Правописание приставок и предлогов Урок русского языка в 3 классе
методическая разработка по русскому языку (3 класс)

Тип урока. Урок открытия нового знания.

Цели урока.

Предметные:

·        развитие умения различать сходные приставки и предлоги;

·        развитие умения правильного написания приставок и предлогов со словами.

Регулятивные:

·        развитие умения определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

·        развитие умений строить алгоритмы действий, сравнивать, делать обобщения.

 

Коммуникативные:

создание условий  для формирования коммуникативных универсальных действий, (работать в паре, умение договариваться, действовать сообща, слушать других, высказывать и обосновывать свою точку зрения).

Познавательные:

·        находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

·        делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Правописание приставок и предлогов

Урок русского языка в 3 классе

Учитель: Гугучкина Мария Валерьевна

учитель высшей категории

2016 год

Тип урока. Урок открытия нового знания.

Цели урока.

Предметные:

  • развитие умения различать сходные приставки и предлоги;
  • развитие умения правильного написания приставок и предлогов со словами.

Регулятивные:

  • развитие умения определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
  • развитие умений строить алгоритмы действий, сравнивать, делать обобщения.

Коммуникативные:

создание условий  для формирования коммуникативных универсальных действий, (работать в паре, умение договариваться, действовать сообща, слушать других, высказывать и обосновывать свою точку зрения).

Познавательные:

  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

                               


Правописание приставок и предлогов

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

  1. Орфографическая работа

- Запись даты.

- Распределите слова на группы.

В какой части слова были орфограммы? Могут ли они быть в других частях слова?

Работа в тетрадях и у доски

6 мин

II.Актуализация  знаний.

Проблемная ситуация.

Сравните  слова в 1-м и 2-м столбике.

Поскакал      по полю

Прочитал     про зверей

Довёз            до дома

Узнал            у друзей

Отъехал       от станции

– Что одинакового заметили в словах 1-го и 2-го столбика?

– А что разного у этих частей?

– Почему?

– Какой возникает вопрос? 

-  Значит, какую учебную  задачу  предстоит  нам  решить на  этом  уроке?  

- Кто сможет сформулировать тему сегодняшнего урока?  

- Для чего  нужно  уметь  различать их?  

- Цель нашего занятия – различать приставки и предлоги,  правильно  употреблять в письменной и устной речи.

Одинаковые части, которые выделены.

Одни пишутся слитно, а другие раздельно со словами.

 В 1-м столбике – приставки, во 2-м – предлоги.

Как отличить одинаковые по написанию приставки и предлоги?

Будем учиться различать  предлоги  и  приставки.

Тема: Правописание приставок и предлогов

Чтобы  правильно писать  слова  с  предлогами  и  приставками,  уметь правильно  употреблять  в  речи  приставки  и предлоги.

3 мин

III. Открытие новых знаний

Что мы уже знаем по этой теме?

-Прочитайте. Как вы понимаете эту пословицу?

- На что нужно обратить внимание при написании данной пословицы?

Хорошее слово (до) сердца (до) ходит.

- Чтобы правильно раскрыть скобки, надо определить, где приставка, а где предлог. 

- Какие у вас есть версии решения проблемы?

Составим алгоритм действий

Прочитай слово

Можно вставить слово или вопрос?

              Да                                                      Нет

Пишу раздельно                                         Пишу слитно

          Предлог                                                      Приставка

Запишите ее. Выделите приставку и обведите предлог. Выделите орфограммы и грамматическую основу.

- Приставка – это часть слова и со словом пишется слитно.

- Предлог – это слово, с другими словами пишется раздельно.

Ученики предлагают различные версии. Одна версия - вставить слово

3 мин

Работа в тетрадях и у доски.

3 мин

 IV. Развитие   умений - применение нового знания.

- Сравним наш вывод с выводом в учебнике – стр.49

- С какими словами употребляются предлоги?

- С какими словами предлог не употребляется?

Выполним задание:

                            Предлог или приставка?

за)горой                         (на)сосне                    (по)столу

(за)стучать                  (на)учить                    (по)думать

- А сейчас обобщим наши   знания и составим памятку:

Приставка

Предлог

1. Часть _____________

1. Часть _______________

2.Пишется ______________

2. Пишется ________________

3. Служит для __________________

_________________________

3. Служит для __________________

__________________________

4. _________   вставить другое слово

4. _________   вставить другое слово

5.

- Проверим.

1 мин

Работа в тетрадях и у доски. Разбор слов по составу.

7 мин

Работа в парах – карточка на партах

 

Чтение памяток. Сверка с доской.

5 мин

V.  Закрепление Самостоятельная работа

С о с т а в ь т е  и напишите словосочетания, правильно употребляя предлоги.

1 группа словосочетаний:        (До)брести (до, в) город.

