Технологическая карта урока по Русскому языку "Правописание безударных падежных окончаний имен существительных"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Щербакова Ксения Игоревна

Технологическая карта урока по русскому языку "Правописание безударных падежных окончаний имен существительных" в 4 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет: русский язык

Класс:       4

Тема: Упражнения для закрепления (правописание безударных падежных окончаний имен существительных).

Тип урока: урок-закреппление (совершенствования и формирования УН и УУД)

Цель: создание условий для закрепления правописания безударных падежных окончаний имен существительных.

Планируемые результаты

Предметные

Знать: 1,2,3 склонение, падежи, слова-помощники, алгоритм написания безударных падежных окончаний им. сущ.

Понимать: в каком случае использовать алгоритм

Применять: указывать род, склонение им. сущ., выполнять упражнения с помощью алгоритма, обозначать орфограмму графически, уметь работать с толковым словарем.

Анализ: анализ заданий и материала упражнений

Синтез: проговаривание алгоритма, выполнение пр.раб.

Оценка: полученных знаний для дальнейшего изучения русского языка

Метапредметные:

Регулятивные: 

- самостоятельно формулировать тему и цели урока;

- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

Познавательные:

- извлекать информацию, представленную в разных формах.

- пользоваться словарями, справочниками;

- осуществлять анализ и синтез;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения;

Коммуникативные:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

владеть монологической и диалогической формами речи.

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других

задавать вопросы.

Личностные

- интерес к изучению языка;

- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Межпредметные связи: физическая культура (физминутка), изобразительное искусство (игра «Собери картину»).

Основные понятия: имя существительное, безударное окончание, падежное окончание, склонение, слова-помощники.

Технологии:

Ресурсы урока:

Для учителя: учебник «Русский язык» 4 кл., ч.2, Бунеев Р.Н., раздаточный материал, презентации, ПК, мультимедийный проектор, доска, ТК урока.

Для учащихся: учебник «Русский язык» 4 кл., ч.2, Бунеев Р.Н., раздаточный материал, тетрадь в линейку, дневник, веер с буквами, канцелярские принадлежности.

Ход урока:

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

1.  Мотивация познавательной деятельности

Организационное начало урока.

- Доброе утро, ребята! Я очень рада вас видеть.

- Проверьте свое рабочее место. На парте должен лежать учебник, тетрадь в линейку, дневник, веер с  гласными буквами.

- Сначала сели девочки, потом сели мальчики.

- Сядьте удобно, закройте глаза, положите головы на парты. Повторяйте слова за мной:

- Я в школе на уроке,

- Сейчас я начну учиться.

- Я радуюсь этому.

- Внимание моё растёт.

- Я как разведчик, всё замечу.

- Память моя крепка.

- Голова мыслит ясно.

- Я хочу учиться.

- Я очень хочу учиться.

- Я готов к работе.

- Я работаю!

Теперь откройте глаза, и мы приступим к работе.

Здороваются. Проверяют рабочее место.

2. Актуализация  необходимых знаний

Минутка чистописания.

Откройте тетради в линейку. Посмотрите на доску.

- Какое сегодня число?

- Какая орфограмма есть в слове «Двадцать»?

- Какая орфограмма есть в слове «девятое»

- Как проверим слово?

- Какая орфограмма в слове «января»?

- Какая орфограмма в слове «Классная»?

- Какая орфограмма в слове «работа»

Отступите 2 строки и запишите число, классная работа.

- Начнем наш урок с минутки чистописания. С новой строки:

Пишем сочетание «ко» нижним соединением.

Далее пишем две маленькие наклонные прямые линии.

Пишем сочетание двух букв «р» верхним соединением.

Теперь пишем две большие наклонные прямые линии.

Следующее сочетание – линию с закруглением соединяем верхним соединением с буквой «з».

Пишем две линии с закруглением верхним соединением.

