Дидактическая сказка «Город Радужных Фей»
методическая разработка по русскому языку (2 класс)

Чалкова Ирина Валерьевна

знакомство с составом слова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskaya_skazka.docx450.12 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактическая сказка «Город Радужных Фей» (знакомство с составом слова)

Глава 1. Знакомство с радужными феями

В одном волшебном городе жили радужные феи. Радужными их называли за то, что они всегда носили на своих платьицах необычные значки в виде радуги. Эти радужки были совершенно не похожи на те, которые мы привыкли видеть на небе после дождя. Посмотри сам:

Все феи очень любили шутить. В такие моменты их тело становилось прозрачным, видно было только написанное имя:

А ещё они любили разговаривать на волшебном языке и называть друг друга по имени. А чтобы не забывать, кого из них как зовут, они записывали кусочек своего имени под значком – радужкой.

Задание 1.

Представь, что ты переводчик с волшебного языка фей. Попробуй догадаться, что у фей обозначали радужки?

Как ты думаешь, были ли у феечек родственники? Конечно же! У одних были совсем небольшие семьи, а у других – просто огромные. Забавно, но все родственники из одной семьи носили одинаковые значки и имена у них были похожие, а уж кусочек имени-под-радужкой и вовсе одинаковый.

Задание 2.

Посчитай, сколько здесь родственников из одной семьи? Попробуй красиво написать их имена. Догадайся, какая часть их имен будет написана под значком-радужкой? Как называется эта часть на нашем языке?

У людей тоже есть имена. Пока они еще маленькие, их зовут Маша, или Петя, или Лиза, или Глеб. А когда они вырастают, то и имя у них изменяется, «вырастает»: Мария, Пётр, Елизавета….

Вот и у фей их имя-под-радужкой – это их «маленькое» имя. Но оно может вырасти.

Феи со значком-радужкой

Прозрачная фея с написанным именем

Глава 2. Подружки или родственницы?

Однажды в волшебном городе случилась странная история.

Прогуливались по городской площади две феечки. Одну из них звали осинка, а другую – осенняя. Они давно дружили и стали чуть-чуть похожи друг на друга. Им казалось, что совсем немножко, но некоторые прохожие принимали их за близких родственниц. Феечки сначала улыбались, потом удивились, а потом и призадумались: «А может быть, мы и в самом деле родственники? Только очень дальние»

Решили они это выяснить – позвать на городскую площадь близких родственников и спросить у них.

И вот на городской площади собрались феи : осина, осинник, осень, осенник, осиновый, осенины. 

Только вот кто кому родственник?

Задание 3.

Кто из приглашенных является родственником феи осинка? А феи осенняя? Запиши их имена в два столбика. Догадайся, какую часть своего имени они записывают под значком-радужкой? Попробуй сам прикрепить значок феечкам.

Когда все разобрались, какая фея из какой семьи, снова возник вопрос: «Родственны ли эти семьи?»

Стали они друг друга внимательно рассматривать, слушать и выяснять, что обозначает имя каждой из них.

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Долго работали феи, не покладая рук, а когда закончили, то издали для всех радужных феечек такой закон:

  1. Часть имени фей, которую они пишут под значком-радужкой называть магическим словом корень.
  2. У каждой феи есть такое имя-под-радужкой – корень.
  3. В семье у всех фей имя-под-радужкой – корень пишется одинаково, поэтому всех фей – родственниц можно называть однокоренными.
  4. В имени-под-радужкой – корне заключен основной смысл.

Задание 4.

Как ты думаешь, хорошо ли поработали феи?

Сравни имена-под-радужкой (корни) у фей осинка и осенняя:

  • Одинаково написаны?
  • Какой смысл (о чём)?

Как ты думаешь, эти феи всё-таки родственницы или подружки?

Закон, придуманный феями очень понравился правителю города – Главному Магу. Он даже поместил его в твой учебник на с. 39 и 40, добавив побольше магических слов. Посмотри, как он это сделал.

