«Правописание глагола в прошедшем времени» (УМК "Школа России") 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Курушина Елизавета Андреевна

Тема урока: «правописание глагола в прошедшем времени»

 

Цели деятельности учителя: совершенствование  умения образовывать глаголы прошедшего времени, грамотно писать окончания глаголов единственного числа.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Знать: что глаголы в форме прошедшего времени единственного числа изменяются по родам и имеют окончания "а", "о" и нулевое окончание;
  • Уметь: образовывать глаголы прошедшего времени, грамотно писать родовые окончания глаголов единственного числа.

Личностные:

  • способствовать развитию интереса к письму, формированию мотивационной основы учебной деятельности;
  • проводить самооценку своих действий;
  • развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы.

Тип урока:  урок «открытия» нового знания.

Оборудование:  учебник  «Русский язык» 4 класс,  2 часть (УМК «Школа России») ; учебная презентация;  раздаточный материал.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата:         15.04.2019                                                                                                  ФИО учителя:.Кузнецова В. В.

Школа: 152                                                                                                           ФИ студента: Курушина Е.

Класс: 4б                                                                                                                    ФИО методиста: Кондратьева И.И                 

Кабинет:  213                                                                                                                                            

Конспект урока по русскому языку

Тема урока: «правописание глагола в прошедшем времени»

Цели деятельности учителя: совершенствование  умения образовывать глаголы прошедшего времени, грамотно писать окончания глаголов единственного числа.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Знать: что глаголы в форме прошедшего времени единственного числа изменяются по родам и имеют окончания "а", "о" и нулевое окончание;
  • Уметь: образовывать глаголы прошедшего времени, грамотно писать родовые окончания глаголов единственного числа.

Личностные:

  • способствовать развитию интереса к письму, формированию мотивационной основы учебной деятельности;
  • проводить самооценку своих действий;
  • развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы.

Тип урока:  урок «открытия» нового знания.

Оборудование:  учебник  «Русский язык» 4 класс,  2 часть (УМК «Школа России») ; учебная презентация;  раздаточный материал.

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Этап самоопределения к деятельности

Словесный: беседа.

1 мин

- Здравствуйте.

- Садитесь, пожалуйста, за парты.

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться,

Только тот, кто много знает-

В жизни что-то достигает!

- Я желаю вам на урок получить хорошие и крепкие знания. Не лениться и быть внимательными.

Готовят рабочее место. Настраиваются на работу.

Слушать учителя.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

II.Актуализация знаний и мотивация

Словесный: диалог.

Практический: словарно-орфографическая работа

Практический: орфографический анализ

5 мин

Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Ребята, посмотрите на экран. На экране представлены слова с пропущенными буквами, ваша задача списать, вставляя пропущенные буквы:

- Б.седа, д.ректор, п.роль, пут.шествие, п.ртрет, с.крет, см.родина, та.ть, чес.но, эл.ктричество.

- Не забудьте подчеркнуть орфограммы.

- А сейчас возьмите в руки карандаш, посмотрите на экран, сравните, верно ли вы вставили букву.

- Если слово написано верно, поставьте рядом с ним плюс, если допущена ошибка – минус.

- Вспомните, что такое «возвратные глаголы»

- Чем является -ся, -сь?

Какое значение придает глаголу?

Где стоит в слове?

Когда пишем -ся, когда -сь?

1)Глаголы какого времени спрягаются?

2)А какие глаголы не спрягаются?

- Беседа, директор, пароль, путешествие, портрет, секрет, смородина, таять, честно, электричество.

Глаголы с суффиксом –ся (-сь) называются возвратными. Частица – ся, присоединяясь к глаголу, вносит добавочные значения

-ся, -сь – это суффиксы)

Глаголы с -ся, -сь становятся возвратными

- Суффиксы -ся, -сь стоят послеокончания и называются постфиксами

-ся после буквы согласного звука, а -сь после буквы гласного звука

-настоящего и будущего

-настоящего времени

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

III.Постановка учебной задачи

Словесный: диалог.

