Урок русского языка Проект "Зимняя страничка"
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс)

Оюн Ирина Игоревна

 

  1. Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1.Этап мотивации к учебной деятельности (1мин.)

 

-Поприветствуйте друг друга и пожелаем себе успеха на уроке!

 

Приветствуют друг друга и желают успеха.

Регулятивные: принимают учебную ситуацию.

 

2. Этап самоопределения к учебной деятельности(3 мин.)

-Сегодняшний урок русского языка  я хотела бы начать с музыки! Для вас звучит песня из кинофильма «Чародеи»

 

-Как вы думаете, почему мы слушали именно эту песню

Слушают музыку.

 

 

 

Настраиваются на плодотворную работу.

Личностные:

формирование положительной мотивации к учению.

3.Актуализация опорных знаний, постановка проблемы.(3мин.)

-Откройте учебник, стр. 60, прочитайте слова вокруг слова мороз

-Какой темой можно объединить эти слова?

-К какой части речи относятся все эти слова?

-Как вы догадались об этом? Назовите признаки имени существительного.

-Давайте вспомним, что такое имя существительное.

-Какие слова вы могли бы добавить?

 

-Желаете узнать как прослеживается тема зимы в русском фольклоре, в произведениях писателей и художников? Для этого мы должны выполнить проект «Зимняя страничка»

-Определим цель и задачи урока.

 

 

 

У нас сегодня снегопад. На доске снежинки нам подскажут, какие сегодня мы будем решать задачи.

 

-Что мы будем делать на уроке?

 

 

-Что мы будем воспитывать в себе?

 

 

 

-Чему новому научимся?

 

 

 

 

Проблема урока:

- Мы будем весь урок работать и в конце ответить на проблемный вопрос урока:

-Можно ли узнать, что думают поэты, писатели, художники о зиме, составив проект.

 

 

Отвечают на вопросы учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Определяют цель урока:

-Создание проекта «Зимняя страничка»

Определяют задачи на урок:

-подобрать стихи о зиме, выяснить как поэты описывают зиму;(снежинка со словом «поэты» прикреплен на доске)

- подобрать пословицы, поговорки и загадки о зиме;(снежинка со словами поговорки, пословицы, загадки)

- просмотреть репродукции картин художников;(художники)

- составить словарик зимних слов;(словарь)- выделить место для словаря на постере

- учиться работать в группе, (группа)

уметь высказывать своё мнение и слушать мнение товарища;(слушать, говорить)

- проявлять творческую активность в поиске информации;(активно)

- работать слаженно и дружно.(дружба)

Личностные:

учебно – познавательный интерес к новому знанию.

Познавательные

умение строить речевое высказывание в устной форме.

Регулятивные:

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_zimnyaya_stranichka_munits.etap_.docx43.46 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА СЕЛА БАЙ-ХААК ТАНДИНСКОГО КОЖУУНА РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе

по теме «Проект «Зимние странички»

Учитель: Оюн Ирина Игоревна

Бай-Хаак-2020

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе

по теме «Проект «Зимние странички»

  1. Паспорт урока

Тип урока: комплексное применение знаний

Цель:

изучение и обобщение творческого опыта известных русских поэтов, художников о зиме; ознакомление с темой зимы в русском фольклоре и на основании полученного опыта создать проект о зиме.

Задачи:

развивать творческие способности детей, воображения, ассоциативного, образного мышления, умения выделять существенные признаки;

 развивать речь детей;

закрепить знания детей о именах существительных;

мотивировать  учащихся к выполнению проекта «Зимняя страничка»;

формирование способности воспринимать и ценить красоту окружающего мира.

Планируемые результаты:

предметные

Метапредметные

Личностные

-закрепление знаний об имени существительном;

-умения находить в Интернете и других источниках информации сведения о стихах и картинах;

-активизировать интерес к изучению мира, расширить кругозор учащихся;

-обобщить и углубить знания детей о поэзии, живописи.

Познавательные УУД:

-дополнение и расширение имеющихся знаний;

-извлечение необходимой информации из разных источников для решения учебной задачи.

Регулятивные УУД:

-уметь составлять план и последовательность действий;

-оценивать результат своих действий.

