Конспект урока русского языка "Что такое текст-описание?" (2 класс) УМК "Школа России"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Гайфулина Алсу Рифатовна

Цели деятельности учителя: знакомство с понятием «текст-описание» и с его отличительными признаками.

Планируемые  результаты:

Предметные:

  • знать, что такое текст-описание, его структуру;
  • уметь различать текст-описание и текст-повествование;
  • уметь составлять текст-описание, используя в нем имена прилагательные.

Личностные:

  • принимать и осваивать социальную роль обучающегося;
  • проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • осознавать личностный смысл учения.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Что такое текст-описание38.95 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 22 апреля, 2020

Школа: МОУ Байгазинская СОШ

Класс: 2

Урок: 1

Учитель: Саматова Т.М.

Студент: Гайфулина А., 46 гр

Методист: Галиуллина Н.К..

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Тема: «Что такое текст – описание?»

Цели деятельности учителя: знакомство с понятием «текст-описание» и с его отличительными признаками.

Планируемые  результаты:

Предметные:

  • знать, что такое текст-описание, его структуру;
  • уметь различать текст-описание и текст-повествование;
  • уметь составлять текст-описание, используя в нем имена прилагательные.

Личностные:

  • принимать и осваивать социальную роль обучающегося;
  • проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • осознавать личностный смысл учения.

Тип урока: урок «открытия нового знания»

Оборудование: программа: «Школа России»; учебник: Канакина В.П, Горецкий В.Г. 2 класс (2 часть), тетради.

№ п/п

ЭТАПЫ УРОКА

Методы и приемы

Хронометраж

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

ФОРМИРУЕМЫЕ

УУД


ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

1.

Этап самоопределения к деятельности

Словесный: слово учителя

1 мин

- Здравствуйте, ребята!

Ну, теперь проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё в порядке,
Ручка, книжка и тетрадки?
Все ли правильно сидят?

- Здравствуйте!

2.

Актуализация знаний и мотивация

Словесный: слово учителя, беседа

Практический: словарный диктант

5 мин

- Открываем тетради, записываем число. Сегодня у нас 8 апреля, классная работа.

- Кто готов, руку на локоток.

- Посмотрите на доску. Вам даны слова:

Мебель, дорога, желтый, снегирь, мороз, коньки, урожай.

- Выпишите с каждого слова только непроверяемую безударную гласную.

- Отлично, молодцы!

- Е, О, Е, Е, О, О, О.

П: структурирование знаний

Р: контроль

3.

Постановка учебной задачи

Словесный: беседа

5 мин

На слайде вы видите набор букв. Вам нужно составить из него слово:

С К Т Е Т

- Какое слово у вас получилось?

- Что такое текст?

- Можно ли назвать предложения на слайде текстом? Если да, то почему?

1) Вчера я был в цирке и видел тигров. Что они только не выделывали! Сначала вставали на задние лапы, потом прыгали с тумбы на тумбу и даже через горящие кольца.

2) Вчера я был в цирке и видел тигров. Какие они красивые и сильные! Шкура у них полосатая, яркая, глаза горят огнём, лапы упругие. А когда тигры рычат, видны белые клыки.

- Что общего у этих текстов?

- Какая часть речи играет ведущую роль в первом тексте?

- Как будет называться данный вид текста?

- Какая часть речи играет ведущую роль во втором тексте?

- Назовите имена прилагательные из второго текста.

- Благодаря этим словам вы смогли представить себе тигров?

- В чём помогают нам имена прилагательные?

- Значит, как можно назвать второй текст? К какому виду можно отнести второй текст?

- Верно! Сегодня на уроке мы познакомимся с текстом-описанием. Но, прежде чем мы продолжим, попробуйте определить задачи сегодняшнего урока, используя «слова – помощники», которые вы видите на слайде: познакомимся, узнаем, будем учиться.

- Текст.

- Текст – это два или  более предложений, связанных друг с другом по смыслу.

- Да, предложения в обоих текстах связаны по смыслу.

- Они о тиграх.

- Глагол.

- Текст-повествование.

- Имя прилагательное.

- Красивые, сильные, полосатая, яркая, упругие, белые.

- В описании.

- Текст-описание.

- Познакомимся с текстом-описанием. Узнаем, чем отличается текст-описание от других видов текстов. Будем учиться определять и составлять текст-описание.

П: построение логической цепочки рассуждений

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Р: целеполагание

4.

Открытие нового знания

Словесный: слово учителя, беседа

8мин

- Откройте учебники на стр.95. Найдите упр.164. Кто прочитает нам текст?

- о чем говорится  тексте?

- прочитайте предложение, в котором дается описание грачей.

- в каком предложении автор выразил свое отношение к птицам?

- какие предложения текста отвечают на вопрос, какие грачи?

- Спишите, подчеркните в первом предложении грамматическую основу.

- Переходим к следующему упр. 165. Кто прочитает?

- Из какой сказки этот отрывок?

- Определите тему текста. О чем этот текст?

- Найдите в тексте имена прил и скажите, с какой целью употребляет их автор.

- Выпишите из текста имена прилаг. А теперь, опираясь на эти слова, устно перескажите текст.

- Молодцы! Давайте прочитаем слова, данные в рамочке.

- Что описывает текст-описание?

- какие вопросы можно поставить к тексту-описанию?

Физминутка

составить текст?
- Что случилось с зонтом?
- Как ворона приспособ

писать текст-повествование с

элементами описания

-  о грачах

- Все иссиня-черные, только вокруг клюва широкое белое пятно.

