«Слова с разделительным Ь знаком» 1 класс
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Лопатина Елена Михайловна

Тема урока: «Слова с разделительным Ь знаком»

Цель: формирование первоначальных знаний и  умений в правописании слов с разделительным мягким знаком.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1a_konspekt_uroka.docx31.3 КБ
Файл teh_karta.docx31.5 КБ
Файл shema.docx12.62 КБ

Предварительный просмотр:

Разрешаю________________

Допускаю________________

Оценка за урок: _____________

План-конспект

урока русского языка

(период обучения грамоте)

в 1 «А» классе

26.02.2020

Консультация методиста_______________

Консультация учителя_________________

Конспект урока по русскому языку (период обучения грамоте)

УМК «21 век»  1 класс

Организационно-деятельностный компонент:

Дата: 26.02.2020.

Время: 9:50

Место: г. Черняховск, «Лицей № 7»

Класс: 1 «А»

Целевой компонент урока:

Тема урока: «Слова с разделительным Ь знаком»

Цель: формирование первоначальных знаний и  умений в правописании слов с разделительным мягким знаком.

Задачи:

Образовательные: обучать правописанию слов с разделительным мягким знаком.

Развивающие: способствовать развитию наглядно-образного мышления, произвольного внимания, памяти и связной речи; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

Воспитательные: воспитывать позитивное отношение к предмету; интерес к русскому языку посредствам загадок, литературного героя, уважение к другим; формировать положительную мотивацию к учению посредством использования занимательного материала; бережное отношение к родному слову посредством работы над соблюдением основных норм русского языка;   воспитывать культуру межличностного общения посредством работы в группе, паре.

Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, гигиенических условий в кабинете, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, создание положительного эмоционального микроклимата (позитивного психического и эмоционального микроклимата), применение на уроке ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами, проведение физминуток, гимнастики для мелкой моторики пальцев кисти руки.

Планируемые УУД:

Личностные:  сознание потребности в образовании, позитивное отношение к изучению русского языка; формирование личностного смысла учения, положительного отношения к процессу познания, проявление познавательной инициативы,  уважительного отношения к иному мнению.

Метапредметные:

формирование познавательных универсальных учебных действий: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; выявлять и корректировать причины собственного затруднения; умение ориентироваться в своей системе знаний, самостоятельно выделять и структурировать знания, осознано и произвольно выстраивать речевые высказывания;

формирование  регулятивных универсально учебных действий: планировать решение учебной задачи; умение контролировать процесс и результат своей деятельности; способность к волевому усилию и мобилизации сил к контролю, коррекции и оценке.

формирование коммуникативных универсальных учебных действий: умение слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, строить продуктивное взаимодействие, корректировать и оценивать действия партнёра, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли,  участвовать в коллективном обсуждении результатов учебной деятельности.

Предметные:  умения анализировать, систематизировать, корректировать знания и умения по теме: «Слова с разделительным Ь знаком», выделять нужную информации,  находить слова с разделительным мягким знаком, доказывать правильность выбора слов, аргументировать свое мнение.

Тип урока: урок получения нового знания.

Формы работы: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.

        

Содержательный компонент урока:

Ход урока

I. 1.Организационно - мотивационный.  

1. Приветствие.

У: Здравствуйте, ребята! Сегодня урок русского языка проведу у вас я, зовут меня Елена Михайловна.

2. Проверка готовности к уроку.

У: Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Быть должны у нас в порядке

Ручки, книжки и тетрадки.

У: Садитесь, пожалуйста.

3. Мотивация к учебному познанию.

У: Поднимите руку, кто любит преодолевать трудности?

У: Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями.

(обучающиеся поднимают руки)

У: Трудность всегда преодолевается, если человек всё делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями.

У:У  вас на столе лежат солнышко и тучка. Посмотрите, какая из карточек отражает ваше настроение. Выберите её, покажите.

(обучающиеся показывают карточки)

У: Я думаю, у кого настроение не очень хорошее, мы вместе постараемся его улучшить.

II. Актуализация ранее изученных знаний и умений.

1. Каллиграфическая минутка.

У: Ребята, открываем тетради.  За хорошо выполненное задание, вы получаете лучик.

