учащихся в целенаправленную деятельность

Групповая.

Игра  «Третий лишний»

«Верно» или «Неверно»

ИКТ Слайд №6  слова, среди которых есть слова с  омонимичными  корнями. Нужно выбрать лишние слова.

один ученик  комментирует лишнее слово, доказывает правильность выбора. Остальные слушают и оценивают ответ словом «Верно» или «Неверно»

Коммуникативные:- умение работать в группах, распределять роли, владение монологической и диалогической формами речи                      Познавательные-анализируют языковые объекты с выделением существенных и несущественных признаков

3Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

4. Итог работы

Информация о домашнем задании

Выявление качества и уровня усвоения знаний, а также установление причин выявленных недостатков

                                       

Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся

Обеспечение понимания детьми содержания и способов выполнения домашнего задания

Работа в паре.

Игра «Узнал нового!»

Даёт задание для работы на карточке 

 Зачеркните лишнее слово:

1. Больница, боль, большой.

2. Горе, горевать, горный.

3. Чистота, чистый, чистить.

 4. Мороз, замороженный, морозит.

Предлагаю подвести итог урока.  ИКТ Слайд № 8 Продолжи фразу "Я узнал...я научился....Для меня новым было.....Я повторил...

   - На следующих уроках мы продолжим изучение темы « Корень слова».  Что еще мы можем узнать на следующих уроках?

Ответьте на следующие вопросы:

1.Как называется общая часть слова, которая передаёт основное значение слова?

р. приставка

т. окончание

п.корень

2.Какие из слов  будут однокоренные

я. брат, братик, братишка

у. пилот, лётчик

е. мокрый, сырой

3.В группе однокоренных слов найди лишнее и зачеркни его.

о.гусь,

а. гусыня,

т. гусеница,

б. гусята

4.Однокоренные слова, это слова, которые

ь. сходны по значению.

е. имеют одинаковую часть и сходны по значению.

Обведите буквы, которые вы выбрали? Что у вас получилось?

Эту оценку вы получаете за урок.

Спасибо за урок.

Выполняют работу . Проводят проверку по эталону. Дают оценку своей деятельности

     

                                                                           Читают вопросительные слова,  составляют вопросы и задают их своим одноклассникам.

Отвечают на вопросы.

 

                                         

 

Пять                                                    

Регулятивные: - учитывают правило в планировании способа решения

Коммуникативные:- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

         Личностные: - готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей;- оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающие личностный моральный выбор;   

 

 

                                       Регулятивные:

 - умение адекватно воспринимать оценки;- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности                                   Регулятивные: принимают цель, содержание и способы выполнения заданий

                                               

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока. Русский язык. 2 класс. Тема "Слова-антонимы".

Технологическая карта урока, карточки с заданиями....

технологическая карта урока русского языка 2 класс "Корень слова. Однокоренные слова"

технологическая карта урока русского языка во 2 классе по теме "Корень слова. Однокоренные слова"...

Технологическая карта урока. Русский язык. 4 класс. Связь слов в словосочетании. Примыкание.

Технологическая карта урока. Русский язык.4 класс. Связь слов в словосочетании. Примыкание....

технологическая карта урока русского языка 1 класс, тема: "Слова-названия, отвечающие на вопросы "кто?", "что?"

технологическая карта урока русского языка по теме: "Слова-названия, отвечающие на вопросы "кто?", "что?".Цель урока: формирование умений различать слова, обозначающих одушевленные и неодушевленные пр...

Технологическая карта урока. Русский язык. 2 класс. "Корень слова. Однокоренные слова".

Технологическая карта урока русского языка. 2 класс "Школа России" .Тема: "Корень слова. Однокоренные слова"....

Технологическая карта урока русского языка 3 класс "Формы слова. Окончание"

Технологическая карта урока русского языка 3 класс "Формы слова. Окончание"...