АООП по русскому языку 1 класс
рабочая программа по русскому языку (1 класс)

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык » разработана с учетом особенностей психофизического развития индивидуальных возможностей обучающихся.

Программа рассчитана на 3 часа в неделю, в соответствии с учебным планом.

В 1 классе изучение русского языка призвано решить следующие задачи:

― Уточнение и обогащение представлений об окружающей действительности и овладение на этой основе языковыми средствами (слово, предложение, словосочетание);

― Формирование первоначальных «дограмматических» понятий и развитие коммуникативно-речевых навыков;

― Овладение различными доступными средствами устной и письменной коммуникации для решения практико-ориентированных задач;

― Коррекция недостатков речевой и мыслительной деятельности;

― Формирование основ навыка полноценного чтения художественных текстов доступных для понимания по структуре и содержанию;

― Развитие навыков устной коммуникации;

― Формирование положительных нравственных качеств и свойств личности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_russkiy_yazyk_1_kl.docx34.78 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

«Школа № 281»

_____________________________________________________________________________

ул. Радужная, д.7, г. Москва, 129344

тел./факс: + 7 (495) 471-28-55; + 7 (495) 471-54-43

E-mail: 281@edu.mos.ru  http://sch281sv-new.mskobr.ru/

ОКПО – 30177061, ОГРН – 1117746676860, ИНН/КПП  7716696769/771601001

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ

«РУССКИЙ ЯЗЫК»

для 1 Л  класса

на 2019 – 2020 уч.г.

                                                                                                                                                     Автор-составитель программы –

                                                                      учитель Янкаускене С.Ю.

Пояснительная записка.

Рабочая учебная программа по предмету «Русский язык» разработана на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта  образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

- адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  (вариант 1).

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык » разработана с учетом особенностей психофизического развития индивидуальных возможностей обучающихся.

Программа рассчитана на 3 часа в неделю, в соответствии с учебным планом.

В 1 классе изучение русского языка призвано решить следующие задачи:

― Уточнение и обогащение представлений об окружающей действительности и овладение на этой основе языковыми средствами (слово, предложение, словосочетание);

― Формирование первоначальных «дограмматических» понятий и развитие коммуникативно-речевых навыков;

― Овладение различными доступными средствами устной и письменной коммуникации для решения практико-ориентированных задач;

― Коррекция недостатков речевой и мыслительной деятельности;

― Формирование основ навыка полноценного чтения художественных текстов доступных для понимания по структуре и содержанию;

― Развитие навыков устной коммуникации;

― Формирование положительных нравственных качеств и свойств личности.

Подготовка к усвоению первоначальных навыков письма. Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки на плоскости листа. Совершенствование и развитие мелкой моторики пальцев рук. Усвоение гигиенических правил письма. Подготовка к усвоению навыков письма.

Формирование элементарных навыков письма.

Развитие мелкой моторики пальцев рук; координации и точности движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и классной доски.

Усвоение начертания рукописных заглавных и строчных букв.  

Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Дословное списывание слов и предложений; списывание со вставкой пропущенной буквы или слога после предварительного разбора с учителем. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением.

Практическое усвоение некоторых грамматических умений и орфографических правил: обозначение на письме границ предложения; раздельное написание слов; обозначение заглавной буквой имен и фамилий людей, кличек животных; обозначение на письме буквами сочетания гласных после шипящих (чаща, чущу, жиши).

Формирование элементарных навыков письма.

Развитие мелкой моторики пальцев рук; координации и точности движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и классной доски.

Усвоение начертания рукописных заглавных и строчных букв.  

Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Дословное списывание слов и предложений; списывание со вставкой пропущенной буквы или слога после предварительного разбора с учителем. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением.

Практическое усвоение некоторых грамматических умений и орфографических правил: обозначение на письме границ предложения; раздельное написание слов; обозначение заглавной буквой имен и фамилий людей, кличек животных; обозначение на письме буквами сочетания гласных после шипящих (чаща, чущу, жиши).

Подготовка к усвоению первоначальных навыков письма.

Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки на плоскости листа. Совершенствование и развитие мелкой моторики пальцев рук. Усвоение гигиенических правил письма. Подготовка к усвоению навыков письма.

Характеристика базовых учебных действий

Личностные учебные действия

Личностные учебные действия ― осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;  самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей; понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе; готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

Коммуникативные учебные действия

Коммуникативные учебные действия включают следующие умения:

вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель−класс);

использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

обращаться за помощью и принимать помощь;

слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;

сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;

договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.

