Имя прилагательное 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

конспект урока по русскому языку, тема "Имя прилагателньное"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл imya_prilagatelno_2_kl2.docx28.81 КБ

Предварительный просмотр:

ГАПОУ СО "Саратовский областной педагогический колледж"

Конспект урока по русскому языку на тему: 

«Имя прилагательное»

Выполнила студентка 24 группы:

Чуркина Екатерина Михайловна

МБОУ «Прогимназия №237 «Семицветик»

Класс:  2 «А»

Учитель: Фролова С.С.________________

Методист: Серкова Н.А._______________

Дата проведения: 18.03.2020

Оценка:______________________

Саратов 2020

Тема: Имя прилагательное.

Тип урока: урок  открытия новых знаний.

Цель: создать условия для формирования  представления об имени прилагательном как части речи, показать роль имен прилагательных в речи, обратить внимание на связь прилагательных и существительных.

Образовательная:

 - дать представление об имени прилагательном как части речи; показать роль прилагательных в речи; обогатить словарный запас уч-ся прилагательными разных тематических групп.

Развивающая: обогащать речь учащихся, развивать память, мышление..

Воспитательная: способствовать формированию интереса к предмету.

Оборудование: Учебник для 2 класса.. Климанова Л.Ф., Макеева С.Г, Русский язык,Ч.2(УМК Перспектива),презентация.

1. Мотивационный этап

Здравствуйте, ребята!  Меня зовут  Екатерина Михайловна, сегодня я проведу урок русского языка.

Наш урок  я хотела бы начать со стихотворения, послушайте:

Я тетрадочку открою

И как надо положу.

Я, друзья, от вас не скрою:

Ручку правильно держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

 Проверьте свою посадку, держите спинку ровно. Откройте свои тетради, отступите две строчки от предыдущих записей, запишите сегодняшнее число: 18 марта, классная работа.

Посмотрите на доску и пропишите эту букву в тетради, как у меня. (Я)

Давайте посмотрим на слайд, найдите слова в строчке и выпишите их каллиграфически правильно (МОЯГОДАРЫЗЕОАЛПКЮХВЕТЕРМЦАЕЬБЛОПАТАЛБЖЧАХСКОРО.

Какие выписали слова? Ягода, ветер, лопата, скоро)

-Чем похожи эти слова? (есть непроверяемая гласная в корне) Подчеркните непроверяемую гласную в корне.

2. Постановка учебной задачи и ее решение

Внимательно прочитайте слова, которые вы видите на слайде (белая, кресло, робкий, заяц, деревянное, улицы, широкие, краска), разделите их на две группы. (1-краска, заяц, кресло, улицы; 2- белая, робкий, деревянное, широкие) Докажите свой выбор.

-На какие вопросы отвечают слова первой группы?  (Кто? что?)

-Что они обозначают? (Предмет)

-Как называются эти слова?(Имена существительные) Дайте определение (имя существительное- часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы Кто? Что?)

-Что обозначают слова второй группы? Что обозначает слово «белая»?(цвет) робкий?(внутреннее качество ) деревянное?(материал)широкие?(размер)

Одним словом, эти слова обозначают признаки? Как вы понимаете, что такое признаки?(свойства предметов, их отличительные качества)

-Определите тему и цель нашего сегодняшнего урока.( познакомимся со словами, которые обозначают признак предмета. Узнать, как они называются, на какие вопросы отвечают.)

-Прочитайте тему урока.  Кто догадался, как называются слова, обозначающие признак предмета?(Имя прилагательное)

3. Решение частных задач

Откройте учебники на стр. 99, найдите упражнение № 137. Прочитайте отрывок из сказки (один из уч-ся читает вслух)

-Начало какой сказки вы прочитали? («Заюшкина избушка»)

-Какая избушка была у лисы? (ледяная, светлая)

-Какая избушка у зайца? (лубяная, тёмная)

-Как вы понимаете значение слова «лубяная»? (сделана из луба, из дерева, древесины с корой)

-Назовите вопрос, на который  отвечают слова ледяная, светлая, лубяная, тёмная?(Какая?)

