Конспект урока русского языка по теме "Для чего служит мягкий знак"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_chego_sluzhit_myagkii_znak.odt13.92 КБ
Файл презентация1.82 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка по теме «Для чего служит мягкий знак»

Цель: повторить способы обозначения мягкости согласных звуков на письме.

Планируемые результаты: учащиеся научатся обозначать мягкость согласных звуков на письме; аргументировано отвечать, доказывать свое мнение.

Ход урока

1. Организационный момент. СЛАЙД 1 

Слушаем внимательно,
Работаем старательно.

- Откройте тетради, запишем число.

Читаем. Какие орфограммы нам встретились в данных записях?

Как называются эти орфограммы?

2. Актуализация знаний. Минутка чистописания.

- Какие буквы спрятались в записи на доске? Прочитайте их. (я   ю   и   е   ё)

- Как называются эти буквы? (Гласные)

- Что общего у этих букв?

- Какая буква лишняя? Почему?

Запишите в тетрадь.

3. Словарная работа. 

Сейчас будем отгадывать загадки, записывать отгадки, поставим ударение в словах и обозначим орфограммы.

СЛАЙД 2 

Назовите-ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке:
«Дни его – всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега.
Месяц кончится и вот -
Мы встречаем Новый Год».
(Декабрь)

- Что вы знаете об этом месяце?

СЛАЙД 3 

Он дает нам знания,
Отметки выставляет,
От нас в ответ признание
Все время получает.
Наставник, предводитель,
Любимый наш... (учитель)

СЛАЙД 4 

Каждый год я к вам лечу,
Зимовать у вас хочу.
И ещё красней зимой
Ярко-красный галстук мой. 
 (снегирь)

СЛАЙД 5 

Вперевалку зверь идет
По малину и по мед.
Любит сладкое он очень.
А когда приходит осень,
Лезет в яму до весны,
Где он спит и видит сны.
(медведь)

СЛАЙД 6

Листы у неё белые-белые,
Они не падают с веток.
На них я ошибки делаю
Среди полосок и клеток.
(тетрадь)

СЛАЙД 7 

Бабушка из сладких ягод
Наварила что-то.
И его нам хватит на год
К чаю и в компоты.
(варенье)

4. Самоопределение к деятельности. 

Посмотрите на написание этих слов.

-  Найдите среди этих слов лишнее и объясните, почему?

- Что объединяет эти слова?

- Какой мягкий знак? Где он стоит? (На конце слова и в середине слова).

- Какой ещё бывает мягкий знак?

- Для чего служит мягкий знак?

- Кто догадался, какова тема нашего урока?

5. Работа по теме урока.

Работа по учебнику, с. 124. Упр.202.

Прочитайте задание. Объясните смысл пословиц.

- Скромность – всякому к лицу. (Скромность украшает человека)

А есть у нас в классе скромные ребята?

Ребята, скромный человек никогда не скажет – я скромный, я. Люди вокруг сами всё видят и понимают.

-  Как люди это определяют? (по поступкам и поведению человека).

- Бережливость – не скупость.

- Что такое скупость?

- Прочитайте, каково лексическое значение этого слова в словаре С.И. Ожегова. СЛАЙД 8

- А в каком словаре можем найти лексическое значение слова?

Скупость – чрезмерная бережливость

Карандаш? Мы должны его беречь? Да! Не теряем, не ломаем. А если в классе попросит одноклассник, вы дадите ему карандаш?

Скупость, а антоним? – щедрость.

- Совесть – верный советчик. Когда человек что-то делает, он должен подумать обязательно, плохой или хороший поступок он совершает.

Есть такие выражения: совесть грызёт, совесть замучила. Значит человеку стыдно за какой-то поступок.

- Какие хорошие, положительные качества вы хотели бы развить в себе?

- В каких словах есть буква ь? Почему её надо написать?

- Прочитайте пословицу, которая вам понравилась больше других?

Запомните. Повторите.

Закройте учебники и запишите пословицу по памяти.

САМОПРОВЕРКА ПО УЧЕБНИКУ.

- Откройте снова учебник на с.124. Проверьте себя сами, исправьте допущенные ошибки.

- Поднимите руку те ребята, кто не допустил ни одной ошибки.

- У кого 1-2 ошибки? У кого три ошибки?

- Есть те ребята, кто допустил 4 ошибки и более?

- Подчеркните букву, которая не обозначает звука.

Правило с.124.

- Для чего нужен Ь, он же не обозначает звука?

6. Физминутка. 