Коммуникативные УУД:

-уметь работать в группе, оформлять свои мысли, брать на себя ответственность за выполнение заданий.

-эмоционально – положительное восприятие учения;

-участие в творческом созидательном процессе;

-способность к самооценке своих действий и товарищей.

-воспитание чувства гордости за свою Родину, её поэзию, живопись.

-развитие навыков сотрудничества со сверстниками;

-формирование мотивации к творческому труду, работе на результат.

Межпредметные связи: литературное чтение, изо, технология.

УМК:«Школа России»

Ресурсы урока:

1.В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.  Русский  язык. 3 класс. Учебник для общеобразовательных  учреждений в 2-х частях. М. Просвещение, 2013.

2.Раздаточный материал для работы в группе.

3.Мультимедийные средства: компьютер, проектор, экран.

4. Художественная литература (стихи о зиме)

5. Презентация «Зимние мотивы в живописи».

6. Музыка для физминутки.

Методы обучения: проблемно-поисковый, наглядный, элементы метода исследовательского обучения.

Формы работы: фронтальная, групповая, самоконтроль, взаимоконтроль.

Техническое оборудование: компьютер, интерактивное доска

  1. Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1.Этап мотивации к учебной деятельности (1мин.)

-Поприветствуйте друг друга и пожелаем себе успеха на уроке!

Приветствуют друг друга и желают успеха.

Регулятивные: принимают учебную ситуацию.

2. Этап самоопределения к учебной деятельности(3 мин.)

-Сегодняшний урок русского языка  я хотела бы начать с музыки! Для вас звучит песня из кинофильма «Чародеи»

-Как вы думаете, почему мы слушали именно эту песню

Слушают музыку.

Настраиваются на плодотворную работу.

Личностные:

формирование положительной мотивации к учению.

3.Актуализация опорных знаний, постановка проблемы.(3мин.)

-Откройте учебник, стр. 60, прочитайте слова вокруг слова мороз

-Какой темой можно объединить эти слова?

-К какой части речи относятся все эти слова?

-Как вы догадались об этом? Назовите признаки имени существительного.

-Давайте вспомним, что такое имя существительное.

-Какие слова вы могли бы добавить?

-Желаете узнать как прослеживается тема зимы в русском фольклоре, в произведениях писателей и художников? Для этого мы должны выполнить проект «Зимняя страничка»

-Определим цель и задачи урока.

У нас сегодня снегопад. На доске снежинки нам подскажут, какие сегодня мы будем решать задачи.

-Что мы будем делать на уроке?

-Что мы будем воспитывать в себе?

-Чему новому научимся?

Проблема урока:

- Мы будем весь урок работать и в конце ответить на проблемный вопрос урока:

-Можно ли узнать, что думают поэты, писатели, художники о зиме, составив проект.

Отвечают на вопросы учителя

Определяют цель урока:

-Создание проекта «Зимняя страничка»

Определяют задачи на урок:

-подобрать стихи о зиме, выяснить как поэты описывают зиму;(снежинка со словом «поэты» прикреплен на доске)

- подобрать пословицы, поговорки и загадки о зиме;(снежинка со словами поговорки, пословицы, загадки)

- просмотреть репродукции картин художников;(художники)

- составить словарик зимних слов;(словарь)- выделить место для словаря на постере

- учиться работать в группе, (группа)

уметь высказывать своё мнение и слушать мнение товарища;(слушать, говорить)

- проявлять творческую активность в поиске информации;(активно)

- работать слаженно и дружно.(дружба)

Личностные:

учебно – познавательный интерес к новому знанию.

Познавательные

умение строить речевое высказывание в устной форме.

Регулятивные:

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

4. Работа над проектом (13 мин.)

Планирование и организация деятельности.

Распределение на группы:

Каждый ученик получает карточку-снежинку, на обороте которой написано предложение.

Индивидуальная работа

-В ваших карточках написаны по одному предложению. Прочитайте его. Подчеркните грамматическую основу предложения.

-Давайте вспомним, что такое грамматическая основа предложения

Найди свое место

-По букве  в углу карточки найдите стол, куда вам надо сесть. За этим столом есть еще один человек с таким же словом. Вам нужно сесть рядом с ним, чтобы легче было работать в паре.

