Рабочая программа по русскому языку Школа России
рабочая программа по русскому языку (4 класс)

Мамурова Лариса Николаевна

Рабочая программа . Русский язык. Школа России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Рабочая программа Русский язык59.78 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя  общеобразовательная школа № 5»

Рузаевского муниципального района

Рассмотрена и одобрена

на заседании методического

объединения учителей начальных классов

Руководитель МО

_______/Мамурова Л.Н./

«28 » августа 2020 г.

Согласована

с заместителем директора

по УВР

______/Панферова  М.Ю./

«28» августа 2020 г.

Утверждена

директором школы

________/Щербакова Е.Г./

« 31» августа 2020 г.

Рабочая программа

учебного предмета «Русский язык» 

в 4 Б классе

Составитель: Мамурова Лариса Николаевна, учитель начальных классов

2020-2021 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования на основе авторской программы В.П.Канакиной, В. Г. Горецкого «Русский язык» «Школа России» 2011г.

Место учебного предмета в учебном плане.

Согласно учебному курсу МБОУ СОШ №5 на изучение русского языка в 4 классе начальной школы отводится 3 часа  в неделю, всего 102 часа.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПО ИТОГАМ ОБУЧЕНИЯ В 4 КЛАССЕ

Личностные результаты

Обучающийся получит возможность для формирования следующих общих личностных

результатов:

•становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, к изучению русского языка, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»;

•восприятие русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей российского народа, его значения в процессе получения школьного образования, осознание себя носителем этого языка;

•понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;

•развитие способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

•установка на здоровый образ жизни и реализация её в реальном поведении и поступках, бережное отношение к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

Регулятивные

Обучающийся получит возможность для формирования регулятивных УУД:

принимать и сохранять в памяти цели и задачи учебной деятельности; в сотрудничестве с учителем находить средства их осуществления и ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

•учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками);

•планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

•адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами; •понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и развивать способности

конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

Познавательные

Обучающийся получит возможность для формирования познавательных УУД:

уметь использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий (учебная, дополнительная литература, использование ресурсов библиотек и Интернета); пользоваться словарями и справочниками различных типов;

•записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов информационных и коммуникационных технологий (далее ИКТ);

•ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач, осуществлять выбор наиболее эффективных в зависимости от конкретной языковой или речевой задачи;

•использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) представления информации для создания моделей изучаемых единиц языка, преобразовывать модели и схемы для решения учебных и практических лингвистических задач;

•осуществлять логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждение, подводить факты языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза.

Коммуникативные

Обучающийся получит возможность для формирования коммуникативных УУД:

уметь слушать и слышать собеседника, вести диалог;

•ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;

•уметь выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи, ситуаций общения;

•строить монологическое высказывание с учётом ситуации общения и конкретной речевой задачи, выбирая соответствующие языковые средства, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);

•активно использовать речевые средства и средства ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач;

•применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.

Предметные результаты

Общие предметные результаты освоения программы

Обучающийся получит возможность для формирования следующих общих предметных результатов:

•первоначальное представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

•осознание значения русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;

•освоение первоначальных научных представлений об основных понятиях и правилах из области фонетики, графики, лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса, орфографии (в объёме материала изучаемого курса); понимание взаимосвязи и взаимозависимости между разными сторонами языка;

•овладение учебными действиями с языковыми единицами: находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения), конструировать из этих единиц единицы более высокого уровня (слова, словосочетания, предложения, тексты), использовать эти действия для решения познавательных, практических и коммуникативных задач (в объёме материала изучаемого курса);

•овладение основами грамотного письма: основными орфографическими и пунктуационными умениями (в объёме материала изучаемого курса), умениями применять правила орфографии и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов, умение проверять написанное.

Содержание курса

Содержание программы

Повторение

Наша речь и наш язык. Формулы вежливости.

Текст и его признаки. Тема, основная мысль, заголовок текста. Построение (композиция) текста. Связь между частями текста. План. Типы текста (повествование, описание, рассуждение, смешанный текст).

Предложение как единица речи.

Диалог.

Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращением в начале, середине, конце предложения (общее представление). Составление предложений с обращением.

Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения.

Словосочетание. Вычленение из предложения основы и словосочетаний.

Разбор предложения по членам предложения.

Предложение

однородные члены предложения (общее представление.Интонация перечисления, запятая при перечислении. Предложения с однородными членами, связанными союзами и (без перечисления), а, но. Интонация, знаки препинания при однородных членах с союзами и, а, но. Составление и запись предложений с однородными членами с союзами и без союзов.

