Конспект урока русского языка для 2 класса на тему: «Лексическое значение слова» по УМК «Школа России»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Лядвик Татьяна Николаевна

Конспект урока русского языка во втором классе (УМК "Школа России") . Тема урока: "Лексическое значение слова" .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon leksicheskoe_znachenie_slova_2_klass.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка для 2 класса на тему:
«Лексическое значение слова»

по УМК «Школа России»

Учитель: Лядвик Т.Н.

                                                                                                                                                                       

Тема: «Что такое лексическое значение слова»

Дата: 01.10.2019г

Класс: 2

УМК «Школа России»

Предмет: русский язык

Цель : создать условия для знакомства с понятием «лексическое значение слова», с правописанием словарных слов «береза», способствовать формированию умения объяснять значение слов.

Тип урока: урок новых знаний

Задачи урока: - способствовать формированию лексического запаса языка, развитию звукового анализа слов, активизации познавательной деятельности ;

- создать условия для развития умения наблюдать, анализировать, сравнивать, работать в парах;

- способствовать развитию навыков самоанализа и самоконтроля.

Планируемые результаты :

Личностные: расширяют познавательный интерес, мотивацию учебной деятельности, осуществляют самоконтроль.

Регулятивные: научатся понимать цель выполняемых действий, получат возможность научиться в коллективном диалоге ставить конкретную учебную задачу.

Познавательные: научатся ориентироваться в учебнике, получат возможность научиться ориентироваться в книге, используя информацию справочного бюро.

Коммуникативные: научатся договариваться и приходить к общему решению, получат возможность научиться задавать вопросы, уточняя непонятное в тексте.

Предметные: научатся применять правила правописания слов, получат возможность научиться осознавать свойства значений слов.

Оборудование : словари, карточки для индивидуальной работы и работы в парах, сигналы (прищепки)  для самооценки, презентация

Ход урока

I. Мотивирование к учебной деятельности .

 1. Организационный момент

Перед началом нашего урока, давайте встанем ровно, выправим спинки и настроимся на урок. Сделайте глубокий вдох, затем выдох

2. Психологический настрой.

Откройте тетрадки. Положите их с наклоном, возьмите в руки ручки, сядьте правильно, выпрямите спинки, поставьте на место ваши ножки.

-запишите дату: сегодня начинается второй осенний месяц, запишите его название правильно.

-классная работа.

II. Чистописание

- Ребята, а с чего мы начинаем урок русского языка? (с минуты чистописания)

- А чему нас учит урок русского языка на минуте чистописания? (учит нас грамотному и красивому письму)

Между прочим, каллиграфия - это искусство четкого и красивого письма. Калос с греческого языка переводится как красивый, а графо – пишу. Значит «красиво пишу».

-Давайте вспомним, какие качества письма мы отрабатываем на минутке чистописания? (наклон, высоту и ширину элементов букв, расстояния между словами и соединения букв).

- Напишите каллиграфически   те буквы, которые обозначают глухие согласные звуки, не имеющие пары по звонкости и обозначающие всегда мягкий согласный звук.

1. Чч Щщ

 (учитель одновременно демонстрирует на доске соединение)

- Какая орфограмма нам известна с этими буквами?

Ча ча Чу чу Ща ща щу щу

-Напишите данный ряд до конца строки в указанной последовательности.  

III. Актуализация опорных знаний.

Орфографическая минутка.    

Посмотрите на экран. Какое бы вы предложили выполнить задание? (составить предложение)

Ковёр, листьев, лежит, на, из, земле.

- Составьте предложение из слов, запишите его.

– Найти знакомые орфограммы (лежит-ЖИ с буквой И; ковёр – безударная гласная; листьев-разделительный мягкий знак.

-  Найдите и подчеркните главные члены предложения.

IV. Постановка учебной задачи

Работа в парах:

А теперь поработаем в парах. Расшифруйте слово.

-У вас на столах лежит карточка под №1

В каждом ряду вам необходимо найти  «лишнюю» букву. Затем эту букву записать в пустую клетку нижней строки и прочитать полученное слово.

М

Я

Д

С

Ю

К

Е

М

Е

Д

Р

Ю

Н

Е

Л

Я

Д

Р

И

Н

Е

М

Я

Д

Р

Ю

Н

Е

М

Я

Д

Р

Ю

Н

А

М

Я

К

Р

Ю

Н

Е

- Какое слово у вас получилось? (Лексика)

-Что означает это слово?

-Какая проблема возникла? 

Какую вы перед собой поставите цель?

Я хочу узнать……  ( что такое лексика?)

- А откуда мы можем получить информацию? ( Из учебника, справочника, энциклопедии, интернета

В словаре Ожегова дано следующее определение.

- Лексика – это словарный состав языка. ( Все слова русского языка).

Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

-Откройте учебник на стр.41 и прочитайте название раздела, который мы начинаем изучать (Слова,слова.слова…)

-Прочитайте, чему мы будем учиться

-Прочитайте тему урока.

Чтение  подготовленным учеником стихотворения  И.Токмаковой «Плим».

Действительно ли мальчик, герой стихотворения, придумал новое слово?

- Прочитайте вопрос. (Что такое лексическое значение слова?)

V. Усвоение новых знаний и способов действий.

Игра «Отгадай слово»

  • Хищный зверь с мехом рыжего цвета. Часто встречается в сказках. (Лиса)
  • Крупное домашнее травоядное животное, даёт молоко (Корова)
  • Птица с чёрным хвостом и белыми крыльями. В русских сказках она воровка. (Сорока)

- А теперь вы загадайте любое животное, опишите его.

-Что вы делали, когда загадывали слово? (Говорили, что оно обозначает)

-Какой же можно сделать вывод?

