Конспект урока русского языка 1 класс
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Мамурова Лариса Николаевна

Урок русского языка в 1 классе по теме "Правописание словосочетаний ча, ща" Школа России

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект урока русского языка 113.5 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык

Тема: «Произношение и написание слов с сочетаниями ча,ща»

Цель: -совершенствовать умение произносить мягкие шипящие звуки и правильно                обозначать на письме сочетание этих звуков с гласными;

           - развивать воображение, смекалку, речь;

           - воспитывать уважительное отношение ко времени, бережное отношение к          природе.

Оборудование: 1. Конверты с заданиями.

                           2. Волшебный домик.

                    3. Тест.

ХОД УРОКА

  1. ОРГ.  МОМЕНТ

                  Кто жить умеет по часам

                  И ценит каждый час,

                  Того не нужно по утрам

                  Будить по десять раз.

С Баруздин

У. Что значит выражение «жить по часам» ?

Д. Соблюдать режим, никуда не опаздывать, все делать вовремя, своевременно.

У. И мы сегодня на уроке постараемся следовать этому девизу и должны умело     распределить наше время, чтобы многое успеть и многому научиться. Итак, начинаем наш урок с минутки чистописания.

  1. МИНУТКА ЧИСТОПИСАНИЯ.

      Ребята, отгадайте, какие буквы мы сегодня будем писать.

      А О Ю Ч Я Ё                                   Ю У Э Щ Е Ы

Найдите лишнюю букву и объясните, почему она лишняя.

Д. Лишняя буква Ч, так как она согласная.

     Лишняя буква Щ, так как она согласная

У. Сегодня мы будем писать букву Ч и букву Щ.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

У. Дополните слоги  до слов. Какое правило вы должны применить , чтобы не сделать ошибки.

Д. Ча, Ща- пишется с гласной  а.

  1. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА.

У. Правильно. Мы сегодня продолжим работать над правописанием слов с шипящими согласными. И поможет нам в этом наш волшебный домик, в котором мы с вами побывали вчера. У какой буквы мы с вами вчера были в гостях?

Д. У буквы И.

У. Какое правило вы запомнили?

Д. ЖИ и ШИ пиши с гласной И.

У. А теперь отгадайте, к кому мы сегодня отправимся.

     Вот два столба наискосок

      А между ними поясок.            

                               

                     

Д. К букве А

У. Правильно. Но, чтобы к ней попасть мы должны преодолеть  пять ступенек. Каждая ступенька – это задание, которое мы должны выполнить.

     1. Я СПРАВЛЮСЬ.

     2. Я ГОТОВ.

     3. Я ПРОБУЮ.

     4. Я ТРЕНИРУЮСЬ.

     5. Я ЗНАЮ.

        

  1. РАБОТА НАД ТЕМОЙ УРОКА.

  1. Я  СТУПЕНЬ. Я СПРАВЛЮСЬ.

У. Открываем первый конверт. Здесь карточка со словами , с которыми хозяева предлагают нам поиграть. Но сначала они просят вас назвать  шипящие согласные звуки.

Д.      Ш, Щ, Ж, Ч.

У.     Я читаю слово, а вам нужно поднять сигнальную карту, если услышите в слове шипящий звук.

   

ЧЕРНИЛА, ЦВЕТОК, ШИРОКИЙ, ЦЕНА, ЖАР, ЗВОН, ЦЕЛЬ, СТОЛ.

У.     Молодцы! Вы Хорошо знаете шипящие звуки и уверенно стоите на первой   ступеньке. А устоите ли вы на ней, выполняя следующее задание.

    2- Я  СТУПЕНЬ. Я ГОТОВ.

У. Берем следующий конверт. Ничего не понимаю. Все перепуталось. Ребята, помогите составить предложение.

 

        

                                                за

.

Запишите это предложение с комментированием.

Д. Маша часто ходит в лес за грибами.

У. Найдите основу предложения.

 Д. Кто? Маша. Подчеркиваем одной чертой.

      Маша что делает? Ходит. Подчеркиваем двумя чертами.

  1. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

                 

  1. Я СТУПЕНЬ. Я ПРОБУЮ.

У. Следующая ступенька и следующее задание. Нас просят поработать  с картинкой в учебнике, стр.88, упр 47.

У. Ребята, скажите, Маша -героиня какой  сказки? 

Д. « Три медведя», « Машенька и медведь»

У.  Хорошо ли вы знаете эти сказки?

Д. Да.

