конспект урока
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

конспект урока по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku.doc84.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку

2 класс

3 класс

Тема урока:

Обобщение по теме «Заглавная буква в собственных именах существительных».

Тема урока:

Роль имён существительных в предложении (подлежащее)

 Цель: создать условия  для обобщения знаний учащихся об употреблении заглавной буквы в именах собственных; закрепить навыки правописания изученных орфограмм; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, аккуратности и внимательности.

Планируемые результаты:

Предметные: уметь распознавать собственные имена существительные; самостоятельно подбирать имена существительные в каждую группу.

Познавательные: анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты; осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя); проводить аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя).

Регулятивные: принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения  с помощью учителя; понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, справочном материале учебника – памятках) при работе с учебным материалом; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.

Коммуникативные: отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений; критично относиться к своему мнению; уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми, придерживающимися другого мнения; понимать точку зрения другого.

Оборудование: учебник «Русский язык, 2 класс» (авторы В.П. Кананкина), тетради, , карточки для самостоятельной и индивидуальной работ.

Цель: развивать умения распознавать имена существительные в именительном падеже, определять их значения, правильно употреблять в речи.

Планируемые результаты:

Предметные:  Уметь находить слова, стоящие в именительном падеже ( по его признакам) .

Знать признаки именительного падежа

Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке; формулировать учебные задачи; учить планировать свою деятельность на уроке; высказывать свое предположение на основе учебного материала; отличать верно выполненное задание от неверного; осуществлять самоконтроль; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

Познавательные: ориентироваться в учебнике, тетради; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт; развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию; моделировать информацию; уметь определять уровень усвоения учебного материала.

Коммуникативные:: слушать и понимать речь других; формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои

мысли ;

Оборудование: учебник «Русский язык,  класс» (авторы В.П. Кананкина), тетради, , карточки для самостоятельной и индивидуальной работ.

                                                                    Ход урока:

1 .Организационный момент. Ребята, я очень рада

Войти в приветливый наш класс,

И для меня уже награда

Внимание ваших умных глаз.

Я знаю, каждый в классе гений,

Но без труда талант не впрок.

Давайте вместе с вами  мы сочиним сейчас интереснейший урок!

2. Мотивация к учебной деятельности.

Сегодня у нас урок исследование. Что такое исследование? (работа с толковым словарём). Как зовут людей, которые занимаются исследованием? Исследователям нужна лаборатория. Это наш класс. Исследования записывают в научный дневник. У нас это тетради. Откройте научные дневники, запишите дату исследования.

3.Повторение ЗУН.

Какой раздел мы начали изучать? (части речи). Отправимся в город под названием Части речи.

- Какие части речи вы знаете?

- Назовите жителей этого города. (Вывешиваю на доску). Всех мы навестить не сможем, заглянем в гости к одной части речи.

       

Вещи, люди и цветы,

Носороги и коты,

Джинсы, майки и штиблеты –

Называются ПРЕДМЕТЫ.

Шубы, шапки и зонты,

Гвозди, гайки и винты,

Сёла, города, планеты –

Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!

Ах, какие все слова восхитительные!

Называются они СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ.

Небоскрёбы и мосты,

Уши, ноги и хвосты,

Булки, яблоки, котлеты –

Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!

Ручки, ластики, листы,

И отвёртки, и болты,

Звёзды, облака, кометы –

Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!

Ну какие же слова поразительные!

Не забудьте, все  они СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ.

_ Чтобы существительным легче было жить в городе, составим для них паспорт.

- Что такое существительное? (Запишите в паспорт)

- какие существительные относятся к одушевлённым? Неодушевлённым?

- существительные в единственном числе называют? Во множественном числе?

4. Самостоятельная работа.

Распределите слова в 2 группы.

(река, сорока, трава, роса, лошадка,

малыш, моряк, дождь)

- Сколько падежей в русском языке?

- Перечислите падежи и падежные вопросы.

5. Проверка самостоятельной работы.

Ребята, вы исследовали слова. По какому признаку вы распределили слова на группы? (Одушевлённые и неодушевлённые).

5. Самостоятельная работа.

- Просклоняйте существительное ученик.

6. Постановка учебной задачи.

Прочитайте стихотворение и назовите тему урока.

Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше всех букв – подруг.
Смотрят с почтеньем на букву подруги,
Но почему? За какие заслуги?
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее.
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твоё, имя улицы, города.
Буква большая – совсем не пустяк!
В букве большой уважения знак!

7. Физминутка.

6. Постановка учебной задачи.

 А теперь отгадайте загадку:

Он – начинающий  падеж,
Вопросы – КТО?  и  ЧТО?
В  нём – мама,  папа,  слон,  манеж,
И  школа,  и  пальто.

- О каком падеже идёт речь? Почему вы так решили?

8. Закрепление и обобщение полученных знаний.

2. Самостоятельная работа.

1 пара. Под нашим окном расцвела ___________(Роза, роза). Я и моя подруга __________(Роза, роза) учимся в первом классе.

 Мою подругу зовут __________(Лилия, лилия). В пруду растёт ____________(Лилия, лилия).

