4 класс. Число и род имени существительных.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Романова Екатерина Владимировна

план-конспект урока 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4_klass._chislo_i_rod_imeni_sushchestvitelnyh.docx18.61 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока

Дата: 21.01.2015

Класс: 4 В

Тема: Число и род имени существительных.

Тип урока: совершенствование ЗУН.

Цели:  1.Упражнять учащихся в различении рода и числа имени существительного..

            2. Развивать наблюдательность, внимание, абстрактное мышление, память, связную речь.

            3. Воспитывать любовь к предмету, к родному языку, усидчивость, аккуратность.

Методы и приемы: языковой анализ и синтез, конструирование, частично-поисковый, грамматико-орфографическое комментирование, мультимедиа.

Наглядность и оборудование: «карточки настроения», мультимедиа, доска, тетрадь, учебник.

Учитель: Хакимова Л.Х.

Методист: Рогова Р. З.

Практикант: Глухарева Е.В.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Организация начала урока

2.Эмоционально-волевая регуляция

3.Актуализация знаний

а) Словарная работа

б) Отгадывание загадок, разбор слов по составу

4.Постановка целей и задач

5. Работа по теме урока

а) распределение существительных по родам

б) образование формы множественного числа

6. Физкультминутка.

7. Работа по теме урока

8. Подведение итогов урока

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Лилия Канифовна. Сегодня урок русского языка проведу у вас я.

- Ребята, на ваших партах лежат картинки, если у вас отличное настроение поднимите солнышко, если не очень хорошее или плохое, поднимите тучку.

- Спасибо, опустите. Теперь я знаю, какое у вас настроение. А лучшее средство поднять настроение – это поработать на уроке.

- Ребята, откройте свои учебники на с.6, какое слово вы видите?

- Да, запомните его. Это словарное слово.

Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа  и перепишите это слово, подобрав к нему определение.

- Какого рода это слово?

- Закончили. Ребята, я сейчас буду читать загадки, а вы должны ответить правильно. Слушайте внимательно.

(Слайд 1):

Раз в горах я побывал,

Видел та камней обвал,

Перевал весь завалило.

Отгадай, что это было?

- Хорошо, выйди к доске и напиши слово камнепад на доске и разбери его по составу.

(Слайд 2):

Шумит река, сильна, грозна,

Большие льдины крушит.

Как широка! Зимой она

Была в три раза уже.

- Правильно, выйди к доске и разбери это слово по составу.

(Слайд 3):

Бежит конь вороной,

Много тащит за собой.

- Хорошо, выйди к доске и разбери это слово по составу.

(Слайд 4):

Как по небу с севера

Плыла лебедь серая,

Плыла лебедь сытая,

Вниз кидала сыпала

На поля-озерушки

Белый пух да перышки.

- Правильно, выйди к доске и разбери это слово по составу.

(Слайд 5):

При разгрузке надо нам

Очень много повозиться,

Ну а он способен сам

Очень быстро разгрузиться!

- Правильно, выйди к доске и разбери это слово по составу.

(Слайд 6):

Он почти как самолет-

Есть кабина и пилот,

Место есть и для салона,

А взлетает без разгона!

- Правильно, выйди к доске и разбери это слово по составу.

- Молодцы, ребята, а чем похожи все эти слова?

- Да, правильно. Что еще их связывает?

- Умницы. Так какая сегодняшняя наша тема урока?

- Вы уже немного знакомы с именем существительным, только сегодня мы поговорим о роде и числе имени существительного.

- Имя существительное включает в себя 3 рода, это – женский, мужской и средний род.

Попробуем выполнить упражнение 6.

Я читаю задание:

Запишите имена существительные, распределив их в группы по родам. Выделите окончания имен существительных. Какие слова нельзя отнести ни к одной из групп? Почему?

Имена, роща, чернила, тростник, грипп, созвездие, электричество, дрожжи, сёстры, скрипки, одеяло, ученики, девочка, ворота, открытие, дворец, деревья, яблоня, яблоко, земляника, каникулы, сапоги, скворец.

Начинаем работать, по выбору ученики работают у доски, остальные работают в тетрадях.

- А какие слова мы не смогли вписать?

- Как вы думаете, почему мы не смогли определить род этих существительных?

