Конспект урока по русскому языку «Согласные звонкие и глухие» 1 класс
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Зайцева Татьяна Валерьевна

Конспект урока по русскому языку «Согласные звонкие и глухие», УМК "Школа России", 1 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk_parnye_sogl_1_klass.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка «Согласные звонкие и глухие»

1 класс

Цель урока:

Сформировать представление о парных звонких и глухих согласных звуках и ввести правило проверки и написания слов с парными звонкими и глухими согласными звуками в конце слова.

Планируемые результаты: 

предметные: научатся отличать парными согласными по глухости-звонкости; писать слова с парными согласными по глухости-звонкости на конце слова; овладеют последовательностью действий при обозначении согласных звуков буквами;

метапредметные:

познавательные : работать с учебником, отвечать на вопросы, соотносить полученные знания с примерами;

коммуникативные: формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, вступать в речевое общение; пользоваться печатными средствами;

регулятивные: овладеют способностью выполнять учебное задание в соответствии с целью; будут выполнять самопроверку;

личностные: принятие и освоение социальной роли обучающихся; развитие навыков сотрудничества со взрослыми.

Технологии: технологии системного подхода, ИКТ, здоровьесберегающие технологии.

Методы обучения: по характеру познавательной  деятельности - частично поисковый, по источнику знаний: наглядный, словесный, практический.

Формы организации деятельности: коллективная, индивидуальная.

Фомы контроля: контроль учителя, самоконтроль.

Оборудование: учебник для 1 класса - авторы: В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, карточки для индивидуальной работы, электронные таблицы, ИКТ (мультимедийный проектор).

Ход урока

  1. Организационный момент

- Добрый день, дорогие ребята! А он обязательно станет для вас хорошим и добрым, если мы подарим свои теплые улыбки друг другу. Давай вместе проделаем маленькую гимнастику.

Потянулись! - (потягиваемся)

Встрепенулись! - (встряхиваем плечами).

Оглянулись! - (оглядываемся).

Улыбнулись! - (улыбаемся).

  1. Актуализация знаний

а) Устная работа

- Что такое звук?

- Звук мы слышим и произносим.

- Что такое буква?

- Букву мы видим и пишем.

Перед вами таблица, назови буквы

Слайд

Н М Л Р Й Б В Г Д Ж З

П Ф К Т Ш С Х Ц Ч Щ

- Произнесите согласные звуки, которые могут быть обозначены буквами нижнего ряда

- Что вы слышите, произнося эти звуки: шум или голос и шум? (шум).

- Это глухие согласные звуки.

- Произнесите согласные звуки, которые могут быть обозначены буквами верхнего ряда.

- Что вы слышите: шум или голос и шум? (голос и шум).

- Это звонкие согласные звуки.

- Прочитайте слова (слова выведены на экран)

Слайд

кора                Тима                сова                жар

гора                Дима                софа                шар

- Какими звуками различаются слова каждой пары?

- Произнесите эти звуки.

- Такие согласные называются парными по глухости-звонкости звуками.

- На партах у вас лежат карточки с парными согласными, выберите необходимые:

б - п, в - ф, г - к, д - т, ж - ш, з – с

- Проверьте по образцу на экране

Слайд

- Молодцы, правильно.

б) Работа в тетради, чистописание.

- Откройте тетради, запишите сегодняшнюю дату. Не забывайте о правилах посадки.

- Пропишем буквы: б - п, в - ф, г - к, д - т, ж - ш, з – с.

- Отложите тетради.

  1. Работа по теме урока

а) Работа с индивидуальными карточками

Показ №1.

У деревни зеленый лу:

На нашей грядке растет лу:

- Какой парный согласный спрятался в словах лу(г,к)?

- Правильно, парные согласные г - к. Чтобы проверить правильность написания парного согласного в корне слова, после согласного ставим гласный звук, говорим: " Нет луга, ходим по лугу; головка лука, луковица". Это проверочные слова.

Показ №2.

Вниз по речке плывет пло:

В саду на яблоне висит пло:

- Какой парный согласный спрятался в этих словах?

- Правильно, парные согласные д - т. Чтобы проверить правильность написания парного согласного в корне слова, после согласного ставим гласный звук, говорим: "На плоту, за плотом; нет плода, плоды яблони". И это проверочные слова.

Показ №3.

Нарисуем большой кру:

Даст мне руку верный дру:

- Какой парный согласный спрятался в словах кру(г,к) и дру(г,к)?

- Правильно, парные согласные г - к. Чтобы проверить правильность написания парного согласного в корне слова, после согласного ставим гласный звук, говорим: " Нет круга, в кругу; рука друга, с другом". Мы назвали проверочные слова.

- А сейчас закрепим правило. Я начну, а вы продолжите.

Для того, чтобы написать правильно парные звонкие и глухие согласные в корне слова, надо: (подобрать такое проверочное слово, чтобы после парного согласного звука шел гласный звук).

б) Продолжение работы в тетради.

