Главные вкладки

    «Песочная графика как средство речевого и познавательного развития младших школьников»
    учебно-методический материал по русскому языку (3 класс)

    Макарова Галина Владимировна

     

    Цель: познакомить педагогов с возможностями  кинетического песка   в речевом развитии  младших школьников.

    Задачи:  Дать определение кинетическому песку.

    Познакомить педагогов с играми, используемыми на занятиях по речевому  и познавательному  развитию младших школьников, а также в коррекции психологических проблем.

    Способствовать развитию интереса к данной методике и введению её в практическую деятельность.

     

    Ход  мастер – класс

    Здравствуйте, уважаемые коллеги!

    Сегодня я хочу пригласить вас в «Песочную страну ».

    Какие ассоциации у вас вызывает слово «песок»?

     Что вы вспоминаете, услышав его? (Ответы педагогов).

    А в детстве? Я уверенна, что среди нас нет таких, кто бы ни лепил «куличики» из песка.

    Существует много техник нетрадиционного рисования. Но, пожалуй, самые необычные и самые волшебные изображения получаются с помощью песка, точнее, с помощью рисования песком на световом столе. Именно поэтому данная техника вызывает особый интерес у детей и взрослых.

    Рисование песком — это уникальный новый вид искусства, который проявляет многогранность каждого ребёнка.  Игра с песком — самая универсальная, увлекательная, интересная игра для детей любого возраста. Если рассматривать педагогические и психологические аспекты использования песка — это и замечательный сенсорный материал, и великолепный материал для изобразительной творческой деятельности, экспериментирования, конструирования, созидания, познания… 

    Этот  необычный материал отлично подходит для игр и речевого  развития младшего школьного . Песок универсален, поэтому и спектр его применения широк  с необычной техникой. Техника «Sand-art» буквально переводится как песочное искусство. Песок - та же краска, только работает по принципу «света и тени», прекрасно передает человеческие чувства, мысли и стремления.

    Данный вид рисования - один из самых необычных способов творческой деятельности, так как дети создают на песке неповторимые шедевры своими руками.

    Техника рисования песком сравнительно молодая, появилась она в 70-х годах XX века.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    «Песочная графика  как средство

    речевого и познавательного развития младших школьников»

    Цель: познакомить педагогов с возможностями  кинетического песка   в речевом развитии  младших школьников.

    Задачи:  Дать определение кинетическому песку.

    Познакомить педагогов с играми, используемыми на занятиях по речевому  и познавательному  развитию младших школьников, а также в коррекции психологических проблем.

    Способствовать развитию интереса к данной методике и введению её в практическую деятельность.

    Ход  мастер – класс

    Здравствуйте, уважаемые коллеги!

    Сегодня я хочу пригласить вас в «Песочную страну ».

    Какие ассоциации у вас вызывает слово «песок»?

     Что вы вспоминаете, услышав его? (Ответы педагогов).

    А в детстве? Я уверенна, что среди нас нет таких, кто бы ни лепил «куличики» из песка.

    Существует много техник нетрадиционного рисования. Но, пожалуй, самые необычные и самые волшебные изображения получаются с помощью песка, точнее, с помощью рисования песком на световом столе. Именно поэтому данная техника вызывает особый интерес у детей и взрослых.

    Рисование песком — это уникальный новый вид искусства, который проявляет многогранность каждого ребёнка.  Игра с песком — самая универсальная, увлекательная, интересная игра для детей любого возраста. Если рассматривать педагогические и психологические аспекты использования песка — это и замечательный сенсорный материал, и великолепный материал для изобразительной творческой деятельности, экспериментирования, конструирования, созидания, познания… 

    Этот  необычный материал отлично подходит для игр и речевого  развития младшего школьного . Песок универсален, поэтому и спектр его применения широк  с необычной техникой. Техника «Sand-art» буквально переводится как песочное искусство. Песок - та же краска, только работает по принципу «света и тени», прекрасно передает человеческие чувства, мысли и стремления.

    Данный вид рисования - один из самых необычных способов творческой деятельности, так как дети создают на песке неповторимые шедевры своими руками.

    Техника рисования песком сравнительно молодая, появилась она в 70-х годах XX века.

    Приемы нетрадиционной техники рисования песком с детьми младшего возраста используются в адаптационный период, так как рисование песком снижает уровень нервно-психического напряжения, поднимает настроение, способствует возникновению положительных эмоций. Такие свойства песка, как мягкость, сыпучесть и приятная на ощупь шершавость, создают условия для расслабления. В процессе работы с песком у детей повышается тактильная чувствительность, развивается мелкая моторика рук, творческое мышление, воображение, фантазия, речь.

    Применяя на своих уроках,    песочную технологию,  позволяет у детей  развивать  логическое мышление, речь, память, внимание и познавательный интерес.  Особенно ребёнок с низкой самооценкой, не боится делать ошибки, разрешает себе творить фантазировать, раскрывать свой внутренний мир. В зависимость от возраста при работе с песком, можно использовать сказки, рассказы, стихи, математические задачки  для учащихся  младшего школьного возраста.
    В своей работе на уроках я применяю технику рисования песком на световом столе.