- Как они хороши!

- Все иссиня-черные, только вокруг клюва широкое белое пятно. За это грачей и зовут белоносыми.

- По дороге разгуливают грачи.

- Из сказки «Дюймовочка»

- текст о маленьком человечке, который сидел в чашечке цветка.

- Маленький, беленький, прозрачный, хрустальный, золотая, блестящие. Для того, чтобы описать этого человечка.

- Явление или предмет.

- какой? какая? какое? какие?

П: структурирование знаний

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

П: построение логической цепочки рассуждений

5.

Первичное закрепление во внешней речи

Словесный: учебный диалог

7 мин

- Найдите упр. 167 на стр. 97. Нам необходимо прочитать отрывок из сказки «Кто это?», в котором пропущены имена прилагательные. Они даны ниже в словах для справок.

- Итак, читаем по строчке и вставляем пропущенные слова.

- О ком эта загадка?

- В каких предложениях дано описание внешнего вида мышонка?

- В каких предложениях описываются особенности жизни животного?

- Назовите главную мысль текста-описания.

- Выпишите из второго предложения имена прилагательные вместе с теми имена существительными, к которым они относятся.

-Запишите домашнее задание.

стр. 95 упр. 163 (устно), упр. 164, 165 (письменно)

Я живу под землей в темной норке.

Шубка серая, крошечный рост.

Глазки, черные бусинки, зорки,

И веревочкой тоненький хвост…

Я боюсь долгоносой вороны,

Желтоглазой совы и хорьков,

Голодаю весною студеной,

Зябну в сырости талых снегов.

- О мышонке

- Шубка серая, крошечный рост.

Глазки, черные бусинки, зорки,

И веревочкой тоненький хвост…

- Я живу под землей в темной норке.

Голодаю весною студеной,

Зябну в сырости талых снегов.

- Мышонок всего и всех боится.

- Шубка серая, крошечный рост.

П: синтез

П: построение логической цепочки рассуждений

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

6.

Самостоятельная работа с самопроверкой

Словесный: слово учителя, беседа

Практический: упражнение

4 мин

- Сейчас я предлагаю вам написать небольшой текст-описание о вашем любимом животном по плану:

1. Внешний вид (какая голова, глаза, уши, чем покрыто туловище).

2. Особенности животного (где живет, чем питается, что любит делать).

3. Как ты относишься к животному (любишь, заботишься, оберегаешь).

- Кто желает прочитать нам свой текст-описание?

П: структурирование знаний

П: построение логической цепочки рассуждений

7.

Включение в систему знаний, повторение

Словесный: учебный диалог

Практический: упражнение

7 мин

- С чем вы сегодня познакомились на уроке?

- Чему учились?

- С помощью каких слов можно составить текст-описание?

- На какие вопросы отвечает текст-описание?

- С текстом-описанием.

- Определять и составлять текст-описание.

- Имён прилагательных.

- Какой? Какая? Какое? Какие?

П: построение логической цепочки рассуждений

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

8.

Рефлексия деятельности

Словесный: беседа 

3мин

- Возьмите три цветных карандаша (зелёный, жёлтый, красный).

- Если материал урока был для вас понятен, полезен, интересен, то покажите зелёный карандаш. Не понятен, бесполезен, скучен – красный.

- Если вы считаете, что на уроке работали активно, то показывайте зелёный карандаш. Не достаточно активно - жёлтый. Не активно – красный.

- Если вы остались довольны свой работой на уроке, то показывайте зелёный карандаш. Не доволен своей работой – красный.

- Если ваше настроение за урок стало лучше, то покажите зелёный карандаш. Стало хуже – красный. Ничего не изменилось – жёлтый.

- Спасибо за урок! Урок окончен.

Оценивают работу.

П: рефлексия способов и условий действия

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Задание для дистанционного обучения

Лиса – осторожный и хитрый зверь. Шерсть на ней длинная и пушистая. Мордочка у лисы красивая. Особенно хорош хвост. Он переливается на солнце рыжими искрами. Лиса живёт в лесу. Она выкапывает глубокие норы. Питается лиса мышами. Заметает свои следы хвостом.

- Выпишите из текста по три слова в каждый столбик.

Существительное

Прилагательное

Глагол


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 4-м классе по теме "Имя прилагательное. Склонение имен прилагательных единственного числа женского рода". (УМК «Школа России», учебник Л. М. Зеленина, Т. Е. Горецкий)

Конспект урока русского языка в 4-м классе по теме "Имя прилагательное. Склонение имен прилагательных единственного числа женского рода". (УМК «Школа России», учебник Л. М. Зеленина, Т. Е. ...

"Прямая речь". Конспект урока русского языка в 4-м классе с презентацией ("Школа России")

Конспект урока, презентация, приложения в виде карточек для парной, групповой, самостоятельной работы....

Конспект урока русского языка во 2 – м классе по программе «Школа России». Тема «Это удивительное имя существительное»

Данный урок является заключительным в изучаемой теме "Имя существительное" и подводит итог всему изученному на предыдущих урокаж. Урок планировался так, чтобы активизировать познавательную активность ...

Конспект урока русского языка во 2 – м классе по программе «Школа России». Тема «Родственные слова» (урок объяснения и усвоения новых знаний)

Данный урок является первым в изучаемой теме "Родственные слова". Цель урока: формирование умения находить,  различать и образовывать родственные слова; развивать речь учащихся; учить действовать...