-Какое слово у нас получилось?

Работа в парах

- Сначала найдите и подчеркните орфограммы в ваших словах.

Определит род, число и падеж слова.

Попробуйте объяснить значение данного слова.

 

Индивидуальная работа

Запись даты

Чистописание

Как вы думаете, для чего мы выполняем данное задание? (Чтобы запомнить правописание и добавить в свой словарик)

1.        Планирование.

- Обсудите, что вам нужно для работы над проектом, где искать материал, в какой форме  представите результат проекта.

2.   Поиск информации.

3.Создание продукта.

4.Презентация продукта. Рефлексия (контрольно-оценочный этап)

-Наша зима у поэтов, музыкантов, художников — красавица, порой озорная, порой тихая, словно сон.

-Дома вы подбирали стихи о зиме, они вам понадобятся для выполнения 1 задания.

-Между собой договоритесь, чье стихотворение вы напишете на постере, а с какими выступите после урока.

-Многие художники любили зиму и свою любовь они передали в своих работах,

посмотрим презентацию «Зимние мотивы в живописи», она вам поможет выполнить 2 задание.

Некоторые уже нарисовали дома рисунки. Эти рисунки прикрепляем с помощью клея к своему постеру.

- У вас на партах лежат  распечатки с пословицами и поговорками, выберите те, которые соответствуют нашей теме и приклейте или же красиво напишите их в своем постере.

- Откройте конверт с загадками. Прочитайте их. Приклейте загадку к вашему постеру, а рядом напишите отгадку.

ПОСТЕР    По́стер (англ.poster — «афишаобъявлениеплакат»):

  • Постер — художественно оформленный плакат, используемый для рекламных или декоративных целей (чаще с изображением актера, музыканта, спортсмена)

Читают предложение. Подчеркивают грамматическую основу. Выписывают только подлежащее.

По букве на карточке объединяются в группы.

Ученики должны найти свою пару, прочитать вслух слово.

-Получилось слово «зима»

Пишут в карточках род, число, падеж имени существительного.

Пробуют  объяснить значение этих слов(работают в парах).

Дети в тетрадях пишут дату

Для чистописания пишут то слово, которое у них на карточке.

Обучающиеся каждой группы получают свой лист планирования и продвижения по заданию, на котором записывают состав своей группы и распределяют задания для каждого члена группы.

1 задание

    Узнать какие поэты писали стихи  о зиме. Подобрать несколько стихотворений о зиме. Какие приёмы они применяли в своём творчестве.

(Кто-то из группы пишет стихотворение (или стишки) на листе бумаги или прямо на ватмане)

2 задание

    Узнать, какие художники писали картины о зиме, просмотрев презентацию «Зимние мотивы в живописи». Нарисовать рисунки на тему «Зимние забавы», «Зима».

3 задание

Узнать о пословицах, поговорках и загадках на тему зимы. Выбрать несколько из них.  Пробуют объяснить их значение.    

4задание

Дети открывают  конверт с загадками. Читают. Отгадывают. Приклеивают или пишут загадки в сой постер.

5 задание

           Оформить постер.

Создание постеров на тему проекта.

Познавательные:

умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме.

Предметные:

развитие умений работы с разными видами информации: текстом, произведениями искусства, видами фольклора.

Регулятивные:исследуют условия учебной задачи.

Коммуникативные:

умение работать в

группе; развитие умений с достаточной полнотой выражать свои мысли в соответствии с заданием.

Личностные:эмоционально – положительное восприятие учения;

участие в творческом созидательном процессе;

воспитание чувства гордости за свою Родину, её поэзию, живопись.

развитие навыков сотрудничества со сверстниками;

формирование мотивации к творческому труду, работе на результат.

3.Физминутка

«Наши танцы»

-Во время физминутки на экране появятся знакомые нам люди. Вы их узнаете. Повторяйте их движения и то, что написано на экране

Выполняют под музыку.

4. Защита  проектов (13 мин.)

-Работу закончили, приготовьтесь к защите своих работ.

Учащиеся группами защищают свои проекты.

