Рабочая программа по Родному (русскому) языку в 3 классе
рабочая программа по русскому языку (3 класс)

Казанцева Анна Сергеевна

Рабочая программа по Родному (русскому) языку в 3 классе, рассчитанная на 1 час в неделю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodnoy_russkiy_yazyk_3_klass.docx46.45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

                 Рассмотрена и

         одобрена на заседании

методического объединения

                 Руководитель

 МО____________С.В.Мартасова

              ___ августа 201_ г.

Согласовано

Зам. директора по УР МБОУ «Ромодановская средняя общеобразовательная школа №1»

__________Белоглазова Т.А.

___сентября 201_г.

                        Утверждена

Директор МБОУ

«Ромодановскаясредняя

общеобразовательная школа №1»

  ____________Абросимова Е.А.

Приказ № ___ от

«__»____.201_г.

 «Ромодановская средняя общеобразовательная школа №1»

 

Рабочая программа

учебного курса  «Родной (русский) язык»

в 3 классе

УМК «Школа России»

Составили:

Бурлакова И.Б.,

Белова Е.А.,

Казанцева Анна Сергеевна

учителя начальных классов

МБОУ «Ромодановская СОШ №1»

Ромоданово

2019

Рабочая программа по учебному предмету «Родной (русский) язык» составлена на основе нормативных документов:

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
    в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании);
  • Федеральный закон от 03августа.2018 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185-ФЗ);
  • приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
    от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576);
  • приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
    от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577).
  • положения об оформлении Рабочей программы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Лицей»

Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа (1 час в неделю) 34 учебные недели в 3 классе.

Рабочая программа составлена на основе примерной  программы  по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы начального общего образования авторского коллектива: О.М. Александрова, Л.А. Вербицкая, С.И. Богданов, Е.И. Казакова, М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко, В.Ю. Романова, Рябинина Л. А., О.В. Соколова

УМК авторского коллектива: О.М. Александрова, Л.А. Вербицкая, С.И. Богданов, Е.И. Казакова, М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко, В.Ю. Романова, Рябинина Л. А., О.В. Соколова

Учебник: Александрова О.М., Вербицкая Л.А., Богданов С.И. Русский родной язык. 3 класс. Учебное пособие.- М.: Просвещение. 2019.

               МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Согласно учебному плану МБОУ «Ромодановская СОШ №1» на изучение  родного (русского) языка в 3 классе начальной школы выделяется 34 часа (1 час в неделю)

1.Содержание учебного курса

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (13 часов)

Слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений  между людьми (правда – ложь, друг – недруг, брат – братство – побратим).

Слова, называющие природные явления и растения (образные названия ветра, дождя, снега; названия растений).

Слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей (ямщик, извозчик, коробейник, лавочник).

Слова, обозначающие предметы традиционной русской культуры: слова, называющие музыкальные инструменты (балалайка, гусли, гармонь).

Названия старинных русских городов, сведения о происхождении этих названий.

Проектные задания: «Откуда в русском языке эта фамилия»; «История моего имени и фамилии» (приобретение опыта поиска информации о происхождении слов).

Раздел 2. Язык в действии (10 часов)

Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).

Многообразие суффиксов, позволяющих выразить различные оттенки значения и различную оценку, как специфика русского языка (книга, книжка, книжечка, книжица, книжонка, книжища; заяц, зайчик, зайчонок, зайчишка, заинька и т. п.) (на практическом уровне).

Специфика грамматических категорий русского языка (категории рода, падежа имён существительных). Практическое овладение нормами употребления отдельных грамматических форм имен существительных. Словоизменение отдельных форм множественного числа имен существительных (родительный падеж множественного числа слов) (на практическом уровне). Практическое овладение нормами правильного и точного употребления предлогов, образования предложно-падежных форм существительных (предлоги с пространственным значением) (на практическом уровне).  Существительные, имеющие только форму единственного или только форму множественного числа (в рамках изученного).

Совершенствование навыков орфографического оформления текста.

Раздел 3. Секреты речи и текста (11 часов)

Особенности устного выступления.