Куклы-феи с сумочками, в туфельках

Куклы-феи с сумочками, в туфельках

Глава 3. Игра в прятки

Ты любишь играть? Радужные феи очень любят! Больше всего им нравится прятаться. Сегодня в волшебном городе фей – День пряток!

Хочешь превратиться в настоящего сыщика? Тогда… Раз – два – три!

Задание 5.

Найди в каждой строчке имена фей-родственниц. Запиши их ручкой голубого цвета. Почему они родственницы? Обозначь имя-под-радужкой (корень).
1. Туча, тучка, облако.
2. Часы, будильник, часовщик.
3. Граница, рубеж, пограничник.
4. Сторож, охранник, охранять.
Оставшиеся феи загрустили… Они бы развеселились, если бы к ним тоже прилетели родственницы. Подумай, какую фею к кому пригласить. Запиши пары имён ручкой фиолетового цвета. Обозначь имя-под-радужкой (корень).

Задание 6.

Прочитай текст.

«Нанял дед пастушка пасти коз. У пастушка была дудочка. Как задудит он в неё, так все в пляс пускаются.

Дед пастушку наказывает:

- Ты поменьше дуди в дудку, получше коз паси!»

Какое название (учебник, с. 42) ты считаешь самым удачным? Сможешь красиво написать его в тетради?

Я раскрою тебе один секрет – в этом тексте спрятались феи-родственницы. Они уверены, что ты не сможешь их найти. Ты тоже так думаешь?

Бери волшебные предметы города фей – ручки синего и голубого цвета. Текст можно записывать синим цветом, а имена найденных фей-родственниц – голубым. Получилось? Сколько семей фей-родственниц ты нашёл?

Понравилось играть в прятки с феями? Им очень понравилось играть с тобой!

Глава 4. Обувной магазин открыт!

Были времена, когда радужные феи выходили на прогулку только в платьицах, на которых красовались значки-радужки с кусочком имени.

Но вот однажды в волшебном городе открылся обувной магазин. На полках в коробках там стояли всевозможные туфельки. Каждая феечка могла к своему наряду подобрать несколько моделей.

Теперь можно было гулять, не боясь запачкаться или промочить ноги.

Посмотри, какие туфельки подобрала себе фея вод- : ы, а, е, у, ой, е

Попробуй примерить их ей и узнать её полное имя.

Задание 7.

(практическая работа с куклой-феей)

Примерь все туфельки феечке вод-. Напиши её портрет с каждой новой моделью. Поярче выдели туфельки таким значком □.

Одинаково ли выглядит фея в разных туфельках? Неужели изменяется? Чудеса….

Кстати, чудесные туфельки фей имеют в нашем языке тоже своё название. Главный Маг придумал. Если хочешь, прочитай его в учебнике на с. 44.

Очень часто феи собирались на скамеечках городской площади, чтобы поработать в команде, держась друг за друга или просто поиграть.

Чтобы наряды фей на одной скамеечке сочетались друг с другом, они договорились, что будут подбирать туфельки не только к своему наряду, но и к наряду подружек. А для точного выбора нужно отвечать на вопросы фей – соседок.

Фея кусок сидела на скамейке, а фея торт решила поболтать с ней. Но для этого нужно было подобрать туфельки. Тогда фея кусок придумала вопрос «чего?», и вторая фея ей ответила: «торта». Чудесно, туфельки подобрались сами собой!

(иллюстрация в тексте)

Задание 8.

Фея дождь собирается на работу, но не знает, какие туфельки ей взять. Догадайся, какие вопросы ей зададут феи, имена которых выделены в тексте. Сможешь помочь фее дождь выбрать нужные туфельки?

«Погода серенькая, идёт … .

Мы идём лесом. Никуда не спрячешься от … . Не рады … деревья, они плачут осенними слезами. Мокрые лапы елей осыпают нас … .

Неуютно в лесу во время … .»

Попробуй красиво написать текст. Не забудь показать значком, какие туфельки ты помог подобрать.