Познавательные:

формулируют и высказывают свои знания по данной учебной теме .

Коммуникативные:

осознанно строят речевые высказывания и участвуют в обсуждении.

5. Самооценка

Оценим свою работу.

Давайте сначала оценим выступления групп:

1 группа- апплодисменты

2 группа- апплодисменты

3 группа- опять.

-Теперь оценим себя. Для этого показываем, жестами, при этом говорите слово, которым вы сегодня уходите с этого урока

-Мне понравилось и мне все удалось: поднятый вверх большой палец;

- Мне не очень понравилось: опущенный вниз большой палец;

Мне понравилось и мне все удалось на этом уроке: поднятые вверх большие пальцы обеих рук.

В самом конце:

Учащиеся выставляют отметку в оценочном листе за участие в работе себе и в группах.

Познавательные:

анализируют представленные группы слов, сравнивают, обосновывают свои суждения.

Регулятивные:

осуществляют взаимопроверку, оценивают результаты своей и чужой деятельности.

Коммуникативные:

доказывают свое мнение, стремятся к сотрудничеству.

7.Рефлексия

-Сейчас я предлагаю каждой группе создать  синквейн «Зимние слова».

-Кто знает что такое синквейн?

-Где можно найти толкование этого слова?

-Давайте вспомним правила составления синквейна;

Посоветуйтесь, синквейн с каким словом вы будете составлять

Для работы воспользуйтесь карточкой – помощницей.

Проверка

Высказывают предположения о значении слова «синквейн».

Работа  в группах. Определяют синквейн какого слова будут составлять. В работе используют карточку – помощницу.

Учащиеся каждой группы зачитывают получившиеся синквейны.

Познавательные:

поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные:

сотрудничают в поиске информации, делятся мнениями, учатся учитывать позицию собеседника.

Личностные:

выражают положительное отношение к процессу познания.

9.Подведение итогов.(1мин.)

10.Домашнее задание(1мин.)

-Работа над очередной зимней страничкой вашего проекта подходит к концу.

-Все ли задачи, которые вы поставили  перед собой в начале урока выполнены?

А проблем урока какая была?

Мы узнали, о чем думают поэты, писатели и художники о зиме?

Дома я предлагаю вам  придумать свой рассказ, используя в нем какие – либо из «зимних слов»

Учащиеся отмечают что удалось. Оформили «Зимнюю страничку» нашего проекта.

Больше узнали о зиме , её красоте.

Работали в группе творчески и активно, старались работать дружно.

Обогащали свой словарный запас.

Слушают учителя, задают вопросы для уточнения.

Регулятивные:

анализируют работу на уроке; соотносят запланированное и выполненное.

Личностные:

оценивают свои силы и пути реализации выполнения домашнего задания.

Приложение 1

Прочитай предложение. Найди и подчеркни грамматическую основу предложения.

Утром выпал долгожданный белый снег.

Выпиши только главный член предложения- подлежащее:

_____________________

Синий иней лег на провода.

У нас во дворе стоит веселый снеговик.

В сильный мороз посреди улицы выросли снежные сугробы.

Наступило долгожданное Рождество.

Зимой на улице бывает метель.

Дед Мороз принес нам подарки.

Деду Морозу помогала Снегурочка.

После ночного мороза на дорогах появился гололед.

Зимой на реке появляется толстый, гладкий лед.

На улице мела легкая позёмка.

По сугробам прыгали красные снегири.

Снегопад не прекращался уже три часа.

•Зимой снег глубокий  - летом хлеб высокий;

•зима лето пугает, да все равно тает;

•мороз и метели под февраль полетели;

• Новый год — и весне поворот.

• Году начало — зимы середина.

• Без первой ласточки весна не обходится.

• Весной дождь парит, а осенью мочит.

• Кто весною потрудится, тот осенью повеселится.

• Весной час прогуляешь — неделей не наверстаешь.

• Кто спит весною, плачет зимою.

• Весенний день год кормит.

• Весна красна цветами, осень — снопами.

• Лето — припасиха, а зима — подбериха.

• Красное лето никому не надокучит.

• Летом пролетишь, так зимой с сумою побежишь.

