Урок по русскому языку в 3 классе по теме" Склонение имен существительных"
учебно-методический материал по русскому языку (3 класс)

Козлова  Кристина Васильевна

Предварительный просмотр:

Тема:  Склонение имён существительных

Цель: познакомить с изменением окончаний имён существительных в зависимости от вопроса.

Планируемые результаты:

- личностные: обогащать свою речь именами существительными, изменёнными по падежам; научиться осознавать свои возможности в учении; уметь адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывать успехи с усилиями, трудолюбием.

- предметные:  учить названия падежей и падежных вопросов.

Ход урока

1.Организационный момент

2.Минутка чистописания

Чтобы узнать, какие буквы будем писать на минутке чистописания, давайте прочитаем слова и назовём безударные гласные.    П . года, п . нал, п . льто, п . сок, п . суда, пл . вец, пш . ница.

У. Какие же буквы будем писать?( а, о, е.)

  -Что общего у этих слов?

 Все они словарные и являются именами существительными.

 Докажите, что это имена существительные.

Какое слово можно назвать лишним и почему?

 Пловец – это одушевлённое существительное, а все остальные имена существительные неодушевлённые.

 На какие группы можно разделить эти слова?

 1) по родам, докажите.

 2) в зависимости от безударной гласной: а; о; е.

В каком числе записаны эти имена существительные?

 (В единственном числе).

 В каком ещё числе могут быть имена существительные?

 (Во множественном числе).

Чем отличаются имена существительные в единственном числе от существительных во множественном числе?

Существительные в единственном числе обозначают один предмет, а существительные во множественном числе обозначают несколько предметов.

4. Самоопределение к деятельности

(Работа у доски) Выпишите из предложения словосочетания со словом ужин.

 Вся семья собралась за ужином.

Бабушка к ужину испекла пирогов.

Собрались (за чем?) за ужином

 Испекла (к чему?) к ужину

 Разберите по составу однокоренные слова.

 Какая часть слова ужин изменялась?

 (Окончание).

Выделите окончание.

     Для чего изменяется окончание?

(Для связи слов в предложении).

Прочитайте в учебнике правило о том, называется изменение окончаний имён существительных по вопросам.

 Изменение окончаний имён существительных по вопросам называется изменением имён существительных по падежам или склонением.

Так какая же тема нашего урока?

(Склонение имён существительных).

 Сегодня на уроке вы будете учиться изменять имена существительные по падежам или склонять их.

Какие цели мы поставим на урок?

- познакомиться с падежами

- учиться склонять имена существительные по падежам.

    В русском языке 6 падежей. Послушайте сказку о происхождении падежей и постарайтесь запомнить их название.

Он ещё не родился, а уже думали, какое дать ему имя, и решили назвать – именительный.

      Родился – стал родительный. Это имя ему ещё больше понравилось.

      Он был малышом, ему всё давали, и он стал дательным.

      Но он был и большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал винительным.

      Потом подрос, стал творить добрые дела и называться стал творительным.

      Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и назвали теперь предложным.

     Какие падежи вы запомнили?

Название падежей и соответствующие вопросы вам предстоит выучить в учебнике.

  Сейчас мы с вами  попробуем просклонять (изменить по падежам) новое словарное слово ужин, не забывая выделять окончание.

   Существуют вспомогательные слова, которые помогают правильно записать слово в том или ином падеже. Их обычно не пишут, а только произносят.

   Почему у каждого падежа по 2 вопроса?

 Один вопрос для одушевлённых существительных, а другой – для неодушевлённых.

(Один ученик у доски склоняет слово ужин)

 

Вот, таким образом, склоняются имена существительные. Вы научитесь не только склонять (изменять по вопросам) существительные, но и определять падеж имён существительных в предложениях.

    А чтобы научиться, это делать, давайте прочитаем правило в учебнике.

    Посмотрите, у какого падежа нет предлогов?

 (У Именительного падежа).

 И ещё открою секрет про И.п. Имя существительное, которое в предложении является подлежащим, всегда стоит в И.п.

Работа по таблице.с.37

Поупражняемся в определении имён существительных. Работа по таблице

Какая часть слова изменялась?

(Окончание).

Выделите его.

Кто запомнил, как называется изменение окончаний имён существительных по вопросам?

 Склонением или изменением по падежам.

III. Работа по теме урока

  1. Работа по учебнику 

Упр. 64 (с. 36).

—  Прочитайте текст.

