План урока по русскому языку 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Жугдурова Баярма Михайловна

по теме: "Слова с непроизносимыми согласными" и самоанализ урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_3_v.docx26.39 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 3  классе
Тема урока: « Слова с непроизносимыми  согласными»
Цели урока
: познакомить учащихся со словами, имеющими непроизносимые согласные в корне слова, через проблемную ситуацию; ввести понятие “непроизносимые согласные” и решать орфографическую задачу: почему в некоторых словах согласные звуки не произносятся?; вывести правило проверки непроизносимых согласных и научить проверять эту орфограмму;

развивать интеллектуальные качества учащихся, анализировать, рассуждать, делать выводы,  умения осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль;

воспитывать интерес к предмету, аккуратность, самостоятельность.

Планируемые результаты:

личностные – интерес к освоению новой учебной информации, понимание причин успеха в учебе;  предметные – научатся применять правила правописания в объеме курса 3 класса;                 

 метапредметные – получат возможность научиться осуществлять само- и взаимопроверку (регулятивные); научатся владеть общим способом проверки орфограмм в корне слова (познавательные);  получат возможность научиться соблюдать правила речевого этикета и прислушиваться к мнению других (коммуникативные).

Тип урока: открытие нового знания.
Технология деятельностного метода.
Метод: проблемно – диалогический.
                                                              Ход урока.

1. Организационный момент

 - Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке у нас присутствуют гости. А сейчас, давайте, поприветствуем друг друга.

 2.Организация внимания учащихся. Психологический настрой.

- Каким бы вы хотели видеть сегодня урок русского языка?

Интересным, познавательным, развивающим, плодотворным. 

- Чтобы урок получился таким, недостаточно действие одного учителя, необходима ваша помощь.

 - Какими должны быть на уроке ученики?

  1. Активными                                                 4. Внимательными
  2. Думающими                                               5. Творческими
  3. Работоспособными                                    6. Дисциплинированными

- Вы готовы быть такими?
- В конце урока мы посмотрим, получился ли урок таким, каким мы его хотели видеть.

  Мозговой штурм 

      1. Главная часть слова (корень)

2.Опасное место в слове (орфограмма)

3.Пятая буква алфавита (буква «д»)

4.Звуки, которые могут свистеть, шипеть, шуметь, но не хочется им петь (согласные)

5.Часть слова, которая стоит перед корнем (приставка)

6.Какие буквы не обозначают звуков («Ъ» и «Ь»)

7.На какие две группы можно разделить буквы И, Л, О, Д, А, Т, В, Ю. (гласные, согласные)

3. Актуализация знаний. Введение в тему.

- Для того, чтобы сделать сегодня на уроке открытия, необходимо вспомнить, что вы уже изучили.

- С какими орфограммами корня вы уже знакомы? (написание парных согласных, безударных гласных, проверяемых и непроверяемых ударением)

- Какие орфограммы корня мы  можем проверить? (парные согласные, безударные гласные проверяемые ударением)

- Какие орфограммы не можем проверить? (написание безуд. гласных непров. ударением).

- Как поступаем с этими словами? (запоминаем)

- Ребята, а как вы думаете все ли орфограммы корня вы уже знаете?

Наблюдение над словами с непроизносимыми согласными в корне. Постановка проблемы.

- Прочитайте слова (слова написаны вразброс на доске).

Слайд 1

Улыбка, тяжелый, ошибка, почтовый, известный, крепкий, дверной .

- Распределите все слова на группы по орфограммам, докажите по какому принципу их разделили.

- Слова с какой орфограммой записали  в I столбик?

- Как проверить  написание  безударной гласной в корне слова?

- Прочитайте слова, подберите к ним  устно проверочные слова.

- Слова с какой орфограммой записали   во 2 столбик?

- Как проверить  написании слов с парной согласной?

- Прочитайте слова, подберите к ним  устно проверочные слова.

- Что вас удивило?

- Какое слово вызвало у вас затруднение?