Регулятивные учебные действия:

Регулятивные учебные действия включают следующие умения:

адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;

соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

Познавательные учебные действия:

К познавательным учебным действиям относятся следующие умения:

выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;

устанавливать видо-родовые отношения предметов;

делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;

читать; писать; выполнять арифметические действия;

наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;

работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях).

Планируемые результаты освоения обучающимися русского языка.

Минимальный  уровень:                                                                                                                                                                                                     различение гласных и согласных звуков и букв; ударных и безударных согласных звуков; оппозиционных согласных по звонкости-глухости, твердости-мягкости; деление слов на слоги для переноса;

списывание по слогам и целыми словами с рукописного и печатного текста с орфографическим проговариванием;

запись под диктовку слов и коротких предложений (2-4 слова) с изученными орфограммами;

обозначение мягкости и твердости согласных звуков на письме гласными буквами и буквой Ь (после предварительной отработки);

составление предложений, восстановление в них нарушенного порядка слов с ориентацией на серию сюжетных картинок;

выделение из текста предложений на заданную тему;

участие в обсуждении темы текста и выбора заголовка к нему.

Достаточный уровень:

различение звуков и букв;

характеристика гласных и согласных звуков с опорой на образец и опорную схему;

списывание рукописного и печатного текста целыми словами с орфографическим проговариванием;

дифференциация и подбор слов различных категорий по вопросу и грамматическому значению (название предметов, действий и признаков предметов);

составление и распространение предложений, установление связи между словами с помощью учителя, постановка знаков препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знак);

деление текста на предложения;

выделение темы текста (о чём идет речь), выбор одного заголовка из нескольких, подходящего по смыслу;

самостоятельная запись 3-4 предложений из составленного текста после его анализа.

Академический компонент и компонент жизненных компетенций

Название раздела учебного предмета

Кол-во часов

Академический компонент

Компонент жизненной компетенции

Добукварный период.

13

знать: навыки учебной деятельности;

геометрические фигуры;

основные цвета;

уметь: правильно сидеть за партой, вставать, слушать учителя, поднимать руку при желании что-то сказать, просить разрешения выйти из класса;

выполнять простые поручения по словесным указаниям; внятно выражать свои пользы и желания;

слушать сказки и рассказы в устной передаче учителя;

разучивать короткие и понятные стихотворения с голоса учителя;

пересказывать сказки с помощью учителя по иллюстрациям и вопросам;

называть слова по предметным картинкам;

составлять простые предложения по картинкам и по вопросам;

различать звуки в окружающей действительности (стук, звон и т.д.);

отчетливо повторять произносимые учителем слова и фразы;

практически различать слова, похожие по звуковому составу;

делить простые предложения на слова;

делить простые слова на слоги;

выделять из слов некоторые гласные и согласные.

-Развитие письменной коммуникации, способности к осмысленному письму. Овладение способностью пользоваться письменной речью для решения соответствующих возрасту житейских задач.

-Развитие вкуса и способности к словесному самовыражению на уровне, соответствующем возрасту и развитию ребёнка.

Букварный период.

83

знать: графическое изображение букв.

уметь: выделять из речи звук (можно с помощью учителя) ;

правильно и отчетливо произносить звук ;

различать в сочетаниях с другими звуками (можно с помощью учителя);

соотносить звук и букву;

сливать звуки  в слоги;

читать слоги, слова, предложения;

составлять слоги из букв, слова из слогов, предложения из слов (можно с помощью учителя);

-Развитие письменной коммуникации, способности к осмысленному письму. Овладение способностью пользоваться письменной речью для решения соответствующих возрасту житейских задач.

-Развитие вкуса и способности к словесному самовыражению на уровне, соответствующем возрасту и развитию ребёнка.

Рабочая программа для 1 класса рассчитана на 3 часа в неделю согласно учебному плану.

Календарно-тематическое планирование по русскому языку

 1 Л класса I триместр (31 час)

№ п/п

Тема урока

Дата

1

 Знакомство с наиболее распространенными цветами.

03.09.

2

Работа с цветными полосками. Различие по цвету двух полосок.

04.09.

3

Воспроизведение различных сочетаний из цветных полосок.

05.09.

4

Составление и анализ предложений.

10.09.

5

 Геометрические фигуры. Различие по цвету и форме.

11.09.

6

Различие геометрических фигур и полосок по цвету. Письмо короткой наклонной линии.

12.09.

7

Письмо элементов строчной буквы г.

17.09.