Простые и сложные предложения (общее представление). Знаки препинания в сложных предложениях. Сложное предложение и предложение с однородными членами.

Слово в языке и речи

Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы, антонимы, омонимы. Устаревшие и новые слова. Заимствованные слова. Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы). Ознакомление со словарем иностранных слов учебника.

Наблюдение над изобразительно-выразительными средствами языка.

Состав слова. Значимые части слова. Различие однокоренных слови различных форм одного и того же слова.

Правописание приставок и суффиксов, разделительных твердого и мягкого знаков.

Обобщение знаний о частях речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, имя числительное, местоимение, предлог), деление частей речи на самостоятельные и служебные.

Наречие как часть речи (общее представление), значение, вопросы.

Роль наречий в предложении (второстепенный член предложения).

Имя существительное

Склонение имен существительных. Развитие навыка в склонении имён существительных и в распознавании падежей. Несклоняемые имена существительные.

Основные тины склонения имён существительных (общее представление).

Первое склонение имён существительных и упражнение в распознавании имен существительных 1-го склонения. Второе склонение имён существительных и упражнение в распознавании имен существительных 2-го склонения. Третье склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 3-го склонения.

Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 1, 2 и 3~го склонения в единственном числе (кроме имен существительных на -мя, -ий. -ие, -ия). Ознакомление со способами проверки безударных падежных окончаний имен существительных.

Правописания безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе в каждом из падежей.

Склонение имен существительных во множественном числе. Развитие навыка правописания окончаний имен существительных во множественном числе. Формирование умений образовывать формы именительного и родительного падежей множественного числа (инженеры, учителя, директора: урожай помидоров, яблок) и правильно употреблять их в речи.

Морфологический разбор имён существительных.

Имя прилагательное

Имя прилагательное как часть речи. Связь имен прилагательных с именем существительным. Упражнения в распознавании имен прилагательных по общему лексическому значению, в изменении имен прилагательных по числам, в единственном числе по родам, в правописании родовых окончаний.

Склонение имен прилагательных (кроме прилагательных с основой ха шипящий и оканчивающихся на -ья, -ье, -ов, -ин). Способы проверки правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных (общее представление).

Склонение /мен прилагательных в мужском и среднем роде в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода б единственном числе.

Склонение имен прилагательных женского рода в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных женского рода в едино •венном числе.

Склонение и правописание имен прилагательных во множественном числе.

Личные местоимения

Местоимение как часть речи.

Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа.

Склонение личных местоимений с предлогами и без предлогов. Раздельное написание предлогов с местоимениями (к тебе, у тебя, к ним).

Развитие навыка правописания падежных форм личных местоимений в косвенных падежах (тебя, меня, его, её, у него, с нею).

Упражнение в правильном употреблении местоимений в речи. Использование местоимений как одного из средств связи предложений в тексте.

Глагол

Глагол как часть речи. Упражнение в распознавании глаголов по общему лексическому значению, в изменении глаголов по временам и числам, глаголов прошедшего времени по родам в единственном числе.

Неопределенная форма глагола (особенности данной формы). Образование временных форм от неопределенной формы глагола.

Возвратные глаголы (общее представление). Правописание возвратных глаголов в неопределенной форме.

Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Развитие умения изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам, распознавать лицо и число глаголов.

Правописание мягкого знака (ь) в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа после шипящих.

Глаголы 1 и 2 спряжения (общее представление).

Глаголы-исключения.

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. Распознавание возвратных глаголов в 3-м лице и в неопределенной форме по вопросам (что

делает? что делать?).

Сочинения (устные и письменные) по сюжетному рисунку, серии сюжетных рисунков, демонстрационной картине, по заданной теме и собственному выбору темы с предварительной коллективной подготовкой под руководством учителя либо без помощи учителя.

Речевая этика: слова приветствия, прощания, благодарности, просьбы; слова, используемые при извинении и отказе.

Повторение

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Наименование темы

Всего часов

Из них

Конт

роль

ные

дик

танты

Контрольное списывание

Изложе

ния

Сочи

нения

Словар

ный

диктант

1.

Повторение

6

1

1

2.

Предложение

6

1

1

3.

Слово в языке и речи

15

1

1

1

1

4

Имя существительное

27

2

2

1

1

5

Имя прилагательное

17

2

1

1

1

6

Местоимение

5

1

7

Глагол

19

2

2

1

8

Повторение

7

1

 Итого:

102

10

2

6

4

4

Русский язык. Календарно-тематическое планирование.

п/п

п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

   Дата проведения

По

 плану

Факт

1.  Повторение (6 ч)

1.1

Наша речь и наш язык. Язык и речь. Формулы вежливости.

