Русский язык
методическая разработка по русскому языку (2 класс)

Медведь Инна Сергеевна

Предварительный просмотр:

Разработка конспекта  интегрированного урока по предмету « Русский язык »

Учитель: Медведь И.С. МБОУ «СШ№8»

Класс:  3

Тип урока: интегрированный урок ( русский язык,  окружающий мир) с использованием ИКТ

 Тема урока: Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

Цель: уточнить представления учащихся об одушевленных и неодушевленных именах существительных; развивать умение различать их; способствовать формированию представления о происхождении имен, фамилий, отчеств.

Задачи:

-формировать понятие одушевлённости и неодушевлённости, как грамматического признака;

-развивать умение различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные по вопросам;

- прививать любовь и интерес к родному языку.

Характеристика деятельности учащихся:

формирование представлений об одушевленных и неодушевленных именах существительных, о происхождении имен, фамилий, отчеств

побуждение к активному включению в различные виды деятельности

Формирование универсальных учебных действий.

Личностные УУД:

формирование положительной учебной мотивации, готовности свободного выражения своих мыслей на уроке

формирование осознания смысла своих учебных действий

Регулятивные УУД:

развитие  умения осознавать и формулировать тему и цели урока

контролировать и оценивать свою деятельность на уроке

Познавательные УУД:

развивать умение строить устные высказывания, проводить сравнение и обобщение

формировать умение  осознавать и формулировать проблему

Коммуникативные УУД:

формирование умения сотрудничать с соучениками и учителем в решении учебных задач

развивать умение четко формулировать и доказывать собственное мнение, вести учебный диалог, строить развернутые высказывания

Технические средства обучения

Презентация PowerPoint.

Компьютер

Мультимедийный проектор;

Карточки для самостоятельной работы

Методы обучения:

  • словесный (беседа, рассказ, объяснения);
  • наглядный;
  • практический (работа с пособием, карточки);
  • частично-поисковый;

Форма работы:

  • Фронтальная;
  • Индивидуальная;
  • Групповая;

Оборудование:

  • учебник;
  • распечатка деформированного предложения;
  • иллюстрации для словарно-орфографической работы;
  • карточки с заданием для групповой работы;

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Улыбнитесь, пожалуйста, так,

Как вы еще не улыбались.

Чтоб, как солнце яркое за окном,

Радость вокруг расплескалась.

  1. Актуализация знаний.

 

  1. Оформление тетради по русскому языку, характеристика с орфографической позиции
  2. Чистописание.        Гггг    Рррр    Гладкое, душистое, моет чисто.(Мыло).  Письмо по образцу. Объяснение орфограмм.
  3. Словарно-орфографическая работа (картинный диктант): девочка, лимон, осина, животное, кастрюля, инженер, петух, лагерь, солдат.
  4. Фронтальная проверка с объяснением правописания орфограмм.

  1. Формулирование темы урока, постановка задач.

-К какой части речи относятся эти слова?

 Самоопределение к деятельности Постановка проблемы

-На какие 2 группы вы бы разделили эти слова?

 Сформулируйте тему урока.

     IV.  Усвоение новых знаний и способов действий

- Давайте к словам девочка, солдат, инженер подберем имена

 Работа со словарем.

-Что же означает слово «имя»?

-НАШИ ПРЕДКИ ОТНОСИЛИСЬ К ИМЕНАМ ОЧЕНЬ БЕРЕЖНО. Они верили, что имя обладает определенной таинственной силой, которая может человеку помочь, а может и навредить. Поэтому  выбор имени имел большое значение: оно рассматривалось

Введение понятия «одушевленные и неодушевленные имена существительные».

Работа с упражнением 1(учебник). Знакомство с правилом.

V. Физминутка: 

Я буду читать слова, делая паузу после каждого слова. Если это одушевленное имя существительное машем правую руку, если неодушевленное - левой, слово относится к другой части речи – присесть.
• королева;
• яблоко;
• желтый;
• принц;
• волшебник;
• уходить;
• ты;
• палочка;
• метла;
• лететь;
• колдунья;
• злая;
• собака;
• часы;
• сказочный;
• день.

VI Закрепление знаний и способов действий.

-По имени в Древней Руси можно было определить , к какому классу принадлежит человек.

(Парная работа с вынесением результатов на доску)

Александр                                                                    Михаил

Марфа                                                                           Ярослав

Матрена                         царское                                  Владимир

Фекла                                                                             Петр    

Дуня                                                                               Ольга

Никола                       крестьянское                              Борис

Микола                                                                           Иван

Екатерина                                                                       Акулина                                                

-Вот поэтому в царских династиях часто повторялись одни и те же имена.

Работа в тетрадях

В конвертах лежат слова, которые нужно распределить на одушевленные и неодушевленные имена существительные. Будете работать в группах.

Гусеница, книга, айсберг, мышка, моряк, роза, дельфин, медуза, пароход, дым, кит, тюльпан.

