Главные вкладки

    Технологическая карта урока по Русскому языку "Правописание безударных падежных окончаний имен существительных"
    план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

    Щербакова Ксения Игоревна

    Технологическая карта урока по русскому языку "Правописание безударных падежных окончаний имен существительных" в 4 классе

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта урока

    Предмет: русский язык

    Класс:       4

    Тема: Упражнения для закрепления (правописание безударных падежных окончаний имен существительных).

    Тип урока: урок-закреппление (совершенствования и формирования УН и УУД)

    Цель: создание условий для закрепления правописания безударных падежных окончаний имен существительных.

    Планируемые результаты

    Предметные

    Знать: 1,2,3 склонение, падежи, слова-помощники, алгоритм написания безударных падежных окончаний им. сущ.

    Понимать: в каком случае использовать алгоритм

    Применять: указывать род, склонение им. сущ., выполнять упражнения с помощью алгоритма, обозначать орфограмму графически, уметь работать с толковым словарем.

    Анализ: анализ заданий и материала упражнений

    Синтез: проговаривание алгоритма, выполнение пр.раб.

    Оценка: полученных знаний для дальнейшего изучения русского языка

    Метапредметные:

    Регулятивные: 

    - самостоятельно формулировать тему и цели урока;

    - работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

    Познавательные:

    - извлекать информацию, представленную в разных формах.

    - пользоваться словарями, справочниками;

    - осуществлять анализ и синтез;

    - устанавливать причинно-следственные связи;

    - строить рассуждения;

    Коммуникативные:

    - оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

    адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

    владеть монологической и диалогической формами речи.

    высказывать и обосновывать свою точку зрения;

    слушать и слышать других

    задавать вопросы.

    Личностные

    - интерес к изучению языка;

    - осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

    Межпредметные связи: физическая культура (физминутка), изобразительное искусство (игра «Собери картину»).

    Основные понятия: имя существительное, безударное окончание, падежное окончание, склонение, слова-помощники.

    Технологии:

    Ресурсы урока:

    Для учителя: учебник «Русский язык» 4 кл., ч.2, Бунеев Р.Н., раздаточный материал, презентации, ПК, мультимедийный проектор, доска, ТК урока.

    Для учащихся: учебник «Русский язык» 4 кл., ч.2, Бунеев Р.Н., раздаточный материал, тетрадь в линейку, дневник, веер с буквами, канцелярские принадлежности.

    Ход урока:

    Содержание деятельности учителя

    Содержание деятельности обучающихся

    1.  Мотивация познавательной деятельности

    Организационное начало урока.

    - Доброе утро, ребята! Я очень рада вас видеть.

    - Проверьте свое рабочее место. На парте должен лежать учебник, тетрадь в линейку, дневник, веер с  гласными буквами.

    - Сначала сели девочки, потом сели мальчики.

    - Сядьте удобно, закройте глаза, положите головы на парты. Повторяйте слова за мной:

    - Я в школе на уроке,

    - Сейчас я начну учиться.

    - Я радуюсь этому.

    - Внимание моё растёт.

    - Я как разведчик, всё замечу.

    - Память моя крепка.

    - Голова мыслит ясно.

    - Я хочу учиться.

    - Я очень хочу учиться.

    - Я готов к работе.

    - Я работаю!

    Теперь откройте глаза, и мы приступим к работе.

    Здороваются. Проверяют рабочее место.

    2. Актуализация  необходимых знаний

    Минутка чистописания.

    Откройте тетради в линейку. Посмотрите на доску.

    - Какое сегодня число?

    - Какая орфограмма есть в слове «Двадцать»?

    - Какая орфограмма есть в слове «девятое»

    - Как проверим слово?

    - Какая орфограмма в слове «января»?

    - Какая орфограмма в слове «Классная»?

    - Какая орфограмма в слове «работа»

    Отступите 2 строки и запишите число, классная работа.

    - Начнем наш урок с минутки чистописания. С новой строки:

    Пишем сочетание «ко» нижним соединением.

    Далее пишем две маленькие наклонные прямые линии.

    Пишем сочетание двух букв «р» верхним соединением.