• Летом каждый кустик ночевать пустит.

• Дождливое лето хуже осени.

  • Как зима не злится, а весне покорится.
  • Зима без снега — лето без хлеба.
  • Год кончается, а зима начинается.
  • Снегирь прилетит — о зиме известит.
  • Зимой морозы, а летом грозы.
  • Зима — не лето, в шубу одета.
  • Зима с заморозков начинается, а капелями кончается.
  • мороз невелик , да стоять не велит;

•береги нос в большой мороз;

•в зимний холод всякий молод.

Загадки

Белый-белый, словно мел -

К нам он с неба прилетел.

Лес укрыл, поля, лужок.

Что за кружево? (Снежок)

 

Эту зимнюю хозяйку

Испугался даже зайка,

Не боится лишь апрель

Снежно-белую... (метель)

  

Краской белой и хрустальной

Разукрасил окна в спальне,

Будто листики берез

Кто нарисовал? (Мороз)

 

Человечек озорной,

Неразлучен он с метлой,

Жить в тепле он не привык.

Кто растает? (Снеговик)

 

Очень любят детки

Морозные конфетки,

Только пьют потом пилюльки

Те, кто скушал что? (Сосульки)

 

На ногах стальные кони

Будут резать лед реки,

Меня ветер не догонит -

Я надену что? (Коньки)

 

Деревянные дощечки

Мчат меня по полю к речке,

По сугробам - выше, ниже -

Что скользит по снегу? (Лыжи)

 

 

Рады, рады все на свете,

Рады взрослые и дети!

В гости снова к ним пришла

Кто? - Красавица... (зима)

Карточка – помощница №1

Синквейн «Зимние слова»

1.Одно существительное

2.Два прилагательных

3.Три глагола

4.Предложение (фраза)

5.Существительное – синоним к слову

Приложение 2

ЗАДАНИЯ В ГРУППАХ

1 задание

    Узнать какие поэты писали стихи  о зиме. Подобрать несколько стихотворений о зиме. Какие приёмы они применяли в своём творчестве.

2 задание

    Узнать какие художники писали картины о зиме, просмотрев презентацию «Зимние мотивы в живописи». Нарисовать рисунки на тему «Зимние забавы».

3 задание

     Узнать о пословицах, поговорках и загадках на тему зимы. Выбрать несколько из них.      

4 задание.

Отгадать загадки. Написать загадки в постер

4 задание

           Оформить постер.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка в 3 классе "Удивительное путешествие в страну русского языка" на тему "Части речи"

Конспект урока русского языка на тему "Общее понятие о Частях речи" в 3 классе. Закрепление изученного во втором классе и знакомство с новыми понятиями. Урок проведён в форме путешествия....

Урок русского языка "Страна орфографии"

Урок повторения и закрепления по орфографии....

Конспект урока русского языка. КВН. Страна Словария.

Подбор игровых заданий для закрепления изученного за год....

Урок русского языка "Обобщение знаний о глаголе" 4 класс., урок кубановения "Быт казака" 3 класс. Внеклассное занятие "Путешествие по Стране Здоровья".

Обобщение знаний о глаголе: изменение глагола по временам, лицам, числам, спряжение, употребление глагола в речи. Материал урока основывается на произведениях Ф.С. Пушкина.На уроке кубановедения учащи...

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА ВО 2 КЛАССЕ «ЧАСТИ РЕЧИ. ОБОБЩЕНИЕ» («Путешествие в Страну Невыученных уроков»)

Урок комплексного применения знаний и умений  (урок закрепления).Урок построен в форме игры - путешествия; задания построены таким образом, чтобы повторить и обобщить все полученные ранее знания ...

Урок русского языка в 3 классе. Путешествие в страну «Имя существительное» (закрепление). Конспект урока.

Нестандартная форма урока всегда очень нравится детям. Её можно брать во  время закрепления любой темы, на любом уроке. В такой урок можно включить разнообразный логический, дидактичекский матери...

Открытый урок русского языка "В стране падежей"

Конспект урока русского языка (3 класс). Разработан в рамках УМК «Школа России», автор учебника С.В. Иванов «Русский язык». Урок был проведен  в предметную неделю по русск...