    1. – 2  класс.  Рисование и подготовка руки к письму. Развитие речи.

    Знаете ли вы, что сенсорные занятия с таким материалом, как кинетический песок, могут реально помочь детям развить речь и улучшить языковые навыки? Простые, но очень важные правила: не торопитесь и будьте рядом. Подстройтесь под малыша, найдите зрительный контакт. Пусть ребенок станет ведущим, рассказывает, комментирует и задает вопросы. Как помочь ребенку заговорить, используя простые приемы игры, — это отдельная и достаточно обширная тема.

     Игра  «Звуки и буквы»

    В этом  вам поможет кинетический песок. Из него легко и просто моделировать, поэтому обязательно потренируйтесь. Весьма увлекательно вылепливать букву и тренировать варианты их произношения.

    Найдите слова со звуком А в начале слова.   например А, О, И,У

    Напишите на песке букву А,О,И, У.

    Игра  «Слоги и слова»

    Если ваш ребёнок учится читать и писать, попробуйте написать что-нибудь на песке! Техника почти та же, что и на бумаге, но процесс в тысячу раз интереснее. Здесь много идей на тему письма на песке.

    Напиши слоги  Ау, Уа

    Игра «Картина из загадок».

    Предлагаю вам разгадать загадки, но не просто разгадать, а нарисовать ответы на песке, так чтобы получилась картина, т. е. надо рисовать так, чтобы ответы располагались на песке примерно там, где они обычно должны находиться.

    Хожу в пушистой шубе,
    Живу в густом лесу.
    В дупле на старом дубе
    Орешки я грызу.

    белка

    Из иголок колобок.
    Кто свернулся здесь в клубок?
    Не поймёшь, где хвост, где носик,
    На спине продукты носит.
    В общем, сразу не поймёшь.
    Кто же это всё же?

    ёжик

    Трав копытами касаясь,
    Ходит по лесу красавец,
    Ходит смело и легко,
    Рога раскинув широко.

    лось

    Днём спит, ночью летает,

    Ухает, людей пугает.

    В темноте горят глаза –

    Всем мышам она гроза.

     сова

    Красавица какая —

    Стоит, светло сверкая,

    Как пышно убрана…

    Скажите, кто она?..

    Ёлка

    Как на доме, на карнизе

    Прилепила птичка снизу

     Гнёздышко, как вазочка

    Эта птичка — …

    Ласточка       (Приложение 1)

    Посмотрите внимательно на рисунок и составьте несколько предложений по рисунку.

    Как  вы думаете,  а как  готовятся к зиме белка, ёжик, сова, лось. (ответы)

    У вас на столе лежат тексты с рассказом  «Как готовятся в зиме животные». Прочитайте.

    3– 4 класс.  Работа с текстом «У кого какое гнездо»  (Приложение 2)

    Прочитайте текст.

    Работа с текстом по вопросам.

    А сейчас я попрошу Вас дать  обратную связь о той информации, которая была мной сегодня представлена. У вас на столах лежат смайлики.  Я попрошу  вас  выбрать  смайлик своего настроения.

    Спасибо большое за внимание!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности (научно-познавательная деятельность) «Развитие познавательных способностей младших школьников» (33ч, 1ч в неделю) 1 класс

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности (научно-познавательная деятельность) «Развитие познавательных способностей младших школьников» (33ч, 1ч в неделю)1 класс. Для разработки использовала прогр...

    Тетрадь для развития познавательных способностей младших школьников ( авторская программа "Путешествие в мир познавательных способностей")

    Предлагаемая программа предназначена для работы с учащимися начальных классов(2-3 классы), рассчитана на один год обучения и направлена на повышение уровня познавательных способностей у младших ...

    Влияние стимулов на развитие познавательного интереса и познавательной активности младших школьников.

    В материале даётся обоснование работы по развитию познавательного интереса  у младших школьников на уроках литературы и русского языка, влияние внешних и внутренних стимулов на познавательную акт...

    Обобщение опыта на тему:"«Развитие познавательного интереса учащихся на уроках и интеллектуальное развитие младших школьников»

    Педагогическая проблема, над которой я работаю – «Развитие  познавательного интереса учащихся на уроках и интеллектуальное развитие детей в начальной школе».Наше время — время пере...

    Индивидуальный план профессионального развития учителя по теме: «Развитие познавательных способностей младших школьников в условиях реализации ФГОС»

    Для педагогической деятельности на современном уровне требований общества необходимо постоянно обновлять и обогащать свой профессиональный потенциал.  Чтобы оставаться профессионалом, требуется н...

    Мультипликация как средство развития познавательного и речевого развития младших школьников

    С введением ФГОС в школах появилось много новых эффективных инструментов, интегрируемых в традиционные образовательные процессы. Одним из важных мотивов учения младших школьников является интерес. Мул...

    "ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ.РОЛЬ ВНЕКЛАССНЫХ ЗАНЯТИЙ В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"

    Познавательная активность является социально значимым качеством личности и формируется у школьников в учебной деятельности.  Проблема развития познавательной активности младших школьников, ...