| Этапы урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности учащегося |
| 1.Мотивация к учебной деятельности
II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания (рабочая тетрадь, задание 116). | _ Ну-ка, всё проверь дружок, Ты готов начать урок? Проверьте готовность к уроку – Прочитайте загадки. Объясните написание пропущенных букв и окончаний. – Укажите спряжение глаголов. – Назовите глагол II спряжения, употребленный в форме будущего времени 3-го лица множественного числа. | Организуют своё рабочее место.
Днем молчит (II спр.), ночью кричит (II спр.). (Филин.) Сама холодная, а людей жжет (I спр., 3-е л., ед. ч.). (Крапива.) Среди деревьев кузнецы куют (I спр., 3-е л., мн. ч.). (Дятлы.) Виден край, да не дойдешь (I спр., 2-е л., ед.ч.). (Горизонт.) Зимой молчат (II спр.), весной журчат (II спр.), жителей лесных водой напоят (II спр.). (Ручьи.) | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя.
Выдвигать гипотезу и обосновывать ее. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять вы-
сказанные мнения по существу полученного задания
|
| Минутка чистописания. | – Запишите буквосочетания. – Спишите предложение, вставляя пропущенные орфограммы. Определите время и число глагола
. | Выполняют чистописание.
В синем небе островками стоят (наст. вр., мн. ч.) белые облака.
|
| Работа над словами с непроверяемым написанием. | – Отгадайте загадку: Расселась барыня на грядке, Одета в шумные шелка. Мы на нее готовим кадки И крупной соли полмешка. (Капуста.) – Запишите словарное слово в индивидуальные словарики, используя прием ассоциаций. КАПУСТА – 1. Огородное растение, овощ. 2. Завивающиеся в кочан листья растения, употребляемые в пищу. Слово «капуста» является родственником (хотя и дальним) КАПИТАНУ. Слово КАПИТАН произошло от латинского КАПУТ (голова) в значении «глава», «начальник», «предводитель». КАПУСТА – это очень древнее слово. Оно появилось в русском языке раньше КАПИТАНА, было образовано также от слова КАПУТ (голова). | Записывают словарное слово в словарик.
Однокоренные слова: капустка, капустница (бабочка), капустный, капустник (пирог).
|
|
|
| III. Сообщение темы урока. Определение целей урока | – Прочитайте тему урока. – Определите цели урока, используя опорные слова | – Сегодня на уроке будем учиться писать безударные личные окончания глагола в настоящем и будущем времени | Принимать и сохранять учебную цель и задачу |
| IV. Объяснение нового материала. Работа по учебнику (упражнение 189) | – Вспомните по таблице спряжения глаголов, какие личные окончания имеют глаголы I и II спряжения? – Выскажите мнение: для чего надо знать различие в написании личных окончаний глагола? |
Лицо | Единственное число | Множественное число | 1-е лицо | -у, -ю | -ем, -им | 2-е лицо | -ешь, -ишь | -ете, -ите | 3-е лицо | -ет, -ит | -ут (-ют), -ат (-ят) |
| Осуществлять анализ объектов |
V. Первичное закрепление знаний. Работа по учебнику (упражнение 190). | – Прочитайте. Выпишите глаголы с безударными личными окончаниями в форме настоящего вре-мени. Выделите их окончания. После каждого глагола в скобках укажите его лицо, число, спря-жение. | Смотр (3-е л., ед. ч., II спр.), пода (3-е л., ед. ч., I спр.), переход (2-е л., ед. ч., II спр.), встреча (3-е л., ед. ч., I спр.). | Осознанно и произвольно строить речевое вы- сказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Осуществлять контроль по результату. Строить понятные для собеседника высказывания. Делать выводы, извлекать информацию из различных источников. Планировать свое действие в соответст- вии с поставленной задачей и условиями ее реали- зации |
Работа по учебнику (упражнение 191) | – Прочитайте памятку «Как определить спряжение глагола?». Какие глаголы с безударными личными окончаниями относятся к I спряжению? ко II спряжению? – Как мы уже говорили, существует 11 глаголов-исключений, относящихся ко II спряжению:
7 глаголов на -еть | 4 глагола на -ать | смотреть видеть ненавидеть терпеть обидеть зависеть вертеть | гнать дышать держать слышать |
Гнать, держать, смотреть и видеть, Дышать, слышать, ненавидеть, И зависеть, и вертеть, И обидеть, и терпеть. Вы запомните, друзья, Их на «е» спрягать нельзя. В этих глаголах мы пишем лишь «и»: Ты видишь, он видит и видят они | Составляют алгоритм определения спряжения глаголов и написания гласных «е», «и» в безударных окончаниях. 1. Если окончание глагола ударное, то спряжение определяется по окончанию. Ударное «е» («ё») – глаголы I спряжения, ударное «и» – глаголы II спряжения. 2. Если в глаголе есть приставка вы-, то ее отбрасывают и действуют по пункту 1. 3. Если окончание глагола безударное, то спряжение определяется по инфинитиву (неопределенной форме глагола). 4. К глаголам II спряжения относятся глаголы, оканчивающиеся на -ить, кроме «брить», «стелить» (и всех, от них образованных), а также 11 глаголов-исключений: 4 глагола на -ать: «держать», «дышать», «гнать», «слышать» (и образованные от них), 7 глаголов на -еть: «вертеть», «видеть», «зависеть», «ненавидеть», «обидеть», «смотреть», «терпеть» (и образованные от них). 5. Все остальные глаголы (кроме исключений) и глаголы «брить», «стелить» относятся к I спря-жению. 6. В безударных личных окончаниях глаголов I спряжения пишутся буквы «е», «у» («ю»), в окончаниях глаголов II спряжения – «и», «а» («я»).
|
VI. Закрепление и обобщение приобретен-ных знаний и умений.
Работа в тетради (задание 117).
Работа в тетради (задание 118) | Организует работу в рабочей тетради.(по группам) – Прочитайте. Отгадайте загадку. – Подчеркните глагол с ударным окончанием. – Выделите в других глаголах безударные окончания. Определите по окончаниям спряжение этих глаголов. Укажите его.
– Прочитайте. Запишите глаголы в 2 группы в зависимости от спряжения. Рядом с каждым глаголом в неопределенной форме запишите этот же глагол в форме 2-го лица единственного числа настоящего или будущего времени. Перед глаголами ставьте вопросы | Есть глаза – не вид (II спр.), Есть уши – не слыш (II спр.), Есть рот – не говорит, Есть нос – не нюха (I спр.). Выполняют задание. I спряжение (Что делать?) изучать – (что делаешь?) изучаешь. (Что делать?) умножать – (что делаешь?) умножаешь. (Что сделать?) написать – (что сделаешь?) напишешь. II спряжение (Что делать?) учить – (что делаешь?) учишь. (Что сделать?) сложить – (что сделаешь?) сложишь | Понимать на слух ответы одноклас-сников. Слушать собеседника. Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Строить монологические высказывания. Адекватно исполь- зовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач |
VII Работа в группах. (Приложение)
| – Решите кроссворд. Впишите в клетки глаголы в неопределённой форме, соответствующие данным глаголам 1-го лица единственного числа. 1. Прошу. 2. Завишу. 3. Слышу. 4. Верчу. 5. Гоню. 6. Обижу.
| (Что сделать?) сложить – (что сделаешь?) сложишь
Заполняют кроссворд.
|
VIII. Итог урока. Рефлексия | Организует оценку результатов выполнения заданий на уроке, подведение итогов урока уча- щимися. – Что особенно заинтересовало вас во время урока? – Что нового узнали на уроке? – Расскажите правило написания безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени. – Назовите глаголы-исключения. – Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя | Оформляют знания, полученные на уроке, в виде устных ответов. Повторяют алгоритм действия по распознаванию понятия, по применению правил. Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Проговаривают цель урока, определяют, достигнут результат или нет, высказываются о трудностях, с которыми встретились на уроке.
| Осуществлять самоконтроль учебной деятельности |
Домашнее задание | 1.Выполнить задание 119 в рабочей тетради 2.Карточки (по выбору) | Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы | Принимать учебную задачу, планировать ее выполнение |