У: Я вам загадаю загадку, вы должны ее отгадать.

Очень много силы в нём,

Ростом он почти что с дом.

У него огромный нос,

Будто нос лет тыщу рос.

Д: Слон.

У: Назовите первую букву отгадки.

Д: Буква «эс».

У: Из какого элемента состоит эта буква?

Д: Буква «эс» состоит из полуовала.

У: Пропишем букву «эс» до половины строки. Начинаю писать чуть ниже верхней линии рабочей строки, пишу до верхней линии с закруглением в верху влево, довожу до нижний линии рабочей строки с закруглением снизу вправо, довожу ее до середины.

(один обучающийся выходит к доске, остальные в тетрадях)

У: Назовите буквы, в которых есть элементы полуовала.

Д: ж, х…

У: Какую букву мы пропишем, вы сейчас узнаете.

У: Я вам загадаю загадку, вы должны ее отгадать.

Я устраиваюсь ловко:

У меня с собой кладовка.

Где кладовка? За щекой!

Вот я хитренький какой!

Д: Хомяк.

У: Что в загадке подсказало вам, что это хомяк?

Д: Слова «за щекой».

У: Верно, назовите первую букву отгадки.

Д: Буква «ха».

У: Из каких элементов состоит эта буква?

Д: «ха»- состоит из правого и левого полуовала.

У: Пропишем букву «ха».

(несколько обучающихся выходят к доске, остальные в тетрадях)

У: Пропишем букву о, до середины строки. Из какого элемента состоит эта буква?

Д: Буква о – малый овал.

(несколько обучающихся выходят к доске, остальные в тетрадях)

У: Назовите буквы, в которых есть малый овал.

Д: д, б, в…

У: Пропишем букву д.

(несколько обучающихся выходят к доске, остальные в тетрадях)

2. Работа в паре.

У: Работаем в паре. Я раздаю карточки, ваша задача подчеркнуть слова, в которые входят буквы, с малым овалом.

(дом, мороз, жгут, цветок)

У: Молодцы, хорошо справились с заданием. Составьте предложение со словом «цветок» и запишем его на доске.

Д: На окне стоит цветок.

У: Записываем в тетради, один выходит к доске.

У: Вспомните  правило, как пишется предложение. 

Д: Первое слово пишется с большой буквы, в конце предложения ставится точка.

У: Найдем главные члены в предложении.

У: О чем говорится в предложении?

Д: В предложении говорится о цветке. Что? цветок - подчеркиваем одной чертой. Что делает? соит- подчеркиваем двумя чертами.

У: Молодцы!

III. Открытие новой темы. Целеполагание.

У: На доске записаны слова, прочитайте их.

Д: Уголь, листья, друзья, моль, семья, ель.

У: Что объединяет эти слова?

Д: В словах есть мягкий знак.

У: На какие две группы можно разделить эти слова?

Д: На слова обозначающие мягкость согласного и слова с мягким знаком в середине слова.

У: Запишем слова в схему и подчеркнем мягкий знак.

У: Ребята, у нас в классе сегодня необычный гость. Кто же он, угадайте.

О себе он говорит так:

Друзья, открою я секрет:

Мне без варенья жизни нет.

Для здоровья и веселья,

Ем печенье, ем варенье.

Кто же это?..

Д: Карлсон.

У: Верно ребята. Он нам принес конверт, узнаем, что там написано.

Д: Разделительный мягкий знак.

У: Это тема нашего сегодняшнего урока. Определим задачи урока. В этом вам помогут слова помощники (узнаем, будем учиться).

Д: Узнаем как пишутся слова с разделительным мягким знаком. Будем учиться писать слова с разделительным мягким знаком

У: Карлсон хочет проверить ваше внимание. Какие слова с разделительным мягким знаком в его загадке? Назовите их.

Д: Друзья, варенье, здоровье, веселье, печенье.

У: Верно.

IV. Физминутка

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем листья собирать.

Листья березы,

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберем,

Маме красивый букет отнесем.

V. Первичное открытие новых умений, знаний. 

(вывесить схему на доску   согл.   Ь   яеёюи )

У: Пользуясь этой схемой, скажите правило, когда пишется разделительный мягкий знак.

