Конспект урока русского языка «Язык средство общения. Средство общения» (УМК «Перспектива», 4 класс)
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Лунькова Дарья Дмитриевна

Цель деятельности учителя: формирование представления о средствах общения.

Планируемые результаты:

         Предметные:

  • знать: понятия «средства», «средства общения»;
  • уметь: различать возможности языка жестов и языка как средства речевого общения, обосновывать своё мнение;

         Личностные:

  • осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;
  • проводить самооценку своих действий, поступков;
  • устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом.

    Тип урока: «открытие» нового знания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 27.09.2019

ФИО учителя: Нестерова Л.А.

Школа: 104

ФИ студента: Лунькова Д.

Класс: 4 «Б»

ФИО методиста: Солопова Т.В.

Кабинет: 210

Конспект урока по русскому языку

Тема: «Язык средство общения. Средство общения»

Цель деятельности учителя: формирование представления о средствах общения.

Планируемые результаты:

        Предметные:

  • знать: понятия «средства», «средства общения»;
  • уметь: различать возможности языка жестов и языка как средства речевого общения, обосновывать своё мнение;

        Личностные:

  • осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;
  • проводить самооценку своих действий, поступков;
  • устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом.

Тип урока: «открытие» нового знания.

Оборудование: презентация Power Point, учебник Климановой Л.Ф «Русский язык» 4 класс 1 часть, раздаточный материал.

Челябинск, 2019

Этапы урока, методы, приемы

Хронометраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Самоопределение к деятельности

Словесный: слово учителя. Психологический настрой.

1-2 мин

-Здравствуйте, ребята, сегодня урок русского языка проведу у вас я, меня зовут Дарья Дмитриевна.

- Давайте поприветствуем, друг друга: с помощью мимики – улыбнитесь, с помощью жеста – наклон головы, с помощью слов родного языка – поздоровайтесь! Садитесь.

-Проверьте, все ли готово у вас к уроку?

-А теперь, сядьте удобно, закройте глаза и повторяйте за мной: «Я в школе, я на уроке. Я радуюсь этому. Внимание мое растет. Я как разведчик, все замечу. Память моя крепка. Голова мыслит ясно. Я хочу учиться. Я готов к работе. Я работаю».

Здороваемся

Проверяют готовность

Повторяют слова

Л: самоопредение к деятельности.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

II. Актуализация знаний и мотивация

Словесный: беседа

Практический: словарная работа

Наглядный: презентация

Словесный: учебный диалог

4-5 мин

-Сегодня мы откроем некоторые тайны Его величества Языка.

-Но многие комнаты дворца Его величества Языка закрыты на огромные замки, и лишь знания, самостоятельность и сплочённость помогут подобрать к ним ключи. Готовы к работе?

- Стража распахнёт ворота к дворцу для тех, кто хорошо знает словарные слова. Покажем знания?

-Ребята, откройте свои тетрадки, чтобы аккуратно и красиво прописать словарные слова, сначала проведем минутку чистописания.

-Запишите сегодняшнее число и «Классная работа».

-А теперь приступим к работе со словарными словами. Я задаю вопрос, вы отвечаете на него и записываете это слово в тетрадь.

1. Используя, какое средство, цветы привлекают насекомых?        

2. Используя, какое средство, одуванчик разбрасывает свои семена?

3. Какое средство использовала колдунья, чтобы отравить Белоснежку? 

4. Какое средство часто используем, чтобы пообщаться с собеседником, находящимся очень далеко?                                                               

5. Перечислите средства массовой информации.                                                        

7. Средство передвижения пассажиров под землёй.

8. Орудие труда, средство для копки земли.                                       

-Сравните с ответами на слайде и поставьте оценку.

-Почему мы уделили этим словам время?

-А можем ли мы проверить, как правильно пишутся эти слова?

-Правильно, т.к. эти слова словарные, что мы должны сделать?

-Молодцы! Вы отлично справились.

Создание проблемной ситуации, поиск решений.

-Ребята, стражники  оставили нам вопросы, на которые нам нужно найти ответы.

1)Какие средства общения вы знаете?

2)Какое место занимает среди них язык?

3)В чем состоит великий секрет языка?

-Я вижу, ваши мнения разделились. Нам предстоит разобраться в этом.

-Да

-Да

Записывают число и классная работа

-Аромат

-Ветер

-Яблоко

-Телефон

-Газета, радио, телевидение

-Метро

-Лопата

Сравнивают

-Потому что это словарные слова

-Нет, т.к. они словарные

-Запомнить, как они пишутся

Высказывание детей

П: поиск и выделение необходимой информации.

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

П: сознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

К: учет разных мнений.

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

III. Постановка учебной задачи

Словесный: учебный диалог.

Практический: работа с учебником

4-5 мин

-Какое одинаковое слово я использовала для формулировки заданий?

-Откройте учебник на странице 35 и прочитайте,  что означает это слово?

-Для выполнения любого действия человек использует разные средства. Например: чтобы вскопать грядку люди изобрели …

Какое же орудие ,средство человек создал чтобы общаться друг с другом на расстоянии? А чтобы общаться друг с другом, человек использует язык.

-Так как же вы думаете, о чем сегодня мы будем говорить на уроке?

-Какая же цель нашего урока?

-Средство

-Средство - это приём или способ действия для достижения какой-либо цели

 -Лопату

-Язык

-Телефон, компьютер, интернет

-Средство общение/ Язык средство общения

-

П: поиск и выделение необходимой информации.

К: учет разных мнений.

Р: целеполагание.

IV. Открытие нового знания

Словесный: учебный диалог.

Практический: выполнение упражнения

Практический: выполнение упражнения

7-8 мин

-Ребята, как вы понимаете значение словосочетания «средства общения»?

