Орфограммы
учебно-методический материал по русскому языку (4 класс)

Глушич Наталья Васильевна

Опоры для 4 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opora_orfogrammy_4_klass.docx24.22 КБ

Предварительный просмотр:

Темы,

орфограммы

ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ! (программа начальной школы)

1

Правописание мягкого, разделительно-го мягкого и твёрдого знаков.

Разделительный мягкий знак  (ь)пишется внутри слова перед гласными е,ё,и,ю,я (крылья, семья, собачья).

Мягкий знак (ь) пишется на конце слов после согласного (медведь, тетрадь), внутри слова между согласными (мальчик, письмо, коньки).

Разделительный твёрдый знак (ъ) пишется после приставок, оканчивающихся на согласную, пред гласными е,ё,я.

Задание: назови слова с разделительным мягким знаком, с мягким знаком, с раделительным твёрдым  знаком: от…езд, весел…е, в…юга, сил…ный, под…езд, солов…и, пис…мо, олад…и, об…явление.

2

Правописание буквосочета-ний.

Жи-ши-пиши с буквой И. Ча-ща-пиши с буквой А. Чу-щу-пиши с буквой У.

Сочетания ЧК, ЧН, ЩН, СТ-пиши без мягкого знака.

3

Правописание имён собственных

Имена , фамилии, отчества, клички животных, географические названия, астрономические названия - пишутся с большой буквы.

4

Правописание парных согласных в корне слова.

Для проверки парных согласных (б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с) в корне нужно изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный.

1 способ (изменить форму слова): дуБ- дуБЫ, медвеДь- медвеДИ (один-много, много-один).

2 способ (подобрать однокоренное слово): саД- саДИк, ягоДка- ягоДа.

5

Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова.

Чтобы правильно написать безударную гласную в корне слова, нужно изменить слово (или подобрать однокоренное) так, чтобы безударная гласная находилась под ударением.

Зв…зда- звЁзды, д…мА- дОм (изменили форму слова)

Хол…д- холОдный, см…шить- смЕх (подобрали однокоренное слово)

(Таблицы со словами у вас есть).

6

Правописание предлогов и приставок.

Запомни: перед глаголами предлоги не пишутся! (По)шёл-это глагол, пишу слитно. Между предлогом и существительным можно поставить вопрос или другое слово: (у)дома, у(какого?)дома, у(большого )дома –пишу раздельно!

7

Правописание приставок, оканчивающихся на –З, -С.

Перед гласными и звонкими согласными на конце приставок пишется -З : без-, воз-, вз-, из-, низ-, раз-, чрез-, через-.

Перед глухими согласными на конце приставок пишется  -С: бес-, вос-, вс-, ис-, нис-, рас-, чрес-, черес-.

8

Правописание букв Е-И в суффиксах –ИК ,  -ЕК

Чтобы правильно писать слова с суффиксами –ИК и –ЕК нужно изменить слово. Если при изменении слова гласный не выпадает, то в суффиксе нужно писать букву И.(садик-садики, ключик-ключики)

Если при изменении слова гласный выпадает, то в суффиксе нужно писать букву Е. (горошек-горошка, дружочек-дружочка)

9

Правописание непроизноси-мых согласных.

В некоторых словах звуки (т, д, л) не произносятся, но пишутся. Для проверки нужно подобрать однокоренные слова,  в которых эти звуки произносятся. (радосТный-радосТь, звёзДный-звезДа).

10

Правописание мягкого знака на конце существитель-ных 3 скл.

На конце существительных женского рода после шипящих пишется Ь (печь, помощь, рожь, глушь).

На конце существительных мужского рода после шипящих не пишется Ь (луч, товарищ, сторож, камыш).

11

Слитное и раздельное написание НЕ

НЕ с глаголами пишется раздельно. (не пишет, не читает, не может).

НЕ с глаголами пишется слитно, если слово без НЕ не употребляется (нездоровится, невзлюбить).

12

Правописание  

-ТСЯ, -ТЬСЯ в глаголлах

Если глагол отвечает на вопрос ЧТО ДЕЛАТЬ? или ЧТО СДЕЛАТЬ? , то пишется Ь знак.

