Учимся правильно речи.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Анкушева Ксения Андреевна

Русский язык

4 класс

Тема: Учимся правильной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchimsya_pravilnoy_rechi.docx20.96 КБ

Предварительный просмотр:

Тема

Учимся правильной речи

Класс

4

Цель

Обучить правильному построению словосочетаний со связью управление

Задачи

  1. Научить правильному построению словосочетаний со связью управление
  2. Развивать аккуратность при работе в тетради, при работе с учебником.
  3. Воспитывать интерес, любовь к русскому языку

Оборудование

Учебник, тетрадь, карточки, картинки, таблица.

Ход урока

Этапы

Содержание

Примечания

Орг. момент

Здравствуйте, сегодня урок русского языка проведу у вас я, зовут меня Ксения Андреевна.

Оформление тетрадной страницы

Откроем тетради, запишем число, тему, классная работа.

Новый материал

Самостоятельная работа.

Итог урока.

Рефлексия

Д/з

– Откройте учебник на странице 59 упражнение 122.

– Прочитайте про себя. Вслух.

– Что вы заметили?

– Выпишите словосочетания со словом пальто, покажите его подчинение главному и обозначьте падеж.

Пальто(И.п) одела(×), пальто(И.п) наказать(×), без пальто(Р.п) пошел(×).

– Вы знаете, как в русском языке называют такие слова?

– Это не склоняемые существительные, которые имеют для всех падежей одну и туже форму, т.е. не меняют окончание.

– Слушайте внимательно.

Сказка о несклоняемых существительных.

Собрались как – то несклоняемые существительные в гостях у слова мадмуазель. Хозяйка заставила снять с прихожей пальто и кашне, кашпо с алоэ убрала с окошка и опустила жалюзи, чтобы с авеню никто не заглядывал в комнату. Меню состояло из кольраби , филе, желе, кофе и какао. Шимпанзе играл на пианино , колибри и какаду пели, фламинго выделывали ногами разные па. Остальные гости составляли жюри.

Они хлопали в ладоши и восклицали:

«Чудесно! Прямо как в кино!»

Вдруг владелица ателье сообщила, что многие её знакомые слова переехали в Россию и там отлично прижились. В русском языке их прекрасно приняли и теперь считаются своими.

«Может быть, рискнуть и нам? Отправимся в турне?»

Тут как раз передали по радио , что партия эскимо вылетает в Россию.

Наши слова выбежали на шоссе, поймали такси, потом ехали на метро и успели как раз вовремя: на табло появились сведения об отправке самолёта.

Полёт был долгим, слова пачками ели эскимо, замёрзли так , что даже шевельнуться уже не могли, совсем заледенели и стали неподвижны.

Наконец самолёт выпустил шасси и приземлился.

Слова выгрузили и поставили на землю. Надо сказать, что русские слова встретили их очень хорошо и оставили жить в русском язык. Но замёрзшие слова так и не растаяли и остались на всю жизнь в той форме, в какой замёрзли. С тех пор они по падежам не склоняются.

– Какие неизменяемые существительные вы услышали в сказке?

– Как вы их понимаете?

(Кашпо – горшок для цветов, филе – мясо без костей, кольраби – капуста, па – элементы танца, турне - путешествие)

– Откуда же появились такие слова? (Эти слова из иностранных языков)

– Какие же в стихотворении «Пальто» встретились ещё зависимые имена существительные? (нос (И.п) задел (×))

– Выпишите словосочетания, укажите падеж.

– В каких падежах слова не встретились? (Д.п., Т.п., П.п.)

– Поставьте в них слова рукав и пальто и запишите в словосочетании с глаголами. (рукаву, рукавом, о рукаве пальто)

– В каком падеже не обойтись без предлога? (Предложном падеже)

– Найдём №123, страница 59.

– Прочитайте сообщение о глаголах одеть и надеть.

– Когда употребляется глагол надеть, а когда – глагол одеть.

 (Что?)

с.поги

Одеть      

братишку

в п.льто

на себя

п.иджак

Надеть

на сестру

в шубу

(Во что?)