Д: Разделительный мягкий знак пишется после согласных, перед гласными е,ё,ю,я,и. (нижний ряд на схеме).

У: Ребята, прочитаем слова, записанные на доске и сравним их.

полёт       семя          солю

польёт     семья        солью

У: Чем отличаются слова верхней строки от слов нижней строки?

Д: В нижней строке написаны слова с разделительным мягким знаком.

У: Еще раз посмотрим на схему (согл.   Ь   яеёюи),

Когда же надо писать разделительный мягкий знак? Отвечаем полным ответом.

Д: Разделительный мягкий знак пишется после согласных, перед гласными е,ё,ю,я,и.

У: Запишем слова с разделительным мягким знаком в тетрадь,  подчеркнём согласную и гласную букву.

(несколько обучающихся выходят к доске, остальные в тетрадях)

У: Положили ручки, выпрямили спины, руки на парте.

Поиграем в игру “Хлоп-топ”. Когда я называю слово с разделительным мягким знаком, вы хлопните 1 раз в ладоши, а когда я называю слово, где нет разделительного мягкого знака, вы тихо топните 1 раз. Будьте внимательны!

У: Ружьё, кисель, платье, Дарья, осень, грязь, перья.

У: Молодцы.

У: Запишите в тетрадь слова, обозначающие предметы во множественном числе. Подчеркнем согласную и гласную букву.

Стул, друг, дерево,  перо, крыло.

(несколько обучающихся выходят к доске, остальные в тетрадях)

VI. Физминутка

VII. Первичная проверка понимания открытых знаний и умений, первичное закрепление.

1. Индивидуальная работа.

У: По карточкам работают два человека. Вам предстоит распределить слова в два столбика. В первый столбик слова с разделительным Ь знаком. Во второй столбик слова с мягким знаком – показателем мягкости согласного.

(листья, дождь, свинья ,сосулька, муравьи, льдины, обезьяны, семь)

2. Работа в парах.

У: Сейчас наш гость Карлсон проверит, как вы научились писать слова с разделительным мягким знаком.

У: У вас на столах у каждого лежат карточки. Ваша задача в паре, соединить слова и подчеркнуть только те слова, где есть разделительный мягкий знак.

У: Вспомните правило, когда пишется разделительный мягкий знак.

Д: Разделительный мягкий знак пишется после согласных, перед гласными е,ё,ю,я,и.

У: Выполняем работу.

(хлопья, большой, воробьи, жильцы, жильё, льдина)

VIII. Итог урока. Рефлексия.

У: Ребята чему вы научились сегодня на уроке? 

У: Оцените себя на полях в тетради.

У: Найдите у себя на парте солнышко и тучку, Поднимите ту картинку, которая теперь соответствует вашему настроению.

У: Молодцы. У вас у всех хорошее настроение. Благодаря дружбе вы справились со всеми трудностями на уроке, узнали ещё один секрет русского языка. И моё настроение от вашей хорошей работы я тоже могу показать солнышком.

У: Кто получил лучик, выходите к доске, прикрепите лучик возле солнышка. Солнце будет светиться ярче.

У: Посмотрите, как ярко светит солнце.

У: Спасибо всем. Урок закончен.



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Ф.И.О. обучающегося: Лопатиной Елены Михайловны

Тема урока: «Слова с разделительным Ь знаком»

Класс: 1 «А»

Цель урока: формирование первоначальных знаний и умений в правописании слов с разделительным мягким знаком.

Задачи урока:

Образовательные: обучать правописанию слов  с разделительным мягким знаком.

Развивающие: способствовать развитию наглядно-образного мышления, произвольного внимания, памяти и связной речи; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

Воспитательные: воспитывать позитивное отношение к предмету; интерес к русскому языку посредствам загадок, литературного героя, уважение к другим; формировать положительную мотивацию к учению посредством использования занимательного материала; бережное отношение к родному слову посредством работы над соблюдением основных норм русского языка;   воспитывать культуру межличностного общения посредством работы в группе, паре.

Межпредметные связи: детская литература (загадки, литературный герой).

