Конспект по русскому языку «Безударные окончания существительных в единственном числе» 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Лепехина Наталья Сергеевна

 Класс: 3 

Тип урока: Урок открытия новых знаний                  

Программа: «Перспективная начальная школа»

Тема: «Безударные окончания существительных в единственном числе»

Цель: создать условия для формирования умения правильного написания безударных окончаний имени существительного в единственном числе.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_20.01.docx35.26 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Студент: Лепехина Н.С.                                                Дата: 20.01.20
Тип урока: Урок открытия новых знаний                   Класс: 3 А
Программа: «Перспективная начальная школа»
Тема:
 «Безударные окончания существительных в единственном числе»
Цель: создать условия для формирования умения правильного написания безударных окончаний имени существительного в единственном числе.
Задачи урока:
Дидактические:
- научить правильно писать безударные падежные окончания имен существительных в единственном числе;
- закрепить знания о склонениях существительных.
Развивающие: развивать:
- устную речь;
- орфографическую грамотность.

Воспитывающие:
воспитывать:
- интерес к родному языку;
- ответственность, умение работать в парах.

Характеристика этапов урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Образовательная задача этапа урока

Методы и приемы работы

Форма организации учебной деятельности

Дидактические средства,
интерактивное оборудование

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

I. Мотивация к учебной деятельности.

Приветствие учащихся.

Приветствие учителя.

Словесные (рассказ, беседа).

Ф

Самоконтроль

ПУУД: научатся проводить анализ учебного материала. КУУД: научатся выражать свои мысли.

Научатся проявлять положительное отношение к учебе и своим знаниям.

II. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Минутка чистописания.

Работа у доски по вопросам из лепестков «Ромашки».

Оформление классной работы в тетради.
Работа у доски.            



Закрепить знания о склонениях имен существительных.

Словесные (рассказ, беседа), наглядный.

Ф
И

Карточки с вопросами

Словесное оценивание

Обучающиеся закрепят знания об имени существительном.

РУУД: научатся совместно с учителем  давать оценку деятельности на уроке.
ПУУД:
научатся ориентироваться в учебнике и отбирать нужную информацию.

Научатся  проявлять уважительное отношение к мнению собеседника, положительное отношение к учебе и своим знаниям.

III. Выявление места и
причины затруднения.

Работа по вопросам.
Выявление затруднений при выполнении задания.

Отвечают на вопросы учителя.

Закрепить знаний об имени существительном.

Словесные (беседа).

Ф

Обучающиеся закрепят знания об именисуществительном.

ПУУД:  научатся проводить анализ учебного материала.

Научатся проявлять уважительное отношение к мнению собеседника

IV. Построение проекта
выхода из затруднения.

Вопросы с целью постановки темы и цели урока.

С помощью учебника и учителя формулируют тему и цель урока.

Закрепить знаний об имени существительном.

Словесный (беседа).

Ф

Учебник.

Словесное оценивание, самоконтроль

Обучающиеся закрепят знания об имени существительном.

РУУД: научатся определять и формулировать тему и цель на уроке.

Научатся проявлять уважительное отношение к мнению собеседника

V. Реализация
построенного проекта.

 Работа с учебником.

Физкультминутка.

Самостоятельная работа с учебником.

Научить правильно писать безударные падежные окончания имен существительных в единственном числе.

Словесные (рассказ, беседа, учебник) метод.

Ф
П

Карточки (таблица).

Самоконтроль, самооценивание, словесное оценивание

Обучающиеся научатся правильно писать безударные падежные окончания имен существительных в единственном числе.

ПУУД:
научатся ориентироваться анализировать материал и отбирать нужную информацию.

КУУД: научатся принимать другую точку зрения.

Научатся  проявлять уважительное отношение к мнению собеседника, положительное отношение к учебе и своим знаниям.

VI. Первичное
закрепление с
проговариванием во
внешней речи.

Работа с учебником.

Работа с учебником.

Научить правильно писать безударные падежные окончания имен существительных  в ед.ч.

Словесные (беседа)

Ф
С

Учебник.

Взаимопроверка.

Обучающиеся закрепят и углубят знания о падежных окончаниях имен существительных в ед.ч.

ПУУД:  научатся проводить анализ учебного материала.

Научатся устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Самостоятельная работа по карточкам.

Самостоятельная работа по карточкам.

Научить правильно писать безударные падежные окончания имен существительных  в ед.ч.

Словесные (инструктаж, беседа)

Ф
И

Карточки с заданием

Оценивание самостоятельной работы учащихся.

Обучающиеся закрепят и углубят знания об имени существительном.

ПУУД: научатся анализировать материал и предвосхищать результат. 