 В высоте парил __________(Орёл, орёл). Город- ________(Орёл, орёл) очень красив.

4 В огороде росла зеленая ____________________ (Петрушка, петрушка) В клетке сидел попугай ________________________ (Петрушка, петрушка)

  1.  8.Игра «Образуй пары»

Прочитайте слова. Образуйте пары слов, связанных между собой по смыслу, одно из которых пишется с маленькой буквы, другое – с большой.

попугай

Байкал

озеро

Чип

аллея

Земля

планета

Цветов

писатель

Н.Н.Носов

8. Работа в парах.

Найди и укажи  существительные в именительном падеже.

Подчеркните главные члены в первых двух предложениях.

Упало мыло в суп с лапшой.

В котле возник пузырь большой.

У норы добычи ждёт,

Притаившись серый кот.

- Запишите результат исследования в научный дневник.

 Я Именительный падеж,

Меня легко все узнают

И в подлежащие зовут.

Предлогов с детства не люблю,

С собою рядом не терплю.

Мои вопросы кто? и что? 

Ни с чем ни спутает никто

8. Комментированное письмо.

Учебник упр. 74

9. Рефлексия. Составление кластера.

Рефлексия. Дополни предложения. Дополни предложения:

Существительное в именительном падеже  отвечает на вопросы………………..

Существительное в именительном падеже является в предложении……………

У именительного падежа нет …………………………………………

 

10. Домашнее задание.

Написать названия улиц нашего села.

  1. Домашнее задание.
  2. Упр. 76 с. 43

Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше всех букв – подруг.
Смотрят с почтеньем на букву подруги,
Но почему? За какие заслуги?
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее.
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твоё, имя улицы, города.
Буква большая – совсем не пустяк!
В букве большой уважения знак!

 Распределите слова в 2 группы.

(река, сорока, трава, роса, лошадка,

малыш, моряк, дождь) .

 Под нашим окном расцвела ___________(Роза, роза). Я и моя подруга __________(Роза, роза) учимся во втором классе.

 Мою подругу зовут __________(Лилия, лилия). В пруду растёт ____________(Лилия, лилия).

 В высоте парил __________(Орёл, орёл). Город- ________(Орёл, орёл) очень красив.

В огороде росла зеленая ____________________ (Петрушка, петрушка) В клетке сидел попугай ________________________ (Петрушка, петрушка)

Игра «Образуй пары»

Прочитайте слова. Образуйте пары слов, связанных между собой по смыслу, одно из которых пишется с маленькой буквы, другое – с большой.

попугай

Байкал

озеро

Чип

аллея

Земля

планета

Цветов

писатель

Н.Н.Носов

Найди и укажи  существительные в именительном падеже.

Подчеркните главные члены в первых двух предложениях.

Упало мыло в суп с лапшой.

В котле возник пузырь большой.

У норы добычи ждёт,

Притаившись серый кот.

Дополни предложения:

Существительное в именительном падеже  отвечает на вопросы………………..

Существительное в именительном падеже является в предложении……………

У именительного падежа нет …………………………………………

 

Определи падеж существительного

приехал из Ростова______________

ехал в автобусе______________

отплыл от берега______________

добежал до машины______________

растёт у дерева______________

лежит на столе______________

вышел из дома______________

выучил в школе______________

Имя существительное

Имя прилагательное

Глагол

Местоимение

Предлог

Наречие

                Паспорт

                    Название

 ----------------------

Отвечает на вопросы

 ----------------------------

Обозначает

Признаки

Изменяется

___________________________

Сидел я за столом в горнице и не заметил, как потемнело в воздухе. Взглянул в окно и вижу: на проводе, совсем рядом, сидит синичка. Сидит и вытягивает головку то влево, то вправо. При этом ее тоненький клювик открывался и закрывался. Что это она делает? Синичка все поворачивала головку то туда, то сюда. Я пригляделся и увидел, что она ловит ртом снежинки.

Я увидел очень странную и неожиданную картину! Крохотная собачонка лежала на полу на тряпичной подстилке и кормила большого рыжего кота. Она даже зарычала на меня, дескать, ходят тут всякие. А кот даже не пошевелился. Сосал и жмурился от удовольствия. Она была меньше кота примерно раза в полтора. И вот кормила его своим молоком.

 Сказать по правде — скучно. Деревня такая маленькая, что в ней и всего-то десять домов. До соседней деревни два километра, а до клуба и школы-интерната целых пять. В школе нынче сделали летний лагерь. Минька, Стасик и Хомутов перешли в шестой класс. Правда, Хомутов остался на осень по русскому, За изложение он получил двойку, потому что не поставил трех запятых. А переносы, так эти совсем не умеет делать. Где он сейчас? 
      И Минька отправился искать Хомутова. Минька приблизился к хомутовскому огороду. В изгороди имелась щель между жердями. Он пролез в огород и залег в траве, как партизан. Чтобы вызвать на улицу Хомутова, надо свистнуть либо тихонько бросить в раму шишкой от лопуха. 

Готов помочь в беде.

Умеет хранить тайну.

Добрый, чуткий человек.

Тот, кто посочувствует.

Честный и преданный


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...