- Откройте учебник на стр. 98, найдите упр. 10. Разделим слова на две группы: проверяемые и проверочные слова.

- Назовите проверяемые слова, написание какой буквы в этих словах требует проверки?

- Почему?

- Запишем сначала проверочное слово, а затем проверяемое.

Ерши – ёрш

тетради – тетрадь

снега - снег

хлеба – хлеб

призы – приз

шарфы – шарф

супы – суп

Слайд

- Поверим себя

  1. Физминутка (Динамическая пауза «Мартышки»)

Слайд

Мы весёлые мартышки (трясем кистями рук),

Мы играем громко слишком (поворачиваемся прыжками вокруг себя),

Мы в ладоши хлопаем (хлопаем в ладоши),

Мы ногами топаем (топаем ногами),

Надуваем щечки (надуваем щеки, надавливаем ладошками и выпускаем воздух),

Скачем на носочках (скачем на носочках ног).

Оттопырим ушки (руками тянем обе ушные раковины),

Подразним мы друг дружку (строим гримасы).

А потом со счетом "Три!"

Все за партою замри! (громко считаем: "Раз! Два! Три!" Садимся на свои места)

  1. Продолжение изучения нового материала

в) Доскажи слово (работа с индивидуальными карточками)

Показ №1.

У лисички Любки остренькие ---- . (зубки)

- Слышим [п], а пишем (б), проверяем зубики, зубы.

Показ №2.

Закрывают дети глазки, будут сниться детям --- .(сказки)

- Слышим [с], а пишем (з), проверяем сказочка, сказывать.

Показ №3.

Дружно мы возьмем лопатки, хорошо вскопаем --- .(грядки)

- Слышим [т], а пишем (д), проверяем грядочка.

Показ №4.

В тулуп и валенки одет, шел на охоту старый --- .(дед)

- Слышим [т], а пишем (д), проверяем дедушка, деды.

г) Подбор проверочных слов для парных согласных

- Подберите проверочное слово для парных согласных (работа в тетради, выполнение при контроле со стороны учителя)

упр. 12 стр.99

Круг - :, час - :, медведь - :

Слайд

  1. Физминутка (Динамическая пауза «Мишка с куклой»)

Мишка с куклой бойко топают, посмотри! (топаем ногами под счет)

И в ладоши громко хлопают: раз! два! три! (хлопаем в ладоши)

  1. Закрепление знаний о парных о глухости-звонкости согласных звуках

- Сейчас мы поработаем с учебником. Найдите упр.11 и прочитайте выразительно стихотворные строки.

- Назови слова с парными по глухости-звонкости согласными звуками на конце слова и проверочные слова для них.

- Для какого слова в стихотворении нет проверочного слова? Подберите к нему проверочное слово.

- Это наше новое словарное слово: МЕДВЕДЬ. Что это слово означает? Послушай – как оно слышится, а как пишется?

Слайд

Запишите в тетради ответ на вопрос: «Что в лесу нашел медведь?»

- Мед в лесу медведь нашел.

  1. Рефлексия

- Закройте тетради, учебники и положите на край парты.

- Наш урок подходит к концу.

- Как правильно написать парную согласную букву на конце слова?

- Закончите фразу: «Сегодня на уроке мы узнали...».

- Все ли у нас получилось?

- Оцените свою работу (смайлики).

- В дальнейшем мы продолжим работу над правильным написанием слов с парными звонкими и глухими согласными на конце слова. Благодарю за работу на уроке!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку. Правописание звонких и глухих согласных на конце слов

    Конспект урока по русскому языку.   Образовательная система «Школа 2100». Учебники «Русский язык» 2 класс    Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В.Пронина....

Открытый урок по русскому языку.Тема: Звонкие и глухие согласные. Различай З-С.

Тема : Согласные звонкие и глухие.        Различай з и с. Цели:1.Наблюдение за особенностями произношения звонких и глухих согласных звуков....

Конспект урока по русскому языку "Парные звонкие и глухие согласные"

Конспект урока по русскому языку "Парные звонкие и глухие согласные", 2 класс...

Конспект урока по русскому языку "Парные звонкие и глухие согласные"

Конспект урока по русскому языку "Парные звонкие и глухие согласные" 1 класс...

Конспект урок по русскому языку «Парные звонкие и глухие согласные звуки».

Конспект урока по русскому языку «Парные звонкие и глухие согласные звуки».Урок в 1 классе....

Конспект урока по русскому языку. Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне.3-Б класс

Название урока и классПравописание слов с глухими и звонкими согласными в корне. 3-б классЦелиОтрабатывать умение подбирать проверочные слова для слов с парными согласными в корне; развивать устн...

Конспект урока по русскому языку «Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне» УМК "Школа России" 3 класс

Цели: Развивать у учащихся умение проверять слова с парными по глухости-звонкости согласными звуками в корне; научить детей сравнивать искомую букву в проверочном и проверяемом словах; отрабатывать по...