Что такое текст-рассуждение?
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Фирсова Надежда Алексеевна

 

Фирсова Надежда Алексеевна

2019

Предмет,  УМК

Русский язык, УМК «Школа России»

Класс

2

Тема урока

Что такое текст-рассуждение?

Тип урока 

Урок открытия новых знаний

Цель освоения учебного содержания

Создать условия для формирования умений работать с текстом-рассуждением; создать условия для ознакомления

с правописанием слов с непроверяемым написанием: потому что, так как

Задачи

Обучающие:

  • Формировать знание о новом типе текста- тексте-рассуждении;
  • Формировать умение отличать текст-рассуждение от других текстов;
  • Формировать навык грамотного построения текста.

Развивающие:

  • Развивать умения принимать учебную задачу, сравнивать, работать с информацией, строить высказывания, сотрудничать, оценивать свои достижения.

Воспитательные:

  • Формировать мотивацию к изучению нового; формировать интерес .

Технология построения урока 

Технологии личностно-ориентированного метода

Здоровье сберегающие технологии

ИКТ технологии

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_takoe_tekst_rassuzhdenie.docx487.06 КБ

Предварительный просмотр:

Фирсова Надежда Алексеевна

2019

Предмет,  УМК

Русский язык, УМК «Школа России»

Класс

2

Тема урока

Что такое текст-рассуждение?

Тип урока  

Урок открытия новых знаний

Цель освоения учебного содержания

Создать условия для формирования умений работать с текстом-рассуждением; создать условия для ознакомления

с правописанием слов с непроверяемым написанием: потому что, так как

Задачи

Обучающие: 

  • Формировать знание о новом типе текста- тексте-рассуждении;
  • Формировать умение отличать текст-рассуждение от других текстов;
  • Формировать навык грамотного построения текста.

Развивающие:

  • Развивать умения принимать учебную задачу, сравнивать, работать с информацией, строить высказывания, сотрудничать, оценивать свои достижения.

Воспитательные:

  • Формировать мотивацию к изучению нового; формировать интерес .

Технология построения урока  

Технологии личностно-ориентированного метода

Здоровье сберегающие технологии

ИКТ технологии

Планируемые результаты

Предметные УУД

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Знают понятие «текст-рассуждение»; умеют определять вид текста (описание, повествование, рассуждение); составляют текст-

рассуждение; применять правила правописания.

Регулятивные УУД:

  • принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
  • имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях.

Познавательные УУД:

  • осознают познавательную задачу;
  • самостоятельно и помощью взрослых предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов;
  • читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят её в различных информационных источниках.

Коммуникативные УУД:  

  • задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения, при необходимости отстаивают свою точку зрения, аргументируя её;
  • учатся подтверждать аргументы фактами, соблюдая правила ведения диалога.

Формы работ:

фронтальная, индивидуальная

Методы работы:

словесный, наглядный, практический

Оборудование

мультимедийный проектор, экран;

ноутбук;

мультимедийная презентация к уроку;

учебник «Русский язык . 2 класс»,

Деятельность учителя

Содержание

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1.        Организационно-мотивационный этап

Организует класс.

Формирует положительный эмоциональный настрой через создание на уроке доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества, эмоциональную речь учителя.

- Здравствуйте ребята.  Вспомните правила работы на уроке. Ответ принимается по поднятой руке, согласие и несогласие показываются при помощи сигнальных карточек, которые находятся у вас на парте.

- Начать наш урок я бы хотела со слов великого древнегреческого философа и воспитателя Аристотеля. Послушайте, как он говорил о знаниях человека: «Познание начинается с удивления».

- Как вы понимаете смысл данного изречения?

Эмоционально настраиваются на работу. Контролируют готовность к уроку

Личностные:

Формировать  мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действия.

Регулятивные:

Развивать умение контролировать свою готовность к уроку, самостоятельно организовывать своё рабочее место.

Коммуникативные:

формировать умение соблюдать простейшие нормы этикета: приветствовать учителя; слушать и понимать речь других

2. Постановка учебной задачи

Организует проверку изученного материала, создает условия выявить проблему, сформулировать тему.

- Откройте тетради, запишите число, классная работа.

- Ребята, обратите внимание на слайд. Прочитайте слова.

Футбол, хоккей, волейбол, городки,

лапта, баскетбол, теннис.

-Что это за слова? Что у них общего?

Какие еще спортивные игры вы

знаете?

-Спишите названия спортивных игр в

алфавитном порядке. Зеленой ручкой

обозначьте орфограммы. Свою готовность покажите знаком.

- Миша, какие орфограммы ты выделил?

- Ребята, свое согласие и несогласие покажите знаком.

-Молодец, ты правильно выполнил работу.