- Прочтите правило с.43  

Фронтальная работа.

-По своему лексическому значению слова можно объединять в группы. Я предлагаю выполнить такую работу. 

Упр.48 (устно).

Запишите одну из групп.

Словарная работа. (Видеоурок) Загадка( 2.57)

-Запишите слово. Поставьте ударение, подчеркните безударную гласную, которую нужно запомнить. 

-Назовите лексическое значение  этого слова (учебник  стр. 42)

(Лиственное дерево с белой корой и сердцевидными листьями)- это и есть лексическое значение слова берёза.

Записать ответы на доске и в тетрадях:

-Как ласково назвать берёзу? ерёзка)

-Как называют сок берёзы? (берёзовый)

-Лес из берёз? (березняк)

-Гриб, который растёт под берёзой? (подберёзовик)

-подчеркните во всех этих словах букву Е

- Какое из этих слов можно назвать «лишним»?

Физминутка.

VI.Первичное закрепление знаний и способов действий

- В группе продлённого дня дети играли в слова. Были даны слова, надо было объяснить их значение. Посмотрите, что ответили дети:

Ложка-то, чем едят суп

Садовод-дядя, который водит детей в садик

Зима-время года, когда идёт снег

Перчатки-то, что делает еду острой

- Как вы думаете, всё ли верно в объяснениях детей?

- Объясните значения этих слов.

- Выскажете своё мнение: почему ошиблись дети? ( Не знали значения этих слов)

-А где можно уточнить значение слов?

Значения слов можно уточнить в Толковых словарях. Слайды 8 и 9 (презентация)

Самые известные словари русского языка Владимира Ивановича Даля (около 200 000 слов.) и Сергея Ивановича Ожегова(80 000 слов ). Школьный толковый словарь( около 4,5 тысяч слов.

В нашем учебнике тоже есть Толковый словарь (стр.138). Слова в нём, как и во всех словарях расположены по алфавиту.

 Найдите и запишите словарную статью к слову шоссе.

Работа в парах.

- Давайте посмотрим, как вы усвоили материал урока. Я предлагаю вам поработать в парах. Давайте для начала вспомним правила работы в паре.

Задание.

1.Соедини значение и слово.

Начинающий стареть, немолодой- (какой?)…

баловаться

Любящий трудиться, усердный- (какой?)…

ленивый

Вести себя безобразно-(что делать?)…

пожилой

Человек, который ничего не хочет делать-(какой?)…

трудолюбивый

Очень весёлый человек- (какой?)…

жизнерадостный

Работа с интерактивной доской. Желающие выходят к доске и соотносят слова с его лексическим значением. Остальные записывают любые три предложения в тетрадь.

Диск. Работа на интерактивной доске:

1. ___________- первый месяц весны.

2. ___________ - маленькая птичка с коричневато – серым оперением.

3. ___________ - лиственное дерево с белой корой.

4. ___________ - тот, кто учится в школе.

5. ___________ - плод с яблони.

6. ___________ - маленький зверёк с иглами на теле.

Запишите любую словарную статью в тетрадь. Если с доски видно не достаточно хорошо, подобное задание есть в учебнике – упр.52 (стр.44)

VII. Рефлексия учебной деятельности.  

- Какова тема сегодняшнего урока?

-какова была цель нашего урока?

- Что такое лексическое значение слова? ( Рассказ о нём, что оно обозначает)

- Что делать, если не знаешь слово?

Продолжите предложения:

Материал урока был…..

Урок помог мне….

Для меня было сложным….

Урок показался мне….

Возьмите сигналы  для  самоконтроля. Оцените свою работу в целом на уроке.

Если на уроке вам было понятно и интересно – зелёная совушка

Если что-то вызвало затруднения или вы в чём-то сомневались- жёлтая совушка

Если тема показалась для вас трудной – красная совушка

VIII. Домашнее задание : упр.49 (стр.43) – п/п

По выбору – записать лексическое значение одного  слова из упражнения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка 4 класс на тему: «Изменение глаголов по временам». УМК "Школа России"

Конспект урока русского языка 4 класс на тему: «Изменение глаголов по временам»....

Конспект урока русского языка (3 класс). Тема: Род глаголов в прошедшем времени. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: закрепление обучающихся с изменением глаголов в прошедшем времени; закрепление  работы по формированию умения применять полученные знания в конкретной языковой ситуации...

Конспект урока русского языка (3 класс). Тема: Правописание частицы не с глаголами. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: ознакомление с отрицательной частицей не, правописанием этой частицы с глаголом.Планируемые результаты:Предметные:знать: частица не с глаголами пишется раздельноуметь: писат...

Конспект урока русского языка 4 класс на тему " Простые и сложные предложения" ( УМК "Школа России")

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: Простые и сложные предложения. Связь между простыми предложениями в составе сложногоЦели деятельности учителя: обобщение и уточнение знаний детей о простом и слож...

Конспект урока русского языка 3 класс на тему "Изменение глагола по временам" ( УМК "Школа России")

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: «Изменение глаголов по временам» Цели деятельности учителя: формирование умения изменять глаголы по временам.Планируемые результатыПредметны...

Конспект урока русского языка 2 класс. Тема: "Как составить из слов предложение?". УМК "Школа России"

Конспект урока русского языка 2 класс. Тема: "Как составить из слов предложение?". УМК "Школа России"...

Конспект урока русского языка (2 класс) Тема: "Раздельное написание предлогов. Контрольная работа" УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: совершенствование знаний по теме предлог; совершенствование умения писать предлоги с другими словами раздельно;Планируемыерезультаты:Предметные:знать:  что такое предло...