Конспект урока русского языка 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Самойлова Ольга Викторовна

Урок русского языка 4 класс УМК "Начальная школа XXI века" по теме "Связь слов в словосочетании. Согласование"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_russkogo_yazyka_4_klass.doc86 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 4 А

Предмет: Русский язык

Образовательная система: «Начальная школа XXI»

Учитель: Самойлова Ольга Викторовна

Тема урока «Связь слов в словосочетании. Согласование» (учебник урок 114 стр. 119-122).

Форма проведения урока: урок открытия новых знаний.

Роль и место темы в курсе: данный урок входит в раздел «Как устроен наш язык» и является  уроком данных  разделов  по изучению связи слов в предложении,  типов словосочетаний, категорий самостоятельных и служебных  частей речи. 

Цель: создать условия для  усвоения учащимися понятия согласование как типа  подчинительной связи слов в словосочетаниях.

Задачи: 

Создать условия для развития навыка выделения словосочетаний с типом связи – согласование из предложения, закрепить знания учащихся о частях речи и  их грамматических признаках.

Создать условия для наблюдения за словосочетания с типом связи – согласование, выяснить отличительные особенности данного типа связи слов в словосочетании.

Создать условия для развития умения  определять главное и зависимое слово в данном типе словосочетаний.

Создать условия формирования культуры учебного труда.

Планируемые результаты: 

  • Личностные УУД: самоопределение, готовность и способность обучающихся к саморазвитию; стремиться к повышению культуры речевого общения в паре, группе, к овладению приемами творческого самовыражения с осознанием общественной полезности своего труда и своей жизни в целом.
  • Регулятивные УУД: фиксирование индивидуального затруднения в проблемном действии; умение концентрировать своё внимание, ориентироваться в  своей системе знаний, анализировать, синтезировать, обобщать  информацию, делать выводы.
  • Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, уметь обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; обсуждать индивидуальные результаты.
  • Познавательные УУД: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация; поиск необходимой информации; установление причинно - следственных связей; определение основной  и второстепенной информации; построение логической цепи рассуждений, доказательств; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя ранее полученные знания; моделировать различные языковые единицы (слово, словосочетание,  предложение).

Предметные УУД: наблюдение за словосочетаниями с типом связи – согласование, выяснение отличительных особенности данного типа связи слов в словосочетаниях; нахождению главного и зависимого слова в данном типе словосочетаний; активизация знаний учащихся о связи имён прилагательных с именами существительными в словосочетании;

отработка  навыка выделения словосочетаний с типом связи – согласование, обобщение знаний о частях речи  и  их грамматических признаков.

Формы организации учебной деятельности: 

  • индивидуальная;
  • работа в парах;
  • фронтальная.

Здоровьесберегающие технологии: 

- упражнения для снятия напряжения на глазах,

- динамическая пауза,

- смена видов деятельности на уроке.

  • Оборудование:
  • Иванов С. В. Русский язык: 4 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч.
  • Рабочая тетрадь.
  • Интерактивная доска;
  • Проектор;
  • Презентация «Связь слов в словосочетании. Согласование».
  • Репродукция картины И. И. Машкова «Снедь московская: хлебцы».
  • Сигнальные карточки.

Структура и ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I.  Мотивация (самоопределение ) к учебной деятельности

Наш урок мне хочется начать словами, которые послужат эпиграфом нашего урока из произведения замечательного русского баснописца Ивана Андреевича Крылова:

«Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдёт,

И выйдет из него не дело, только мука».

- Какое ключевое слово в данной фразе?

-Что это значит? Подберите родственные слова.

Согласье

Согласен, согласие, согласованно, согласование двух сторон, …

- самоопределение (Л);

- смыслообразование (Л);

- целеполагание (П);

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)

II.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

- Какую тему мы изучали на предыдущих уроках?

- Что не является словосочетанием? Почему?

- Что такое словосочетание?

Словосочетание

Грамматическая основа предложения (нет главного и зависимого слова).

Однородные члены - сочинительная связь, они равноправны.

Фразеологизмы - нет самостоятельного значения, можно заменить одним словом.