1

02.09

1.2

Р/Р Типы текстов. Текст и его план.  Обучающее изложение

1

03.09

1.3

Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания и по интонации

1

08.09

1.4

Диалог. Обращение. Словосочетание.

1

09.09

1.5

Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения.

1

10.09

1.6

Входной контрольный диктант №1 по теме "Повторение"

1

15.04

2. Предложение (6 ч)

2.1

Словосочетание .Однородные члены предложения (общее понятие)

1

16.09

2.2

Связь однородных членов предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

1

17.09

2.3

Р/Р Сочинение по картине И.И. Левитана "Золотая осень"

1

22.09

2.4

Простые и сложные предложения. Связь между простыми предложениями в составе сложного. 

1

23.09

2.5

Сложное предложение и предложение с однородными членами. 

1

24.09

2.6

Контрольный диктант №2 по теме «Предложение».

1

29.09

3. Слово в языке и речи (15 ч)

3.1

Слово и его лексическое значение. Заимствованные слова. Устаревшие слова. 

30.09

3.2

Многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. 

01.10

3.3

Синонимы, антонимы и омонимы.

06.10

3.4

Состав слова. Распознавание значимых частей слова. 

07.10

3.5

Правописание гласных и согласных в корнях слов.

08.10

3.6

Правописание гласных и согласных в корнях слов, удвоенных согласных в словах.  

13.10

3.7

Правописание приставок и суффиксов. 

14.10

3.8

Разделительный твёрдый и мягкий знаки.

15.10

3.9

Контрольное списывание №1

20.10

3.10

Работа над ошибками. Морфологические признаки частей речи. 

21.10

3.11

Склонение имен существительных и имен прилагательных. 

22.10

3.12

Имя числительное. Глагол.  Наречие как часть речи. Словарный диктант. 

05.11

3.13

Р/Р Сочинение - отзыв по картине В.М. Васнецова "Иван царевич на Сером волке"

10.11

3.14

Работа над ошибками. Правописание наречий.

11.11

3.15

Контрольный диктант  №3 по теме "Части речи"

12.11

4. Имя существительное (27 ч)

4.1

Распознавание падежей имен существительных.

17.11

4.2

Упражнение в распознавании именительного, родительного, винительного падежей неодушевленных имен существительных. 

18.11

4.3

Упражнение в распознавании одушевленных имен существительных в родительном и винительном падежах, в дательном падеже.

19.11

4.4

Упражнение в распознавании имен существительных в творительном и предложном падежах. 

24.11

4.5

Повторение сведений о падежах и приемах их распознавания. Несклоняемые имена существительные.

25.11

4.6

Три склонения имен существительных. 1-е склонение имен существительных. 

26.11

4.7

Р/Р Сочинение по картине А.А. Пластова "Первый снег" 

01.12

4.8

Работа над ошибками 2-е склонение имен существительных. 

02.12

4.9

Словарный диктант.  3-е склонение имен существительных. 

03.12

4.10

Типы склонений. Алгоритм определения склонения имени существительного.

08.12

4.11

Р/р Обучающее изложение. 

09.12

4.12

Падежные окончания имен существительных 1,2 и 3-го склонения единственного числа. 

10.12

4.13

Именительный и винительный падежи. 

15.12

4.14

Именительный, родительный и винительный падежи одушевленных имен существительных. 

16.12

4.15

Правописание окончаний имен существительных в дательном падеже. 

17.12

4.16

Упражнение в правописании безударных окончаний имен существительных в родительном и дательном падежах. 

22.12

4.17

Р/Р. Контрольное изложение по произведению Ю.Яковлева«Багульник»

23.12

4.18

Работа над ошибками. Правописание окончаний имен существительных в творительном падеже. 

24.12

4.19

Правописание окончаний имен существительных в предложном падеже. 

12.01

4.20

Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах.

13.01

4.21

Упражнение в правописании безударных окончаний имен существительных. 

14.01

4.22

Контрольный диктант №4 по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в ед. числе».

19.01

4.23

Склонение имен существительных во множественном числе. Именительный падеж имен существительных мн.числа. 

20.01

4.24

Родительный и винительный падеж имен существительных множественного числа. 

21.01

4.25

Дательный, творительный, предложный падежи имен существительных множественного числа. 

26.01

4.26

Правописание падежных окончаний имен существительных в ед. и мн. числе.

27.01

4.27

Контрольный диктант №5 по теме «Имя существительное».

28.01

5. Имя прилагательное (17 ч)

5.1

Имя прилагательное как часть речи. Род и число имен прилагательных.