8

Письмо элементов букв р, у, д.

18.09.

9

Письмо первого элемента буквы – Л.

19.09.

10

Письмо элемента буквы – С

24.09.

11

Письмо элементов буквы – а, о

25.09.

12

Письмо элементов буквы Х.

26.09.

13

 Письмо элементов буквы – П.

01.10.

14

Письмо букв – а, А

02.10.

15

Письмо букв – у, У. слоги ау, уа.

03.10.

16

Письмо буквы – м, М

08.10.

17

Письмо слогов – ам, ум

15.10.

18

 Письмо слова «мама»

16.10.

19

Письмо буквы – о, О. слоги ом, мо.

17.10.

20

Письмо слогов с буквами – а, у, м, о

22.10.

21

Письмо буквы – с,С. Слоги ас, ос, ус.

23.10.

22

 Письмо слогов – ас, ос, ус, са, со, су. Слово – оса.

24.10.

23

Письмо слов «сама», «мама»

29.10.

24

Письмо слогов и слов с изученными буквами.

30.10.

25

Письмо слогов и слов с изученными буквами.

31.10.

26

Письмо буквы – х, Х.

05.11

27

Письмо слогов с буквой – х. слова – уха, муха.

06.11.

28

Письмо буквы – ш, Ш.

07.11.

29

Письмо слогов с буквами – с, ш.

12.11.

30

 Письмо буквы – л, Л.

13.11.

31

Письмо слогов и слов с буквой – л.

14.11.

Календарно-тематическое планирование по русскому языку

1 Л класса II триместр (33 часа)

№ п/п

Тема урока

Дата

1

 Письмо буквы – ы . слоги с буквой ы.

26.11.

2

Письмо слогов и слов с буквой – ы.

27.11.

3

Письмо буквы – н , Н.

28.11.

4

Письмо слогов и слов с буквой – н.

03.12.

5

 Письмо буквы – р. Р.

04.12.

6

Письмо слогов и  слов с буквой – р

05.12.

7

Дифференциация – л, р

10.12.

8

Письмо буквы – к, К.

11.12.

9

Письмо слогов и слов с буквой – к

12.12.

10

Письмо буквы – п , П.

17.12.

11

Письмо слогов и слов с буквой – п

18.12.

12

Письмо слов с буквой – п, состоящих из трех слогов

19.12.

13

 Письмо буквы – т, Т.

24.12.

14

Письмо слогов и слов с буквой – т

25.12.

15

Письмо буквы – и, И.

26.12.

16

 Письмо слогов и слов с буквой – и.

09.01.

17

Письмо буквы и с шипящими.

14.01.

18

Письмо слогов и слов с изученными буквами.

15.01.

19

Письмо буквы – з, З.

16.01.

20

 Письмо слогов и слов с буквой – з

21.01.

21

Дифференциация з – с.

22.01.

22

Письмо буквы – в , В.

23.01.

23

Письмо слогов и слов с буквой – в.

28.01.

24

Письмо буквы – ж, Ж.

29.01.

25

Письмо слогов и слов с буквой – ж.

30.01.

26

Дифференциация ж – ш.

04.02.

27

Письмо буквы – б , Б.

05.02.

28

 Письмо слогов и слов с буквой – б.

06.02.

29

Дифференциация б – п.

11.02.

30

Письмо буквы – г, Г.

12.02.

31

Письмо слогов и слов с буквой – г.

13.02.

32

Дифференциация г – к.

18.02.

33

Письмо буквы – д, Д.

19.02.

Календарно-тематическое планирование по русскому языку

 1 Л класса III триместр (39 часов)

№ п/п

Тема урока

Дата

1

 Письмо слогов и слов с буквой – д.

25.02.

2

Дифференциация д – т .

26.02.

3

Письмо буквы – й , Й.

27.02.

4

Письмо слов, состоящих из трех слогов.

03.03.

5

Дифференциация и – й.

04.03.

6

Дифференциация и – й.

05.03.

7

Письмо – ь .

10.03.

8

Письмо слов с буквой – ь на конце и в середине слова.

11.03.

9

Письмо слов со стечением согласных.

12.03.

10

Письмо буквы – е, Е.

17.03.

11

Письмо слогов и слов с буквой – е.

18.03.

12

Письмо слов, состоящих из трех слогов.

19.03.

13

Письмо слогов и слов с изученными буквами.

24.03.

14

 Письмо буквы – ё, Ё.

25.03.

15

Письмо слогов и слов с буквой – ё.

26.03.

16

Написание предложений с – ё.

31.03.