вар.ежки

– Какую орфографическую задачу вам необходимо решить?

– Объясните правильное употребление глаголов.

– Образование фраз начинается со второго столбика. (На доске показ стрелками)

– Найдем №124

– Прочитайте задание про себя. Вслух.

– Делайте самостоятельно.

Проверка №124

Найдем № 125. Прочитайте задание.

– Как будете действовать? (Выполнение задания в рабочей тетради)

– Какие формы существительных вы записали?

– По каким вопросам вы определяли падеж?

– Как называются вторые вопросы?

– Для чего они служат?

Раз - подняться, потянуться.
Два - согнуться, разогнуться.
Три - в ладоши три хлопка.
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – за парту тихо сесть.

Найдем № 126

– Запишите словосочетания без вопросов, укажите падеж имен существительных, выделите окончание у имен существительных.

– Познакомьтесь с сообщением о правильном употреблении глаголов

(1 ученик за доской на оценку).

Рассказываю (о ком?) о щенке. (П.п)

Рассказываю (о чем?) об игре. (П.п.)

Описываю (кого?) щенка. (В.п.)

Описываю (что?) игру. (В.п.)

Люблю (кого?) щенка. (Р.п.)

Люблю (что?) игру. (Р.п.)

– Какой часть речи выражены главные слова в словосочетаниях? (глаголом)

– Ка называется эта связь? (от главного к зависимому)

– Какую команду подаёт глагол существительному? (действие)

– Какие предлоги вы употребляли? Почему?

– Проверьте указанные падежи

Диктант

1) Запишите текст, выделяя изученные орфограммы.

Не сбивай мухоморы. Мухоморами лечатся лоси и другие животные. У мухоморов бывают очень красивые шляпки. Любуйся ими!

2) Выпиши словосочетания  существительное  + прилагательное, покажите в нем зависимость слов, укажите, в чем прилагательное согласуется с именем существительным.

3) Покажите состав слов : мухомор, другие, шляпки.

– Объясни правописание не сбивай.

– К какой части речи относится последнее слово?

– Назовите начальную форму.

Поднимите руку, кому было интересно на уроке?

У кого были затруднения?

Откроем дневники, запишем д/з

Страница 61,№ 127

Картинки, карточки.

Наглядность

(Без стрелок)

карточка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока "Учимся правильной речи"

Структура урока: 1.Организация урока2. Постановка темы, цели3.Работа по теме урока- Наблюдение за несклоняемым именем существительным пальто - Сказка о несклоняемых существительных (с показ...

Рабочая программа Кружка «Учусь правильно говорить» (коррекция письменной и устной речи) Класс 2

Данная программа позволяет скорректировать фонематическое недоразвитие за счет тщательной проработки смешиваемых звуков и букв изолированных, в составе слогов, слов, предложений. Такая проработка...

Развитие речи. Учимся правильно отвечать на вопросы.

учебно-тренировочный материал по развитию речи...

Яцель О.С.Учимся правильно употреблять предлоги в речи: конспекты занятий по обучению детей с ОНР в старшей и подготови¬тельной группах / О.С. Яцель. — М. : Издательство «ГНОМ и Д», 2006. — 48 с.

Вниманию логопедов предлагаются конспекты 24 занятий, рассчи­танных на два года обучения (в старшей и подготовительной к школе группах), по обучению детей с ОНР умению правильно употреблять предлоги в...

Урок по риторике ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ. ПРОИЗНОСИ ПРАВИЛЬНО! УПОТРЕБЛЯЙ СЛОВА ПРАВИЛЬНО!

ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ. ПРОИЗНОСИ ПРАВИЛЬНО! УПОТРЕБЛЯЙ СЛОВА ПРАВИЛЬНО!...

кружок по русскому языку «Учусь правильно говорить» (коррекция письменной и устной речи)

В содержании программы  кружка по русскому языку  заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.Содер...

Конспект по русскому языку на тему Учимся правильной речи.

УМК «Гармония». Автор учебника: М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко; часть: 1; год издания: 2014; страницы: 59-60.Тема урока: Учимся правильной речи.Цель урока: создание условий для ознакомл...