3 мин

- Откройте учебник на странице 109 №229 Прочитайте текст и определите время глаголов в нем.

- Как вы это определили?

- Сегодня мы будем говорить о правописании таких глаголов.

- Какая тема сегодняшнего урока?

- Какие цели поставим на урок?

- Отлично.

- Это глаголы прошедшего времени

- Они говорят о прошлом

Тема урока: «правописание глагола в прошедшем времени»

Цель: научится правильно писать глаголы прошедшего времени

П.: рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами.

Р.: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.

IV.Открытие нового знания

Практический: работа с книгой.

Словесный: диалог.

20 мин

 Спишите упражнение 229, раскрывая скобки в словах.

- Объясните, как вы раскрыли скобки и подчеркните орфограммы в словах.

- Как можно определить глаголы прошедшего времени?

- выделите приставки в глаголах.

- какие приставки имеют значение начала действия?

http://reshator.com/otvety/4-klass-kanakina/2-229.png

Посмотрите на упражнение 230. Прочитайте задание.

 Что нужно сделать?

- Прочитать текст и раскрыть скобки.

- как называются слова, которые произносятся одинаково?

- Какой они части речи?

Спишите слова с пропущенными буква и скобками, раскрывая их.

- Найдите глаголы прошедшего времени

- какого они рода?

- есть ли у них окончания? Какие?

- укажите над ними их род и выделите окончания.

http://reshator.com/otvety/4-klass-kanakina/2-230.png

- посмотрите на таблицу на следующей странице. Какие окончания могут иметь глаголы в прошедшем времени?

- Поставьте вопрос к каждому глаголу в таблице.

- сравните вопрос и глагол прошедшего времени. Что заметили?

- Почему изменяется окончание?

- В каком числе глаголы изменяются по родам?

http://reshator.com/otvety/4-klass-kanakina/2-231.png

 Списывают текст и объясняют орфограммы

- По вопросу «что делал? Что сделал?»

Выделяют приставки

- защелкал, засвистал

Читают задание

- омонимы

- сущ. И гл

-гл.и сущ

Выписывают слова в тетрадь, подчеркивают орфограммы

- пила, не задело, проснулся

-  да

- если мужской род – нулевое, если женский род, то а, если средний род – о

- У вопроса и глагола одинаковое окончание.

- меняется род существительного

- только в единственном

Р.: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий.

П.: поиск и выделение необходимой информации.

Динамическая пауза

1 мин

Давайте передохнем и выполним физ. Минутку. Повторяйте движения за мной.

Выполняют движение в соответствии с заданием

Р.: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию.

V.Первичное закрепление во внешней речи

Практический: работа с правилом и таблицей.

Словесный: диалог.

7 мин

- Обратите внимание на 110 страницу внизу. Прочитайте правило.

- Кроме окончаний, что еще образует глагол прошедшего времени?

- В чем его особенность?

- Почему он не входит в основу?

- Прочитайте примеры из учебника.

- Вернемся к таблице окончаний глагола прошедшего времени. Есть ли в словах суффикс прошедшего времени?

- Назовите слово и найдите суффикс.

- Посмотрите на вопрос. Есть ли в нем суффикс прошедшего времени?

- Назовите основу этих слов. Где она заканчивается?

Изучают правило

- суффикс «л»

- Он не входит в основу слова

- Он образует прошедшее время глагола

- да

- да

- Перед суффиксом прошедшего времени.

К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими нормами родного языка.

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

Словесный: слово учителя.

Практический: работа с упражнением.

4 мин

 - Откройте страницу 110. У вас сейчас будет небольшая самостоятельная работа. Ваша задача выполнить номер 232 письменно.

- Времени у вас немного, не отвлекайтесь ни на что. Ели будут вопросы, поднимайте руку.

