Раздельное написание предлогов со словами
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Тоярова Екатерина Васильевна
Конспект урока по письму и развитию речи в 4-м классе коррекционной школы VIII вида
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое образовательное учреждение «Горковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»

Самоанализ коррекционной работы на уроках

письма и развития речи в 4 классе.

Педагог коррекционной школы VIII вида имеет дело с определенной категорией аномальных детей, с учениками, которые по особенностям психической деятельности существенно отличаются от своих нормально развивающихся сверстников. Знание этих особенностей необходимо для эффективной работы, для понимания причин, обусловливающих успехи в неудачи обучения и воспитания, для поиска адекватных способов и приемов педагогического воздействия, т. е. для того, чтобы в наибольшей мере помочь ученикам, продвинуть их в плане общего развития.

Передо мной, как педагогом, ежедневно, ежеурочно стоят вопросы:

Как заинтересовать ребенка учебным предметом?

Как интересно и доступно донести до учащегося новый материал?

Как создать для учащегося ситуацию успеха и веру в свои силы?

Становление личности школьников, прежде всего, происходит на уроке.

В моём 4 классе 5 учеников – 5 мальчиков. Все поступили во 2 классе 2014 году из массовой школы. Все дети  в классе имеют свои специфические особенности, обусловленные диагнозом, умственной отсталостью и чертами характера.

Не посредственно при поступление в нашу школу каждый имел свои определенные знания по русскому языку: низкую работоспособность, которая зависила от настроения, объем работ на уроке был минимальный, память слабая, внимание неустойчивое. Речь односложная, в разговоре использовали простые предложения, словарный запас был ограничен.  Познавательные процессы развиты были недостаточно, низкий уровень интеллектуального развития, логического мышления, нарушения эмоционально – волевой сферы, несформированность приемов  и низкая мотивация учебной деятельности.

Письменные работы по русскому языку выполняли неаккуратно, допускали ошибки при списывание с печатного текста, пропускали буквы, а порой даже не которые из них не знали весь алфавит. Неразвита была орфографическая зоркость, плохо ориентировались в тетрадях, не умели оформлять письменные работы, на уроках часто отвлекались, поднимали руку, но на заданный вопрос не отвечали, изученные правила не знали, поэтому не могли применять их на практике. Читали плохо, прочитанный текст не понимали, пересказывали по наводящим вопросам, стихи заучивали слабо.

В течение трех лет была проведена огромная коррекционная работа,  направленная  на создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями) посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

При организации коррекционных занятий я исхожу из индивидуальных психофизиологических возможностей ребенка: подбираю задания умеренной трудности, но доступные, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику переживание успеха на фоне определенной затраты усилий. В дальнейшем трудность задания увеличивается пропорционально возрастающим возможностям ребенка.

Во время коррекционной работы применяю следующие методы и приемы:

  • индивидуальный подход к учащимся;
  • группировка учащихся с одинаковыми проблемами;
  • сочетание практики и теории;
  • задания, максимально пробуждающие интерес и активность детей;
  • задания с опорой на образцы;
  • доступные инструкции по отдельным звеньям;
  • при закреплении использую многократные указания и упражнения;
  • метод поощрения в учебной работе;
  • формирование пространственных представлений;
  • формирование анализа слов и предложений;
  • формирование осмысления учебных и художественных текстов;
  • развитие навыков контроля, планирования собственной деятельности;
  • выделение существенных признаков;
  • опоры на положительный жизненный опыт учащихся;

Создаю условия для повышения коррекционной работы через:

  • формирование познавательных процессов и восполнение пробелов по предмету на всех этапах учебного процесса;
  • обучение детей (в процессе формирования представлений) выявлению характерных, существенных признаков предметов, развитие умений сравнивать, сопоставлять;
  • побуждение к речевой деятельности, осуществление контроля за речевой деятельностью детей;
  • установление взаимосвязи между воспринимаемым предметом, его словесным обозначением и практическим действием;
  • использование более медленного темпа обучения, многократного возвращения к изученному материалу;
  • максимальное использование сохранных анализаторов ребенка;
  • разделение деятельности на отдельные составные части, элементы, операции;
  • использование упражнений, направленных на развитие внимания, памяти, восприятия;
  • преодоление специфических трудностей и недостатков, характерных для учащихся с ОВЗ.