Если глагол отвечает на вопрос ЧТО ДЕЛАЕТ? или ЧТО СДЕЛАЕТ? , то не пишется Ь знак.

13

Падежи

Именительный (есть)- кто? что?

Родительный (нет)-кого? чего? (где? куда? откуда?) Предлоги: от, до, из, без, у, для, около, подле, возле.

Дательный (дать)- кому? чему? (где? куда?) Предлоги: к, по.

Винительный (вижу)- кого? что? (где? куда?) Предлоги: в, на, за, про, через.

Творительный (доволен)- кем? чем? (где? куда?) Предлоги: под, над, за, с, перед, между.

Предложный (говорить)-о ком? о чём? (где?) Предлоги: в, на, о, об, при.

14

Склонение имён существитель-ных.

1 склонение- существительные женского и мужского рода с окончаниями –А, -Я в именительном падеже.

2 склонение- существительные мужского рода с нулевым окончанием в именительном падеже и среднего рода с окончаниями –О, -Е в именительном падеже.

3 склонение- существительные женского рода с мягким знаком на конце и с нулевым окончанием в именительном падеже.

15

Корень

Общая часть родственных слов, в котором заключено их основное значение.Неизменяемая часть слова.

16

Приставка

Часть слова, которая стоит перед корнем, называется приставкой. Приставка служит для образования новых слов. ( отходить, подходить, переходить,уходить).

17

Суффикс

Часть слова, которая стоит между корнем и окончанием и служит для образования новых слов.

18

Окончание

Часть слова, которая изменяется и служит для связи слов в предложении.

19

Основа

Часть слова без окончания.

20

Главные члены предложения

Подлежащее обозначает, о ком или о чём говорится в предложении, и отвечает на вопрос кто? или что? (существительное, местоимение).

Сказуемое обозначает, что в предложении говорится о подлежащем. Отвечает на вопросы что делает? что сделает? что делают? что сделал? и другие. (глагол)

Подлежащее и сказуемое составляют грамматическую основу предложения.

21

Второстепен-ные члены предложения.

Второстепенными членами называются все члены предложения, кроме подлежащего и сказуемого. Второстепенные члены поясняют подлежащее, сказуемое или другой второстепенный член предложения.

22

Распростра-нённые предложения.

Предложения, которые состоят из главных и второстепенных членов.

23

Нераспростра-нённые предложения

Предложения, которые состоят только из главных членов.

24

Однородные члены предложения

Отвечают на один и тот же вопрос, являются одним и тем же членом предложения, относятся к одному и тому же члену предложения.

Между однородными членами ставится запятая. Запятая не ставится, если однородные члены соединены союзами  И, ДА, ИЛИ.

25

Родственные (однокоренные слова).

Признаки однокоренных слов: 1)близки по смыслу 2) имеют общую часть (корень).

Разные формы слова: стол, столы, стола, к столу, столом, у стола и т.д.

Однокоренные слова: стол, столик, столовая.

26

Части речи.

Имя существительное- самостоятельная часть речи. Обозначает предмет, отвечает на вопрос: кто? или что? (кто? кот, что? школа).

Имя прилагательное- самостоятельная часть речи. Обозначает признак предмета, отвечает на вопросы: какой? чей? и др. (какая? большая, чей? лисий).

Глагол- самостоятельная часть речи. Обозначает действие предмета, отвечает на вопросы: что делать? что сделать? ( что делать? бежать, что делает? пишет).

Местоимение- самостоятельная часть слова, которая указывает на лицо,  предмет, событие, признак и т.п.но не называет их. 1-ое лицо-я, мы. 2-ое лицо- ты, вы. 3-е лицо-он, она, оно, они.

Наречие- самостоятельная (неизменяемая)  часть речи, которая обозначает признаки действий или признаков. Отвечает на вопросы: как? каким образом? где? куда? откуда? когда? как долго? в какой степени? насколько? почему? отчего? для чего? зачем?

Предлог- служебная часть речи, которая служит для связи отдельных слов в словосочетаниях и предложениях.

27

Имя существитель-

ное.

Одушевлённые –отвечают на вопрос КТО?

Неодушевлённые – отвечают на вопрос ЧТО?

Собственное- пишется с большой буквы (Таня, Оха, Петрович, Волга).