Что обозначают эти слова? ( признак предмета)

Давайте теперь сами попробуем сформулировать правило (дети формулируют правило:  часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?)

Давайте сравним наше правило с правилом в учебнике. Прочитаем объяснение профессора Самоварова.(уч-ся читают) (стр.99)

-Что обозначает имя прилагательное?(признак предмета)

-На какие вопросы отвечает имя прилагательное? (какие?какая?какой?какое?)

Приведите примеры имен прилагательных.(красный, длинная, красивый, зеленое, веселые)

Найдите упражнение № 138. Прочитайте задание. Вспомните задание, которое выполняли в начале урока. На какие признаки предмета может указывать имя прилагательное?(на цвет, размер, качество характера, материал)

Прочитайте, какие признаки будем определять у предметов? (вкус, форму, цвет)

Какое по вкусу бывает яблоко? (сладкое, кислое, безвкусное, кисло-сладкое…)

Какое яблоко по форме? ( круглое, овальное, приплюснутое, грушевидное…)

По цвету? (зеленое, красное, желтое, розово-красное, румяное,пестрое…)

Какая по вкусу бывает слива?(сладкая, кислая, кисло-сладкая)

Какая слива по форме?(круглая, продолговатая, овальная)

По цвету? (синяя, фиолетовая)

Какой по вкусу бывает лимон?(кислый,кисло-сладкий,безвкусный…)

Какой лимон по форме?(овальный,круглый, сплюснутый…)

По цвету?(желтый,зеленый,зелено-желтый)

Какие по вкусу бывают орехи?(сладкие, соленые, горькие,безвкусные…)

Какие орехи по форме? (круглые, вытянутые, овальные…)

По цвету?(коричневые, светло-коричневые,темно-коричневые…)

Физминутка

«Какой? Какая? И какое?», -

Дружно хором повторяем.

Мы вопросы эти знаем.

И на них мы отвечаем:

«Какой?» - классный наш урок,

«Какая?» - классная доска,

«Какое?» - классное настроение

У меня, и у тебя.

Прилагательные знаем,

Хором дружно повторяем:

«Не забудем никогда

Эти классные слова!»

Послушайте стихотворение:

Яблоко спелое, красное, сладкое,

Яблоко хрусткое, с кожицей гладкою.

Яблоко я пополам разломлю,

Яблоко с другом своим разделю.

        Как назовете это стихотворение? («Яблоко»)

Спишите слово из учебника. Поставьте ударение. Назовите безударные гласные в корне (безударная гласная о в корне). Выделите её (стр.100)

Как проверить безударную гласную о в корне? (проверить нельзя, нужно запомнить)

Как запомнить легче? Какая ассоциация может помочь? ( буква о похожа на яблоко)

Сколько букв в  этом слове?(6)Сколько звуков?(7) Почему звуков больше, чем букв?(буква я обозначает два звука: й и а)

Разделите слово по слогам (я-бло-ко), а для переноса (яб-ло-ко).  Назовите  однокоренные слова: (яблочко, яблонька, яблочный)

А сейчас я еще раз прочитаю стихотворение, а вы должны выписать прилагательные к слову яблоко.

Какие слова выписали, проверьте себя по эталону (спелое, красное, сладкое, хрусткое)

Хрусткое – это какое  яблоко? (хрустящее) От какого слова образовано? (хрустеть)

        Какие слова вы выписали, к какой части речи они относятся? (Имя прилагательное)

        Кто может повторить еще раз правило? ( Имя прилагательное  - это часть речи, обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой? какая?  какое?  какие?)   

Правильно, молодцы, ребята!

        Давайте выполним  упражнение № 141. Прочитайте задание. Что нам необходимо сделать? (прочитать текст, выяснить главную мысль текста: Как красив луг весной, и его красоту нужно беречь  и озаглавить («Весенний луг», «Луг весной»)

Выполним задание под текстом:

Допишите словосочетания, используя слова из текста.