- проверяем.

-у глаголов какого рода ударение падает на окончание?

http://reshator.com/otvety/4-klass-kanakina/2-232.png

Выполняют задание самостоятельно

-у ж.р.

Осуществляют самопроверку

Р.: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.

П.: структурирование знаний.

VII.Включение в систему знаний

Словесный: беседа.

Практический: работа с книгой.

Словесный: беседа.

5 мин

- Откройте рабочие тетради на странице 62 и выполните №141

- Прочитайте задание.

- Что нужно сделать?

- выполняем.

- Проверяем.

- Какие окончания подчеркнули?

- Найдите в глаголах суффикс прошедшего времени.

- Вписать пропущенные буквы, подчеркнуть глагол, который изменяется по родам и указать его род.

Р.: контроль в форме сличения способа действий и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

П.: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

VIII.Рефлексия деятельности

Словесный: беседа.

2 мин

- Скажите, пожалуйста, как тему мы проходили сегодня?

- Отлично. Какие цели мы ставили на уроках?

- Реализовали ли мы их?

- Молодцы. Сейчас мы с вами закончим предложение: «На уроке мне ...»

- Используем такие варианты ответа как:

Было трудно ...                              

Было интересно ...

Было не понятно ...                      

Было легко …

- Молодцы. Мне урок тоже понравился,  Вы были активными, с удовольствием выполняли все задания и получали новые знания.

- Запишите, пожалуйста, домашнее задание. слова, страница 111,упр.233

- Тема урока: «правописание глагола в прошедшем времени»

Цель: научится правильно писать глаголы прошедшего времени

Записывают домашнее задание.

К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

П.: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться, Только тот, кто много знает- В жизни что-то достигает!

Слайд 3

Б . седа, д . ректор, п.роль, пут.шествие , п.ртрет , с.крет , см.родина, та.ть , чес.но , эл.ктричество .

Слайд 4

Б е седа, д и ректор, п а роль, пут е шествие, п о ртрет, с е крет, см о родина, та я ть, чес т но, электричество.

Слайд 5

Тема урока: «Правописание глагола в прошедшем времени»

Слайд 6

Цель: научится правильно писать глаголы прошедшего времени

Слайд 11

Домашнее задание: слова, страница 111,упр.233


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 4 классе по теме "Правописание глаголов в прошедшем времени".

Урок русского языка в 4 классе по теме "Правописание глаголов в прошедшем времени"....

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе, на тему "Правописание глаголов в прошедшем времени".

Урок патриотического воспитания на уроке русского языка в 4 классе. Методическая разработка....

Конспект урока по русскому языку «Правописание глаголов в прошедшем времени»(УМК«Школа России», 4 класс )

Цели деятельности учителя:формирование умений выполнять морфологический разбор глаголов.Планируемые результаты:Предметные:знать правила правописания глаголов;знать временные формы глагола, начальную ф...

Конспект урока русского языка "Правописание глаголов в прошедшем времени" (УМК "Школа России", 4 класс)

Цели деятельности учителя: ·        формирование умений определять писать глаголы в прошедшем времени;·        ознак...

Конспект урока по русскому языку на тему «Правописание глаголов в прошедшем времени», 4 класс, УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: закрепление и систематизация знаний обучающихся о глаголах в прошедшем времени; развитие умения правильного написания родовых окончаний глаголов в прошедшем времени.Планируе...

Технологическая карта урока по русскому языку "Анализ сочинения. Правописание глаголов в прошедшем времени" (УМК "Ритм", 4 класс)

Цель урока: создание условий для развития у обучающихся умения правильно писать родовые окончания глаголов в прошедшем времени.Задачи урока:Дидактические:1. повторить изученное о глаголах прошедшего в...

Технологическая карта урока по теме "Правописание глаголов в прошедшем времени" 4 класс

Технологическая карта урока по русскому языку "Правописание глаголов в прошедшем времени"...