—  Поставьте слово сосна в каждое предложение. Что вы заметили? (Изменяется окончание слова.)

—  Выпишите слово сосна вместе с вопросами и тем словом, от которого ставится вопрос. Выделите в словах окончания.

(Проверка.)

—  Прочитайте сведения о языке на с. 36, 37.

—  Что такое склонение? (Изменение по падежам.)

—  Сколько всего падежей в русском языке? Назовите их.

Упр. 65 (с. 37).

(Коллективное выполнение.)

—  Прочитайте на с. 38, на что нужно обратить внимание.

2. Упражнение в склонении имён существительных

—  Просклоняйте имена существительные река, рыба. Выделите окончания.

(Один ученик работает у доски. Записывает падеж, вопросы, имена существительные в нужном падеже, выделяет окончания.)

3. Самостоятельная работа

—  Просклоняйте слова: вариант 1 — книга, вариант 2 — берёза. (Проверка.)

IV. Физкультминутка

V. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику 

Упр. 66 (с. 38).

-  Прочитайте.

-  Что значит «просклонять имя существительное»? (Изменить по вопросам.)

-  Выполните задание. (Проверка с записью на доске.)

2. Выборочный диктант

-  Выпишите имена существительные, укажите их род и число. 1) Не смотри в лицо, а смотри на дело. 2) Крепкую дружбу и топором

не разрубишь. 3) Мороз и метели под февраль полетели. 4) Рукам работа - душе праздник.

VI. Рефлексия

-  Послушайте весёлые стихи про падежи.

Воскликнул Именительный:

Мой именинник тот,

Который изумительно

Науку познаёт!

Того, — сказал Родительный,

— Я отрицаю, кто

Не может без родителей

Надеть себе пальто.

Тому, — ответил Дательный,

— Плохое имя дам,

Кто не любит старательно

Уроки делать сам.

—  Того, — сказал Винительный,

Я буду обвинять,

Кто книжку выразительно

Не может прочитать.

С тем, — заявил Творительный,

 — Я только лишь в ладу,

Кто очень уважительно

Относится к труду.

О том, — сказал Предложный,

— Я предложу рассказ,

Кто в жизни делать может

Полезное для нас.

А. Тетивкин

-  Назовите падежи по порядку с вопросами.

-  Оцените свою работу на уроке.

-  Что такое склонение имён существительных?

Домашнее задание

Просклонять слова стрела, гроза. У.67 с.38



Предварительный просмотр:

Тема:  Собственные и нарицательные имена существительные

Цель: формировать умения различать собственные и нарицательные имена существительные, писать заглавную букву в именах собственных.

Планируемые результаты:

Познавательные:  общеучебные – осмысленно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; логические – осуществляют сравнение и анализ, классификацию слов по самостоятельно определенным критериям.

Регулятивные:  умеют формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно. оценивают свои достижения, адекватно воспринимают оценку своей работы; выполняют действия по намеченному плану и по инструкциям, содержащимся в источниках информации.

 Коммуникативные: строят монологическое высказывание с учетом поставленной задачи; участвуют в диалоге совместной деятельности.

 Предметные:  осознают безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры; применяют орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов;  владеют умением проверять написанное.

Личностные: имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Анализ изложения

(Разбор типичных ошибок, коллективная и индивидуальная работа над ошибками.)

III. Проверка домашнего задания

—  Прочитайте одушевлённые имена существительные.

—  Прочитайте неодушевлённые имена существительные.

IV. Самоопределение к деятельности

—  Прочитайте строки из стихотворения «Почта» С.Я. Маршака.

— Заказное из Ростова

Для товарища Житкова!

— Заказное для Житкова?

Извините, нет такого:

В Лондон вылетел вчера

В семь четырнадцать утра.

—  Назовите слова, которые написаны с большой буквы.

—  Объясните их написание.

—  Назовите имена собственные.

—  Сформулируйте тему урока.

V. Работа по теме урока

Работа по учебнику

Упр. 22 (с. 15).

—  Прочитайте. Назовите собственные имена существительные. Объясните их значение.

—  Назовите нарицательные имена существительные.

—  К данным именам нарицательным подберите другие имена собственные.

—  Выполните письменные задания к упражнению.

—  Назовите в словах орфограммы.

—  Прочитайте ниже сведения о языке.

—  Какие имена существительные называются собственными?

—  Какие имена существительные называются нарицательными?

