Урок русского языка в 3 классе по теме "Несклоняемые имена существительные"
методическая разработка по русскому языку (3 класс)

Козлова  Кристина Васильевна

Урок " Несклоняемые имена существительные"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Несклоняемые имена существительные.

Цель: познакомить с несклоняемыми именами существительными , наиболее часто встречающимися в речи;

Задачи:

  1. познакомить с несклоняемыми именами существительными , наиболее часто встречающимися в речи
  2. развивать орфографическую зоркость
  3. способствовать развитию речи учащихся, расширению их словарного запаса; воспитывать интерес к языку

Формируемые УУД

 Регулятивные: формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения трудностей, умения контролировать и оценивать собственную учебную деятельность и партнёров.

Познавательные: развивать умения выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы.

Коммуникативные: развивать умения работать индивидуально, в парах, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

- формировать умения находить    несклоняемые имена существительные

Ход урока

Этап

Учитель

Ученики

1.Организационный момент.

Слов.: слово учителя

- Доброе утро, ребята. Проверьте свою готовность к уроку. Садитесь. Дежурный собери тетради.

Приветствуют

2.Каллиграфическая минутка.

Словарный диктант.

- Открываем тетради, записываем число, классная работа. И прописываем целую строчку вот таких соединений….

Трамвай, топор, кровать, одежда, яблоко, лестница, праздник, восток, класс, группа, аллея, север.

Записывают число

3.Словарно-орфографическая работа

Самостоятельная работа

Начнем с орфографической разминки (на доске сне… , м…роз…ц , пр…тал…нка , луж…ца , луч… , площа…ь , ноч… , х…лодный).

-Спишите слова, вставляя пропущенные буквы.

Проверка.

- Какие орфограммы есть в словах?

- Какое слово лишнее?

- Что объединяет другие слова?

- На какие группы можно разделить слова?

- Расскажите, что вы знаете об имени существительном?

( Что такое имя существительное ?

Какого рода бывают им. сущ. ?

Как изменяются им. сущ. ?

Что такое склонение ? )

Записывают слова

Отвечают на вопросы

4. Актуализация знаний

Слов.: ответы на вопросы

Сегодня мы с вами на уроке продолжим изучение темы «Склонение имён существительных».

Давайте сыграем в «Горячую картошку» на тему «Падежи»:

-Что значит просклонять существительное?

-Сколько падежей в русском языке?

-Как мы определяем падеж существительных?

-Просклоняй существительное имя.

Отвечают на вопросы

5. Изучение нового материала

Слов.: слово учителя

Практич.: исправление слов

- Сегодня мы, продолжая работу над темой «Склонение имён существительных», познакомимся с очень интересными словами. Прослушайте стихотворение « Про то, как не надо говорить»: 

Как-то рано по утру с другом сели мы в метру,

И поехали в метре фильм смотреть о кенгуре,

Вот сидим мы с ним в кине без пальта и без кашне…

А вернее – я и ты без кашна и без пальты.

Кенгура в кафу зашёл. Занял там свободный стол.

И сидит за доминой с шимпанзой и какадой.

Вдруг огромный обезьян стал играть на фортепьян.

Тут и взрослый сняв пенсню, хохотал на всю киню.

Интересное кино! Жаль, что кончилось оно!

В гардероб пора бежать – будут польта выдавать!

- Употребление каких слов показалось странным? (кенгуру, кино, пальто, кафе, метро, фортепьяно, шимпанзе, пенсне, кашне, какаду)

- Все значения слов вам понятны?

кашпо – декоративная ваза для цветочного горшка,

какаду – птица отряда попугаев с хохолком на голове,

кашне – шейный шарф,

пенсне – род очков, держащихся при помощи пружинки, за переносицу,

манто – широкое дамское платье.

фойе – помещение в театре, кино и т.п. для пребывания зрителей перед началом спектакля, фильма, концерта.

- А теперь каждый из вас в паре поработает редактором. Нельзя же так оставлять стихотворение с ошибками. Как должны звучать слова в стихотворении.

-Молодцы! А теперь я предлагаю вам определить их склонение. Почему вы молчите? Что вас смутило?

Может быть, вам удастся определить их склонение по окончаниям косвенных падежей. Составьте с ними предложения, употребив слова в косвенных падежах в сочетании с предлогами, и запишите в тетрадях. Укажите падежи у этих существительных.

-Что вы заметили, ребята? Да, они не склоняются, т.е. имеют для всех падежей одну и ту же форму. Такие существительные называются несклоняемыми.

-Как вы думаете, откуда эти слова пришли в русский язык? Да, они иноязычного происхождения. Помещаются в словарях иностранных слов. В словарной статье в скобках указывается, из какого языка заимствовано это слово, и дается его лексическое значение.

К несклоняемым существительным относятся такие слова, как пианино, кашне, кофе, какао, метро и прочие.

Все эти слова иноязычные, в основном – французские, в которых ударение – на последнем слоге. Депо – ударение на последнем слоге, плато, кафе.  Это первая группа слов.

Вторая группа - иноязычные фамилии, например, Войнич, Хантер, Гюго (сказать: «У меня много романов Гюга!» - язык не повернётся). Примыкают к ним украинские фамилии типа Коваленко, Устименко.