Создание текстов-повествований: о путешествии по городам; об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами.

Создание текстов-рассуждений с использованием различных способов аргументации (в рамках изученного).

Редактирование предложенных текстов с целью совершенствования их содержания и формы (в пределах изученного в основном курсе).

Языковые особенности текстов фольклора и художественных текстов или их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т.п.).

2.Планируемые результаты освоения  основных содержательных линий программы

Русский язык: прошлое и настоящее

Ученик научится

-  распознавать слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений      между людьми (правда – ложь, друг – недруг, брат – братство – побратим);

- распознавать слова, называющие природные явления и растения (образные названия ветра, дождя, снега; названия растений);

- распознавать слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей (ямщик, извозчик, коробейник, лавочник);

- распознавать слова, обозначающие предметы традиционной русской культуры: слова, называющие музыкальные инструменты (балалайка, гусли, гармонь);

- понимать значение устаревших слов по указанной тематике;

- различать эпитеты, сравнения;

- использовать словарные статьи учебника для определения лексического значения слова;

- понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами

        Ученик получит возможность научиться:

- употреблять фразеологические обороты, отражающие русскую культуру, менталитет русского народа, элементы русского традиционного быта  в современных ситуациях речевого общения;

- употреблять в современных ситуациях речевого общения пословицы, поговорки, крылатые выражения

Язык в действии

        Ученик научится

 

-  произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного)

- осознавать смыслоразличительную роль ударения;

-  различать по суффиксам различные оттенки значения слов;

-владеть нормами употребления отдельных грамматических форм имен существительных (родительный падеж множественного числа слов);

- владеть нормами правильного и точного употребления предлогов, образования предложно-падежных форм существительных (предлоги с пространственным значением);

- различать существительные, имеющие только форму единственного или только форму множественного числа

Ученик получит возможность научиться:

- выявлять и исправлять в устной речи типичные грамматические ошибки, связанные с нарушением согласования имени существительного и имени прилагательного в числе, роде, падеже;

- редактировать письменный  текст с целью исправления грамматических и орфографических ошибок

Секреты речи и текста

Ученик научится

-  строить устные сообщения различных видов: развернутый ответ, ответ-добавление, комментирование ответа или работы одноклассника, мини-доклад;

- использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения;

- соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения этих частей, логические связи между абзацами текста;

- создавать тексты-рассуждения с использованием различных способов аргументации;

-создавать тексты-повествования (заметки о посещении музеев, о путешествии по городам; об участии в народных праздниках; об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами);

Ученик получит возможность научиться:

- оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

-давать оценку невежливому речевому поведению.

-использовать различные выделения в продуцируемых письменных текстах;

-знать основные способы правки текста (замена слов, словосочетаний, предложений; исключение ненужного, вставка);

-пользоваться основными способами правки текста.

- редактировать собственные тексты с целью совершенствования их содержания и формы;

-анализировать типичную структуру рассказа

Тематическое планирование с указанием количества  часов,  отводимых на освоение каждой темы

Тема

По рабочей программе

Кол-во часов

Кол-во к.р.

Проекты

I

Русский язык: прошлое и настоящее

13 ч

1

2

II

Язык в действии

10 ч

1

III

Секреты речи и текста

11 ч

1

Итого:

34 ч

3

2

3.Календарно – тематическое планирование уроков родного (русского) языка в 3 классе

(1 час в неделю)

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Планируемые результаты

УУД

План

факт

Русский язык: прошлое и настоящее (13 ч)

1

Пословицы, поговорки в современной ситуации речевого общения.

1

Регулятивные: принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

Познавательные: осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);

воспринимать смысл читаемых текстов, определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;

Коммуникативные : выражать свои мысли и чувства в устной форме, ориентироваться на позицию; участвует в диалоге

Личностные: представление о своей гражданской идентичности,

Предметные: распознают и понимают значение устаревших слов по указанной тематике;

распознают слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений      между людьми;

распознают слова, называющие природные явления и растения;

распознают слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры;

используют словарные статьи для определения лексического значения слова;

учатся понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;

поиск информации о происхождении фамилии

находят сведения о старинных русских городах в различных информационных источниках;

учатся подбирать и употреблять  сравнения, эпитеты  в устной и письменной речи; работают со словарем синонимов

Научится составлять текст по картине.