—  Как пишутся имена собственные?

Упр. 23 (с. 16).

(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.)

Упр. 24 (с. 16). (Работа в парах. Проверка.)

VI. Физкультминутка

VII. Продолжение работы по теме урока

Работа по учебнику

Упр. 25 (с. 16).

—  Рассмотрите рисунки к упр. 24.

—  Составьте и запишите ответы по образцу.

—  Назовите слова, которые вы написали с большой буквы. Почему?

—  Прочитайте ниже сведения о языке.

—  Как пишутся названия художественных произведений?

—  Что такое инициалы?

Упр. 26 (с. 17).

—  Прочитайте текст.

—  Что нового вы узнали из текста?

—  А какие названия звёзд и созвездий вы знаете?

—  Выполните письменные задания к упражнению.

—  Назовите имена собственные.

—  Прочитайте информацию в рубрике «Страничка для любознательных».

—  Что нового вы узнали о происхождении слов?

VIII. Рефлексия

—  Какие имена существительные пишутся с большой буквы?

—  Почему они так называются? (Дают названия каждой реке, горе, городу, улице. Это собственное имя, только им принадлежащее.)

—  Какие ещё имена собственные вы знаете?

—  Запомните, что собственные наименования относятся к предметам (в грамматическом смысле этого слова, разумеется), существующим в единственном числе.

—  Итак, запишем случаи правописания заглавной буквы. (Учитель сопровождает запись примерами учащихся.)

1. Собственные имена лиц и имена животных: Иван Грозный, М.В. Ломоносов, Дон-Кихот, Дон-Жуан, Пегас и т. д.

2. Названия организаций и фирм: Академия наук, фирма «Дженерал моторе», Большой театр, Государственная Третьяковская галерея, газета «Московские новости» и т. д.

3.  Названия произведений: опера «Пиковая дама», роман «Отцы и дети», Библия, Евангелие и т. д.

4. Географические названия: Рио-де-Жанейро, Московская область и т. д.

5. Названия исторических событий: Куликовская битва, эпоха Возрождения и т. д.

6. Названия праздников: Девятое мая, Восьмое марта, Масленица, Пасха, Рождество, Святки и т. д.

—  Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

—  О чём мы говорили сегодня на уроке?

—  Что нового вы узнали?

Домашнее задание

Упр. 27 (с. 17).



Предварительный просмотр:

Тема:  Творительный падеж

Цели: познакомить с особенностями творительного падежа; развивать умение определять падеж по вопросу и предлогу.

Планируемые результаты:

Предметные: учащиеся узнают, что  такое предложный падеж,  его вопросы и предлоги.

 Метапредметные:

1.Личностные: будут учиться мотивировать учебную деятельность, формировать учебно - познавательный интерес к новому материалу

2.Регулятивные: научатся принимать и сохранять учебную задачу; учитывать  выделенные учителем ориентиры действий в новом учебном материале, в сотрудничестве с учителем   планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

3.Познавательные  :будут использовать знаково-символические средства.

4.Коммуникативные: контролировать действия партнёра.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

-Что такое склонение?

-Назовите падежи имен существительных?

-В предложении подлежащее, выраженное именем существительным стоит в каком падеже?

- Назовите все падежи.

1.Словарная работа.

Дорога, город, цирк, победа.

2. Игра « Узнай падеж»

1. Этот падеж не дружит с предлогами, но подлежащее всегда стоит в этом падеже?

Приведите примеры.

2.Кого же нет?

Я очень беспокоюсь.

Чего же нет?

Отправлюсь я на поиск.

Прошу, друзья скорее помогите.

И так меня, вы назовите.

3.У этого падежа нет « своих» вопросов.

Один он взял у именительного падежа,

другой у родительного.

4. Работаю старательно

Кому отдать? К чему призвать?

Лишь только я могу призвать.

С предлогами к и по дружу.

Но и один гулять хожу.

III. Актуализация знаний

—  Прочитайте.

Вот идёт молва правдива:

За морем царевна есть,

Что не можно глаз отвесть:

Днём свет божий затмевает,

Ночью землю освещает,

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

А. Пушкин

—  Из какого произведения эти строки? Назовите автора. (Из «Сказки о царе Салтане...», А.С. Пушкин.)

—  Спишите. Укажите падеж выделенных имён существительных. (Проверка. Учащиеся по цепочке читают имена существительные и называют падеж.)