Используются основные направления коррекционной работы:

  • совершенствование движений и сенсомоторного развития;
  • коррекция отдельных сторон психической деятельности;
  • развитие основных мыслительных операций;
  • развитие различных видов мышления;
  • коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы;
  • развитие речи, овладение техникой речи;
  • расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;
  • коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, в том числе работа над ошибками в домашних, самостоятельных и контрольных работах;

На коррекционных занятиях реализуются различные принципы коррекционно-развивающего обучения:

  • принцип системности коррекционных (исправление или сглаживание отклонений и нарушений развития, преодоление трудностей развития), профилактических (предупреждение отклонений и трудностей в развитии) и развивающих (стимулирование, обогащение содержания развития, опора на зону ближайшего развития) задач;
  • принцип единства диагностики и коррекции;
  • деятельностный принцип коррекции;
  • учет индивидуальных особенностей учащегося;
  • принцип динамичности восприятия (разработка заданий, при решении которых возникают какие–либо препятствия, что способствует развитию учащихся, раскрытию возможностей и способностей);
  • принцип продуктивной обработки информации (развитие навыка переноса обработки информации, реализация механизма самостоятельного поиска, выбора и принятия решения);
  • принцип учета эмоциональной окрашенности материала (создание благоприятного, эмоционального фона, стимулирование положительных эмоций);

По итогам работы наблюдается положительная динамика.

Так, на уроках русского языка 60 % учащихся достаточно  овладевают звуко - буквенным анализом, первоначальными навыками письма и чтения, усваивают несложные правила правописания. Они на достаточном уровне понимают содержание прочитанных текстов, отвечают на вопросы по содержанию, могут соотнести свои ответы с определенным местом текста, озаглавить части текста, составить простейший план, и пересказать текст по плану. На доступном их развитию уровне эти школьники овладели устной и письменной речью.

40% учащихся также достаточно успешно обучаются в классе. В ходе обучения эти дети испытывают несколько больше трудностей. Их отличает меньшая самостоятельность в выполнении всех видов работ, они нуждаются в помощи учителя, как активизирующей, так и организующей. Перенос знаний в новые условия их в основном не затрудняет. Но при этом ученики снижают темп работы, допускают ошибки. Объяснения своих действий у учащихся недостаточно точны, даются в развернутом плане с меньшей степенью обобщенности.

На уроках русского языка они порой допускают больше ошибок в чтении и письме, самостоятельно найти их и исправить затрудняются. Правила заучивают, но не всегда могут успешно применить их на практике. Прочитанное понимают, но при пересказе могут допустить пропуски смысловых звеньев. Эти ученики овладевают связной устной и письменной речью, но в то же время для успешной передачи своих мыслей им нужна помощь учителя в виде наводящих вопросов, подробного плана, различных видов наглядности. Под влиянием корригирующего обучения учащиеся развиваются и могут переходить в группу выше или занять более благополучное положение внутри группы.

Вся коррекционная работа в школе ведется параллельно с работой специалистов службы сопровождения (психолог, логопед). Они оказывают очень большую работу и помощь со своей стороны.

В перспективе моей дальнейшей деятельности лежит более углубленное изучение инновационных технологий и самообразование.

Важным условием моей работы является улыбка и доброе слово. А сколько прибавляют они и уроку, и ребенку! Искренней любовью я завоевываю доверие детей, а значит, право воспитывать и учить.

Таким образом, создавая на каждом уроке благоприятную эмоциональную атмосферу, повышая мотивацию к учению, результатом моей работы стали высокие показатели качества обученности детей.

Учитель начальных классов:

Тоярова Екатерина Васильенва


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Раздельное написание предлогов со словами в предложении. 2 класс

Открытый урок во 2 классе. УМК "Школа России"....

Презентация + конспект урока русского языка по теме: Предлог. Раздельное написание предлогов со словами.2 класс. Школа 2100.

Урок изучения нового. Материал преподносится детям в занимательной, игровой форме, построенной на элементах драматизации.На уроке ученики вместе с Буратино и Мальвиной повторят изученные части речи и ...

Раздельное написание предлогов со словами

Проблема. Какая часть речи помогает объединять слова?Цель: развивать умение писать предлоги раздельно с другими словами в предложении.Знания: узнают об употреблении предлога только с именами существит...

Раздельное написание предлогов со словами. Опасности леса: ядовитые растения.

Урок русского языка с интеграцией окружающего мира для 2 класса по программе "Школа России" с использованием ЭОР....

Раздельное написание предлогов со словами

Конспект урока русского языка во 2 классе   УМК "Школа 2100"...