17

Письмо буквы – я , Я.

01.03.

18

Письмо слов и предложений с – я.

02.04.

19

Написание слов с буквой – я в середине слова.

14.04.

20

 Написание слов с буквой – я в середине слова.

15.04.

21

Письмо буквы – ю, Ю.

16.04.

22

Письмо слогов и слов с – ю.

21.04.

23

Урок проверки и оценки знаний на тему «Звуки и буквы».

22.04.

24

Работа над ошибками на тему «Звуки и буквы».

23.04.

25

Письмо буквы ц, Ц.

28.04.

26

Письмо слогов и слов с буквой  ц.

29.04.

27

Письмо буквы – ч, Ч.

30.04.

28

Письмо буквы – ч, Ч.

05.05.

29

Письмо слогов и слов с – ч. Орфограммы – ча-чу.

06.05.

30

Письмо буквы – щ, Щ.

07.05.

31

Письмо буквы – щ, Щ.

12.05.

32

Письмо слогов и слов с – щ, орфограммы – ща-щу.

13.05.

33

 Дифференциация ч – щ. Орфограммы – ча-чу, ща-щу.

14.05.

34

Письмо буквы – ф, Ф.

19.05.

35

Письмо слогов и слов с ф.

20.05.

36

Письмо буквы – э, Э.

21.05.

37

Письмо слогов и слов с э.

26.05.

38

Письмо слогов и слов с э.

27.05.

39

Повторение изученных букв.

28.05.

Наглядные пособия на уроках по русскому языку в 1 классе

  1. Касса печатных  букв для демонстрации.
  2. Письменные буквы для демонстрации.
  3. Разрезная азбука.
  4. Касса слогов.
  5. Фишки для обозначения звуков: красный, синий, зеленый.
  6. Полоски для обозначения предложения длиной 9мм  на 10 мм.
  7. Полоски для обозначений отдельных слов 25мм  на 10 мм.
  8. Набор цветных карандашей.
  9. Предметные картинки.
  10. Сюжетные картинки.
  11. Шаблоны и трафареты для обводки и штриховки.
  12. Раздаточный  материал.
  13. Дидактический материал.
  14. Дидактические игры.
  15. Диски со сказками.
  16. Компьютер.

Материально-техническое обеспечение

1. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вариант № 1

2.Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. А.К.Аксёнова издательство «ВЛАДОС» 1999г.

3.«Весёлая грамматика» В.В.Волина издательство «Знание» 1995г.

4.Игры по обучению грамоте и чтению автор Н.Н.Максимук ООО «ВАКО» 2004г.

5.Речевые пятиминутки автор Н.И.Гридчина. КАРО Санкт-Петербург 2005г.

6.Методические рекомендации образцов каллиграфического написания букв. Творческий центр РАНОК.2006г.

7.Учебник Букварь:  для 1 класса общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы  В.В. Воронкова, И.В. Коломыткина.  М, Просвещение, 2016 г. - 143с.

8. Обучение учащихся I-IV классов вспомогательной школы. Пособие для учителей. Под редакцией кандидата педагогических наук В.Г.Петровой. М., Просвещение, 1976. - 479с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка (план-конспект) урока. Предмет: русский язык. Класс: 1 Тема урока: Письмо слов со строчными буквами б, д.

Разработка (план-конспект) урока. Предмет:русский язык.Класс:1Учитель:Цветкова И.Ю.Тема урока:Письмо слов со строчными буквами б, д....

Предмет: Русский язык. Класс: 2-й класс. Тип урока: урок развития умений и навыков.

Образовательные: формировать представления о лексическом значении слова как об обязательном значении любого слова в языке; о том, что слова могут сочетаться или не сочетаться друг с другом.Формировать...

АООП по русскому языку 4 класс

АООП по русскому языку 4 класс...

Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».

Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока:  Закреплять зн...

Предмет: Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: Падежные окончания имён существительных 2-го склонения.

Цель урока:  отрабатывать умение распознавать имена существитель­ные 1 -го и 2-го склонения, познакомить с системой окончаний имён существительных 2-го склонения....

АООП по русскому языку 1 класс НОДА (вариант 6.2)

Обучение грамоте (заключительный) — повторительно-обобщающий этап. На данном этапе обучения грамоте осуществляется постепенный переход к чтению целыми словами, формируется умение читать про себя...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Корень слова. Однокоренные слова.» Предмет: Русский язык Класс: 3 , УМК «Школа России». В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе УМК "Школа России" по теме "Корень слова. Однокоренные слова"...