- Совершенно верно.

- Хорошо, заканчиваем. Имя существительное имеет число, это – множественное число и единственное.

Посмотрим упражнение 7. Читаю задание сама.

Упражнение 7: Поставьте имена существительные в форму множественного числа и запишите их, вставляя пропущенные буквы. В случае затруднения обратитесь к орфографическому словарю. Составьте два-три предложения с именами существительными во множественном числе.

Ал…ея, адр…с, б…лет, б…седа, грамм, д…ректор, кал…ндарь, инж…нер, к…рабль, гусь, пас…ажир, п…йзаж, т…левизор, п…ртрет, путешествен…ик, х…зяин, ш…фёр.

- Хорошо, по цепочке каждый будет выходить к доске, остальные работают в тетрадях.

- Немного отдохнем, встаем и повторяем с экрана.

- Ребята, я буду диктовать вам слова, запишите в первый столбик имена существительные мужского рода, во второй столбик – имена существительные женского рода, в третий столбик – имена существительные среднего рода.

-Проверьте правильность ваших записей.

(Слайд 7) Эталон. Если нету ошибок,  поставьте себе 5, если 1,2 ошибки -4,

если 3,4- 3.

-Какие окончания существительных женского рода? Мужского рода? Среднего рода?

- Какая тема была сегодня на уроке?

- Что нового вы узнали?

-Молодцы, спасибо за урок.

До свидания.

Приветствуют учителя.

Поднимают карточки настроения.

- Электричество.

Переписывают слово в тетрадь.

-Средний род.

-Камнепад.

Камнепад.

- Ледоход.

Ледоход.

- Паровоз.

Паровоз.

- Снегопад.

Снегопад.

- Самосвал.

Самосвал.

- Вертолет.

Вертолет.

-Они все имени существительные.

- Они все отвечают на вопрос что.

- Имя существительное.

Записывают упражнение 6.

 

Ж.р.

М.р.

Ср.р.

- Имена, дрожжи, сёстры, скрипки, ученики, деревья, каникулы, сапоги.

- Потому что эти слова во множественном числе.

Аллеи, адреса, билеты, беседы, граммы, директора, календари, инжекторы, корабли, гуси, пассажиры, пейзажи, телевизоры, портреты, путешественники, хозяева, шоферы.

М.р.

Ж.р.

Ср.р.

Май

Жребий

Олень

Стул

Михаил

Герб.

Акация

Плеть

Кабина

Страна

Околи-

Ца

Мария

Предло-

жение

слово

государ-

ство

Весло

Серебро

Олово

Копье

-ая,а, нулевое окончание. Пустое окончание, ий. Ое, о.

-Имя существительное.

-У имени существительного есть род и число.

Учитель:

Методист:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русском языку в 4 классе на тему: «Окончание имен существительных единственного числа»

Урок по русском языку в  4 классе на тему: «Окончание имен существительных единственного числа» проведён с целью закрепить знания учащихся о правописании безударных окончаний имен существительных...

4 класс.« Три типа склонения имен существительных в единственном числе».

Дать понятие о трех типах склонения имен существительных, научить  распознавать тип склонения по окончанию (в начальной форме) и по роду....

Конспект открытого подгруппового логопедического занятия в 3 классе по теме "Изменение имен существительных мужского рода в числе"

Занятие было продемонстировано 19.12.12 на семинаре для учителей-логопедов и посвящено теме семинара: "Нейропсихологические подходы в коррекции дисграфии учащихся"....

Урок русского языка 2 класс Тема: «Род, число и падеж имен существительных».

Цель: -формировать умение распознавать склонения имен существительных по совокупности признаков ( род, окончание в именительном падеже единственного числа)...

Урок русский язык в 3 а классе Тема урока «Имя существительное. Число и род имен существительных».

Урок получения новых знаний. Построен в соответствии с ФГОС НОО второго поколения. Есть технологическая карта урока....

Конспект урока по русскому языку 2 класс на тему "Изменение имен существительных по числам"

Урок русского языка во 2 классе. "Школа России" Тема: «Изменение имен существительных по числам»Учебник: Русский язык 2 класс, 2 часть ,с. 62-63 (Авторы: В.П. Канакина, В.Г.Горец...