2

Слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений  между людьми.

1

3

Слова, называющие природные явления. Образные названия солнышка, дождя.

1

4

Образные названия мороза, вьюги.

1

5

Образные названия ветра.

1

6

Образные названия растений.

1

7

Слова, называющие занятия людей (ямщик, извозчик, коробейник, лавочник).

1

8

Проектное задание: «Откуда в русском языке эта фамилия»

1

9

Слова, называющие музыкальные инструменты (балалайка, гусли, гармонь).

1

10

Названия старинных русских городов, сведения о происхождении этих названий.

1

11

Эпитеты и сравнения. Списывание отрывка фольклорного текста с творческим заданием.

1

11

Проектное задание: «История моего имени и фамилии»

1

Регулятивные: овладевать способами решения учебной задачи, выбирать один из них для решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях; проявлять познавательную инициативу;

Познавательные: 

самостоятельно находить в учебнике, информацию и использовать её для выполнения учебных заданий;

использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое;

передавать устно или письменно содержание текста; пользоваться словарями и справочным материалом учебника;

Коммуникативные : ориентируется на позицию партнёра в общении и взаимодействии; оказывает необходимую помощь партнёру в сотрудничестве;

Личностные: развитие чувства любви и гордости к Родине, его народу, истории, культуре

Предметные: понимание значимости хорошего владения русским языком, стремления к его грамотному использованию;

поиск  информации в словарях о происхождении слов;

выполнение контрольной работы.

13

 Контрольная работа по разделу «Русский язык: прошлое и настоящее»

1

Язык в действии (10 ч)

14

Как правильно произносить слова.

1

Регулятивные: планировать (в сотрудничестве с учителем и самостоятельно) свои действия для решения задачи;

учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;

овладевать способами решения учебной задачи;

Познавательные: осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);

анализировать и оценивать содержание,  выступать перед аудиторией одноклассников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный материал (плакаты, презентацию);

Коммуникативные: задает  вопросы,

учитывает разные мнения и интересы и высказывает своё собственное мнение ;

Личностные: становление внутренней позиции понимания необходимости учения

Предметные: овладеет  изучаемыми нормами русского языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), правилами культуры речевого поведения 

Научится  пользоваться словарём ударений при решении языковых и речевых задач.

15

Для чего нужны суффиксы. Многообразие суффиксов как специфика русского языка

1

Регулятивные: выполняет действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в парах);

Познавательные: осознает познавательную задачу, решает её (под руководством учителя или самостоятельно);

самостоятельно находит в учебнике, учебных пособиях и учебной справочной литературе (с использованием ресурсов библиотек и Интернета) необходимую информацию;

осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом;

составляет простейшие инструкции;

Коммуникативные: адекватно использует речевые средства для решения различных коммуникативных задач; понимает зависимость характера речи от задач и ситуации общения;

Личностные: развитие чувства любви и уважения к русскому языку как великому ценностному достоянию русского народа;

Предметные: знакомство и работа с орфографическими нормами и правилами написания слов.

Научится   различать, в какой части слова находится орфограмма;

грамотно писать слова с изученными орфограммами;

учатся различать по суффиксам различные оттенки значения слов;

учатся различать существительные, имеющие только форму единственного или только форму множественного числа;

учатся выявлять и исправлять в устной речи типичные грамматические ошибки, связанные с нарушением согласования имени существительного и имени прилагательного в числе, роде, падеже;

учатся редактировать письменный  текст с целью исправления грамматических и орфографических ошибок.

16

Изложение по рассказу Л.Толстого «Котенок»

1

17

Какие особенности рода имён существительных есть в русском языке.

1

18

Все ли имена существительные «умеют» изменяться по числам.