Характеристика этапов урока

Этап урока

Образовательная задача урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма организации учебной деятельности

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Формы контроля, взаимоконтроля,  самоконтроля и контроля учителя.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

1.Организационно -мотивационный .

Словесный: беседа.

Наглядный: наблюдение.

1. Приветствие. Учитель здоровается и представляется.

2. Проверка готовности к уроку.

Учитель напоминает о наличии учебных принадлежностей на столе.

3. Мотивация к обучению и познанию. Учитель настраивает на активную и продуктивную работу на уроке,

Приветствуют учителя.

Организуют рабочее место, проверяют наличие учебных принадлежностей на столе.

Обучающиеся настраиваются на активно – продуктивную работу на уроке.

Фронтальная

Карточки

Р.: умение контролировать свою готовность к уроку;  организовывать свое рабочее учебное место, слушать и понимать учителя и речь других.

К.: умение приветствовать и понимать учителя.

Сознание потребности в образовании, позитивное отношение к изучению русского языка.

2. Актуализация ранее изученных знаний и умений.

Актуализировать раннее изученные знания и умения: выявить и систематизировать, откорректировать раннее изученные знания и умения.  

Словесный:

объяснение,

Наглядный:

демонстрация, показ, наблюдение.

Практический: практическая работа.

1.  Каллиграфическая минутка.

Организует проведение каллиграфической минутке: демонстрирует и объясняет написание букв.  

2. Работа в паре.

Организует работу со словами и их разбором.

Выполняют задание учителя. Анализируют и корректируют выполненную работу.

Выполняют задание учителя. Анализируют и корректируют выполненную работу.

Фронтальная

Парная  

Загадки, презентация

Карточки

Самоконтроль,  контроль учителя

Самоконтроль,  контроль учителя

Умения анализировать, систематизировать, корректировать знания и умения по раннее изученной теме.

П.: умение ориентироваться в своей системе знаний, самостоятельно выделять и структурировать знания, осознано и произвольно выстраивать речевые высказывания.

Р.: способность к волевому усилию и мобилизации сил к контролю, коррекции и оценке.

К.: умение слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, строить продуктивное взаимодействие, корректировать и оценивать действия партнёра.

Формирование личностного смысла учения, положительного отношения к процессу познания.

3. Открытие новой темы. Целеполагание.

Учить открывать тему урока, ставить цель.

Словесный: беседа, объяснение.

Наглядный: наблюдение, показ.

Организует работу обучающихся по определению цели и постановки цели.

Организует работу с загадкой.

Обучающиеся открывают и формулируют тему урока, определяют цель.

 

Обучающиеся работая с загадкой,, выполняют задание учителя, учувствуют в обсуждении.

Фронтальная

Фронтальная

Презентация, загадка, письмо

Презентация, загадка

Самоконтроль,

контроль учителя

Самоконтроль,

контроль учителя

Умение использовать ранее приобретенные знания и умения,

систематизировать, анализировать их, выделять нужную информацию.

П.:  умение ориентироваться в своей системе знаний, самостоятельно выделять и структурировать знания.

Р.:  способность к волевому усилию и мобилизации сил к контролю, коррекции и оценке. Целеполагание, умение ставить для себя новые задачи в обучении и познавательной деятельности. Планирование, умение определять последовательность действий, составлять план.

К.:  умение слушать, вступать в диалог, участвовать в обсуждение, строить продуктивное взаимодействие. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.  

Формирования личностного смысла учения, положительного отношения к процессу познания, проявление познавательной инициативы.

4.Физминутка.

Словесный: объяснение.

Наглядный: показ.

Организует смену деятельности. Организует проведение физминутки.

Внимательно слушают учителя и выполняют упражнения.

Фронтальная

5.  Первичное открытие новых умений и знаний.

Обучать правописанию слов с  разделительным мягким знаком.

Словесный: беседа, объяснение.

Наглядный: наблюдение, показ.

Учитель объясняет правило.

Организует упражнения и игры для объяснения темы.

Обучающиеся запоминают и разбирают правило с учителем.

Обучающиеся выполняют указания учителя.   Анализируют и корректируют выполненную работу.

Фронтальная

Презентация, схема, тетрадь, игра

Самоконтроль, контроль учителя

Умение  

доказывать правильность выбора, аргументировать свое мнение.

