«Песочная графика как средство речевого и познавательного развития младших школьников»
учебно-методический материал по русскому языку (3 класс)

Макарова Галина Владимировна

 

Цель: познакомить педагогов с возможностями  кинетического песка   в речевом развитии  младших школьников.

Задачи:  Дать определение кинетическому песку.

Познакомить педагогов с играми, используемыми на занятиях по речевому  и познавательному  развитию младших школьников, а также в коррекции психологических проблем.

Способствовать развитию интереса к данной методике и введению её в практическую деятельность.

 

Ход  мастер – класс

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Сегодня я хочу пригласить вас в «Песочную страну ».

Какие ассоциации у вас вызывает слово «песок»?

 Что вы вспоминаете, услышав его? (Ответы педагогов).

А в детстве? Я уверенна, что среди нас нет таких, кто бы ни лепил «куличики» из песка.

Существует много техник нетрадиционного рисования. Но, пожалуй, самые необычные и самые волшебные изображения получаются с помощью песка, точнее, с помощью рисования песком на световом столе. Именно поэтому данная техника вызывает особый интерес у детей и взрослых.

Рисование песком — это уникальный новый вид искусства, который проявляет многогранность каждого ребёнка.  Игра с песком — самая универсальная, увлекательная, интересная игра для детей любого возраста. Если рассматривать педагогические и психологические аспекты использования песка — это и замечательный сенсорный материал, и великолепный материал для изобразительной творческой деятельности, экспериментирования, конструирования, созидания, познания… 

Этот  необычный материал отлично подходит для игр и речевого  развития младшего школьного . Песок универсален, поэтому и спектр его применения широк  с необычной техникой. Техника «Sand-art» буквально переводится как песочное искусство. Песок - та же краска, только работает по принципу «света и тени», прекрасно передает человеческие чувства, мысли и стремления.

Данный вид рисования - один из самых необычных способов творческой деятельности, так как дети создают на песке неповторимые шедевры своими руками.

Техника рисования песком сравнительно молодая, появилась она в 70-х годах XX века.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Песочная графика  как средство

речевого и познавательного развития младших школьников»

Цель: познакомить педагогов с возможностями  кинетического песка   в речевом развитии  младших школьников.

Задачи:  Дать определение кинетическому песку.

Познакомить педагогов с играми, используемыми на занятиях по речевому  и познавательному  развитию младших школьников, а также в коррекции психологических проблем.

Способствовать развитию интереса к данной методике и введению её в практическую деятельность.

Ход  мастер – класс

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Сегодня я хочу пригласить вас в «Песочную страну ».

Какие ассоциации у вас вызывает слово «песок»?

 Что вы вспоминаете, услышав его? (Ответы педагогов).

А в детстве? Я уверенна, что среди нас нет таких, кто бы ни лепил «куличики» из песка.

Существует много техник нетрадиционного рисования. Но, пожалуй, самые необычные и самые волшебные изображения получаются с помощью песка, точнее, с помощью рисования песком на световом столе. Именно поэтому данная техника вызывает особый интерес у детей и взрослых.

Рисование песком — это уникальный новый вид искусства, который проявляет многогранность каждого ребёнка.  Игра с песком — самая универсальная, увлекательная, интересная игра для детей любого возраста. Если рассматривать педагогические и психологические аспекты использования песка — это и замечательный сенсорный материал, и великолепный материал для изобразительной творческой деятельности, экспериментирования, конструирования, созидания, познания… 

Этот  необычный материал отлично подходит для игр и речевого  развития младшего школьного . Песок универсален, поэтому и спектр его применения широк  с необычной техникой. Техника «Sand-art» буквально переводится как песочное искусство. Песок - та же краска, только работает по принципу «света и тени», прекрасно передает человеческие чувства, мысли и стремления.

Данный вид рисования - один из самых необычных способов творческой деятельности, так как дети создают на песке неповторимые шедевры своими руками.

Техника рисования песком сравнительно молодая, появилась она в 70-х годах XX века.

Приемы нетрадиционной техники рисования песком с детьми младшего возраста используются в адаптационный период, так как рисование песком снижает уровень нервно-психического напряжения, поднимает настроение, способствует возникновению положительных эмоций. Такие свойства песка, как мягкость, сыпучесть и приятная на ощупь шершавость, создают условия для расслабления. В процессе работы с песком у детей повышается тактильная чувствительность, развивается мелкая моторика рук, творческое мышление, воображение, фантазия, речь.

Применяя на своих уроках,    песочную технологию,  позволяет у детей  развивать  логическое мышление, речь, память, внимание и познавательный интерес.  Особенно ребёнок с низкой самооценкой, не боится делать ошибки, разрешает себе творить фантазировать, раскрывать свой внутренний мир. В зависимость от возраста при работе с песком, можно использовать сказки, рассказы, стихи, математические задачки  для учащихся  младшего школьного возраста.
В своей работе на уроках я применяю технику рисования песком на световом столе.

