Правописание разделительного твёрдого и мягкого знака-разработка урока.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Антипова Наталия Евгеньевна

 

Материал урока занесён в технологическую карту и оформлен по всем требованиям ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

Русский язык. УМК Школа России.

Тип урока: проблемный с использованием ИКТ, ЭОР.

Тема урока: «Правописание слов с разделительным твердым  и мягким знаками».4 класс.

Цель урока:

- личностные: формирование у детей гордости за свою Родину, формирование уважительного отношения к иному мнению, истории своей родины. Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир. Освоение социальной  роли обучающегося. Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, сопереживания чувствам других людей. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости

- метапредметные:

-регулятивные: планировать свои действия с поставленной задачей и условием ее реализации. Осуществлять  итоговый и пошаговый контроль по результату и  в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; уметь адекватно воспринимать оценку своей учебной деятельности, умение корректировать свою работу, проявлять волевую саморегуляцию и прогнозирование;

-познавательные:

 обще учебные:  самостоятельно создавать алгоритмы и формулировать познавательные  цели, выбор наиболее эффективных способов решения в зависимости от конкретных условий с использованием учебной литературы, доказательства, осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

 логические:  анализ и синтез объектов, установление причинно-следственных связей. Построение логической цепи рассуждений,

- коммуникативные:

-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, разрешение конфликтов, управление поведением партнёра, владение монологической и диалогической речью, продолжить учиться выполнять роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Формулировать собственное мнение и позицию, учитывать разные мнения, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности,  умение координировать свои усилия с усилиями других; 

- предметные: сформировать умения написания слов с разделительным твердым и мягким знаком, сконструировать алгоритм написания разделительного ь знака. Закрепить знания учащихся о составе слова и  умение правильно разбирать слова по составу, закрепить умение распознавать в словах изученные орфограммы, закрепить знания о звуко-буквенном разборе слов, «неразлучных» звуках: [йа], [йу], [йо], [йэ], развитие и совершенствование  навыков техники чтения, речевого дыхания, дикции и артикуляционного аппарата. Познакомить с историей русского самовара, научиться различать следы животных.

Оборудование урока:

  демонстрационный материал: учебник «Русский язык» В.П.Канакина, В.Г.Горецкий,  проектор, презентация к уроку, контрольно-измерительные материалы (презентация);

   раздаточный материал: разно уровневые  карточки  с заданиями, тесты, индивидуальные дощечки и фломастеры для работы на них.

                            Содержание взаимодействия педагога и учащихся.

№ п/п

Этап урока

Цель

Содержание взаимодействия с учащимися

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.

Организационный момент

Приветствие, проверка подготовленности, организация внимания.

Рабочий настрой.

Прозвенел звонок веселый!

Проверили всё ли готово к уроку. Дети поднятием пальца вверх-показывают, что готовы.

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания, формирование у детей мотивации к обучению.

Регулятивные:

-нацеливание на успешную деятельность.

Коммуникативные:

- формирование  умения слушать и слышать.

2.

Актуализация знаний.

Установить правильность, полноту и осознанность домашнего задания, выявить и устранить в ходе проверки обнаруженные проблемы.

Проверка дом, зад, упр112.

Раздает разно уровневые  карточки.

Проверка домашнего задания: упр108

Встаньте, только те, кто вставил буквы в тексте. Прочитай.  Встаньте, только те, кто вставил буквы в тексте и составил словосочетания. Прочитай. Встаньте, только те, кто подобрал однокоренные слова с разными приставками.  Прочитай.

 

-Посмотрите каждый на свою работу-согласны, что получилось выполнить задание?

 -Теперь поставьте себе оценку (дети уже знают критерии оценивания). Учитель оценивает отвечающих учащихся. (При проверке тетрадей после урока, если оценка правильная-то она подчеркивается.)

 Один - фонетический разбор слова дуб, вывод.

 Второй - на какое правило было дано упражнение, вывод.

 

Дети оценивают ответы товарищей  поднятием вверх большого пальца и оценивают свою работу в тетради..

Личностные: 

   умение слушать и формулировать собственное мнение и позицию, Регулятивные: 

осуществлять  итоговый и пошаговый контроль по результату, планировать свои действия с поставленной задачей

Познавательные:

 анализ и интерпретация информации.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

3.

Самоопределение к деятельности.

Обеспечить мотивацию, актуализация субъектного опыта

Каждый командир группы отчитывается  по работе  с карточкой перед классом.

Что общего в работе учеников. Проводится параллель с ранее  изученным материалом.  Создаётся проблемная ситуация.