П.:  умение ориентироваться в своей системе знаний, самостоятельно выделять и структурировать знания, осознано и произвольно выстраивать речевые высказывания.

Р.: способность к волевому усилию и мобилизации сил. 

К.: умение слушать и вступать в диалог, умение осуществлять учебное сотрудничество, участвовать в коллективном обсуждении, строить продуктивное взаимодействие,  корректировать и оценивать действия партнёра.

Формирования личностного смысла учения, положительного отношения к процессу познания, проявление познавательной инициативы.

6. Физминутка

Словесный.

Наглядный.

Практический. 

Организует смену деятельности. Организует проведение физминутки.

Внимательно слушают учителя и выполняют упражнения.

Фронтальная

7.  Первичная проверка понимания открытых знаний и умений, первичное закрепление.

Обучать правописанию слов с разделительным мягким знаком.

Словесный: беседа.

Наглядный: показ.

1. Индивидуальная работа.

Учитель организует индивидуальную работу обучающихся по карточкам.

2. Работа в паре.

Организует работу со словами и их разбором Осуществляет проверку и корректировку выполненных работ.  

Выполняют индивидуальную работу по карточкам.

Выполняют задание учителя. Анализируют и корректируют выполненную работу.

Индивидуальная

Парная

Карточки

Карточки

Взаимоконтроль,

контроль учителя

Самоконтроль

контроль учителя.

Умение находить слова с разделительным мягким знаком. Умение  

доказывать правильность выбора слов, аргументировать свое мнение.

Р.: умение определять план, последовательность и способ действия. Оценивать собственную деятельность, деятельность других, корректировать выполненные задания.

Способность к волевому усилию и мобилизации сил. 

К.:  умение осуществлять учебное сотрудничество, участвовать в коллективном обсуждении, строить продуктивное взаимодействие,  корректировать и оценивать свои действия и действия партнёра.

Формирования личностного смысла учения, положительного отношения к процессу познания, проявление познавательной инициативы, активности. Формирование уважительного отношения к иному мнению.

8. Итог урока. Рефлексия

Учитель организует ситуацию оценки результатов. Организует и инициирует рефлексивную деятельность обучающихся.

Обучающиеся оцениваю совместную деятельность.

Осуществляют рефлексивную деятельность. Высказываю и аргументируют свое мнение.  

Фронтальная

Карточки

П.: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, структурирование знаний.

Р.: умение оценивать собственную деятельность, умение сравнивать свои действия с планируемыми результатами.

К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.   

Формирования личностного смысла учения, способность к самооценки и оцениванию других.



Предварительный просмотр:

согл.   Ь   яеёюи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Правописание слов с разделительным мягким знаком и мягким знаком для обозначения мягкости согласных на письме»

Закреплять умение обозначать мягкость согласных с помощью мягкого знака на конце и в середине слова; Закреплять умение  употреблять разделительный мягкий знак; Сформировать умения различать д...

Разделительный мягкий знак. Правописание слов с разделительным мягким знаком.

Повторить с детьми правило употребления разделительного ь; развивать умение правильно употреблять в словах разделительный ь; развивать умение определять способы обозначения мягкости согласных на письм...

Урок русского языка по теме: «Правописание слов с разделительным мягким знаком. Две роли мягкого знака в словах. » во 2 классе. УМК "Перспектива"

Тип урока:  урок повторения. Цели урока:Предметные:Закреплять умение обозначать мягкость согласных с помощью мягкого знака на конце и в середине слова;Закреплять умение  употреблять раз...

Презентация к уроку русского языка по теме «Правописание слов с разделительным мягким знаком и мягким знаком для обозначения мягкости согласных на письме»

Дополнене к уроку по теме  «Правописание слов с разделительным мягким знаком и мягким знаком для обозначения мягкости согласных на письме»...

русский язык 3 класс Тема урока: " Разделительный мягкий знак (ь). Правописание слов с разделительным мягким знаком (ь).

Цели: совершенствовать умение писать слова с разделительным ь знаком и другими изученными орфограммами.Задачи:1. Сформулировать правило написания разделительного мягкого знака в словах.2. Развивать ум...