    Теперь пишем две большие наклонные прямые линии.

    Следующее сочетание – линию с закруглением соединяем верхним соединением с буквой «з».

    Пишем две линии с закруглением верхним соединением.

    Прописываем сочетание двух букв «и» верхним соединением.

    Сейчас верхним соединением соединяем букву «н» с линией с закруглением вправо.

    Пишем линию с закруглением вправо и приписываем  верхним соединением букву «а».

    - Какое слово зашифровано?

    - Что такое корзина?

    - А теперь прочитаем толкование этого слова в  «Толковом словаре» Ожегова.

    Прочитает нам толкование этого слова «имя».

    - Слово «корзина» - это словарное слово. Какая здесь орфограмма, которую нужно запомнить? Запишите слово в тетрадь, обозначьте орфограмму, поставьте ударение.

    Словарная работа.

    Выполняем словарную работу. Прочитайте.

    О мякот..., по пустын…, на пароход…, от радост…, из берлог…, к побед…

    - Какая называется орфограмма в словах?

    - Сможем ли мы сразу вставить окончания?

    - Чтобы правильно написать окончание вспомним наш алгоритм.

    - Что сделаем сначала?

    - Определили склонение, что дальше?

    - Какие слова-помощники относятся к 1 склонению?

    - Какие слова-помощники относятся ко 2 склонению?

    - Какие слова-помощники относятся к 3 склонению?

    - Выбрали слово-помощник. Что делаем теперь?

    - А теперь приступаем к работе. Записываем слова, указываем склонение, выделяем окончание.

    - Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Сейчас будет самопроверка. Проверять будем по цепочке. Проверяем по алгоритму.

    - Начинай, «имя»

    - Поставьте на полях «+», если все выполнено правильно; «+/-», если допущена одна ошибка. И «–», если ошибок больше 1.

    - Поднимите руки те, у кого нет ошибок, у кого одна ошибка.

    - На прошлых уроках вы упражнялись в написании безударных падежных окончаний имен существительных. Кто-нибудь знает, какая задача нашего урока?

    - Верно, и тема нашего урока «Упражнения на закрепление безударных падежных окончаний имен существительных.

    - Двадцать девятое января.

    - непроизносимая согласная «д».

    - безударная проверяемая гласная «е» в корне слова.

    - Подберем проверочное слово «де′вять»

    - непроверяемая гласная «я».

    - удвоенная согласная «с».

    - непроверяемая гласная «а» в корне слова.

    - корзина

    Ответы детей.

    1. Плетёное изделие, служащее вместилищем для хранения вещей, для упаковки, переноски. 2. В баскетболе: укреплённый на щите обруч с сеткой, в которую забрасывается мяч.

    - Непроверяемая гласная «о» в корне слова.

    - Безударные падежные окончания имен существительных.

    - нет

    - определим склонение.

    - выберем слово-помощник.

    - луна, земля.

    - конь, окно

    - печь, степь.

    - Проверяем по слову-помощнику и пишем.

    Выполняют работу.

    О мякоти – ставлю слово в начальную форму: мякоть — 3 скл, значит, слово-помощник – печь, о печи, окончание «и», пишу О мякоти.

    (аналогично с другими словами).

    Ставят знаки.

    Поднимают руки.

    - закрепить знания по написанию безударных падежных окончаний имен существительных.

    3. Организация познавательной деятельности

    - откройте учебник на стр.28. Сейчас мы устно выполним упражнение 1. Вам надо вставить пропущенную букву в окончании. Как мы это будем делать? Кто назовет алгоритм?

    - Верно, продолжаем нашу работу по цепочке.

    - Подготовьте веер с гласными буквами. (включаю презентацию).

    Сейчас мы сыграем в игру «Собери картину». Для того, чтобы собрать картинку, надо решить орфографическую задачу по нашей теме. На слайде представлены пазлы, в которых написаны слова с пропущенным окончанием. Вы мне с помощью веера показываете, какую букву надо вставить, а потом мы проверим правильность нашего выбора. Если мы правильно все сделаем, то соберем картину.

    - Итак, поехали.

