Главные вкладки

    Конспект урока по теме: «С.Д. Дрожжин «Родине»» (4 класс). УМК Школа России
    план-конспект урока по чтению (4 класс)

    Голобородько Любовь Николаевна

    Цели деятельности учителя:

    • создание условий для ознакомления со стихотворениями о Родине;
    • развитие навыков правильного, выразительного чтения.

    Планируемые результаты:

    Предметные:

    • знать биографию автора С.Д. Дрожжина, содержание стихотворений о Родине;
    • уметь прогнозировать содержание произведения.

    Личностные:

    • способствовать развитию интереса к письму, формированию мотивационной основы учебной деятельности;
    • проводить самооценку своих действий;
    • развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы.

    Тип урока: урок «открытия» нового знания.

    Оборудование: учебник «Литературное чтение» 4 класс, 2 часть (УМК «Школа России»); учебная презентация; раздаточный материал.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл С.Д. Дрожжин «Родине»38.76 КБ

    Предварительный просмотр:

    Дата: 07.04.2020 г.                                                                                                                  ФИО учителя: Владыкина З.А.

    Школа: МОУ СОШ №49                                                                                                                   ФИ студента: Голобородько Л.                                                            

    Класс: 4 «Д»                                                                                                                                         ФИО методиста: Кошкарова Л.С.    

    Кабинет: 203                                  

    Конспект урока по литературному чтению

    Тема урока: «С.Д. Дрожжин «Родине»»

    Цели деятельности учителя:

    • создание условий для ознакомления со стихотворениями о Родине;
    • развитие навыков правильного, выразительного чтения.

    Планируемые результаты:

    Предметные:

    • знать биографию автора С.Д. Дрожжина, содержание стихотворений о Родине;
    • уметь прогнозировать содержание произведения.

    Личностные:

    • способствовать развитию интереса к письму, формированию мотивационной основы учебной деятельности;
    • проводить самооценку своих действий;
    • развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы.

    Тип урока: урок «открытия» нового знания.

    Оборудование: учебник «Литературное чтение» 4 класс, 2 часть (УМК «Школа России»); учебная презентация; раздаточный материал.

    Этап урока

    Методы и приемы

    Хроно-метраж

    Содержание урока

    Формируемые

    УУД

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    I.Этап самоопределения к деятельности

    Словесный: беседа.

    1 мин.

    - Здравствуйте.

    - Садитесь, пожалуйста, за парты.

    - Ребята, умеете ли вы преодолевать трудности? Поднимите руку те, кто уверен, что он справится со всеми заданиями, какими бы трудными они не были. А трудности можно преодолеть, если человек все делает с хорошим настроением, с уверенностью в своих силах и рядом с ним верные друзья. Прислушайтесь к себе и определите свое настроение.

    - Молодцы.

    Готовят рабочее место. Настраиваются на работу.

    Слушать учителя и отвечать на вопросы.

    К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

    II.Актуализация знаний и мотивация

    Словесный: диалог.

    3 мин.

    - Ребята, какое стихотворение и автора мы с вами прошли недавно?

    - Верно. О чем было стихотворение «Русь»?

    - Сейчас я вам расскажу о том, как вы написали вчерашнюю викторину и назову ваши отметки.

    - Молодцы.

    - Мы познакомились с автором И.С. Никитин и его произведение «Русь».

    - Это стихотворение было про Родину.

    Слушают анализ своих работ.  

    К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

    III.Постановка учебной задачи

    Словесный: диалог.

    5 мин.

    - Как вы думаете, что мы сегодня продолжим изучать?

    - Верно произведения про родину.

    - Посмотрите внимательно на слайд. Вы знаете этого человека?

    - На слайде изображён Спиридон Дмитриевич Дрожжин – русский поэт. У него есть произведение под названием Родине.

    - Кто догадался, какая тема нашего урока?

    - Отлично. Какие цели мы поставим на урок?

    - Молодцы.

    - Мы продолжим изучать произведения про Родину.

    Варианты ответов детей.

    Слушают учителя.

    - Тема нашего урока «С.Д. Дрожжин «Родине»».

    - Узнай биографию автора, прочитать стихотворение «Родине» и проанализировать его.

    П.: рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами.

    Р.: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.

    IV.Открытие нового знания

    Словесный: беседа.

    Наглядный: презентация, учебник, видеофрагмент.

    8 мин.

    - Автора, с которым мы сегодня познакомимся, зовут Спиридон Дмитриевич Дрожжин.

    - Ребят, вы что-нибудь слышали о таком авторе, о его жизни?

    - Спиридон Дмитриевич Дрожжин – известный русский поэт, стихи которого были очень популярны как в дореволюционные годы, так и во времена СССР. Он прожил долгую жизнь, основную часть которой посвятил литературному творчеству.

    -  Родился он 6 декабря 1848 года в Тверской губернии. Родина его воспета во многих его произведениях.