- Оцените свою работу в группах. Как работала ваша группа?

VII . Самостоятельная работа.

       Самостоятельная работа по плану с проверкой по эталону, подготовленному учителем заранее для каждого ученика. Дети работают со словарем  личных имен.

1.Мое имя…

2.Пришло из языка…

3.Оно означает…

       Самостоятельная работу по русскому языку.
Перед вами текст, но он рассыпался. (Каждому на парту). Ваша задача из предложений составить текст , определить Одушевленные Неодушевленные  существительные

 • Ребятишки на санках катаются.
• Вот пришла зима снежная.
• Старик со старухой на них из окна глядят да про свое горе думают.
• На дворе намело сугробов до пояса.
• Решили они дочку из снега и льда вылепить.

 Алгоритм определения

1.Нахожу имя существительное

2. Ставлю в начальную форму

3. Задаю вопрос кто? или что?

4. Определяю, обозначает живой или неживой предмет

VIII.  Включение нового знания в систему знаний.

  Групповая работа.

На столах лежат «лепестки для «ромашки».

Каждый ученик записывает свое полное имя и производные от него уменьшительно- ласкательные имена. Затем группы вывешивают свои «ромашки» с именами на доску.

-Много есть на свете слов- хороших и плохих, но для каждого человека есть только оно слово, которое больше всех других вызывает различные эмоциональные переживания. Слово, которое  наиболее благоприятно его душе- его собственное имя.

IX.   Рефлексия

-Наш урок подходит к концу. Зачем человеку дают имя? О чём мы не забудем после этого урока? Что хотелось бы повторить или изменить на следующем уроке.

-Как вы оцениваете свою работу? Покажите, какое у вас настроение после завершения урока? А вот, мое настроение.
-Спасибо за урок. Вы все хорошо работали.

X. Домашнее задание.

Русский язык.  Написать по 5 слов одушевленные и неодушевленные на тему «Зима»

Окружающий мир. Сочинить историю возникновения своей фамилии.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Примерные задания для дифференцированной работы на уроках русского языка.

Дифференцированные задания по русскому языку для учащихся 2 класса

по теме: « Синонимы. Антонимы. Многозначные слова».

I – уровень.

     1.Выпиши синонимы.

       Храбрый, бесстрашный, упорный, смелый, сражаться, отважный.

     2.Выписать антонимы парами.

       Чистая, острый, румяный, грязная, первый, бледный, тупой.

     3.Назови выделенным словом другие предметы.

        Корень зуба (корень…, корень…).

II – уровень.

     1.Составь синонимический ряд.

        Ученик, ...

        Свежий,  . . .

     2.Подбери антонимы к данным словам.

        Долгий –

        Горький –

        Добрый –

     3.Напишите значения многозначного слова.

         Крыло

III – уровень.

      1.Замени выделенное слово синонимами.

         Птицы щебечут .(. . . ,  . . .)за окном .

      2.Подбери антоним к выделенному слову. Напишите предложение.

        Добро помни, а ….забывай.

      3.Составьте предложения с каждым значением слова волнуется.

 

Дифференцированные задания по русскому языку для учащихся 2 класса

по теме: «Безударные гласные в разных частях слова».

I – уровень.

1.Вставь безударную гласную. Подчеркни проверочное слово.

Тр…ва – травяной, травка, травинка.

Л... сной – лесник, лесочек, лес.

З…ма – зимовать, зимушка, зимовье.

2. Вставь безударную гласную. Выдели приставку.

П...солил, п...лзает, п..резал, з...летел.

3. Вставь безударную гласную в суффикс. Выдели суффикс. В скобках запиши слово-помощник.

Ковр…к  __________________________________________

II – уровень.

1.Вставь безударную гласную. Подбери проверочное слово.

В..сна - _________________________

Т...пло - ___________________________

Л…сточек - _________________________

2. Найди слова с приставкой. Выдели её.

Отдать, остров, огуречный, перевод, обвести, обежать.

3. Вставь безударную гласную в суффикс. Выдели суффикс. В скобках запиши слово-помощник.

Ключ…ка _____________________________________________________

Платоч…к.  _____________________________________________________

III – уровень.

1. Напиши слова, для которых данные слова являются проверочными.

Пчёлы - _________________________________________________________

Слёзы - _________________________________________________________

Корм - __________________________________________________________

2. Вставь безударную гласную. Выдели приставку. Запиши по 2 слова с такой же приставкой.

П…считал, ___________________________________________

Д...летел, _____________________________________________

3. Вставь безударную гласную в суффикс. Выдели суффикс. В скобках запиши слово-помощник.

Кружоч..к ___________________________________________

Звоноч…к ______________________________________________

Корабл…к ____________________________________________

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Русский язык» (письмо, русский язык) 1 класс По учебнику «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана на основе:-        Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...

Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...