Работу в группах - На какое правило было дано задание. Как проверить слова с безударной гласной? (вопрос к ученикам с первым слева вверху  заданием)

 -На что показывает звук [й], стоящий после согласного перед гласной? (вопрос к ученику  второй карточки)

-После,   каких приставок пишется разделительный ъ знак? (обращаюсь к ученику с третьей карточкой)

-Назови, какие слова в каждой группе лишние? (обращаюсь к ученику с  четвертой карточкой.)

-Оцениваю  учащихся, работающих с карточками.

- Работа, какой группы не вписывается?

 -Что общего в работах остальных групп?  

-На какие две группы можно разбить все слова? - Запишите в два столбика  по 5 слов с разделительным ъ и ь знаками. Проверьте работу товарища рядом.

 -Проведите опыт: уберите из слов  разделительные ъ и ь знаки.

- Почему в этих  словах пишется разделительный ъ и ь знаки?

Каждая группа оценивает своего товарища и исправляет, если есть ошибки.

 Ученик второй карточки объясняет, что после согласной перед гласной звук [й]  помогает обозначить разделительный ъ и ь знаки.

Ученик третьей карточки формулирует, что разделительный ъ знак пишется после приставок, оканчивающихся на согласную.

Четвертый-лишнее слово-ружье, так как это существительное, а остальные слова-глаголы, здоровье-ь знак разделительный, а в остальных словах он - смягчающий, разъяренный - слово с приставкой, остальные слова без приставок.

Оценивают ответы товарищей поднятием вверх большого пальца. Выявляют закономерность.

 -Работа с частями речи не вписывается. 

В остальных словах присутствуют разделительный ъ и ь знаки.

 Записывают в свои тетради  в 2-а столбика  по 5-ть слов с разделительными ъ и ь знаками. Проверяют работу товарища.

Проводят опыт: представляют, что в данных словах нет ни ъ, ни ь разделительных знаков.  Выявляют закономерность, опираясь на проведенный опыт: разделительный ъ и ь знаки отделяют согласную от гласной.

 

Личностные: 

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками. 

Регулятивные:

осуществлять   пошаговый контроль по результату, уметь адекватно воспринимать оценки;

 Познавательные:

осуществлять анализ объектов с выделением существенных и не существенных  признаков.

Коммуникативные:

- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

4.


Выход на тему, цель, учебные задачи.
 

Подведение детей к  выводу и формулированию темы и постановке задач урока.


Работа с учебником. Составляют первичный  алгоритм написания разделительного ь знака.

-Какова тема нашего урока?

-Что в этой теме вам уже известно?

-Что неизвестно?

-С чего предлагаете начать работу?

-Помогло это правило?

- Какие  же еще знания  нам нужны для успешного усвоения темы?

-Произведем морфемный анализ слов

с разделительным ь.

-Сформулируем алгоритм написания разделительного ь знака.

Озвучивают тему урока «Слова с разделительным твердым  и мягким знаком». Вспоминают алгоритм написания разделительного ъ, выведенный на прошлом уроке.

 Неизвестно в  каких случаях пишется разделительный ь знак.

 Предлагают поискать в учебнике.

 Читают правило на стр. 64. Предлагают провести разбор по составу слов с разделительным ь, используя памятку по разбору слов по составу.

 Выводят алгоритм написания разделительного ь

знака.

Разделительный ь:

 1.никогда не пишется после приставок.

2.пишется после            согласных перед гласными я, ю, е, е, и.

.

Личностные:

 Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, сопереживания чувствам других людей.

Регулятивные:

-умение планировать, прогнозировать.

Познавательные:

осуществлять поиск необходимой информации с использованием учебной литературы.

Коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами.

5.

Дыхательная зарядка Работа над темой.

Развитие и совершенствование  навыков техники чтения, речевого дыхания, дикции и артикуляционного аппарата Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала


Соревнование групп.

 -Что общего в прочитанных столбиках слов?

 -Какой из прочитанных столбиков слов связан с нашей темой урока?

-Запишите на дощечках номер столбика по порядку слева на право.

- Чья группа быстрее справилась?

-Докажите правильность ответа.

-Разберём по составу слова пьеса, бурьян, бельё, соловьи. Делаем вывод:

-Найдите еще слова с ь знаком.

-Какие из них связаны с темой нашего урока.

-А какие - нет?

Дыхательная зарядка: стоя, правая рука на животе, левая на груди, глубокий вдох, правая рука давит на живот, левая-отходит от груди и на выдохе произносят звуки  на одной строке и далее  подобная работа с остальными строками звуков, слогов и столбиками слов. Затем работа над чистоговоркой, скороговоркой и стишком.