1

19

Как изменяются имена существительные во множественном числе?

1

20

Редактирование письменных  текстов с целью исправления грамматических и орфографических ошибок

1

21

Зачем в русском языке такие разные предлоги? Нормы правильного и точного употребления предлогов

1

Регулятивные: решать учебную задачу;

адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами,;

выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в парах);

Познавательные: 

читать представленную информацию в изобразительной, графической форме; переводить её в словесную форму;

анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста,

определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;

осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.

Коммуникативные:  оценивает мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытается учитывать в своей деятельности;

Личностные: развитие способности к самооценке; ориентация на понимание причин успеха и неуспеха;

ориентация на развитие целостного взгляда на мир в его единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий;

развитие этических чувств (доброжелательность, сочувствие, сопереживание, отзывчивость, совесть и др.); понимание чувств одноклассников,

Предметные:  овладение изучаемыми нормами русского языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), правилами культуры речевого поведения (в объёме курса); использование этих норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и бытового общения;

учатся владеть нормами правильного и точного употребления предлогов

22

Восстановление деформированного теста «Зяблик с колечком» (По Н. Сладкову) с творческими дополнениями

1

23

 Контрольная работа  по разделу

1

Секреты речи и текста (11 ч)

24

Особенности устного выступления

1

Регулятивные: контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносить необходимые коррективы;

оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей;

Познавательные: самостоятельно находит информацию и использует её для выполнения учебных заданий;

понимает информацию, представленную в  графической форме; переводит её в словесную форму;

использует знаково-символические средства , пользоваться словарями и справочным материалом учебника;

составлять простейшие инструкции,

Коммуникативные : строит монологическую речь;

применяет приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.

Личностные: развитие чувства прекрасного; ориентация на развитие навыков сотрудничества на уроке и вне урока;

представление о здоровом образе жизни;

Предметные: осознание значимости русского языка как государственного языка нашей страны, Российской Федерации, языка межнационального общения; приобретение опыта ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач.

Научится:  систематизировать знания, полученные в результате изучения данных разделов за год;  овладеет изучаемыми нормами русского языка;

строить устные сообщения различных видов: развернутый ответ, ответ-добавление, комментирование ответа или работы одноклассника, мини-доклад;

 знакомятся со структурой текста рассуждения;

создавать тексты-рассуждения с использованием различных способов аргументации;

редактировать собственные тексты с целью совершенствования их содержания и формы;

определять тему текста, основную мысль; определять опорные (ключевые) слова в тексте; на основе опорных слов создавать текст;

оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.

25

Создание мини-доклада о народном промысле «Дымковская игрушка»

26

Типы текста. Текст – рассуждение

1

27

Сочинение-рассуждение по пословице с использованием различных способов аргументации

1

28

Учимся редактировать тексты

1

29

Редактирование предложенных текстов с целью совершенствования их содержания и формы

1

30

Текст – повествование. Структура текста.

1

31

Творческая работа. Создание заметки о путешествии по городам России

1

32

Творческая работа. Создание заметки о посещении краеведческого  музея.

1

33

Сочинение на тему «Как я провёл выходной день».

1

34

 Итоговая контрольная работа

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по родному русскому языку 2 класс

Программа расчитана на 1 час в неделю....

Рабочая программа по родному русскому языку (4 класс)

Программа по русскому родному языку составлена на основе требований к предметным результатам освоения основной образовательной программы, представленной в федеральном государственном образовательном с...

Рабочая программа по родному русскому языку (2 класс)

Программа по русскому родному языку составлена на основе требований к предметным результатам освоения основной образовательной программы, представленной в федеральном государственном образовательном с...

Рабочая программа по родному русскому языку 1 класс

Рабочая программа по родному русскому языку на 1 полугодие 1 класса....

Рабочая программа по родному русскому языку 2 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА             Рабочая программа по родному (русскому) языку для 2 класса составлена на основе Федерального  государ...

Рабочая программа по Родному( русскому) языку 3 класс

Рабочая программа по родному (русскому) языку 3 класс...