- Почему вы не смогли выполнить задание?

- Прочитайте это слово вслух.

- Почему возникло затруднение? (мы с такой орфограммой не встречались)

- Произнесите слово, что интересного заметили? (согласный звук [т]

 в слове не произносится)

 4.Формулирование темы и задач урока.

- Какой возникает вопрос?

- Кто догадался, какой будет тема нашего урока? (Слова с непроизносимыми согласными.)

- Откройте учебник. Исследуйте    стр. 115.  Назовите тему урока.

 ( Слова с непроизносимыми согласными ).

- Какие учебные задачи поставим для себя на уроке?

 (распознавать орфограмму среди других орфограмм; найти способ проверки непроизносимых согласных)

- Для успешной работы на уроке предлагаю спланировать свою работу. Сегодня мы будем искать ответ на вопрос, значит у нас урок открытия нового знания. 

- Как вы предлагаете спланировать работу?

Предлагаем построить лесенку планирования.

О - делаем открытие!

П - применяем знания на практике!

К - контроль!

- Знания на уроках  мы добываем сами. Поэтому я предлагаю вам начать поиск ответов на вопросы со следующего  задания.

Слайд 2

(Грустный,  грусть. Солнышко, солнце. Здравие, здравствуй. Звёздный, звезда.)

- Сколько здесь групп однокоренных слов? (4 группы)

- Как пишутся корни в однокоренных словах? (одинаково)

- Произнесите слова и пронаблюдайте во всех ли словах согласные звуки произносятся?

- Назовите слова с непроизносимыми согласными. (Грустный, солнце, здравствуй, звёздный.)

- Какой вопрос возникает?

- Когда в слове появляются непроизносимые согласные? (Когда есть сочетание трёх или нескольких согласных и один из них не произносится)

- Давайте понаблюдаем. Запишем слова в два столбика. Как можно их записать? (В первый столбик слова, где согласные не произносятся, а во второй –  произносятся.) Запишите, выделите орфограмму.

(слайд)

грустный        грусть

солнце            солнышко

здравствуй     здравие

звёздный        звезда

- Произнесите эти слова.

- Подчеркните непроизносимые согласные.

- Где стоит непроизносимый согласный? (между двумя согласными, или в сочетании ещё нескольких согласных).

- Назовите буквы непроизносимых согласных. Д Т В Л 

-  Значит на какие согласные мы должны обратить внимание при письме, чтоб не допускать ошибок?

- Как проверить написание буквы непроизносимого согласного? (Надо изменить или подобрать однокоренное слово, чтобы после непроизносимого согласного стоял гласный)

- Может кто-то уже готов предложить способ проверки?

- Как слышатся непроизносимые согласные во втором столбике? (четко и ясно) Почему? (Потому, что они находятся перед гласными)

- Где еще мы слышим их чётко и ясно? (на конце слова)

- Можем ли мы сказать, что эти слова являются проверочными? (да) Почему? (они однокоренные и непроизносимый согласный в них слышится четко и ясно)

- Как пишем корни в однокоренных словах? (одинаково)

- Сформулируйте правило: как проверить непроизносимый согласный в корне слова?

- Совпал ваш вывод с правилом на стр 116?

Физминутка

5. Применение знаний. (Работа в парах)

Прочитайте текст. Выбери и вставь подходящие слова по смыслу в текст, для этого прочитай слова в справке. Спишите и устно подобрать проверочное слово.
Работа в парах. 
… , бабушка!

Я к тебе приеду на  … .

Для нас он станет самым … и  … днём.

(Слова для справок: радостный, здравствуй, счастливый, праздник.)

- У кого есть бабушка? – Как вы помогаете? (Надо помогать бабушкам и дедушкам, уважать старость).

Взаимопроверка. (слайд) – У кого нет ошибок на полях поставьте плюс.

- У кого были ошибки? В чём причина вашей ошибки? (Не смог правильно подобрать проверочное слово; проверочное слово подобрал, но корень в слове написал не такой, как в проверочном слове.)