    - 36 лет его жизни отмечены мучительными скитаниями по стране. Спиридон Дмитриевич сменил множество профессий. Он был трактирным слугой, подручным буфетчика, приказчиком в книжных и табачных лавках, продавцом, рассыльным, лакеем, чернорабочим, агентом пароходного общества "Самолет", доверенным по доставке дров для железной дороги. Судьба забрасывала будущего поэта в Тверь и Москву, Харьков и Ярославль, Ташкент и Киев. Поэт скончался в родной Низовке в возрасте 82 лет.

    - Кто из вас запомнил, когда родился писатель?

    - Молодцы. В каком городе он родился?

    - Сколько лет Спиридон Дмитриевич скитался по стране?

    - Сейчас мы с вами познакомимся с одним его стихотворением. Откройте, пожалуйста, учебник на странице 133.

    - Прочитайте название стихотворения.

    - Сейчас я прочитаю вам это стихотворение. Слушайте внимательно.

    Как не гордиться мне тобой,
    О родина моя!
    Когда над Волгою родной
    Стою недвижим я,

    Когда молитвенно свой взор
    Бросаю в небеса,
    На твой чарующий простор,
    На темные леса.

    Как хороша ты в теплый день
    На празднике весны,
    Среди приветных деревень
    Родимой стороны!

    Как бодро дышится, когда
    На поле весь народ
    Среди свободного труда
    Все силы отдает!

    Каким восторгом мою грудь
    Ты наполняешь мне,
    Когда хочу я отдохнуть
    С тобой наедине!..

    Я в каждом шелесте листов
    Твой голос узнаю.
    Хожу среди твоих лугов,
    Мечтаю и пою.

    Во всей в тебе и мощь видна,
    И сила с красотой,
    Недаром ты и названа
    Великой и святой.

    - Сейчас вам предстоит выяснить значение слов.

    - Чем мы можем воспользоваться?

    - Каждая группа берёт по одному слову, находит его значение и зачитывает. Всё работаем!

    - Кто первый выполнит, зачитывает нам свой ответ.

    - Молодцы. Вам понравилось стихотворение?

    - Какие чувства оно у вас вызвало?

    Как не гордиться мне тобой,

    О Родина моя!

    - От чьего лица ведется речь? 

    - Почему так считаете? 

    - С каким чувством он обращается к ней? 

    Когда над Волгою родной

    Стою, недвижим, я.

    - Почему автор называет Волгу родной

    - Для чего он остановился?

    Когда молитвенно свой взор

    Бросаю в небеса,

    - Что такое взор?

    - Что значит «бросить взор»?

    - Куда взглянул поэт? Как?

    - Его взгляд остановился только на небесах?

    - А куда он мог его перевести?

    - Давайте подтвердим ваши предположения.

    На твой чарующий простор

    На темные леса.

    - Совпали ваши предположения?

    На поле весь народ

    Среди свободного труда

    Все силы отдает!

    - Как вы понимаете слова «народ все силы отдает»?

    - Каким поэт называет труд?

    - Труд может быть не свободным?

    - Почему же поэт бодро дышал, глядя на то, как работает народ?

    Каким восторгом мою грудь

    Ты наполняешь мне,

    Когда хочу я отдохнуть

    С тобой наедине!..

    – Что такое восторг?

    - Что значит, грудь наполняется восторгом?

    - Что восторгает поэта?

    - Молодцы!

    Физкультминутка.

    - Молодцы. Садитесь, пожалуйста.

    Варианты ответов детей.

    Слушают биографию автора.

    - Он родился 6 декабря 1848 года.

    - Родился в Тверской губернии.

    - 36 лет Спиридон Дмитриевич скитался по стране.

    - Стихотворение называется «Родине».

    Слушают стихотворение.

    - Словарями и учебниками.

    - Молитвенно свой взор - взгляд на небеса, сопровождающийся молитвой

    благодарим за чистое, светлое.

    - Чарующий простор - прекрасный, великолепный.

    - Среди приветных деревень - гостеприимные, рады гостям.

    Варианты ответов детей.

    - От лица автора.

    Варианты ответов детей.

    - С чувством долго, веры и надежды.

    - Потому что она находится на его Родине, и она ему как родная.

    - Чтоб полюбоваться красотой вокруг,

    - Взор – это направленность, устремленность глаз в сторону кого-либо или чего-либо.

    - Посмотреть на что-то.

    - На небеса.

    - Нет.

    - На твой чарующий простор

    На темные леса.

    - Да, предположения совпали.

    - Беседа о крепостном праве, акцент на то, что Дрожжин рожден в семье крепостных.

    - Восторг – чувства радости.

    - Чувством радости, гордости.

    - Мысль об уединении с родной природой.

    Участвуют в физкультминутке.

    Р.: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий.

    П.: поиск и выделение необходимой информации.

    V.Первичное закрепление во внешней речи

    Словесный: беседа.

    Наглядный: учебник, учебная презентация.

    5 мин.

    - Кто хочет прочитать стихотворение самостоятельно очень выразительно, выделяя нужные слова?

    - Молодец. Скажите, пожалуйста, с чего начинается Родина?

    - Отлично.         

    Читают произведение.

    Как не гордиться мне тобой,
    О родина моя!
    Когда над Волгою родной
    Стою недвижим я,

    Когда молитвенно свой взор
    Бросаю в небеса,
    На твой чарующий простор,
    На темные леса.