        Ребята, а кто-нибудь знает, что такое словосочетание? (Словосочетание — это слова, связанные между собой по смыслу и грамматически или только по смыслу):

Луг (какой?) зеленый.

Колокольчики (какие?) голубые.

Гвоздики (какие?) красные.

Ромашки (какие?) белые.

Оля (какая?) маленькая.

        Как называются части речи, из которых составлены словосочетания? (Имена существительные и имена прилагательные) 

        Какие вопросы мы задавали от имён существительных к именам прилагательным? (Какой? Какие? Какая?)

        Сделайте вывод: связаны ли и как связаны между собой имена существительные и имена прилагательные? (Прилагательное всегда относится к существительному, т.к. обозначает признак предмета. От существительного к прилагательному можно поставить вопрос)

        Какую роль играют прилагательные в нашей речи? (Прилагательные помогают описать предмет, делают нашу речь более красивой, точной, яркой и выразительной)

4. Итог урока

        Какова была цель нашего сегодняшнего урока? (познакомиться со словами, которые обозначают признак предмета. Узнать, как они называются, на какие вопросы отвечают, а также узнать о связи прилагательных и существительных)

        Достигли  мы ее?(да)

        Что обозначает имя прилагательное? (признак предмета)

        На какие вопросы оно отвечает? (Какой? Какая? Какое? Какие?)

        Кто сформулирует правило полностью? ( Имя прилагательное  - это часть речи, обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой? какая?  какое?  какие?)   

        Как связаны между собой имена прилагательные и имена существительные? (Прилагательное всегда относится к существительному, т.к. обозначает признак предмета. От существительного к прилагательному можно поставить вопрос)

5. Рефлексия

        На слайде вам представлены фразы, закончите их.

Сегодня я узнал…Было интересно…Было трудно…Я выполнял задания…

Я понял, что…Теперь я могу…Я почувствовал, что…Я приобрёл…

Я научился…У меня получилось…Я смог…Я попробую…Меня удивило…

Урок дал мне для жизни…Мне захотелось…Расскажу дома, что …

6. Домашнее задание (стр.102 упр. 143)

        Посмотрите на упражнение, есть ли вопросы по домашнему заданию?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Безударные падежные окончания имён прилагательных».Цель: Формирование навыка правописания падежных окончаний имён прилагательных в единственном и множественном числе. Задачи: -совершенствовать знания об имени прилагательном как части речи; -Определить ле

Цель: Формирование навыка правописания падежных окончаний имён прилагательных в единственном и множественном числе.Задачи:-совершенствовать знания об имени прилагательном как части речи;-Определ...

Конспект урока русского языка в 4-м классе по теме "Имя прилагательное. Склонение имен прилагательных единственного числа женского рода". (УМК «Школа России», учебник Л. М. Зеленина, Т. Е. Горецкий)

Конспект урока русского языка в 4-м классе по теме "Имя прилагательное. Склонение имен прилагательных единственного числа женского рода". (УМК «Школа России», учебник Л. М. Зеленина, Т. Е. ...

"Имя прилагательное как часть речи в русском и английском языках. Изменение имён прилагательных по родам и числам. Сравнение категории числа имени прилагательного в русском и английском языках"

Цели:-учить определять  и формулировать тему и цели урока;-формировать умение  действовать по плану и планировать свои действия;-обобщить  знания  об  имени  прилагательн...

Склонение имён прилагательных женского рода с твёрдой основой.Цели урока:  Обобщить знания об имени прилагательном, формировать навыки правописания окончаний имён прилагательных женского рода в единственном числе, развивать умение проверять написа

Обобщить знания об имени прилагательном, формировать навыки правописания окончаний имён прилагательных женского рода в единственном числе, развивать умение проверять написа...

Урок-КВН «Имя прилагательное. Прилагательные в мужском и среднем роде, упражнение в распознаваниии рода, числа и падежа имен прилагательных

Цель: Выявить знатоков по теме «Прилагательное».Задачи:1. Закреплять знания по теме род, число и склонение по падежам имени прилагательного;2. Развивать устную и письменную речь учащи...