Это такое соединение двух слов, в котором слова связаны по смыслу подчинительной связью (от одного слова к другому можно задать вопрос), есть главное и зависимое слово. Словосочетание входит в состав предложения.

анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П);

- извлечение необходимой информации из текстов (П);

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

- подведение под понятие (П);

- фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (Р);

- волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

- аргументация своего мнения и позиции в коммуникации(К);

- учёт разных мнений (К);

- использование критериев для обсуждения своего суждения (К);

III. Постановка учебной задачи.

- Данные слова: согласен, согласие, согласованно, согласование двух сторон,  и словосочетание являются ключевыми в новом материале урока и отражают основную идею в связи слов в словосочетании.

- Как выдумаете какое новое знание мы будем открывать? Опираясь на данные слова сформулируйте тему, цель и задачи нашего урока?

- Тема урока. Связь слов  в словосочетании. Согласование.

Учащиеся определяют тему,  цель, задачи урока:

Мы выясним …

Мы узнаем ….                      

Мы изучим ….

Мы научимся ….

- подведение под понятие (П);

- определение основной и второстепенной информации (П);

- постановка и формулирование проблемы (П);

- структурирование знаний (П);

- волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

- аргументация своего мнения и позиции в коммуникации(К);

- учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);

IV. Постановка проекта выхода из затруднений (открытие нового).

Работа в парах с карточкой

 - Царит ли, согласие между словами в словосочетаниях? Почему?

красный  лента

красная   яблоко

красное   цветы

красные   шар

- В чём нет согласованности?

- Как изменить? (главное слово, вопрос, зависимое слово).

Работа учащихся в парах.

красный  лента

красная   яблоко

красное   цветы

красные   шар

лента (какая?) красная

яблоко (какое?) красное

шар (какой?) красный

цветы (какие?) красные

ж.р., ед.ч.,

ср.р., ед.ч.,

м.р., ед.ч.,

мн.ч.,

Проверка по эталону.

Анализ работы.

- смыслообразование (Л);

- анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П);

- волевая саморегуляция (Р);

- познавательная инициатива (Р);

- выдвижение гипотез и их обоснование, поиск необходимой информации (П);

- установление причинно-следственных связей (П);

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера на основе метода рефлексивной самоорганизации (П);

- построение логической цепи рассуждений (П);

- доказательство (П);

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точность (К);

- адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных задач (К);

- учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);

- использование критериев для обоснования своего суждения (К);

ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА

V. Первичное закрепление во внешней речи.

 1. Рубрика «Вспомним изученное» - стр.119

-Ознакомьтесь с рубрикой «Вспомним изученное» - стр.119, составьте ответы на вопросы (вопросы на слайде)

1.Назовите главные и зависимые слова, определите, какой частью речи являются

2. В чём согласуются слова в словосочетании?

3. Приведите свой пример словосочетания данного вида.

- Какой вывод можно сделать?

- Прочитайте рубрику «Тайны языка», сравните свой вывод

Учащиеся самостоятельно знакомятся с рубрикой «Вспомним изученное» - стр.119, составляют ответы на вопросы

Существительное + прилагательное

Род, число, падеж

приводят пример

На основе полученной информации делают вывод. 

 ВЫВОД: Согласование – это подчинительная связь, при которой зависимое слово становится в тех же формах, что и главное (согласуется с ним). При изменении формы главного слова меняется форма зависимого.

- анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П);

- извлечение из математических текстов необходимой информации (П);

- подведение под понятие (П);

- установление причинно-следственных связей (П);

- выполнение действий по алгоритму(П);

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

- построение логической цепи рассуждений (П);

- доказательство П);

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

 - формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К);

- учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);

 - осознание ответственности за общее дело (Л);

 - Просклоняйте одно из словосочетаний из таблицы (по выбору).

красная лента

красное яблоко

красный шар

красные цветы

Проблема:

- Проверим, измениться ли форма зависимого слова, если изменится форма главного слова.

Взаимопроверка.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой.

Работа в группе.

- На основе знаний, полученных на предыдущих этапах урока, попробуйте составить алгоритм нахождения словосочетания с согласованием. Проговорите его в группе.

-Если возникли затруднения, обратитесь к учебнику стр.120.