Научатся проявлять уважительное отношение к сверстникам

VIII. Включение нового
знания в систему
знаний и повторение.

Работа по карточкам.

Работа с учебником. Индивидуальная работа у доски (3 человека).

Закрепить знания о склонениях существительных.

Словесные (беседа, рассказ)

Ф
И

Учебник

Фронтальная проверка, словесное оценивание.

Обучающиеся закрепят и углубят знания об имени существительном.

ПУУД:  научатся проводить анализ учебного материала.

Научатся проявлять уважительное отношение к мнению сверстников

XIX. Рефлексия учебной
деятельности на уроке.

Подведение итогов. Оценка работы на уроке с помощью оценочных листов.

Оценка своей деятельности на уроке.

Обобщить знания по изученной теме.

Словесные (беседа, рассказ), наглядный.

Ф
И

Цветные карточки

Самооценивание.

Обучающиеся обобщат знания по изученной теме.

РУУД: обучающиеся научатся давать оценку деятельности на уроке.

Продолжат формировать положительное отношение к изучению русского языка.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Мотивация к учебной деятельности

- Здравствуйте, дети. Меня зовут Наталья Сергеевна,  и сегодня я проведу у вас урок русского языка.

Погладьте левую сторону груди, чтобы нормализовать работу сердца. Погладьте голову, чтобы она хорошо работала. Погладьте правую руку, чтобы она хорошо писала, а теперь  улыбнитесь друг другу, желаю вам хорошего настроения.

Приветствуют учителя и проверяют свою готовность к уроку.

2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

- Но прежде чем сесть на свои места, я предлагаю выполнить маленькое задание.

Учащиеся 1 ряда сядут, если услышат в предложении существительное 2 скл.;
учащиеся 2 ряда сядут, если услышат существительное 3 скл.;
учащиеся 3 ряда сядут, если услышат существительное 1скл.;

   - Вы готовы? Тогда приступаем:
Бежала по улице собака (3)
Ярко светило солнце (1)

Ночь была тихой (2)
Я рада, что вы не ошиблись!

- Открываем тетради и записываем число и классная работа.

- Откройте учебник на странице 12. Обратите внимание на правило в рамочке. Давайте прочитаем. Запишите эти слова себе в тетрадь.

 

Посмотрите на доску, там висит «Ромашка» с вопросами. Тот, кого я вызываю, срывает один лепесток, читает на обратной стороне вопрос и отвечает на него.

Вопросы:

1.Как изменяется имя существительное? (число , падеж)

2. Как проверить безударное окончание имен сущ.? (1) поставить его в начальную форму им.п., ед.ч., и определить склонение 2) определить падеж)

3.Что значит просклонять имя существительное? (это значит, что сущ. нужно изменить по падежам )

4.Какие существительные относятся к 1 склонению? (сущ. ж.р (страна) и м.р (дядя) с окончаниями -а, -я )

5.Какие существительные относятся ко 2 склонению?(сущ. м.р. с нулевым окончанием (берег ,день ) и ср.р с окончаниями -о, -е в им.п , ед.ч. (слово, здание).

6.Какие существительные относятся к 3 склонению?(сущ. ж.р с нулевым окончанием (степь, дочь) в ед.ч.)

7. Для того, чтобы проверить безударные падежные окончания у имен сущ. необходимо подобрать слова помощники. Какие опорные слова вы знаете для сущ. 1 склонения ? (земля, стена)

8. Какие опорные слова вы знаете для сущ. 2 склонения? (стол, слон, колесо)

9. Какие опорные слова вы знаете для сущ. 3 склонения?(степь, любовь)

3. Выявление места и причины затруднения

- Возникли ли у вас затруднения при выполнении данного задания?

Отвечают на вопросы.

4. Построение проекта выхода из затруднения

- Так давайте сформулируем тему нашего урока.
Тогда какие задачи поставим перед собой?

Формулируют тему урока и ставят задачи.

5. Реализация построенного проекта

Итак, мы вспомнили все способы проверки безударных окончаний имен сущ. в ед.ч.  Кто мне напомнит алгоритм проверки безударных окончаний имен сущ. в ед.ч.?

- Выполним задание №3
Спиши предложения, поставив существительные в скобках в форму Р.п. ед.ч. с предлогом или без предлога. Выдели окончания. Подчеркни предлоги.

Я(бабушка) ушел, я (дедушка) ушел.(Лиса) была избенка ледяная, а (заяц)-лубяная. Глиняный парень соскочил(печка) и съел бабку с прялкой, дедку с клюшкой. Долетел ясный сокол до окна и не может попасть в комнату (Марьюшка). Девочка взяла самую большую ложку и похлебала из самой большой (чашка). 