Нарицательное-пишется с маленькой буквы ( сапог, фамилия, город).

Изменяется по числам: единственное число (море, дом, тетрадь), множественное число (моря, дома, тетради).

Изменяются по падежам.

Бывает: женский род-она, моя (сестра, река, мечта, тётя); мужской род-он, мой (пенал, стол, ручей); средний род-оно, моё(село, пальто, море).

28

Имя прилагательное.

Связано с именем существительным. Чтобы определить число, род и падеж прилагательного, надо найти существительное, к которому оно относится. Какого числа и рода существительное, такого и прилагательное.

Маленькая (ед.ч., ж.р.) девочка (ед.ч., ж.р.).

Запомни: во множественном числе у прилагательных род не определяется!

29

Глагол.

Изменяется по числам: пишет (ед.ч.), пишут (мн.ч.). Изменяется по временам: Настоящее (что делает? что делают? Что делаю?)

Прошедшее: (что делал? (м.р),Что делала? (ж.р)Что делало? (с.р.)Что делали?)

Можно определить род в единственном числе у глаголов прошедшего времени.

Будущее простое:(что сделаю? Что сделает? Что сделают?)

Будущее сложное: (что буду делать? что будут делать?)

Глаголы бывают 1 и 2 спряжения.

1 спряжение-все глаголы на –ЕТЬ, -АТЬ, -ОТЬ, -УТЬ, -ТЬ (кроме 11 глаголов исключений), а также глаголы на –ИТЬ: брить. Стелить, зиждиться.

Во множ. числе –УТ (-ЮТ).

2 спряжение-глаголы на –ИТЬ (в неопределённой форме), а также 11 глаголов: Гнать, дышать, держать, зависеть. Видеть ,слышать и обидеть. А ещё терпеть, вертеть, ненавидеть и смотреть.

Во  множ. числе-АТ (-ЯТ).

Наречие

Местоимение

30

Правописание Ь знака в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа

В окончании глагола 2-го лица единственного числа настоящего и будущего времени пишется Ь знак.

(ты) держишЬ, держишЬся, возьмёшЬ.

(ты) лукавишЬ, улыбаешЬся, кивнёшЬ.

31

Речь

Речь состоит из предложений. Бывает устная и письменная. Две формы речи -монолог, диалог. Стили речи- разговорный, художественный, научный, деловой.

Типы речи- повествовании е, описание, рассуждение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: Постановка задачи «Как проверить орфограммы в высказывании?» Орфограммы связанные и не связанные с обозначением фонем.

Урок русского языка в 3-м  классе по системе развивающего обучения Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова, программа Г.Н.Кудиной, З.Н.Новлянской – ставит целью учить  определять тип орфограмм,  р...

Урок русского языка в 3 классе по теме: «Обобщение знаний о правописании корневых орфограмм, требующих подбора однокоренных слов для проверки орфограммы в корне».

Тема: «Обобщение знаний о правописании корневых орфограмм, требующих подбора однокоренных слов для проверки орфограммы в корне».Цель:- создать ситуацию, помогающую на основе учебного исследования подв...

Слова и изученной орфограммой, графическое обозначение орфограммы.rar

Слова и изученной орфограммой, графическое обозначение орфограммы...

Урок русского языка во 2 классе по системе Эльконина-Давыдова "Проверка орфограмм в корне разными способами. Проверка орфограмм по словарю"."

Дети учатся проверятьорфограммы слабых позиций всеми известными способами, сами ставят цель урока, на протяжении всего урока работают с листом самоконтроля....

Урок русского языка по теме: "Повторение. Орфограмма. Классификация орфограмм", 2 класс. Школа 2100

Разработка включает в себя технологическую карту урока и презентацию....

Системно-деятельностный подход на уроке русского языка Знакомство с орфограммой «Проверяемые согласные на конце слова» Графическое обозначение орфограммы. Выведение алгоритма проверки.

Сущность системно-деятельностного подхода проявляется в формировании личности ученика и продвижении его в развитии не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной д...

Памятка "Орфограммы в русском языке. Работа над ошибками при изучению орфограмм"

Развитие орфографической зоркости - один из актуальных вопросов на уроках русского языка в начальной школе. В материале приведены все виды орфограмм, изучаемых в начальных классах....