IV. Самоопределение к деятельности

—  Прочитайте словосочетания. Определите падеж имён существительных.

Наблюдал за птицей, сидел под берёзой, летал над облаком.

—  Сравните имена существительные. Чем они похожи? (Стоят в творительном падеже.)

—  Сформулируйте тему урока.

V. Работа по теме урока

Работа по учебнику

Упр. 94 (с. 52).

—  Прочитайте предложения.

—  Определите падеж выделенных имён существительных в каждом предложении.

—  Какие вопросы вы поставили? К каким существительным поставили вопрос кем ?, а к каким — чем ?

—  Назовите предлоги, с которыми употреблены имена существительные.

—  Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка.)

—  Прочитайте сведения о языке на с. 53.

—  Назовите вопросы творительного падежа.

—  С какими предлогами употребляются имена существительные в творительном падеже?

VI. Физкультминутка

VII. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

Упр. 95 (с. 53).

(Работа в парах. Проверка.)

—  Прочитайте предложения, которые вы составили.

—  Назовите падеж имён существительных.

Упр. 96 (с. 53).

—  Прочитайте. Найдите имена существительные, которые стоят в форме творительного падежа.

—  Найдите сравнения. Какой частью речи они выражены? (Именем существительным.)                      

—  В каком падеже употреблено сравнение? (В творительном.)

—  Подготовьтесь к письму под диктовку. (Запись под диктовку. Самопроверка.)

VIII. Рефлексия

(Работа в парах.)

—  Прочитайте стихотворение. Найдите имена существительные, которые стоят в форме творительного падежа. Определите падеж остальных имён существительных. 

Хорошо в лесу, ребята!

Пахнет кашкой, пахнет мятой,

Пахнет липой, и сосной,

И малиною лесной.

Мы сегодня в лес пойдём,

Грибы, ягоды найдём,

Наберём мы там черники

И душистой земляники.

М. Кравчук

—  Назовите вопросы творительного падежа.

—  С какими предлогами употребляются имена существительные в творительном падеже?

—  Какие окончания имеют имена существительные, стоящие в форме творительного падежа?

—  Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

—  Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Домашнее задание

Составить и записать два предложения с именами существительными в творительном падеже.



Предварительный просмотр:

Тема: Что такое приставка? Словарный диктант.

Цели: познакомить с приставкой как значимой частью слова; формировать умения выделять приставки в словах, образовывать с помощью приставок новые слова. 

Задачи урока:

Предметные:

  • создать условия для формирования  представлений детей о приставке как значимой части слова;
  • обеспечить усвоения учащимися умения находить приставку среди других частей слова, образовывать новые слова с помощью приставки;
  • формировать навык разбора слова по составу;
  • помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость материала.

Метапредметные:

  • познавательные: развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию; моделировать информацию;
  • коммуникативные: формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • регулятивные: учить ставить новую учебную задачу в сотрудничестве с учителем; принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять контроль по результату и способу действия.

    Личностные:

  • формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе; учебно-познавательные мотивы; учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой языковой задачи; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Ход урока

1.Организационный момент.

Солнце на небе проснулось.

  Всем, ребятам, улыбнулось.

  Глазки тихо закрываем

  Руки к небу поднимаем.

  Лучик солнышка возьмем

  И к сердечку поднесем.

- Подарим тепло и улыбки друг другу. Пусть этот урок принесет вам радость общения и наполнит ваши сердца добрыми чувствами.

2. Словарный диктант. Орех , овёс, заря, чёрный, понедельник, четыре, пшеница, огород, овощи, картофель, огурец, помидор, восток, вместе.

III. Актуализация знаний

  Разминка Блиц – опрос

Слово состоит из предложений? – Нет

  • Корень – это главная часть слова? - Да
  • Может ли слово быть без корня? – Нет
  • У родственных слов одинаковый корень? – Да
  • Окончание – это изменяемая часть слова? – Да
  • Окончание служит для образования новых слов? – Нет
  • Бывает ли у слова нулевое окончание? – Да

1. Индивидуальная работа

—  Прочитайте предложения. Выпишите однокоренные слова, выделите в них корень.

Скоро откроется футбольный сезон. На матч приедут юные футболисты. Футбол — это игра смелых.

—  Запишите однокоренные слова группами, выделите в них корень.

Бег, бегать, беговая; кормушка, кормовой, кормить; озеленить, зелёный, зелень; загадочный, загадывать, загадка.