(на экране запись)

Вчера я был в цирке и видел тигров. Какие они красивые и сильные! Шкура у них полосатая, яркая, глаза горят зелёным огнём, лапы упругие. А когда тигры рычат, видны белые клыки.

-Обратите внимание на слайд. Перед вами текст. Прочитайте. Читает ребенок с хорошим навыком чтение, остальные следят.

- Определите вид текст. Докажите.

- Какой вопрос можно задать к этому тексту?

-Прочитайте еще один текст.

Ещё зимой в трескучие морозы у медведицы рождаются медвежата. Они маленькие, с рукавичку. Мать ещё в берлоге кормит их молоком. С наступлением весны медведица с медвежатами выползает их берлоги.

-Определите вид этого текста.

-Докажите.

-Какой вопрос можно задать к этому тексту?

-Прочитайте третий текст.

Пробеги по дорожке в ясный морозный день. Слышишь, как снег скрипит под ногами? Как ты думаешь, почему? Это ломаются у тебя под ногами маленькие лучики холодных звёздочек. А так как их ломается сразу очень много – вот мы и слышим треск.

-Как вы думаете, к этому тексту

можно задать вопрос почему?

-Как вы думаете этот текст –описание? Повествование?

- Наши мнения разошлись, чего мы не знаем?

- Какую цель мы перед собой поставим?

- Чтобы достичь цели, спланируем работу, с помощью слов подсказок.

Познакомиться…

Научиться…

Применить…

(На слайде)

Слушают руководства учителя.

Отвечают на вопросы учителя.

-текст-описание

-описан внешний вид

тигра

какой? (тигр)

Выдвигают разные мнения

Какой тип этого текста?

Познакомиться с новым видом текста и его признаками.

познакомиться со структурой текста-рассуждения,

научиться различать текст-рассуждение от других типов текстов

применять правила правописания

С помощью учебника

Познавательные УУД:

- самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели, формулирование проблемы

- постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска.

Коммуникативные УУД:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Регулятивные УУД:

- целеполагание

3. Учебное действие

Развивает у обучающихся  волевую саморегуляцию, умение с точностью выражать свои мысли, в процессе работы над темой

- С помощью какие источников, мы можем достичь первого пункта плана?

- Откройте учебник на 105 странице. Для того чтобы,  сформировать знание о новом типе текста - тексте-рассуждении выполним упражнение 180.

Прочитайте задание.

Читает текст ученик с хорошим навыком чтения

– Определите главную мысль текста. В каком предложении она выражена?

– Определите значение слова уникальная по толковому словарю учебника. Свою готовность покажите знаком.

– Какие доказательства автор приводит дляподтверждения главной мысли? Прочитайте

их.

– В каком предложении дан вывод и

авторская оценка птицы?

– Какой вопрос можно задать к данному тексту?

– Ребята, вы ответили на все вопросы к тексту. Чтобы ответить на вопросы, что делали?

– Подумайте и скажите, как называется тип текста?

- Такой текст называется текст –рассуждение. Рассуждать - значит доказывать

– Исходя из того, что вы сказали, назовите основные три части текста рассуждения.

– Давайте проверим, правильно ли вы назвали основные части текста рассуждения.

Прочитайте правило.

– Что сказано про первую часть?

– Что сказано о второй части?

– Что известно об третьей части?

– Для того чтобы закрепить новые знания, откройте учебник на стр. 106 упр. 181

Прочитайте задание.

1 Почему слово Москва надо писать с

заглавной буквы?

2 Почему растение подорожник так названо?

3) Почему слова он и пенал – это разные части

речи?

4) Почему на конце слова «мороз» надо

писать букву «зэ»?

– С какого слова начинается каждый вопрос?

– Какое слово вы употребили, отвечая на эти вопросы?

- Так вы составите текст. Какому типу его вы можете отнести? Почему так решили?

– Прочитайте правило «Обрати внимание!»

- Как пишутся слова «потому что» и «так как»?

-Запишите слова в тетрадь, подчеркните опасные места.  Какие опасные места определила Алена?

Открывают учебник.

Прочитайте рассказ О. Карлович о птице

сове.

(читают текст)

– Сова – уникальная птица.

– Уникальный. Единственный в своем

роде, неповторимый.

– Многое у нее не так, как у других птиц.

Оба глаза «на лице» вместе, а не по бокам.

Она может легко повернуть голову на 360

градусов. Летает бесшумно. Видит

одинаково хорошо и днем, и ночью.

– Не птица, а чудо!

– Почему?

-Рассуждали

Текст-рассуждение

Первая часть – определение мысли

Вторая часть – объяснение

Третья часть – вывод

(чтение правила в учебнике)

– В первой части высказывается мысль,

требующая доказательств, объяснения.

– Вторая часть – это само объяснение,

доказательство;

– Третья часть – это вывод. К тексту –рассуждению можно задать вопрос «почему?»