Во всех словах есть звук [й], кроме слова рельсы.

  Работают на дощечках. Показывают номер столбца-6.

Разбирают слова по составу: пьеса, бурьян, бельё, соловьи.

Повторяют алгоритм написания разделительного ь: никогда не пишется после приставок, а только  внутри корня (пьеса), на конце корня перед суффиксом ( бурьян) или окончанием ( соловьи, бельё). Сравнивают слова в скороговорке Коля-колья.  Рельсы-ь знак смягчающий не относится  к теме нашего урока.

Личностные: 

формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками.

Регулятивные:

проявлять волевую саморегуляцию ,как способность к мобилизации сил и энергии.

Познавательные:

построение логической цепи рассуждений, доказательства

Коммуникативные:

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

6.

Первичное закрепление нового материала
 

 Развитие умения распознавать и подбирать разделительные твердый и мягкий знаки. Закрепить умение распознавать в словах изученные орфограммы.

Работа в парах. Упр.109.

Организую деятельность по применению новых знаний.

 Помогаю наводящими вопросами в замене звуковых обозначений буквами.

- На какие группы можно разбить все слова? Минута на размышление.- Кто берет на себя ответственность в паре за ответ?

 -Победила пара…

 Лидеры дают ответы на поставленный вопрос учителя. Обосновывают выбор написания смягчающего ь, разделительного ъ и ь знаков. Дети могут предложить другой вариант деления на группы: сущ., прил., глаг., наречия, предлоги.

Личностные:

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками. Освоение социальной  роли обучающегося. Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости

Регулятивные:  

умение корректировать свои действия с действиями других.

Познавательные:  

 самостоятельное создание способов решения проблем

Коммуникативные:

формулировать собственное мнение и позицию, учиться выполнять роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

7.

Самостоятельная работа с взаимопроверкой по эталону

Обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний учащихся.

Работа фронтальная Организует деятельность по применению новых знаний.

 Выполняют 6 заданий теста

-А кому нужна помощь? (Если нужна

подхожу и помогаю)

– Проверьте работу товарища.  

-Встаньте, кто не допустил ни одной ошибки.

- Молодцы!

- А теперь встаньте, кто допустил одну ошибку.

-Хорошо!

-Оцените работу товарища.

 

 

Выполняют текст. Далее работа в парах. Осуществляют взаимопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. Оценивают товарища.

Личностные:

умение самостоятельно конструировать свои знания о правописании разделительного твердого и мягкого знака, умения их различать; формирование уважительного отношения к иному мнению, истории своей родины.

Регулятивные:

планировать свои действия с поставленной задачей и условием ее реализации, осуществлять  итоговый и пошаговый контроль по результату и  в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; уметь адекватно воспринимать оценку своей учебной деятельности

Познавательные:

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков,

Коммуникативные:

  владение монологической и диалогической формами речи;  учитывать разные мнения, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности,  умение координировать свои усилия с усилиями других;

8.


 
Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Зафиксировать новое содержание, изученное на уроке. Обеспечить установление внутри предметных и меж предметных связей.

Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий

Анализ учебной деятельности  с точки зрения выполнения требований, известных учащимся, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

-

  - Какую цель ставили на уроке?

-Выскажите свое мнение об  уроке и своей работе на нем.

 

 Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему)

Урок для меня был – полезный, познавательный…

-  На уроке чувствовал себя….

-  Я доволен (не доволен) своей работой на уроке…

 

Личностные:

- оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, неудач.

.Регулятивные:

-умение планировать свою работу, волевая само регуляция.

Коммуникативные:

- умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.

- проявлять активность в деятельности

9.

Домашнее задание.

Обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Обеспечить усвоение знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях.

Урок наш окончен

И выполнен план.

Спасибо, ребята,

Огромное вам,

За то, что упорно,

Усердно трудились!

И знания ваши

Нам всем пригодились!

Формулирует домашнее задание. Обеспечивает понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Упр.113 или 114,или112.Четыре уровня (минимум, стандартный,

повышенный,

творческий) по выбору.

 

Записывают задание на дом, задают вопросы

Личностные:

 выражать положительное отношение к процессу познания, формирование у детей мотивации к обучению 

Регулятивные:

-планирование и прогнозирование  домашней работы.

Коммуникативные:

постановка вопросов;

умение слушать и вступать в диалог.