    - Молодцы, собрали картинку! Я горжусь вами.

    ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

    Я буду называть имена существительные. Если оно 1 скл — приседаем, если 2 скл— подпрыгиваем, если 3 скл — хлопаем в ладоши.

    Сирень, берег, молодость, старик, помощь, ученик, книга, старость, степь, астра, георгин, морковь, свёкла, подъём, велосипед, радость, осень, лето, весна, снежинка, метель.

    - Обратимся к учебнику. Стр.28, упражнение 2. Что в нем надо сделать? Прочитай, «имя».

    - Какое слово главное, какое зависимое?

    - Приступим к выполнению упражнения. У вас два столбика слов. В первом столбике глаголы, во втором — имена существительные.

    - Прочитай первый глагол, «имя».

    - Подбери к нему существительное из 2 столбика.

    - Какое правильно написать слово «почте»? Расскажи алгоритм.

    - Какое окончание в слове «почте»? Расскажи по алгоритму.

    - Запишите посередине строки с большой буквы «Упражнение 2».Сейчас вы работаете самостоятельно. Писать словосочетания будем столбиком. Не забудьте выделить окончание.

    - Теперь запишем словосочетание. Диктуй всем, как писать, «имя».

    - определим склонение.

    - выберем слово-помощник.

    - проверяем по слову-помощнику и пишем.

    По линейк…— ставлю слово в начальную форму: линейка — 1 скл, значит, слово-помощник – луна, о луне, окончание «е», значит, По линейке

    (аналогично с другими словами).

    Слушают задачу, показывают веером ответы.

    Составить и записать словосочетания глагол + существительное.

    Главное — глагол, зависимое — имя существительное.

    - получил на

    - почте

    - определим склонение.

    - выберем слово-помощник.

    - проверяем по слову-помощнику и пишем.

    Получил на почт…— ставлю слово в начальную форму: почта — 1 скл, значит, слово-помощник – луна, получил на луне, окончание «е», значит, получил на почте

    (аналогично с другими словами).

    4. Подведение итогов

    - Ребята, мы с вами выполняли упражнения. На какую  орфограмму были эти упражнения?

    - Верно. Что помогает нам правильно ее писать?

    - Повторим еще раз алгоритм.

    - Что сделаем сначала?

    - Определили склонение, что дальше?

    - Какие слова-помощники относятся к 1 склонению?

    - Какие слова-помощники относятся ко 2 склонению?

    - Какие слова-помощники относятся к 3 склонению?

    - Выбрали слово-помощник. Что делаем теперь?

    - Молодцы, назвали все верно.

    - Сейчас мы с вами выполним тренажер, чтобы успешно написать проверочную работу, которая будет в конце нашего урока.

    Вам надо вставить верную букву в окончание слов. Вы будите выходить по-очереди к компьютеру и нажимать на букву ответа. Если ответ будет неверным, то появится красная точка. Пока один работает у компьютера, все остальные молчат. Итак, начинаем работу! Я  уверен, что вы справитесь!

    - Молодцы, все выполнили правильно!

    - Теперь, как я и говорил, у нас проверочная работа. Я сейчас раздам вам листок с проверочной работой. Вы будете писать прямо в этом листочке.  (раздаю листки с пр.раб).

    - Напротив строки  «Фамилия, имя» запишите свою фамилию и имя.

    - Прочите задание.

    - Что нужно сделать?

    - Что еще надо сделать?

    - Что осталось сделать?

    - Приступайте к работе.

    - Передаем листочки на 1 парту. Считаю до 3-х.

    - Откройте дневник, запишите домашние задание: упражнение на карточке.

    - Прочитайте задание на карточке.

    - Что нужно сделать?

    - Что еще надо сделать?

    - Что осталось сделать?

    - Верно, надеюсь, всем понятно задание. Если кто-то не понял, подойдет ко мне после урока и я еще раз объясню задание.

    Рефлексия «Пушистики».

    У каждого из вас есть карточка с «пушистиками». Посмотрите на «пушистиков». Раскрасьте того «пушистика», у которого такое же настроение, как и у вас.