Слова с разделительным Ь подчеркни одной чертой, а слова, где Ь — показатель мягкости, — волнистой линией.

Теперь немного отдохнем:

Раз - подняться, потянуться,

Два - нагнуться, разогнуться,

Три - в ладоши, три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире,

Пять - руками помахать,

Шесть - на место тихо сесть.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

Я от бабушки ушёл, я от дедушки ушёл. У лисы была избёнка ледяная, а у зайца  — лубяная. Глиняный парень соскочил  с печки  и  съел  бабку  с  прялкой, дедку с клюшкой. Долетел ясный сокол до окна и  не может  попасть в  комнату  Марьюшки. Девочка взяла самую большую ложку и похлебала из самой большой чашки.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

 - Теперь выполним задание №4
Прочитай следующие предложения вслух: ставь слово в скобках в нужную форму, следи за правильным местом ударения.

На голове у девочки нарядные (бант).
К празднику приготовили вкусные (торт).
Хозяйка моет высокие (стакан).

Найди в словаре «Произноси правильно» примеры существительных с неподвижным ударением.

 

На голове у девочки нарядные бáнты.
К празднику приготовили вкусные тóрты.
Хозяйка моет высокие стакáны.

Автор – авторы, жердь – жерди.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

- Сейчас выполним небольшую самостоятельную работу.

Вставьте пропущенную орфограмму, используя алгоритм. В скобках запишите падеж.

Играл на дудочк...,
подошёл к осин...,
смастерил для бабушк...,
увидал мыш...,
шёл рощ...й,
на западе пустын…,
записать в тетрад…,
пойти к речк…,
прелестное дит…,
сердце дочер…,
на белой скатерт…

8. Включение нового знания в систему знаний и повторение

- Посмотрите, у вас на столах лежат карточки, где необходимо вставить окончания имен существительных. Выполняем самостоятельно, после чего вместе проверим.

На белой скатерт__  снегов видны следы рыс__. От ёлк__ к ёлк__  прыгает шустрая белка. На берёз__  лежат пушистые шапки снега. Ветки пригнулись к земл__ от такой тяжест__.

- Я буду называть существительные.

Если оно относится к 1–ому склонению, вы хлопаете в ладоши, ко 2-ому – сидите смирно, к 3 склонению – поднимаете руки.

Лошадь, берег, молодость, старик, ученик, парта, старость, степь, астра, георгин, морковь, свёкла, огурец, велосипед, пальто, осень, лето, весна, зима, снежинка, метель.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке

- Ну что ж, наш урок подходит к концу!

Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались? Какие задачи мы ставили вначале урока? Выполнили ли мы их?

- Домашнее задание:

Рабочая тетрадь, стр. 5 №4

- Теперь я предлагаю оценить вам свою работу на уроке, с помощью оценочных листов.

- Ребята, все встали. Спасибо за урок, мне было очень приятно с вами работать. Урок окончен!

Отвечают на вопросы учителя.

Оценивают свою работу на уроке с помощью цветных карточек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно - методический комплект по русскому языку на тему: "Безударные окончания существительных в единственном числе" 3 класс (конспект + презентация)

Учебно - методический комплект по русскому языку на тему: "Безударные окончания существительных в единственном числе" 3 класс (конспект + презентация)...

Конспект урока по русскому языку на тему: "Безударные окончания существительных в единственном числе" 3 класс.

Конспект урока по русскому языку на тему: "Безударные окончания существительных в единственном числе" 3 класс. ПНШ...

Технологическая карта урока русского языка "Безударные окончания существительных в ед.числе. Окончания существительных 1 и 2 склонения"

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе на тему "Безударные окончания существительных в единственном числе. Окончания существительных 1 и 2 склонения"...

Конспект урока по русскому языку «Безударное окончание существительных в единственном числе» УМК «Перспективная начальная школа»3 класс

Цели деятельности учителя: обобщение знаний о правописании безударных окончаний существительных в единственном числе, формирование навыка правописания безударных падежных окончаний имён существи...

Конспект урока по русскому языку «Имя существительное. Безударные окончания существительных в единственном числе» 3 класс УМК «ПНШ»

Цели деятельности учителя: формирование знаний о правописании безударных окончаний имен существительных в единственном числе, отработка навыков последовательности действий при написании безударн...

Технологическая карта урока русского языка "Безударные окончания существительных в единственном числе", 3 класс, УМК "ПНШ"

Тема: «Безударные окончания существительных в единственном числе» Цели деятельности учителя: формирование знаний о правописании безударных падежных окончаний существите...