Урок русского языка
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Коняева Ирина Юрьевна

Правописание сочетаний с шипящими

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл data.docx31.26 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: «____»____________20___г.

ФИО учителя:

Класс: 2 «____» класс.

Количество присутствующих:

                        отсутствующих:

Лексическая тема:

Как сохранить природу родного края?

Тема урока:

Правописание сочетаний с шипящими.

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке :

2.1.5.1 строить монологическое высказывание на заданную и интересующую учащихся тему, раскрывая тему и основную мысль на основе опорных слов

2.2.5.1 находить информацию по двум источникам (словари, справочники, детские энциклопедии, детские познавательные журналы) на определенную тему

2.3.7.1 писать правильно в словах сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, нщ, рщ, шн

Развитие

навыков:

1.5 Составление монологического высказывания на заданную тему

2.5 Извлечение необходимой информации из различных источников

3.7 Соблюдение орфографических норм

Критерии успеха (Предполагаемый результат):

Все учащиеся смогут:

Узнать о правописании и произношении слов с шипящими ж, ш, ч, щ.

Большинство учащихся смогут:

Прогнозировать и определить по заголовку основную мысль текста.

Рассказать правило по схеме.

Записывать текст с пропущенными сочетаниями.

Определять границы предложений.

Придумывать продолжение рассказа.

Составить правила бережного отношения к природе.

Применять орфограмму правописания сочетаний с шипящими.

Объяснить смысл пословиц с орфограммами.

Изменять по образцу слова, выделяя сочетания.

Составить и записать предложения с изученными правилами.

Отгадать и записать отгадки к головоломкам по правилам правописания.

Придумать свои головоломки и ребусы с сочетаниями –жи-, -ши-, -ча-, -ща-, -

чу-, -щу- .

Рассказать о животных родного края.

Некоторые учащиеся смогут:

Высказать своё мнение о животных, нуждающихся в защите.

Языковая

цель

Основные термины и словосочетания:

Природа родного края, сохранение природы, Красная книга,

бережное отношение, защита окружающего мира.

Используемый язык для диалога/письма на уроке:

Вопросы для обсуждения:

– Что ты знаешь о «Красной книге»?

– Какие животные и растения  нуждаются в защите?

– Что нужно сделать, чтобы сохранить природу родного края?

– Какие ты знаешь правила бережного отношения к природе?

Межпредметные

связи

– литература, физическая культура, окружающий мир

Навыки

использования ИКТ

На данном уроке учащиеся  не используют ИКТ

Предварительные

знания

Звуки и буквы, гласные и согласные звуки, печатные и рукописные буквы,

алфавитные названия букв, слог, язык – средство человеческого общения, вы-

сказывание, текст, языковые и неязыковые средства общения, устная и пись-

менная речь, предложение, прописная буква в начале предложения и в соб-

ственных именах, сила голоса и темп речи, алфавитный порядок слов, пере-

нос слов, ударные и безударные гласные, мягкий знак на конце и в середине

слов, твёрдые и мягкие согласные, правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн,

нщ, рщ, шн, звонкие и глухие согласные, звук [й], разделительный Ь, орфо-

грамма и орфографическое правило, безударные гласные в корне слова, пар-

ные согласные на конце и в корне слова, словарные слова, словари.

Ход урока

Этапы урока, t

Запланированная деятельность на уроке

Ресурсы

Начало урока

0-4

Создание положительного эмоционального настроя

Настроение у нас – отличное,

А улыбки – дело привычное,

Пожелаем друг другу добра,

Ведь урок начинать нам пора!

З. Кожанова

5-10 мин

Актуализация знаний. Целеполагание.

Учитель предлагает учащимся послушать орфографическую сказку:

В одном городе жили-были буквы. Они дружили между со-

бой, некоторые ссорились, совсем как мы – люди. Однажды летом буквы Ж, Ш, Ч и Щ отправились купаться на речку.

Разделись и бултых в воду. Далеко заплыли, почти на середину реки. Вдруг небо потемнело, грянул гром, засверкала молния. Испугались буквы и давай кричать: «Спасите! Помогите!» Их крики услышали другие буквы Ы, И, Я, У, Ю и А.

Буквы Ы, Я и Ю не захотели помочь тонущим буквам. А вот буквы И, А, и У смело бросились в воду. Буква И протянула руки буквам Ж и Ш, а буквы А и У помогли выбраться из воды буквам Ч и Щ. С тех пор эти согласные дружат только с теми гласными, которые помогли им в трудную минуту.

Учащиеся с помощью учителя формулируют тему урока.

Постановка задач:

– Какая гласная пишется после согласных Ж и Ш? Почему?

– Какие гласные нужно писать после согласных Ч и Щ?

Почему?

Критерии успеха

Учащиеся с помощью учителя формулируют тему урока.

Середина урока

11-20 мин

Работа над темой урока.

(К, И) Минутка чистописания: запись пословицы.

Все земли хороши, а своя – всех лучше.

Учитель просит детей построить свое высказывание, раскрывая тему и основную мысль пословицы.

Работа с учебником

(К) В упр. 1 учащиеся определяют границы предложений,

используя правило написания гласных после шипящих,

вставляют пропущенные буквы, подбирают и грамматически правильно записывают слова с этими орфограммами.

(П) Взаимопроверка.