Учащиеся анализируют полученную информацию, составляют алгоритм определения типа связи - согласование в словосочетаниях.

Проговаривание алгоритма в микро-группах по 4 человека.

«Как найти словосочетание с согласованием».

1. Найти существительное с зависимым словом.

2. Задать вопрос от главного (сущ.) к зависимому слову.

3. Вопросы: какой? какая? какое? какие? чей?

4. Измени форму главного слова – должна измениться форма  зависимого слова. 

- анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П);

- извлечение из математических текстов необходимой информации (П);

- выполнение действий по алгоритму (П);

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

- использование критериев для обоснования своего суждения (К).

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СНЯТИЯ НАПРЯЖЕНИЯ НА ГЛАЗАХ

VII. Включение в систему знаний и повторение.

1. Учебник стр. 121 № 1.

2. Работа в парах. Учебник стр. 121 №2.

3. Учебник стр. 122 № 3.

КАРТИНА И. И. Машкова «Снедь московская: хлебцы».

Комментарий к картине.

«Московская снедь. Хлебы», воспроизведенная в нашем альбоме,— одна из самых известных картин И. Машкова.  

Машков Илья Иванович [1881 - 1944]  Известный русский живописец. Посещал Училище живописи, ваяния и зодчества, где учился у К.А. Коровина и В.А. Серова.

В этот же год художник написал другой, парный к ней холст «Московская снедь. Мясо». Оба натюрморта нарочито поставлены, сочинены, обращены на зрителя — художник показывает нам знаменитую московскую снедь во всем ее изобилии и красоте. Машков уделял большое внимание постановке своих натюрмортов, что во многом предрешало у него успех работы. Недаром он говорил: «Я считаю, что поставить перед собой толково натуру — это значит почти сделать картину».

Натюрморты Машкова тридцатых годов — совсем другие, более камерные, но стремление к чувственно-убедительной передаче предмета роднит все полотна этого   прекрасного мастера, классика советского натюрморта.

Взаимопроверка

стр. 121 № 1,2 - проверка по эталону.

Учащиеся выполняют задание (устно):

Прочитай, найди словосочетания с согласованием, аргументируйте свой ответ.

- выполнение действий по алгоритму. осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

- использование критериев для обоснования своего суждения (К).

VIII.

Рефлексия деятельности

 - Вспомним цели, которые мы для себя поставили.

-Мы выполнили поставленные цели?

Самооценка (цветом).

Дети оценивают, говорят о своих трудностях, выясняем, как их можно преодолеть, строят перспективу на дальнейшее изучение темы.

Я вспомнил…

Я узнал….

У меня получилось ….

Я знаю …

Я хочу узнать …

- рефлексия способов и условий действия (П);

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П);

- самооценка на основе критерия успешности (Л);

- адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности;

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

- формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К);

-  использование критериев для обоснования своего суждения (К);

- планирование учебного сотрудничества (К);

- следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Домашнее задание.

 Стр. 119 – правило,  стр.120 памятка,

упр. № 3. 

Оценки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме:«Текст и его признаки» в 1 классе (1-4) по учебнику Русский язык 1 класс А.В.Полякова.

Тема: «Текст и его признаки».     Цель:·  Сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков. Задачи:·...

Конспект урока русского языка по программе "Школа России" для 3 класса ( 1 – 4 ) по теме: «Ознакомление со словообразовательной ролью приставок и суффиксов в русском языке».

формировать  умение  выделять  приставку  и  суффикс  в  слове;развивать  умение  образовывать  новые  слова  с  помощью  пр...

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»)

Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»). Тема урока: «Главные и второстепенные члены предложения. Обстоятельства»Ц...

Конспект урока русского языка Класс: 4 В.

Конспект урока русского языкаКласс: 4 В....

Конспект урока русского языка по русскому языку 1 класс УМК « Перспектива» . Тема:Тема урока: БУКВОСОЧЕТАНИЯ ЖИ–ШИ, ЧА–ЩА, ЧУ–ЩУ

Представлен конспект урока - знакомство с новым материалом, с использованием системно - деятельностного подхода, проблемное изложение материала...