    Как хороша ты в теплый день
    На празднике весны,
    Среди приветных деревень
    Родимой стороны!

    Как бодро дышится, когда
    На поле весь народ
    Среди свободного труда
    Все силы отдает!

    Каким восторгом мою грудь
    Ты наполняешь мне,
    Когда хочу я отдохнуть
    С тобой наедине!..

    Я в каждом шелесте листов
    Твой голос узнаю.
    Хожу среди твоих лугов,
    Мечтаю и пою.

    Во всей в тебе и мощь видна,
    И сила с красотой,
    Недаром ты и названа
    Великой и святой.

    - Для каждого человека Родина начинается с того места, где он родился, произнес первые слова, сделал первые робкие шаги, где пошел в школу. Познание Родины начинается с изучения родного края.

    К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

    VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

    Словесный: беседа.

    Наглядный: учебная презентация.

    Практический: работа в тетради. 

    7 мин.

    - Сейчас в парах ответьте на вопросы.

    1. Подберите синонимы к слову «гордиться».

    2. Антоним к слову «бодро».

    3. Как поэт относится к Родине?

    - Сейчас в парах составьте синквейн к слову Отчизна.

    - Кто прочитает свои синквейны?

    - Молодцы.

    Отвечают на вопросы.

    - Величаться, возноситься, заноситься, зазнаваться, кичиться, надмеваться, чваниться.

    - Слово «устало».

    Варианты ответов детей.

    Отечество.

    Любимое, славное.

    Несёт, наделяет, требует.

    Все мы дети отечества.

    Место.

    Отечество.

    Великое, свободное.

    Учит, защищает, кормит.

    Страна, в которой я живу.

    Отчизна.

    Р.: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.

    П.: структурирование знаний.

    VII.Включение в систему знаний

    Словесный: беседа.

    8 мин.

    - Какого автора мы сегодня изучали?

    - В каком городе родился Иван Саввич?

    - Какое его произведения мы сегодня прочитали и проанализировали?

    - Найдите в стихотворение строки, которые понравились тебе большого всего?

    - Как звучала тема нашего урока?

    - Какие цели мы ставили?

    - Мы реализовали эти цели?

    - Отлично.

    - Мы познакомились сегодня с Спиридоном Дмитриевичем Дрожжином.

    - Родился в Тверской губернии..

    - Мы прочитали проанализировали произведение «Родине».

    Варианты ответов детей.

    - Тема нашего урока «С.Д. Дрожжин «Родине»».

    - Узнать биографию автора, прочитать стихотворение «Родине» и проанализировать его.

    - Мы реализовали все цели.

    Р.: контроль в форме сличения способа действий и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

    К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия.

    VIII.Рефлексия деятельности

    Словесный: беседа.

    3 мин.

    - Откройте, пожалуйста, ваши дневники. Запишите домашнее задание. Рабочая тетрадь страница 93. Ответить на вопросы по произведению. Сейчас закройте дневники и послушайте меня.

    - У вас на партах лежат по два жетона, один улыбающийся, а второй грустный. Если у вас хорошее настроение, то поднимите веселый смайлик, а если плохое настроение и вам что-то не понравилось, то грустный смайлик. Начинаем с первого ряда.

    - Молодцы. Мне урок понравился,  Вы были активными, с удовольствием выполняли все задания и получали новые знания.

    - Как вы думаете. Каких ребят мы можем оценить за этот урок? Кому мы можем поставить отметку?

    - Полностью согласна. Спасибо вам за урок. До свидания!

    Записывают домашнее задание.

    Проводят рефлексию своей деятельности на уроке.

    Слушают учителя.

    Оценивают деятельность одноклассников на уроке.

    К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

    П.: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока математики. Тема: «Проверка деления с остатком» 3 класс. (УМК Школа России)

    Тема урока: «Проверка деления с остатком»Цели урока: учить выполнять проверку деления с остатком; закреплять умения внетабличного деления и умножения;Планируемые результаты:Предметные: зак...

    Конспект урока математики. Тема: «Что узнали. Чему научились» 3 класс. (УМК Школа России)

    Тема урока: «Что узнали. Чему научились»Цели урока: совершенствовать вычислительные навыки; закреплять умения решать задачи;Планируемые результаты:Предметные: -выполнять деление с остатком...

    Конспект урока по теме: «Искусство объединяет народы. Материнство.» (4 класс) УМК Школа России

    Цели деятельности учителя: формирование представления о едином образе матери в искусстве разных народов; совершенствование навыков и умений в изображении человека.Планируемые результатыПредметные: -ра...

    Конспект урока по теме: «Ты и твои друзья» (2 класс). УМК Школа России

    Цели деятельности учителя: познакомить с ценностями дружбы, учить оценивать характер взаимоотношений между сверстниками,  учить совершать добрые и справедливые поступки, формировать навыки коммун...

    Конспект урока по теме: ««Страницы истории XIX века»» (4 класс). УМК Школа России

    Цель деятельности учителя: формирование представлении учащихся об историческом периоде Отечественной войны 1812 года.Планируемы результаты:предметные:       - рассказыват...