Прописываем сочетание двух букв «и» верхним соединением.

Сейчас верхним соединением соединяем букву «н» с линией с закруглением вправо.

Пишем линию с закруглением вправо и приписываем  верхним соединением букву «а».

- Какое слово зашифровано?

- Что такое корзина?

- А теперь прочитаем толкование этого слова в  «Толковом словаре» Ожегова.

Прочитает нам толкование этого слова «имя».

- Слово «корзина» - это словарное слово. Какая здесь орфограмма, которую нужно запомнить? Запишите слово в тетрадь, обозначьте орфограмму, поставьте ударение.

Словарная работа.

Выполняем словарную работу. Прочитайте.

О мякот..., по пустын…, на пароход…, от радост…, из берлог…, к побед…

- Какая называется орфограмма в словах?

- Сможем ли мы сразу вставить окончания?

- Чтобы правильно написать окончание вспомним наш алгоритм.

- Что сделаем сначала?

- Определили склонение, что дальше?

- Какие слова-помощники относятся к 1 склонению?

- Какие слова-помощники относятся ко 2 склонению?

- Какие слова-помощники относятся к 3 склонению?

- Выбрали слово-помощник. Что делаем теперь?

- А теперь приступаем к работе. Записываем слова, указываем склонение, выделяем окончание.

- Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Сейчас будет самопроверка. Проверять будем по цепочке. Проверяем по алгоритму.

- Начинай, «имя»

- Поставьте на полях «+», если все выполнено правильно; «+/-», если допущена одна ошибка. И «–», если ошибок больше 1.

- Поднимите руки те, у кого нет ошибок, у кого одна ошибка.

- На прошлых уроках вы упражнялись в написании безударных падежных окончаний имен существительных. Кто-нибудь знает, какая задача нашего урока?

- Верно, и тема нашего урока «Упражнения на закрепление безударных падежных окончаний имен существительных.

- Двадцать девятое января.

- непроизносимая согласная «д».

- безударная проверяемая гласная «е» в корне слова.

- Подберем проверочное слово «де′вять»

- непроверяемая гласная «я».

- удвоенная согласная «с».

- непроверяемая гласная «а» в корне слова.

- корзина

Ответы детей.

1. Плетёное изделие, служащее вместилищем для хранения вещей, для упаковки, переноски. 2. В баскетболе: укреплённый на щите обруч с сеткой, в которую забрасывается мяч.

- Непроверяемая гласная «о» в корне слова.

- Безударные падежные окончания имен существительных.

- нет

- определим склонение.

- выберем слово-помощник.

- луна, земля.

- конь, окно

- печь, степь.

- Проверяем по слову-помощнику и пишем.

Выполняют работу.

О мякоти – ставлю слово в начальную форму: мякоть — 3 скл, значит, слово-помощник – печь, о печи, окончание «и», пишу О мякоти.

(аналогично с другими словами).

Ставят знаки.

Поднимают руки.

- закрепить знания по написанию безударных падежных окончаний имен существительных.

3. Организация познавательной деятельности

- откройте учебник на стр.28. Сейчас мы устно выполним упражнение 1. Вам надо вставить пропущенную букву в окончании. Как мы это будем делать? Кто назовет алгоритм?

- Верно, продолжаем нашу работу по цепочке.

- Подготовьте веер с гласными буквами. (включаю презентацию).

Сейчас мы сыграем в игру «Собери картину». Для того, чтобы собрать картинку, надо решить орфографическую задачу по нашей теме. На слайде представлены пазлы, в которых написаны слова с пропущенным окончанием. Вы мне с помощью веера показываете, какую букву надо вставить, а потом мы проверим правильность нашего выбора. Если мы правильно все сделаем, то соберем картину.

- Итак, поехали.

- Молодцы, собрали картинку! Я горжусь вами.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Я буду называть имена существительные. Если оно 1 скл — приседаем, если 2 скл— подпрыгиваем, если 3 скл — хлопаем в ладоши.