У. Рассмотрите внимательно рисунок в книге и скажите, к какому эпизоду из сказки он относится?

- А с чего началась эта сказка?

Д. Машенька пошла в лес за грибами  и заблудилась.

У. Что произошло дальше?

Д. Она попала к медведям.

У. А где жили медведи?

Д. В лесу.

У. А как называется  густая, заросшая часть леса, куда попала Машенька?

Д. Чаща.

У. Запишите это слово. Какое правило мы должны помнить при написании этого слова?

Д. Ча и ЩА – пишется с гласной А.

У. Придумайте и запишите ещё два слова на это правило.

      Прочитаем и запомним правило на странице учебника 89.

Д. Сочетания ча и ща пишутся  с буквой а.

У. Молодцы! А теперь послушайте загадку.

      Из горячего колодца

      Через нос водица льётся.

                            / ЧАЙНИК/

      -  Давайте прочитаем стихотворение А. Барто про  чайник.  Упражнение 48.

          Объясните  написание слов с пропущенными буквами.

Д. В слове « чайник» пропущена гласная а. Ча пишется с гласной а.

     В слове «чай» пропущена –а.

     В слове « выключай» пропущена -а

У. Выпишите слова с сочетанием Ча. / САМОСТОЯТЕЛЬНО/

     Проверьте написание слов по книге. Кто не сделал ни одной ошибки зажгите красный огонек.

  1. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. / Для рук/

4- Я СТУПЕНЬ. Я ТРЕНИРУЮСЬ. / РАБОТА В ГРУППАХ/

У.  Сейчас вы будете работать в парах. У каждой пары на парте лежит конверт. Откройте его . Что вы видите?

Д. Слоги.

У. Ваша задача составить из слогов слова .

        

У. Назовите слова и объясните их написание.

      Молодцы!

5- Я СТУПЕНЬ. Я ЗНАЮ.

У. Вот мы и добрались до последней ступеньки. Мы выполнили много заданий и можем с уверенностью сказать - Я знаю, как пишутся сочетания ЧА и ЩА.

Но вот незадача, гласная а не хочет сидеть в своем домике. Посмотрите, она убежала.

Поможем ей вернуться домой?

Д. Да.

У. Выполним упражнение 49 по вариантам. 1 – на синих листочках, а 2- на красных.

  1. ИТОГ  УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ

У. Какие  виды работ вам понравились?

      Написание какого правила повторяли?

      Оцените свою работу и работу своих товарищей.

                                 

                               

Маша, в, ходит, часто, лес, за, грибами.

Маша, в, ходит, часто, лес, за, грибами.

Маша, в, ходит, часто, лес, за, грибами.

Маша, в, ходит, часто, лес, за, грибами.

Маша, в, ходит, часто, лес, за, грибами.

Маша, в, ходит, часто, лес, за, грибами.

Маша, в, ходит, часто, лес, за, грибами.

Маша, в, ходит, часто, лес, за, грибами.

ча        

                

        

        

        

ТЕСТ.

ВСТАВЬТЕ ПРОПУЩЕННЫЕ БУКВЫ.

Свеч.., овч..рка, туч.., рощ.., коч..н, пищ.., чащ.., ч..шки, сч..стье.

ТЕСТ.

ВСТАВЬТЕ ПРОПУЩЕННЫЕ БУКВЫ.

Свеч.., овч..рка, туч.., рощ.., коч..н, пищ.., чащ.., ч..шки, сч..стье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме:«Текст и его признаки» в 1 классе (1-4) по учебнику Русский язык 1 класс А.В.Полякова.

Тема: «Текст и его признаки».     Цель:·  Сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков. Задачи:·...

Конспект урока русского языка по программе "Школа России" для 3 класса ( 1 – 4 ) по теме: «Ознакомление со словообразовательной ролью приставок и суффиксов в русском языке».

формировать  умение  выделять  приставку  и  суффикс  в  слове;развивать  умение  образовывать  новые  слова  с  помощью  пр...

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»)

Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»). Тема урока: «Главные и второстепенные члены предложения. Обстоятельства»Ц...

Конспект урока русского языка Класс: 4 В.

Конспект урока русского языкаКласс: 4 В....

Конспект урока русского языка по русскому языку 1 класс УМК « Перспектива» . Тема:Тема урока: БУКВОСОЧЕТАНИЯ ЖИ–ШИ, ЧА–ЩА, ЧУ–ЩУ

Представлен конспект урока - знакомство с новым материалом, с использованием системно - деятельностного подхода, проблемное изложение материала...