Ты так здорово подбираешь туфельки феям и помогаешь им становиться настоящей командой!

Глава 5. Команда? Команда!

Радужные феи очень трудолюбивые. Они могут что-то называть, обозначать и указывать. А когда они собираются в команду, то могут даже выражать мысли. Если хочешь посмотреть, как они это делают, бери свои волшебные инструменты. Попробуем им помочь.

Задание 9.

Радужные феи только что пришли выполнять свою работу. Для этого им нужно стать командой. Ты помнишь, что делают феи, чтобы стать командой? Правильно, они надевают подходящие туфельки. Давай поможем феям выбрать их и стать командой. Попробуй каждую команду записать на своей строке в тетради.

«Опушка, лес. Домик, лесник. Шумят, сосна. Спас, лосёнок. Потерял лосиха. Поил, молоко. Вырастил, малыш. Молодого, лось»

Не забудь обозначить специальным значком туфельки фей, которые ты помог выбрать.

Кстати, небольшие команды радужных фей Главный Маг называет словосочетаниями.

Ты запомнил магическое слово, которым называют маленькие команды радужных фей? Произнеси его, но только помни, что все магические слова нужно произносить шепотом. Чтобы не наколдовать что-нибудь с непривычки.

Ой – ой – ой! Кажется, кто-то всё-таки неправильно произнёс это слово.

Феи поссорились! Они больше не команда! Нужно всё исправить, чтобы в городе фей был порядок. Давай поспешим им на помощь!

Задание 10.

Феи из каждой команды поссорились и ушли со своих мест. Попробуй расставить их в нужном порядке. Некоторым феечкам придется поменять туфельки (только бы они согласились, иначе команды не будет!) Имя первой феи команды написано по-особенному.

«Летние каникулы.

1.        море, летом, Боря, ездил, к, родители, с

2.        все, на, шли, вместе, пляж, утром

3.        плескались, в, ребята, подолгу, теплой, вода

4.        дети, вернулись, с, взрослые, загорелыми, юг, и»

Все феи согласились поменять туфельки? Отметь значком □ те туфельки, которые ты предложил.

Здорово у тебя получилось помирить этих фей. От радости они даже расшалились. Вот посмотри!

Задание 11.

«Мальчик стеклом разбил мяч. После грибов будут дожди. Брат потерял библиотеку из книги. Коза принесла девочке корм. Весной луга затопили реку. На тоненьких листьях показались ветки. Дети набрали костёр для хвороста. Снег засыпало пышным лесом.»

Обведи имена расшалившихся фей ручкой голубого цвета. Так они быстрее успокоятся. Если хочешь, напиши в тетради, как должно быть правильно.

Глава 6. Дело в шляпе.

В волшебном городе радужных фей началось лето. Феи достали из коробок свои шляпки, булавками прикололи на них новые украшения и стали примерять: надевали на голову и осторожно заглядывали в зеркало. Сначала там была видна шляпка с украшением, потом – платьице со значком-радужкой, потом – туфельки.

Каждая новая шляпка преображала феечек до неузнаваемости.

Задание 12.

Примерь фее –ход– все  шляпки из коробки. В каких из них фея тебе больше нравится? Запиши получившиеся имена в тетрадь. Из-за чего изменяется имя феи? Булавку можешь обозначить так: ¬.

Шляпок в коробках было огромное множество. Одни феи очень полюбили их, часто надевали и становились совсем не похожими на себя. Были и такие, кто вполне обходился без шляпок.

Когда фея надевает шляпку и смотрит в зеркало, то всегда сначала видит шляпку с украшением-под-булавкой, потом платьице со значком-радужкой, потом – туфельки. Всегда! Запомни.

Если ты хочешь поработать переводчиком, выясни, каким магическим словом называют шляпку в нашем языке – открой учебник на с.48 и шепотом прочитай.

Для выпуска новых шляпок феям потребуется много булавок. Напиши в тетради целую строку таких значков. Только постарайся, ведь для украшений нужны только самые красивые булавки.