Сирень, берег, молодость, старик, помощь, ученик, книга, старость, степь, астра, георгин, морковь, свёкла, подъём, велосипед, радость, осень, лето, весна, снежинка, метель.

- Обратимся к учебнику. Стр.28, упражнение 2. Что в нем надо сделать? Прочитай, «имя».

- Какое слово главное, какое зависимое?

- Приступим к выполнению упражнения. У вас два столбика слов. В первом столбике глаголы, во втором — имена существительные.

- Прочитай первый глагол, «имя».

- Подбери к нему существительное из 2 столбика.

- Какое правильно написать слово «почте»? Расскажи алгоритм.

- Какое окончание в слове «почте»? Расскажи по алгоритму.

- Запишите посередине строки с большой буквы «Упражнение 2».Сейчас вы работаете самостоятельно. Писать словосочетания будем столбиком. Не забудьте выделить окончание.

- Теперь запишем словосочетание. Диктуй всем, как писать, «имя».

- определим склонение.

- выберем слово-помощник.

- проверяем по слову-помощнику и пишем.

По линейк…— ставлю слово в начальную форму: линейка — 1 скл, значит, слово-помощник – луна, о луне, окончание «е», значит, По линейке

(аналогично с другими словами).

Слушают задачу, показывают веером ответы.

Составить и записать словосочетания глагол + существительное.

Главное — глагол, зависимое — имя существительное.

- получил на

- почте

- определим склонение.

- выберем слово-помощник.

- проверяем по слову-помощнику и пишем.

Получил на почт…— ставлю слово в начальную форму: почта — 1 скл, значит, слово-помощник – луна, получил на луне, окончание «е», значит, получил на почте

(аналогично с другими словами).

4. Подведение итогов

- Ребята, мы с вами выполняли упражнения. На какую  орфограмму были эти упражнения?

- Верно. Что помогает нам правильно ее писать?

- Повторим еще раз алгоритм.

- Что сделаем сначала?

- Определили склонение, что дальше?

- Какие слова-помощники относятся к 1 склонению?

- Какие слова-помощники относятся ко 2 склонению?

- Какие слова-помощники относятся к 3 склонению?

- Выбрали слово-помощник. Что делаем теперь?

- Молодцы, назвали все верно.

- Сейчас мы с вами выполним тренажер, чтобы успешно написать проверочную работу, которая будет в конце нашего урока.

Вам надо вставить верную букву в окончание слов. Вы будите выходить по-очереди к компьютеру и нажимать на букву ответа. Если ответ будет неверным, то появится красная точка. Пока один работает у компьютера, все остальные молчат. Итак, начинаем работу! Я  уверен, что вы справитесь!

- Молодцы, все выполнили правильно!

- Теперь, как я и говорил, у нас проверочная работа. Я сейчас раздам вам листок с проверочной работой. Вы будете писать прямо в этом листочке.  (раздаю листки с пр.раб).

- Напротив строки  «Фамилия, имя» запишите свою фамилию и имя.

- Прочите задание.

- Что нужно сделать?

- Что еще надо сделать?

- Что осталось сделать?

- Приступайте к работе.

- Передаем листочки на 1 парту. Считаю до 3-х.

- Откройте дневник, запишите домашние задание: упражнение на карточке.

- Прочитайте задание на карточке.

- Что нужно сделать?

- Что еще надо сделать?

- Что осталось сделать?

- Верно, надеюсь, всем понятно задание. Если кто-то не понял, подойдет ко мне после урока и я еще раз объясню задание.

Рефлексия «Пушистики».

У каждого из вас есть карточка с «пушистиками». Посмотрите на «пушистиков». Раскрасьте того «пушистика», у которого такое же настроение, как и у вас.

(включаю слайд рефлексии)

- Ребята, а сейчас мы создадим город для наших «пушистиков» — «Пушистикоград». Для этого каждый по-очереди подойдет и прикрепит «пушистика» на доску.