Прогнозируемый результат:

 учащиеся создадут алгоритм написания разделительного ь знака. Научатся правильно писать слова с разделительным твердым и мягким знаком. Закрепят знания о  звуко-буквенном разборе слов, о составе слова и  умение правильно разбирать слова по составу. Закрепят умение распознавать в словах изученные орфограммы, продолжат развитие и совершенствование  навыков техники чтения, речевого дыхания, дикции и артикуляционного аппарата.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Русский язык УМК Школа России Проблемный урок с использованием ИКТ и ЭОР 4 класс «Правописание Слов с разделительным твердым и мягким знаками». Антипова Наталия Евгеньевна МОУ ВЦО №2 г. Венев 2019 г.

Слайд 2

Этапы урока: Организационный момент; Актуализация знаний; Самоопределение к деятельности; Выход на тему, цель, учебные задачи; Дыхательная зарядка; Работа над темой; Первичное закрепление нового материала; Самостоятельная работа с взаимопроверкой по эталону; Рефлексия учебной деятельности на уроке; Домашнее задание.

Слайд 3

Организационный момент Прозвенел звонок веселый! -Все готовы? -Всё готово? -Мы сейчас не отдыхаем, Мы работать начинаем.

Слайд 4

Актуализация знаний дуб – [ дуп ] – 1 гласная, 1 слог. д [ д ] – согл ., зв . пар., тв . пар. у [у ] – гл., уд. б – [п] – согл ., зв . пар., тв . пар. 3 б. 3 зв . Вывод: первые в слове после гласных после ъ или ь знаков ю й̉ ’ у ё й’ о я й̉’ а е й̉’ э

Слайд 5

раз…ярен об… егорил с…есть с…ежась с… еденья с… едобен Памятка Ъ пишется: 1.после приставки, оканчивающуюся на согласную 2. корень начинается с гласных я, е, ё, ю

Слайд 6

Самоопределение к деятельности Запишите звуковые схемы слов: Стулья, съезд, копьё, семь, крылья . Запишите слова, обозначая звуки буквами: сту [ л‘й‘а ] [ сй‘э ] зд ко [ п‘й‘о ] се [ м‘й‘а ] кры [ л‘й‘а ] [ вй‘э ] зд Вставьте там, где надо ъ: при(ъ)ехал от(ъ)ехал вы(ъ)явил об(ъ)явил по(ъ)ел с(ъ)ел Выпишите лишнее слово в каждой группе: Играть, петь, прибежит, ружье, ушел, перебрался. Маленький, здоровье, скользкий, узенький, больной. Копье, семья, безделье, раздолье, вьюга, разъяренный.

Слайд 7

Самоопределение к деятельности Стулья, копье, семья, крылья, здоровье, съезд, отъехал, объявил , съел, разъяренный.

Слайд 8

Самоопределение к деятельности съезд отъехал объявил съел разъяренный с тулья копье семья крылья здоровье

Слайд 9

Самоопределение к деятельности сезд отехал обявил сел разяренный стуля копе семя крыля здорове Проведем опыт:

Слайд 10

Выход на тему: Слова с разделительным твердым и мягким знаком

Слайд 11

Алгоритм написания разделительного твердого знака Есть ли в слове приставка? Ъ не пишется Да Да Нет Нет Корень начинается с Е, Ё, Ю, Я Оканчивается ли она на согласный? Ъ не пишется Ъ не пишется Ъ пишется Да Нет

Слайд 12

Алгоритм написания слов с разделительным ь знаком Разделительный ь: 1.никогда не пишется после приставок. 2.пишется после согласных перед гласными я, ю, е, ё, и

Слайд 13

Дыхательная зарядка Прочитайте гласные на одном выдохе с усилением голоса три раза: шепотом, тихо и громко. а – у – о – э – ы о – у – а – ы – э а – у – ы – о – э 2. Прочитайте на одном выдохе с усилением голоса три раза: шепотом, тихо и громко. я – е – е – ю – и ля – ле – ле – лю – ли ай – ей – ей – юй – ий яль – ель – ель – юль – иль 3. Прочитайте чистоговорку : ай – аль – аль - стальная магистраль ю – ю – лю - ёлочку срублю оль – оль – ой - следуйте за мной ля – я – я - счастливая семья 4. Прочитайте скороговорку: Коля колья колет, Поля поле полет.