02.02

5.2

Р/Р Сочинение на тему «Чем мне запомнилась картина В.А. Серова « Мика Морозов»

03.02

5.3

Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. 

04.02

5.4

Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в именительном падеже. 

09.02

5.5

Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже. 

10.02

5.6

Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже. Именительный, винительный, родительный падежи. 

11.02

5.7

 Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах. 

16.02

5.8

Упражнение в правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода. 

17.02

5.9

Именительный и винительный падежи имен прилагательных женского рода. 

18.02

5.10

Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имен прилагательных женского рода. 

24.02

5.11

Винительный и творительный падежи имен прилагательных женского рода.

25.02

5.12

Упражнение в правописании падежных окончаний имен прилагательных. 

02.03

5.13

Диктант №6  по теме «Падежные окончания имён прилагательных»

03.03

5.14

Склонение имен прилагательных множественного числа. Именительный и винительный падежи имен прилагательных множественного числа. 

04.03

5.15

Родительный и предложный падежи имен прилагательных множественного числа. 

09.03

5.16

Словарный диктант Дательный и творительный падежи имен прилагательных множественного числа. 

10.03

5.17

Диктант  №7 по теме «Имя прилагательное».

11.03

6. Местоимение (5 ч)

6.1

Местоимение как часть речи.  Личные местоимения.

16.03

6.2

Изменение личных местоимений 1-го и 2-го лица по падежам. 

17.03

6.3

Изменение личных местоимений 3-го лица по падежам. 

18.03

6.4

Изменение личных местоимений по падежам. 

23.03

6.5

Контрольный диктант №8  по теме "Местоимение"

24.03

7. Глагол(19 ч)

7.1

Работа над ошибками. Роль глаголов в языке. 

25.03

7.2

Изменение глаголов по временам. 

06.04

7.3

Неопределённая форма глагола.

07.04

7.4

Р/Р Контрольное изложение по произведению К.Паустовского«Заячьи лапы» 

08.04

7.5

Спряжение глаголов. 

13.04

7.6

Спряжение глаголов.

14.04

7.7

2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе. 

15.04

7.8

Р/Р Сочинение по картине И.И. Левитана «Весна. Большая вода» 

20.04

7.9

I и II спряжение глаголов настоящего времени. 

21.04

7.10

I и II спряжение глаголов будущего времени. 

22.04

7.11

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.  

27.04

7.12

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. 

28.04

7.13

Возвратные глаголы. 

29.04

7.14

Правописание –тся и –ться в возвратных глаголах. 

7.15

Правописание глаголов в прошедшем времени. Словарный диктант 

7.16

Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени. 

7.17

Контрольный диктант №9  по теме

 « Спряжение глаголов»

7.18

Р/Р Обучающее изложение повествовательного текста. 

7.19

Проверка знаний по теме «Глагол»

8. Повторение (7 ч)

8.1

Язык. Речь. Тест. 

8.2

Предложение и словосочетание. 

8.3

Контрольное списывание №2  

8.4

Работа над ошибками. Предложение. Словосочетание. 

8.5

Лексическое значение слова.   Состав слова.

8.6

Части речи. Закрепление. 

8.7

Звуки и буквы.

Лист внесения изменений и дополнений в рабочую программу

Дата

Содержание

Причина

Подпись

Лист внесения изменений и дополнений в рабочую программу

Дата

Содержание

Причина

Подпись


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по русскому языку "Школа России"

данная авторская программаразработана на основе программы   по ПРЕДМЕТУ«РУССКИЙ ЯЗЫК»  УЧЕБНИК  «РУССКИЙ ЯЗЫК» 1, 2 ЧАСТЬ, 3 КЛАССАВТОРЫ: В.П.КАНАКИНА, В.Г.ГОРЕЦКИЙ  ...

Рабочая программа по русскому языку "Школа России"

Рабочая программа по русскому языку для 4 класса по программе "Школа России"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.ШКОЛА РОССИИ.4 КЛАСС.

Рабочая программа по русскомуязыку.Школа России.4 класс.Автор:Канакина.Этот материал будет интересен тем, кто дорабатывает по старому....

Рабочая программа по русскому языку (Школа России) 3 кл

Программа составлена по учебнику Т.Г.Рамзаевой....

Рабочая программа по русскому языку "Школа России" 4 класс

Программа разработана с учётом коррекционной направленности при работе в классах V вида на базе общеобразовательных школ. Расчитана на 5 учебных часов в неделю....

Рабочая программа по русскому языку "Школа России" 2 класс

Программа автора Канакиной,расчитанна на 136часов,т.е.4 часа внеделю...