                                   (С)бежать (с, из) гора.

                                              (За)цепился (за, о) скатерть.

                                    (Вы)полз (от, из) нора.

2 группа словосочетаний:            (Вы)ехали (из, с) село.

                                           (В)цепился (за, в) рука.

                                            (Взо)брался (в, на) гора.

                                          (До)ехал (до, в) школа.

3 группа словосочетаний:            (До)шёл (на, до) конец.

                                              (По)плыли (по, на) море.

                                            (С)тереть (из, с) доски.

                                                     (До)брались (в, до) верхушка.

- Зачитайте, какие словосочетания у вас получились.

Карточки

Работа в тетрадях в паре.

6 мин

 

Ответы детей.

VI. Итог урока.

Рефлексия.

- Какой вопрос обсуждали на уроке?

- Какое решение мы нашли?

Оцените свою работу на уроке по критериям

1 смайлик – на отлично

2 смайлик – затрудняюсь

3 смайлик – пока не получается

- Как отличить приставку от предлога?

- Поставить слово. Определить, что называет слово: предмет или действие.

1 мин

3 мин



Приставка

Предлог

Приставка

Предлог

1. Часть _____________

1. Часть _______________

1. Часть _____________

1. Часть _______________

2.Пишется ______________

2. Пишется ________________

2.Пишется ______________

2. Пишется ________________

3. Служит для ______________

__________________________

3. Служит для ______________

___________________________

3. Служит для ______________

___________________________

3. Служит для ______________

___________________________

4. _____________   вставить другое слово

4. ______________   вставить другое слово

4. _____________   вставить другое слово

4. _______________   вставить другое слово

5.

5.

Приставка

Предлог

Приставка

Предлог

1. Часть _____________

1. Часть _______________

1. Часть _____________

1. Часть _______________

2.Пишется ______________

2. Пишется ________________

2.Пишется ______________

2. Пишется ________________

3. Служит для _____________

__________________________

3. Служит для ______________

___________________________

3. Служит для ______________

___________________________

3. Служит для ______________

___________________________

4. _______________   вставить другое слово

4. _______________   вставить другое слово

4. ______________   вставить другое слово

4. ______________   вставить другое слово

5.

5.

       1 группа:      

                                    (До)брести (до, в) город.

                       (С)бежать (с, из) гора.

                                   (За)цепился (за, о) скатерть.

                        (Вы)полз (от, из) нора.

        1 группа:      

                                    (До)брести (до, в) город.

                       (С)бежать (с, из) гора.

                                   (За)цепился (за, о) скатерть.

                        (Вы)полз (от, из) нора.

        2 группа:            

                                         (Вы)ехали (из, с) село.

                    (В)цепился (за, в) рука.

                     (Взо)брался (в, на) гора.

                   (До)ехал (до, в) школа.

        2 группа:            

                                         (Вы)ехали (из, с) село.

                    (В)цепился (за, в) рука.

                     (Взо)брался (в, на) гора.

                   (До)ехал (до, в) школа.

       3 группа:          

                                        (До)шёл (на, до) конец.

                      (По)плыли (по, на) море.

                   (С)тереть (из, с) доски.

                                     (До)брались (в, до) верхушка.

       3 группа:          

                                        (До)шёл (на, до) конец.

                      (По)плыли (по, на) море.

                   (С)тереть (из, с) доски.

                                     (До)брались (в, до) верхушка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по теме "Правописание приставок"(русский язык 4 класс, система Л.В.Занкова)

Урок плановый.  Дети систематизируют и закрепляют свои знания о приставках, их отличиях от   корня и предлога, о правописании. В процессе работы выявляют наличие приставок в середине сложных...

Конспект урока по русскому языку, 2 класс, "Гармония" по теме "Значение и правописание приставок"

Конспект урока по русскому языку, 2 класс, "Гармония" по теме "Значение и правописание приставок"...

Русский язык 3 класс. УМК«Начальная школа XXI века» Тема урока: правописание приставок на –з и -с

Технологическая карта к уроку русского языка. 3 класс УМК "Начальная школа XXI века"   Тема урока: правописание приставок на з- и с-...

презентация к уроку русского языка. 3 класс. УМК«Начальная школа XXI века» Тема урока: правописание приставок на –з и -с

Данная презентация поможет учителям подготовиться к уроку русского языка в 3 классе по теме "Праописание приставок на з- и с-...

Русский язык. 2 класс. "Правописание приставок".

Урок прошёл очень интересно. Дети мысленно совершали экскурсию по зимнему лесу, выполняли грамматические задания. За правильные ответы ребятам вручались новогодние игрушки-картинки, которыми в конце у...

задания по русскому языку 3 класс правописание приставок и предлогов

карточки для учащихся 3 класса  правописание приставок и предлогов...