  1. – 2  класс.  Рисование и подготовка руки к письму. Развитие речи.

Знаете ли вы, что сенсорные занятия с таким материалом, как кинетический песок, могут реально помочь детям развить речь и улучшить языковые навыки? Простые, но очень важные правила: не торопитесь и будьте рядом. Подстройтесь под малыша, найдите зрительный контакт. Пусть ребенок станет ведущим, рассказывает, комментирует и задает вопросы. Как помочь ребенку заговорить, используя простые приемы игры, — это отдельная и достаточно обширная тема.

 Игра  «Звуки и буквы»

В этом  вам поможет кинетический песок. Из него легко и просто моделировать, поэтому обязательно потренируйтесь. Весьма увлекательно вылепливать букву и тренировать варианты их произношения.

Найдите слова со звуком А в начале слова.   например А, О, И,У

Напишите на песке букву А,О,И, У.

Игра  «Слоги и слова»

Если ваш ребёнок учится читать и писать, попробуйте написать что-нибудь на песке! Техника почти та же, что и на бумаге, но процесс в тысячу раз интереснее. Здесь много идей на тему письма на песке.

Напиши слоги  Ау, Уа

Игра «Картина из загадок».

Предлагаю вам разгадать загадки, но не просто разгадать, а нарисовать ответы на песке, так чтобы получилась картина, т. е. надо рисовать так, чтобы ответы располагались на песке примерно там, где они обычно должны находиться.

Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу.

белка

Из иголок колобок.
Кто свернулся здесь в клубок?
Не поймёшь, где хвост, где носик,
На спине продукты носит.
В общем, сразу не поймёшь.
Кто же это всё же?

ёжик

Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко.

лось

Днём спит, ночью летает,

Ухает, людей пугает.

В темноте горят глаза –

Всем мышам она гроза.

 сова

Красавица какая —

Стоит, светло сверкая,

Как пышно убрана…

Скажите, кто она?..

Ёлка

Как на доме, на карнизе

Прилепила птичка снизу

 Гнёздышко, как вазочка

Эта птичка — …

Ласточка       (Приложение 1)

Посмотрите внимательно на рисунок и составьте несколько предложений по рисунку.

Как  вы думаете,  а как  готовятся к зиме белка, ёжик, сова, лось. (ответы)

У вас на столе лежат тексты с рассказом  «Как готовятся в зиме животные». Прочитайте.

3– 4 класс.  Работа с текстом «У кого какое гнездо»  (Приложение 2)

Прочитайте текст.

Работа с текстом по вопросам.

А сейчас я попрошу Вас дать  обратную связь о той информации, которая была мной сегодня представлена. У вас на столах лежат смайлики.  Я попрошу  вас  выбрать  смайлик своего настроения.

Спасибо большое за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности (научно-познавательная деятельность) «Развитие познавательных способностей младших школьников» (33ч, 1ч в неделю) 1 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности (научно-познавательная деятельность) «Развитие познавательных способностей младших школьников» (33ч, 1ч в неделю)1 класс. Для разработки использовала прогр...

Влияние стимулов на развитие познавательного интереса и познавательной активности младших школьников.

В материале даётся обоснование работы по развитию познавательного интереса  у младших школьников на уроках литературы и русского языка, влияние внешних и внутренних стимулов на познавательную акт...

Обобщение опыта на тему:"«Развитие познавательного интереса учащихся на уроках и интеллектуальное развитие младших школьников»

Педагогическая проблема, над которой я работаю – «Развитие  познавательного интереса учащихся на уроках и интеллектуальное развитие детей в начальной школе».Наше время — время пере...

"ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ.РОЛЬ ВНЕКЛАССНЫХ ЗАНЯТИЙ В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"

Познавательная активность является социально значимым качеством личности и формируется у школьников в учебной деятельности.  Проблема развития познавательной активности младших школьников, ...

Реализация задач познавательного развития младших школьников в условиях преемственности детского сада и школы

Важнейшая задача образования и его основной результат - это преемственность, создающая общий благоприятный фон для физического, эмоционального и интеллектуального развития ребёнка в ДОУ...

Статья: "Познавательное развитие младшего школьника"

Особенности психических познавательных процессов и учебной деятельности младших школьников. Сенсорное развитие. Развитие восприятия. Развитие внимания. Развитие памяти. Развитие воображения. Развитие ...

" Младший школьник. Развитие познавательных способностей младших школьников."

Младший школьник — еще маленький человек, но уже очень сложный, со своим внутренним миром, со своими индивидуально-психологическими особенностями. Учитель всех детей своего класса одинаково знак...