Делается вывод о написании гласных после шипящих.

Работая в группе, ученики дополняют предложения:

Буквы ж и ш обозначают твердые звуки, поэтому после них пишется И, но при чтении произносится Ы. Буквы ч и щ все-гда обозначают мягкие звуки, они не нуждаются в смягчении, после них пишутся А, У.

(Г) Творческое задание (мини-проект).

Дети в группе составляют и записывают продолжение сказки, используя «Правила бережного отношения к природе».

Выборочная проверка.

Дети строят монологическое высказывание по теме: «Что

нужно сделать, чтобы сохранить природу родного края?» с

помощью учителя или самостоятельно.

Объясняют тему и идею своего высказывания на основе ключевых слов (предложенных учителем) и демонстрируют его.

(К) Работа с правилом.

Закрепление орфограммы правописания А, У, И после Ж, Ш, Ч, Щ.

Учебник

21-22 мин

(К, Д) Пальчиковая физминутка.

(Проговаривая текст, ученики массируют последнюю фалангу каждого пальца, завершают массаж точкой в центре ладони.)

Пальчик, пальчик, где ты был?

– С братцем Васей щи варил.

– А потом с ним кашу ел,

– А потом с ним песни пел,

– А потом гулять пошел

– И копеечку нашел.

23-26 мин

Работа по учебнику.

(К, Г) Работа над пословицей.

Один человек оставляет в лесу след, сто человек – тропу, а

тысяча – пустыню.

Дети объясняют смысл пословицы, называют и подчеркивают орфограммы, которые в ней встретились (безударные гласные, парные согласные, непроверяемые согласные, правописание сочетаний с шипящими).

(П) На основе повторения орфограммы в упр. нужно изменить слова по образцу. Закрепление орфограммы - правописание сочетаний с шипящими в единственном и во множественном числе. Выделение орфограммы детьми.

Молчит – молчу, молчат.

Кричит – кричу, кричат.

Рычит – рычу, рычат.

Пищит – пищу, пищат.

Стучит – стучу, стучат.

Учебник

27-28 мин

(К, Д) Динамическая пауза.

«Путешествие в лес»

Только в лес мы вошли. (Маршируют.)

Появились комары. (Легкое похлопывание по телу.)

Дальше по лесу шагаем (Маршируют.)

И медведя мы встречаем. (Раскачивают из стороны

в сторону.)

Снова дальше мы идем, (Маршируют.)

Перед нами водоем. (Руки в стороны.)

Прыгать мы уже умеем. (Руки на пояс, полуприседания

с поворотом вправо-влево.)

Раз – два, раз – два! (Прыжки.)

Позади теперь вода! (Маршируют.)

29-35 мин

(Г, П ) Упр.3. Исследовательская работа по лексической теме.

Ученики отвечают на вопросы: «Подумай, кто из животных твоего родного края может издавать эти звуки? Что ты знаешь об этих животных?».

(К, П, Г) Упр.4. Работа с предложениями.

Дети составляют и записывают предложения о животных

родного края, выделяют безударные гласные в словах.

(Г) Упр.5.  Работа с головоломками и ребусами.

Учебник

Критерии успеха

В группах учащиеся отгадывают и записывают правильно в словах сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, используя опоры-

правила с помощью учителя или самостоятельно.

Конец урока

36-40 мин

(Д, К) Физминутка для глаз.

Побежали глазки смело.

Снизу вверх, а сверху вниз -

Опустились на карниз.

А потом восьмерки пишем:

Кто подальше, кто повыше?

Плавно глазками моргаем,

С силой глазки закрываем.

Повторим все еще раз

И рукой закроем глаз.

На нос посмотрим, потом вдаль.

Как ленивых деток жаль:

Играть с нами не хотели -

У них глазки заболели.

(Последние две строки дети произносят на выдохе, формируя правильное дыхание.)

Работа в тетради «Что я знаю и умею»

Итог урока. Рефлексия.

После Ж и Ш пишется гласная … . После Ч и Щ пишутся

гласные … .

«Лесенка успеха» – нижняя ступенька - у «человечка» руки опущены – у меня ничего не получилось; средняя ступенька - у «человечка» руки разведены в стороны – у меня были проблемы; верхняя ступенька - у «человечка» руки подняты вверх – мне всё удалось.

Дифференциация

Оценивание

Здоровье и соблюдение техники безопасности

Дети с высоким уровнем мотивации создают визитки и вместе с учителем помогают ученикам с низкой мотивацией

Формативное оценивание.

  • Самооценивание в тетради «Что я знаю и умею».
  • Взаимооценивание при работе в паре, группе, классом.
  • Результаты наблюдения учителем качества ответов учащихся на уроке.

Определение уровня усвоения навыка по теме (тетрадь «Что я знаю и умею»).

Динамическая пауза.

«Стрекоза»

Вот какая стрекоза - как горошины глаза. (Пальцами делают очки.)

Влево-вправо, назад-вперед. (Глазами смотрят вправо- влево.)

Ну, совсем как вертолет. (Круговые движения глаз.)

Мы летаем высоко. (Смотрят вверх.)

Мы летаем низко. (Смотрят вниз.)

Мы летаем далеко. (Смотрят вперед.)

Мы летаем близко. (Смотрят вниз.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл

Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...

Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"

С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....