    (включаю слайд рефлексии)

    - Ребята, а сейчас мы создадим город для наших «пушистиков» — «Пушистикоград». Для этого каждый по-очереди подойдет и прикрепит «пушистика» на доску.

    - Какой чудесный город у нас получился! Спасибо за работу!

     - Безударные падежные окончания имен существительных.

    - Алгоритм

    - определим склонение.

    - выберем слово-помощник.

    - луна, земля.

    - конь, окно

    - печь, степь.

    - Проверяем по слову-помощнику и пишем.

    Подходят к компьютеру, решают тренажер.

    Записывают фамилию, имя.

    Читают задание.

    Указать над словом склонение.

    Вставить пропущенное окончание, выдели его.

    Запиши слово-помощник в скобках.

    Выполняют проверочную работу.

    Записывают д/з.

    Читают.

    Списать.

    Вставить пропущенные буквы.

    Обозначить орфограмму графически.

    Выполняют рефлексию.

    Выходят к доске и прикрепляют пушистиков на доску.

    Дополнительный материал: Упражнения на раздаточном материале:

    Упражнение 1.

    Об ураган_, на теплоход_, из библиотек_, из кастрюл_, в чемодан_, по привычк_, из поездк_, без вилк_, в экипаж_, о походк_, на урок_, на перемен_, в школ_, в класс_, об учител_, без оценк_, на юг_, в четверт_, в Европ_, из клубник_, в конверт_, о сил_, на спектакл_, в касс_, об ужин_, о друг_, на планет_, к палатк_, в почв_, без брошк_.

    Упражнение 2.

    В голос_, об апельсин_, с ветк_, на мест_, о роз_, о попуга_, в форм_, на подбородк_, по тем_, в правил_, на дуб_, о сокровищ_, у обезьянк_, из овсянк_, в пустын_, в дел_, в случа_, по льдин_, об охранник_, в зеркал_, о человек_, в шуб_, о жаворонк_, в корон_, в припев_, в очеред_, о букет_, в отгадк_, из загадк_, в разговор_, о лебед_.

    Упражнение 3.

    В клетк_, в образ_, без рамк_, на радуг_, для подливк_, без сосиск_, на самосвал_, без вешалк_, о фрукт_, в овощ_, в юност_, на ромашк_, о мёд_, у пчёлк_, в хлебниц_, о хлеб_, о счасть_, на мор_, в вид_, на горк_, в малин_, в проруб_, о голуб_, при обмен_, в теплиц_, в район_, на холод_, в яблок_, о цапл_, на ферм_, о фирм_, о мод_, о рыб_.

    Диагностика достижения планируемых результатов:  

    Проверочная работа.

    Безударные падежные окончания имен существительных.

    Фамилия, имя__________________________________________________

    Задание.

    Укажи над словом склонение. Вставь пропущенное окончание, выдели его. Запиши слово-помощник в скобках.

    в подъезд__   (_______________)

    на парт__      (_______________)

    из банк__      (_______________)

    из груш__     (_______________)

    о салют__     (_______________)

    на горизонт__     (_______________)

    в компот__    (_______________)

    в каш__       (_______________)

    к работ__    (_______________)

    в сумк__      (_______________)

    Дополнительные творческие задания:

    Самоанализ

    Достижения

    Затруднения

    Предложения

     

     

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок по теме "Правописание безударных падежных окончаний имен существительных"

    Тема урока "Правописание безударных падежных окончаний имен существительных".Урок проводится в 4 классе. Рекомендован для УМК "Школа России"Тип урока - урок-обобщение.Урок проводится в форме деловой и...

    Технологическая карта урока русского языка по ФГОС в 4 классе (УМК «Планета знаний» Тема урока: Безударные падежные окончания имен существительных во множественном числе.)

    Данный урок был проведен в 4 классе по УМК"Планета знаний"по ФГОС. Цель урока:формировать умения правописания падежных окончаний имён   существительных  множественного числа в...

    Конспект урока по русскому языку "Безударные падежные окончания имен существительных"

    Урок составлен в соответствии с программой "Школа 21 века". Основная цель: развивать осознанное распознавание грамматических форм имен существительных...