Ты очень помог феям! Теперь у них много красивых булавок для шляпок. Только вот пока шляпки были без украшений, они перепутались, и феи не могут решить, кому какая шляпка больше подойдёт.

Задание 13.

Слева расположены шляпки с украшением-под-булавкой, справа – феечки. Соедини линиями фею и подходящую шляпку.

пере                                               прыгнул

с                                                    мяла

у                                                    ехал

по                                                 варила

под                                              глянул

при                                              просили

за                                                бежал

вы                                                 мыла

до                                                 скочил

об                                                  менял

Куклы-феи , коробочка со шляпками

Шляпки – в, за, от, по, при, вы, у, пере, во, над, бес

Глава 7. Магия зеркал.

Случалось, что феи так долго подбирали подходящую шляпу, что опаздывали на работу. Это очень не нравилось Главному Магу города. Поэтому он создал волшебные зеркала для ускорения процесса примерки. Их нужно просто покрутить вокруг феи, и станет понятно, подходить шляпка или нет.

Задание 14.

Покрути зеркало с украшением-под-булавкой вокруг фей. Из получившихся имён запиши только те, которые считаешь красивыми и правильными. Выдели значком украшение-под-булавкой.

Магия зеркал передалась и тебе. Ты записал в тетрадь полные имена фей, теперь внимательно посмотри, что произошло с феями.

Из-за надетой шляпки фея превращалась совсем в другую фею с другим именем. Ты успел это заметить? Если успел, то скажи, чем похожи все эти феи? Правильно, у них одинаковое имя-под-радужкой. А отличаться они стали после примерки шляпки с украшением-под-булавкой.

Вспомни, как называют фей с одинаковым именем-под-радужкой? А как они появились?

Одна из таких семей фей-родственниц спряталась в тексте из учебника – думают, что из-за шляпок ты их не узнаешь.

Задание 15.

Записывай текст волшебными инструментами. Имена фей-родственниц выделяй ручкой голубого цвета. Найди у них сходства в именах, выдели значком-радужкой.

« Листья на обед.

У разных гусениц свои привычки грызть листья. Одни выгрызают у листьев круглые дыры. Другие обгрызают лист по краям. Мелкие гусеницы подгрызают нижний слой листа. А некоторые сначала сгрызают почки, а потом принимаются за листья.»

У всех ли фей из этой семьи есть шляпки? Обозначь украшение-под-булавкой значком ¬.

Как ты думаешь, что важнее для радужной феи – значок-радужка или украшение-под-булавкой?

Ты прекрасно справляешься с поиском фей-родственниц. За это Главный Маг решил раскрыть тебе секрет: «Если фея меняет шляпку, то её работа тоже изменяется, она начинает обозначать что-то новое». А в учебнике на с.49 он записал эту мысль в виде правила.

Зеркальные круги с написанными приставками, маленькие круги с написанным именем феи.

Глава 8. Странная посылка.

Однажды в волшебный город пришла большая посылка. На ней было написано: «Вручить самой красивой фее». И всё. Больше ни словечка.

И что делать радужным феям? Ведь все они красивые, умные и трудолюбивые. А ещё добрые и весёлые. А тут – такое!!!

Чтобы не перессориться, пригласили феи Главного Мага.

«Что же тут думать?! – сказал Маг, глядя на посылку. – Этот подарок должен принадлежать всем феям, ведь вы все – самые красивые!»

Он взмахнул волшебной палочкой, и коробка открылась. В ней оказалось много-много разных сумочек.

Сумочки были необычные. Когда они попадали в руки фее, то она превращалась в совершенно другую феечку. Но если она убирала сумочку обратно в коробку, то снова обретала свой облик.

На каждой сумочке был прикреплён ярлычок треугольной формы, на котором было написано заклинание, превращающее фей. Такие вот чудеса.

Задание 16.