- Я буду называть разные качества, характерные для человека. Если вы услышите положительные качества, хлопаете  в ладоши 2 раза.

Отрицательные – топаете 2 раза.

Смелость, трусость, верность, вежливость, жадность, плаксивость, щедрость, злость, доброта, честность.

Все справились, молодцы.

7. Закрепление опорных знаний. СЛАЙД 9

- Ребята, посмотрите на слайд. Прочитайте задание.

- Что нужно сделать?

- Выпишем данные слова и подчеркнём мягкий знак (выходят к доске по очереди).

- Давайте придумаем с последним словом предложение.

- Запишите предложение, подчеркните орфограммы, найдите грамматическую основу. Запишите характеристику предложения.

Настали зимние х.лодные д.н.ки.

- Выпишите любое словосочетание, обозначьте главное и зависимое слово, поставьте вопрос.

- Выпишите подлежащее, подберите к нему однокоренные слова. Выделите во всех словах корень.

8. Рефлексия.

- Ребята, с какой темой урока мы сегодня познакомились?

- Для чего служит буква ь?

- Где в слове может встретиться ь – показатель мягкости?

- Придумайте и запишите два слова со смягчающим мягким знаком, которые мы сегодня ещё не называли.

- Какие слова записали?

(ответы учащихся)

9.  Итог урока.

Попробуем оценить свою работу.

- Поднимите руку те ребята, кому всё понятно и не возникло сложностей на уроке.

- Поднимите руку, у кого возникали трудности. В чём?

Поднимите карандаш:

  • Зелёный - всё понятно.
  • Красный – непонятно, трудно
  • Жёлтый  – некоторые моменты вызывают сомнения.

10. Домашнее задание. СЛАЙД 10 

С. 125 упр. 204.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Назовите-ка , ребятки, Месяц в этой вот загадке: «Дни его – всех дней короче, Всех ночей длиннее ночи. На поля и на луга До весны легли снега. Месяц кончится и вот - Мы встречаем Новый Год».

Слайд 3

Он дает нам знания, Отметки выставляет, От нас в ответ признание Все время получает. Наставник, предводитель, Любимый наш...

Слайд 4

Каждый год я к вам лечу, Зимовать у вас хочу. И ещё красней зимой Ярко-красный галстук мой.

Слайд 5

Вперевалку зверь идет По малину и по мед. Любит сладкое он очень. А когда приходит осень, Лезет в яму до весны, Где он спит и видит сны.

Слайд 6

Листы у неё белые-белые, Они не падают с веток. На них я ошибки делаю Среди полосок и клеток.

Слайд 7

Бабушка из сладких ягод Наварила что-то. И его нам хватит на год К чаю и в компоты.

Слайд 8

Из словаря С.И. Ожегова: Скупость от слова скупой . Скупой – ч резмерно (очень, больше меры), до жадности бережливый, избегающий расходов.

Слайд 9

Выпишите слова, в которых мягкий знак указывает на мягкость предшествующего согласного звука. Дождь, свинья, пальто, Ульяна , листья, конь, муравьи, деньки.

Слайд 10

Домашнее задание С. 125 упр. 204, с/ с .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 3 классе "Правописание мягкого знака после шипящих"

Урок русского языка разработан по теме «Мягкий знак в конце существительных после шипящих» по системе развивающего обучения Л.В.Занкова.В основе урока лежит технология личностно-ориентированного...

Урок русского языка в 4 классе "Правописание мягкого знака на конце существительных после шипящих"

Данный урок разрабатывался мной к УМК "Школа России", может быть использован и при работе с другими УМК....

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ 2 КЛАССА «РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ МЯГКИЙ ЗНАК»

УМК «Школа России», учебник Канакиной В.П., Горецкого В.Г. «Русский язык» ...

Конспект урока русского языка 4 класс по теме "Мягкий знак на конце наречий после шипящих" урок изучения нового материала

Конспект урока русского языка по теме "Мягкий знак на конце наречий после шипящих" в 4 классе. Это урок изучения нового материала по программе "Школа 21 век". Урок соответствует требованиям ФГОС....

Конспект по русскому языку 2 класс на тему "Мягкий знак"

Конспект урока по русскому языку во 2 классе на тему "Мягкий знак". О правописании мягкого знака на конце и в середине слова перед другими согласными....

Конспект урока русского языка в 3 классе "Правописание мягкого знака (ь) на конце имен существительных после шипящих".

Цель урока: познакомить учащихся с правописанием мягкого знака посе шипящих на конце имен существительных женского и мужского рода....