- Кому всё удалось, поднимите руку. Молодцы!

6. Контроль   знаний.
- Мы учились применять открытые знания. Готовы ли вы перейти на ступеньку контроля?  

-  Перед вами три задания. Все они связаны с темой нашего урока, но разные по сложности. Прежде, чем выбрать себе задание, познакомьтесь со всеми и решите, какое вам по силам.

- При выборе первого задания, вы можете получить только 4 при условии, что у вас не будет ошибок.

- При выборе второго задания, вы можете рассчитывать на 5, но при этом у вас не должно быть ошибок.

- Если вы выбираете третье задание, вы также можете рассчитывать на 5, но вам предоставляется право на одну ошибку.

- Знакомьтесь, выбирайте, выполняйте.

Задание №3

Выпишите только те слова, в которых есть непроизносимый согласный. Укажите количество букв и звуков.

Трубка, стена, вестник, косточка, лесник, тростник,  участник, зарядка, земля, зависть, соседка, яростный

Задание №2

Образовать однокоренные прилагательные. Найти непроизносимую согласную.

место –                                               капуста -

честь –                                               известие -

радость –

Задание № 1

Выпиши слова с непроизносимой согласной. Обозначь орфограмму.

Звезда, звёздочка – звёз…ный;

Свист, свистеть, засвистел - свис…нуть;

Честь – чес…ный;

Вести, известить – извес…ный.

Оцените предварительно свою работу знаками +/- .
7. Рефлексия учебной деятельности на уроке. 
- Какую цель ставили перед собой? (Найти способ проверки слов с непроизносимыми согласными в корне слова)

- Достигли мы цели?

- Как проверить слова с непроизносимыми согласными в корне слова? (Чтобы проверить непроизносимое согласное, надо подобрать однокоренное слово, в котором этот согласный четко слышится).

- Оцените свою деятельность на уроке по листу самооценки. Поставьте + или – напротив каждой строчки и оцените себя. Поставьте себе отметку за урок.

8. Домашнее задание

стр. 117 упр 229, правило на стр. 115,116

9. Моё пожелание ребятам

Будьте как, солнце красивыми!

Будьте прелестными, милыми!

Между собою честными!

Будьте всегда счастливыми!

- Ребята, а есть ли в этом пожелании слова на наше правило?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка (план-конспект) урока. Предмет: русский язык. Класс: 1 Тема урока: Письмо слов со строчными буквами б, д.

Разработка (план-конспект) урока. Предмет:русский язык.Класс:1Учитель:Цветкова И.Ю.Тема урока:Письмо слов со строчными буквами б, д....

План урока по русскому языку в 3 классе по системе Л.В.Занкова

Урок по русскому языку в 3 классе по системе Л.В.Занкова (учебник Н.В.Нечаевой, 2012) на тему "Глаголы в прямом и переносном значении"....

План урока по русскому языку 4 класс

На  данном уроке дети систематизируют и обобщают знания об имени прилагательном. Урок способствует формированию внимания, самостоятельной деятельности учащихся. Расширяет кругозор и развивает тво...

План урока по Русскому языку 3 класс Школа 2100. Тема: Разбор слов по составу

Текстовый файл содержит план урока по Русскому языку в 3 классе по программе "Школа 2100", учебник Бунеевых, тема "Разбор слов по составу", с применением интерактивной доски. Файл формата notebook сод...

План урока по Русскому языку 2 класс Школа 2100. Тема: Слова, к которым нельзя задать вопрос

Файл содержит план урока по Русскому языку во 2 классе, ОС Школа 2100, учебник Бунеевых. Тема: "Слова, к которым нельзя задать вопрос. Предлоги, междометия". План предполагает использование интерактив...

План урока по русскому языку 3 класс УМК «Школа России»

Урок  русского языка.   3 класс.  УМК  « Школа России».Тип урока - открытие нового знания.Тема урока – Род  имён  существительных.Цель – познакомить с грамматическим...