(Средства общения – это разные приёмы и способы, благодаря которым мы можем общаться: передавать друг другу информацию, делиться чувствами, мыслями.)

- Как вы думаете, как человечество шло к созданию того языка, которым мы пользуемся сейчас?

- Что использовали люди до того, как появился звуковой язык?

- Откройте страницу 35 в учебнике и найдите задание 49, выполним его устно.

- Давайте с вами сделаем вывод. Какое общение будет самым успешным?

-А теперь прочитайте обращение Самоварова с.36. Что сказал Самоваров?

-Выполним упражнение 50(устно), на след. Странице. (читают по абзацам) Внимательно следите и вдумывайтесь в текст.  В чем секрет языка? Видите, некоторые предположения ребят в начале урока были верными.

Высказывание детей

-Жестами, рисунками, звуками

-Использовали жесты, рисунки и звуки

Выполняют задание устно

-Устное и письменное общение

Читают и анализируют

Читают и анализируют

-Обозначать предметы окружающего мира звуками

Р: принятие, сохранение цели и следование ей в учебной деятельности.

К: учет разных мнений.

П: поиск и выделение необходимой информации.

V. Первичное закрепление во внешней речи.

Словесный: учебный диалог

Практический: выполнение упражнения

4-5

мин

-Сейчас выполним упражнение 51. Составляем устно ответы на вопросы и записываем с комментированием на доске (по 1 предложению), остальные записывают в тетради.

1 предложение: В древние времена люди общались друг с другом жестами, мимикой, рисунками.

2 предложение: Жестами можно изобразить предмет, но нельзя его описать. Такой метод не пригоден в темноте.

3 предложение: Звуками речи можно передавать сообщения, описывать предметы окружающего мира, выражать свои мысли.

4 предложение: Великий секрет языка состоит в умении обозначать звуками все предметы окружающего мир.

Все предметы и мысли люди научились обозначать звуками, словами.

Устные ответы

1 предложение: В древние времена люди общались друг с другом жестами, мимикой, рисунками.

2 предложение: Жестами можно изобразить предмет, но нельзя его описать. Такой метод не пригоден в темноте.

3 предложение: Звуками речи можно передавать сообщения, описывать предметы окружающего мира, выражать свои мысли.

4 предложение: Великий секрет языка состоит в умении обозначать звуками все предметы окружающего мир.

П: сознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой.

Практический: самостоятельная работа.

4-5 мин

-Ребята, а сейчас у нас будет самостоятельная работа.

-Вставьте пропущенные слова, опираясь на подсказки под текстом, и у вас получится красивейшее высказывание о русском языке А.Н. Толстого.

        

Дивной вязью плел народ невидимую сеть русского языка: яркого как радуга вслед весеннему дождю, меткого как стрелы, задушевного как песня над колыбелью, певучего. Дремучий мир, на который он накинул волшебную сеть слова, покорился ему, как обузданный конь.

-Так же  у вас есть второе задание, выполните его, соединив слово с его характеристикой.  

-Сравните свои ответы с ответами на экране, если все верно, то поставьте +, если нет , то -.
                                                                                                         

Выполняют упражнение

Выполняют упражнение

Проверяют самостоятельную работу

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

П: поиск и выделение необходимой информации.

VII. Включение в систему знаний, повторение.

Практический: выполнение упражнений 

7-8 мин

-Ребята, а как называется раздел, который мы начали изучать?

-А общаются ли в современном мире с помощью языка жестов?

- Язык как средство общения

Глухонемые люди, к которым мы должны относиться с сочувствием и пониманием. А также люди некоторых профессий: моряки, инспекторы ГИБДД

К: уметь выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

К: учет разных мнений.

VIII. Рефлексия деятельности.

Словесный: беседа.

2-3

мин

-Итак, какую цель мы поставили в начале урока?

-Мы ее достигли?

Сегодня на уроке я узнал…

Я понял…

Теперь я смогу сам…

Я легко справился…

Мне было трудно…

Самое интересное для меня было…

-Так же на ваших партах лежат листочки, на каждое предложение вам нужно подчеркнуть свой вариант.

Высказывания детей

Подсчет плюсов, выставление оценок за активность на уроке

Л: самооценка, взаимооценка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 3 классе "Имя существительное", УМК "Перспектива"

Урок с использованием технологии - работа в сотрудничестве....

Конспект урока русского языка "Предложения с однородными членами", умк «Перспектива», 3 класс.

Урок русского языка , УМК «Перспектива»Тема урока: Предложения с однородными членами....

Конспект урока русского языка. Обобщение по теме "Язык - средство общения" Перспектива 4 класс

Конспект урока русского языка. Обобщение знаний по теме "Язык -средство общения" Перспектива 4класс.Урок- рефлексия., сиспользованием психолого-педагогических техник...

Конспект урока русского языка. Тема: "Слова противоположные по значению. Антонимы" 2 класс (УМК Перспектива)

Конспект урока русского языка Тема: СЛОВА, ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ ПО ЗНАЧЕНИЮ (АНТОНИМЫ) Цели деятельности учителя: познакомить детей с антонимами; обогатить их словарный запас; формировать умения распознава...

Конспект урока русского языка по русскому языку 1 класс УМК « Перспектива» . Тема:Тема урока: БУКВОСОЧЕТАНИЯ ЖИ–ШИ, ЧА–ЩА, ЧУ–ЩУ

Представлен конспект урока - знакомство с новым материалом, с использованием системно - деятельностного подхода, проблемное изложение материала...

Технологическая карта урока русского языка «Язык - главный помощник в общении» 3 класс (УМК: "Перспектива")

Тема урока: «Язык - главный помощник в общении» Тип урока: урок рефлексииЦель урока: создание условий для формирования представления о значимости языка, как о главном средстве общения...