- Какой чудесный город у нас получился! Спасибо за работу!

 - Безударные падежные окончания имен существительных.

- Алгоритм

- определим склонение.

- выберем слово-помощник.

- луна, земля.

- конь, окно

- печь, степь.

- Проверяем по слову-помощнику и пишем.

Подходят к компьютеру, решают тренажер.

Записывают фамилию, имя.

Читают задание.

Указать над словом склонение.

Вставить пропущенное окончание, выдели его.

Запиши слово-помощник в скобках.

Выполняют проверочную работу.

Записывают д/з.

Читают.

Списать.

Вставить пропущенные буквы.

Обозначить орфограмму графически.

Выполняют рефлексию.

Выходят к доске и прикрепляют пушистиков на доску.

Дополнительный материал: Упражнения на раздаточном материале:

Упражнение 1.

Об ураган_, на теплоход_, из библиотек_, из кастрюл_, в чемодан_, по привычк_, из поездк_, без вилк_, в экипаж_, о походк_, на урок_, на перемен_, в школ_, в класс_, об учител_, без оценк_, на юг_, в четверт_, в Европ_, из клубник_, в конверт_, о сил_, на спектакл_, в касс_, об ужин_, о друг_, на планет_, к палатк_, в почв_, без брошк_.

Упражнение 2.

В голос_, об апельсин_, с ветк_, на мест_, о роз_, о попуга_, в форм_, на подбородк_, по тем_, в правил_, на дуб_, о сокровищ_, у обезьянк_, из овсянк_, в пустын_, в дел_, в случа_, по льдин_, об охранник_, в зеркал_, о человек_, в шуб_, о жаворонк_, в корон_, в припев_, в очеред_, о букет_, в отгадк_, из загадк_, в разговор_, о лебед_.

Упражнение 3.

В клетк_, в образ_, без рамк_, на радуг_, для подливк_, без сосиск_, на самосвал_, без вешалк_, о фрукт_, в овощ_, в юност_, на ромашк_, о мёд_, у пчёлк_, в хлебниц_, о хлеб_, о счасть_, на мор_, в вид_, на горк_, в малин_, в проруб_, о голуб_, при обмен_, в теплиц_, в район_, на холод_, в яблок_, о цапл_, на ферм_, о фирм_, о мод_, о рыб_.

Диагностика достижения планируемых результатов:  

Проверочная работа.

Безударные падежные окончания имен существительных.

Фамилия, имя__________________________________________________

Задание.

Укажи над словом склонение. Вставь пропущенное окончание, выдели его. Запиши слово-помощник в скобках.

в подъезд__   (_______________)

на парт__      (_______________)

из банк__      (_______________)

из груш__     (_______________)

о салют__     (_______________)

на горизонт__     (_______________)

в компот__    (_______________)

в каш__       (_______________)

к работ__    (_______________)

в сумк__      (_______________)

Дополнительные творческие задания:

Самоанализ

Достижения

Затруднения

Предложения

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Правописание безударных падежных окончаний имен существительных"

Тема урока "Правописание безударных падежных окончаний имен существительных".Урок проводится в 4 классе. Рекомендован для УМК "Школа России"Тип урока - урок-обобщение.Урок проводится в форме деловой и...

Технологическая карта урока русского языка по ФГОС в 4 классе (УМК «Планета знаний» Тема урока: Безударные падежные окончания имен существительных во множественном числе.)

Данный урок был проведен в 4 классе по УМК"Планета знаний"по ФГОС. Цель урока:формировать умения правописания падежных окончаний имён   существительных  множественного числа в...

Конспект урока по русскому языку "Безударные падежные окончания имен существительных"

Урок составлен в соответствии с программой "Школа 21 века". Основная цель: развивать осознанное распознавание грамматических форм имен существительных...