Открывают учебник, читают.

– Потому что Москва – имя собственное.

– Потому что растет у дороги

– Потому что пенал – имя

существительное, а он – это местоимение.

– Потому что морозы, можно проверить

– Почему?

Читают правило.

«Потому что», «так как» пишутся

раздельно, в два слова.

– Раздельно, в два слова.

Коммуникативные УУД:

- умение отвечать на поставленный вопрос, аргументировать

Познавательные УУД:

- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование

Регулятивные УУД:

-читывать выделенные учителем ориентиры действия  в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

4. Физминутка

Организует двигательную гимнастику

-Встанем из-за своих мест так что - бы друг другу не мешать.

-Я буду вам показывать движения, а вы повторяйте за мной.

Щенок

Во дворе щенок играл,

Прыгал, бегал и считал:

«Раз – прыжок и три кивка,

Два – направо голова,

Три – налево поворот» –

И помчался до ворот,

А потом вздохнул и сел:

Он устал и присмирел.

- Молодцы! Садитесь на свои места.

Совместно выполняют физические упражнения

Личностные: формировать ЗОЖ.

Познавательные: формировать умение слушать и выполнять действия по определённому плану.

5. Этап контроля и самоконтроля

Развивает у обучающихся умения самостоятельно применять знания в новой ситуации умение  точно выражать свои мысли, контроль, волевую саморегуляцию

-Для того чтобы, знания по теме были крепки, выполним упр. 182. Прочитайте текст. Определите тему и главную мысль текста.

-Докажите, что это текст-рассуждение.

-Выделите в тексте три части.

Назовите их.

-Спишите текст, каждую часть

записывая с красной строки.

-Ребята, мы потренировались. Что нам нужно сделать теперь?

- У каждого на парте на парте находится код. Отсканируйте и прейдите по ссылки. Прочитайте задание и выполните его. Свою готовность покажите знаком. http://qrcoder.ru/code/?https%3A%2F%2Flearningapps.org%2Fcreate%3Fnew%3D71%23preview&4&0

- Миша, оцени свою работу. Правильно ли ты выполнил задание?

Выполняют упражнение

поработать самостоятельно

Познавательные УУД:

- умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить высказывания

Регулятивные УУД:

- контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

6. Этап оценки и самооценки

Привлечение обучающихся к оценочной деятельности через организацию рефлексии для развития мотивов учения

Конкретизирует задания

– С каким видом текста мы с вами

познакомились?

– Перечислите основные 3 части, которые можно выделить в тексте-рассуждение.

- Вернемся к нашему плану все ли пункты плана мы выполнили?

- Откройте дневник и запишите д.з. стр. 107 рубрика «Проверь себя» упр. 5

- Выберите и продолжите одну из фраз, указанных на слайде.

- Ребята, вернемся к высказыванию в начале урока.  Я хочу чтобы от урока к уроку, вы удивлялись тому, как многое можно понять.  Спасибо вам за урок.

Слушают, записывают задание в дневники. Отвечают на вопросы, оценивают свою работу

– Рассуждение

– Первой части высказывается мысль,

требующая доказательств, объяснения.

– Вторая часть – это само объяснение,

доказательство;

– Третья часть – это вывод. К тексту-

рассуждению можно задать

«почему?».

Познавательные УУД:

- умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить высказывания

Регулятивные УУД:

- контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час для 2 класса "Что такое хорошо, и что такое плохо"

формирование у учащихся ценностную ориентацию, способность формулировать нравственные суждения;Предполагаемый результат:-расширение понимания значения слова «хорошо» и «плохо», развитие умения отличат...

Нравственный классный час: «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?

Данный материал расширит понимание значения слов "хорошо" и "плохо", поможет развивить умение отличать  плохое от хорошего....

Презентация к уроку окружающего мира "Кто такие птицы? Кто такие звери" Зоопарк"

Данная презентация предназначена для проведения урока окружающего мира в 1 классе по теме "Кто такие звери? Зоопарк"...

Классный час "Мы такие похожие и такие разные"

Классный час для проведения в начальной школе. Классный час направлен на формирование у детей умения общаться, понимать ценность каждого человека,воспитывать самоуважение и уважение к окружающим людям...

«Что такое «хорошо» и что такое «плохо» Разговор – импровизация

- В нашей жизни вокруг нас ходят два существа "Плохо" и "Хорошо".- Вот и сегодня мы с вами поведём наш разговор на тему:  "Что такое хорошо?" и "Что такое плохо?"...

Сценарий классного часа в первом классе «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»

Сценарий  классного часа в первом классе«Что такое «хорошо» и что такое  «плохо»Классный час проходит в форме устного журнала. На доске «журнал» иллюстрированный картинками из книги В....