Слова Черных, Руденко, Живаго – относятся к третьей группе. Это русские несклоняемые фамилии.

А четвёртая группа включает в себя такие странные слова, как ГАИ, МГИМО, США, НИИ, МГУ – сокращения по первым буквам – это аббревиатуры. Все они заканчиваются на гласные и тоже не склоняются.

Слушают

Исправляют текст

6.Физминутка

Проводят дежурные

7. Закрепление нового материала

Практич.: решение заданий на карточках

У вас может возникнуть вопрос, неужели в русском языке не было слова пальто? В чём же ходили наши предки?

Верхняя одежда называлась армяк, зипун, тулуп.

(Задание на карточках)

Имена существительные, которые употребляются в разных падежах, но при этом не меняют форму слова, называют несклоняемые имена существительные.

- Поиграем в путешествие вокруг света.

В условиях класса это трудновато сделать, но можно.

Учитель вывешивает на доску карту мира, на ней прикреплены слова: Гоби, Килиманджаро, Онтарио, Конго, Колорадо, Миссисипи, Баку, Сочи.

- Цель нашего путешествия - поиск слов. Какие это слова?

(Географические названия, имена собственные, несклоняемые существительные)

- Значит, среди несклоняемых существительных есть и имена собственные- географические названия.

Выполняют задания на карточках

8. Запись д/з

Решить задание на карточках

9. Рефлексия и итог

-Всегда ли имена существительные при изменении по падежам изменяют свою форму?

-Как называются такие имена существительные?

-Как определить падеж несклоняемых имён существительных?

-В каком словаре можно узнать значение слова?

-Какие несклоняемые имена существительные вы запомнили? Что они обозначают?

Отвечают на вопросы

ФИ_______________________________________________________________________________

1.Вставьте в предложения на месте пропусков слово ПАЛЬТО в нужном падеже. Укажите падеж.

В магазине продаются разные _____________. Мне купили новое зимнее _____________. У ______________ меховой воротник. К _______________ пришиты красивые пуговицы. Мне было тепло в __________________. Я доволен своим _______________.

2.Ф.И.___________________________________________________________

1.Найти третье « лишнее»                         2.Какую букву нужно вставить?

а) какао, пальто, повидло                                 а)по ради…

б) бра, трава, халва                                         б)без пальт…

в) интервью, ручью, тишью                         в)на пианин…

                                                        г) о кин…

3.Укажите несклоняемое                                 4.Выпишите склоняемые имена

существительное:                                         существительные и ставьте их в

1)сумма                                                 родительном, творительном и

2) метро                                                 предложном падежах.

3)коридор                                                 Вуз, АТС, ВВС, МГУ, РФ, турпоход,

4) Сербия                                                подлодка, запчасти, завхоз.

1.Вставьте в предложения на месте пропусков слово ПАЛЬТО в нужном падеже. Укажите падеж.

В магазине продаются разные _____________. Мне купили новое зимнее _____________. У ______________ меховой воротник. К _______________ пришиты красивые пуговицы. Мне было тепло в __________________. Я доволен своим _______________.

2.Ф.И.___________________________________________________________

1.Найти третье « лишнее»                         2.Какую букву нужно вставить?

а) какао, пальто, повидло                                 а)по ради…

б) бра, трава, халва                                         б)без пальт…

в) интервью, ручью, тишью                         в)на пианин…

                                                        г) о кин…

3.Укажите несклоняемое                                 4.Выпишите склоняемые имена

существительное:                                         существительные и ставьте их в

1)сумма                                                 родительном, творительном и

2) метро                                                 предложном падежах.

3)коридор                                                 Вуз, АТС, ВВС, МГУ, РФ, турпоход,

4) Сербия                                                подлодка, запчасти, завхоз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Русский язык" Тема:"Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные"

На этом уроке мною была поставлена цель: Расширить знания учащихся об имени существительном1.            Формирование понятия «одушевленные...

Урок русского языка 3 класс по теме "Имена собственные и нарицательные"

Правописание имен собственных. Определение рода у нескллоняемых имен собственных....

конспект по русскому языку 2 класс "Одушевленные, неодушевленные имена существительные"

Тема: "Одушевленные, неодушевленные имена существительные"...

Конспект урока русского языка Тема: "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные."

Цели: • развитие умения распознавать слова, отвечающие на вопрос: кто? и слова, отвечающие на вопрос: что?;• умение составлять предложения;• развитие орфографической зоркости;• пополнение с...

Урок русского языка -Путешествие в Простоквашино. Собственные имена существительные

Урок  русского  языка -Путешествие в  Простоквашино.  Собственные  имена  существительные...

Конспект урока русского языка Тема: Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительных.

Цели деятельности учителя: формировать умения отличать собственные и нарицательные имена существительные, подбирать примеры таких слов самостоятельно; формировать навыки правописания заглавных бу...

Презентация к уроку русского языка (2 класс ) на тему "Имена сказочных героев"

Презентация начинается с задания "Убежали гласные", где дети должны вставлять гласные и угадывать слова.Далее дети записывают высказывание А.В.Суворова, ведется беседа о нем.Отгадывают загад...