Слайд 14

4. лицей лицедей юбилей водолей 8. вежливый въедливый боязливый затейливый 3. клей улей елей калий 7. липкий близкий великий безликий 2. лейка вклейка склейка наклейка 6. пьеса бурьян соловьи бельё 1. рейка рельсы стайка стальной 5. аллея лилия колея талия 5. Прочитайте стих: Чтобы сосны, липы, ели Не болели, зеленели, Их под звон и гомон птичий Охраняет друг – лесничий. 6. Прочитайте столбики слов:

Слайд 15

Разбор слов по составу Алгоритм: Изменить форму слова, найти окончание Определить основу Найти корень

Слайд 16

Первичное закрепление материала Маленькая обезьяна, четыре подъезда, серьёзная девочка, подъём на гору, необъятное поле, взъерошенный воробей, съезд учителей, охотник с ружьём, съёжился от мороза, объяснить задачу, подъехать к шоссе, съёмка фильма.

Слайд 17

Первичное закрепление нового материала обезьяна серьезная ружьём подъезда подъем необъятное взъерошенный съежился объяснить подъехать съемка четыре воробей учителей шоссе мороза маленькая фильм

Слайд 18

Первичное закрепление нового материала 2 . маленькая необъятная взъерошенный серьёзная 3. съежился объяснить подъехать 5. на от к 1. обезьяна подъезд девочка охотник и др. 4 . четыре

Слайд 19

Самостоятельная работа с взаимопроверкой по эталону Родина русского самовара город Тула. На Руси издавна делали разные по форме и об..ему самовары. Были даже самовары со с.. емными ручками. Русская сем..я любит посидеть у самовара. В пословице говорится: «Кто чай п.. ет - сто лет проживет.»

Слайд 20

Рефлексия учебной деятельности на уроке 1. 5. 3 . 2 . 4.

Слайд 21

Домашнее задание Четыре уровня по выбору: 1.Упр. 113 2.Упр.114 3.УПР112 4.произвести звуко -буквенный разбор слова «съёмка»

Слайд 22

Урок наш окончен И выполнен план. Спасибо, ребята, Огромное вам, За то, что упорно, Усердно трудились! И знания ваши Нам всем пригодились!

Слайд 23

Для визуального оформления использовались источники: http :// www.yarfoto.ru/klipart67.htm мыши http :// allforchildren.ru/pictures/showimg/mult/mult64jpg.htm мальчик http ://www.photoknopa.ru/clipart/other-clipart/281-detskie-kliparty-s- … буратино http :// allforchildren.ru/pictures/showimg/mim/mim013gif.htm маша и медведь http:// www.telpics.ru/top.php?type=day&pg=2159 незнайка http:// www.pics-zone.ru/picture.php?id=31442 лягушка http:// www.pics-zone.ru/picture.php?id=92468 буратино http://www.pmteam.ru/forum.php?bpcg=///zona/11552 / мальчик за столом

Слайд 24

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разделительный твёрдый знак. Мягкий и твёрдый знаки.

Цели: Деятельностная цель:Ø  Формировать  умения правописания разделительного твёрдого и мягкого  знаков;Содержательная цель:Ø   Усвоить  алгоритма работы с  ра...

Карточка № 1 "Правописание слов с разделительными твёрдым и мягким знаками" (3 класс)

Задание создано к уроку русского языка в 3 классе "Правописание слов с разделительными твёрдым и мягким знаками". Карточку можно использовать в качестве нестандартного домашнего задания или ...

Карточка № 2 "Правописание слов с разделительными твёрдым и мягким знаками" (3 класс)

Задание создано к уроку русского языка в 3 классе "Правописание слов с разделительными твёрдым и мягким знаками". Карточку можно использовать в качестве нестандартного домашнего задания или ...

Карточка № 3 "Правописание слов с разделительными твёрдым и мягким знаками" (3 класс)

Задание создано к уроку русского языка в 3 классе "Правописание слов с разделительными твёрдым и мягким знаками". Карточку можно использовать в качестве нестандартного домашнего задания или ...

Урок русского языка во 2 классе на тему "Разделительный твёрдый знак. Мягкий и твёрдый знаки."

В технологической карте подробно описан урок русского язхыка, согласно ФГОС начального образования....

Конспект урока по русскому языку "Правописание слов с разделительным твёрдым и мягким знаком"

Подробный конспект урока по теме "Правописание слов с разделительным твёрдым и мягким знаком" включает организацию работы учащихся в парах и в группах, комментирование действий, самооценку....

Технологическая карта урока по русскому языку «Правописание слов с разделительными твёрдым и мягким знаками» (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование навыка правописания слов с разделительными твёрдым и мягким знаками.Планируемые результатыПредметные: -знать правильное написание разделительного ъ;-уметь разли...