(Проверка. Три ученика записывают слова на доске.)

2. Фронтальная работа

—  Составьте слова, состоящие из корня и окончания. (Проверка.)

—  Из каких частей состоят слова? Какая часть слова самая главная?

—  А как образуются однокоренные слова?

IV. Самоопределение к деятельности

—  Спишите. Выделите в словах корень.     Полёт, перелёт, вылет, отлёт. ( записать на доске)

—  Назовите окончание в словах. (Нулевое окончание.)

—  Что можно сказать об этих словах? (Это однокоренные слова.)

—  Объясните лексическое значение каждого слова.

—  Чем отличаются слова? У всех слов разное начало.

—  Как вы думаете, для чего служит эта часть слова?

—  Сформулируйте тему урока.

V. Работа по теме урока

1. Наблюдения над ролью приставок в словах

—  Прочитайте слова.

Выходить, заходить, переходить, уходить.

—  Что в них общего? (Корень.)

—  Чем отличаются? (Значением.)

—  А какая часть слова придаёт им разное значение? (Та, которая стоит перед корнем.)

Эта часть слова называется приставкой. Именно приставки придают особую выразительность глаголам. Указывают на степень интенсивности действия, на разнообразные оттенки его проявления, порой придают словам разговорную окраску.

VI. Физкультминутка

2. Работа по учебнику

Упр. 153 (с. 84).

—  Рассмотрите рисунки. Прочитайте слова. Сравните их.

—  Чем похожи все слова? (Корнем.)

—  Сравните их лексическое значение. Что можно сказать? (Лексическое значение слов разное.)

—  Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова и называют

приставки.)

—  Прочитайте ниже сведения о языке.

—  Что такое приставка? Для чего она служит? Как выделяют приставку?

—  Приведите примеры слов с приставками.

—  Прочитайте правило ещё раз. Закройте учебники. Расскажите правило соседу по парте.

—  Выучите правило дома.

Упр. 154 (с. 85).

—  Прочитайте.

—  Как пишутся приставки? (Всегда одинаково.)

—  Найдите приставки, которые пишутся с буквой о. Проговорите их.

—  Найдите приставки, которые пишутся с буквой а. Проговорите их.

—  Найдите приставки, которые пишутся с буквой е. Проговорите их.

—  Выполните письменное задание к упражнению. (Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова и называют

приставки.)

3. Упражнение в выделении приставок

—  Я буду читать слова, а вы называть приставки. Безоблачный, выписать, водиться, списать, побелить, заморозки, приезд, переход, надставить, прибить, проветрить, промёрз, загораживать, нагрузка, сгореть, задуть, сбросить, заплакать, доплыть, просмотреть, написал, безобразный, отцепить, расцвёл.

VII. Продолжение работы по теме урока

Работа над загадками

-  Отгадайте загадки. Запишите отгадки. Выделите в словах приставки.

Не спорю — не белый,

Я, братцы, попроще.

Расту я обычно

В берёзовой роще. (Подберёзовик.)

Тонкий стебель у дорожки.

На конце его - серёжки.

На земле лежат листки -

Маленькие лопушки.

Нам он - как хороший друг,

Лечит ранки ног и рук. (Подорожник.)

Я в красной шапочке расту

Среди корней осиновых.

Меня увидишь за версту,

Зовусь я — ... (подосиновик).

VIII. Рефлексия Игра с приставками

-  Я буду называть только приставки, а вы догадайтесь, что нужно сделать. Представьте, что вы стоите перед домом.

Я вам говорю: в-! Что вы делаете? (Входим в дом.)

—  А если я скажу: у- (уходим от дома), об- (обходим дом), от-(отходим от дома)?

-  Какой же вывод можно сделать из игры? (У каждой приставки своё значение.)

—  Что такое приставка?

-  Как найти приставку в слове?

—  Для чего служат приставки?

—  Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

- Как пишутся приставки?

Домашнее задание

Составить и записать два предложения, употребив в них глаголы с приставками. Выучить правило с.84


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока с ЭОР по русскому языку 4 класс "Три склонения имен существительных. Первое склонение имён существительных"

Технологическая карта урока по русскому языку 4 класс по теме "Три склонения имен существительных . Первое склонение имен существительных"...

Открытый урок по русскому языку 3 класс "Дательный падеж имени существительного" для конкурса "Учитель года - 2016."

В данном материале представлен конспект урока, самоанализ по ФГОС, дополнительный материал и презентация....