Осторожно доставай из коробки сумочки и отдавай в руки феям. Посмотри, как они будут превращаться. Только обязательно записывай имя феи и в кого она превращается. А заклинание с треугольного ярлычка обозначь так: ˄

Феи – глаз, дом;  сумочки -  к, ок, ик, ищ, н, ов, ин

Все сумочки подошли каждой фее?

Заклинания на некоторых ярлычках настолько сильные, что могут сбрасывать с ног феечек их туфельки. Или притягивать другие.

Задание 17.

Однажды феи решили угостить весь волшебный город полезными соками. Догадайся, какой сок приготовила каждая из фей? Обязательно запиши имя феи и название сока. А ещё отметь, какое заклинание на треугольном ярлычке они использовали. Ведь жители города будут голосовать на праздновании Дня Словаря за самый вкусный и полезный сок!C:\Users\User\Desktop\МАГИСТЕРСКАЯ РАБОТА\моя сказка\Word Art 1 (2).png

Некоторым феям так понравились превращения при помощи волшебных сумочек, что они стали брать в руки две штуки, а самые храбрые – ещё больше! Посмотри: грузовик, листочек, шахматистка, учительница, родственник.

Задание 18

(Выполни, если хочешь найти еще треугольные ярлычки с заклинаниями. Вдруг пригодятся!)

Помнишь, ты уже находил здесь фей-родственниц? Оказывается, сюда попало заклинание с разных треугольных ярлычков.

Запиши имена фей-родственниц и найди, на кого подействовало заклинание, а на кого – нет. Обозначь имя-под-радужкой и треугольный ярлычок.

Куклы-феи, сумочки с записанными суффиксамиC:\Users\User\Desktop\МАГИСТЕРСКАЯ РАБОТА\моя сказка\Word Art 1.png

Глава 9. Подготовка к празднику

В волшебном городе радужных фей уже целую неделю идёт подготовка к очень серьёзному мероприятию. Скоро состоится праздник – День Словаря.

Феи наводят порядок на улицах города, во всех книжках и тетрадках, составляют поздравительные речи.

В общем, работы много. Приходится постоянно превращаться при помощи шляпок с украшением-под-булавкой, сумочек с магическими треугольными ярлычками и разных туфелек.

Задание 19.

Посмотри, здесь собрались феи разных профессий. Найди, какими волшебными предметами (шляпка, сумочка, туфельки) они пользуются?

Лётчик, сварщик, дворник, столяр, печник, грузчик, переводчик.
Обозначь украшение-под-булавкой и магический ярлычок.

Под вечер у фей не оставалось сил убрать свои наряды по коробкам. Но если этого не делать, то на следующий день фея, не снявшая с себя шляпку, сумочку и туфельки уже не сможет превращаться. Она навсегда останется такой, какой уснула.

Задание 20.

Когда феи превращаются при помощи волшебных предметов, они всегда записывают своё новое имя на полосках бумаги. Чтобы не забыть, какое заклинание использовали. Тебе эти полоски понадобятся, чтобы помочь уснувшим феям. При помощи ножниц отдели украшение-под-булавкой, туфельки и магический ярлычок. Работай очень аккуратно, чтобы не разбудить спящих фей. Приклей их в нужные коробки. Значки-радужки тоже помести в коробку, утром феи их прикрепят на своё платьице.

Уснувшие феи: прогулка, подруга, грибок, дедушка, заморозки, машинка

Утром феям приходится вновь брать свои волшебные вещи – шляпки, сумочки и туфельки – и снова заниматься приготовлениями к празднику.

Чтобы выполнить всё, что нужно, они должны много превращаться. поэтому и волшебных вещей приходится брать с собой побольше. Но только тех, которые помогут в работе.

Задание 21.

В одном из домов волшебного города жили феи вес, жар, нос, сыр, кот, ход, друг, глаз, город. 

Кому из них подойдут для превращений эти предметы?

Шляпки – по, про, под, за; сумочки – ик, ник, ят, чик, к, н; туфельки – ы, и, а, ый

Закрой глаза и представь, как выглядят эти феи. А теперь открой и запиши их имена.

Полоски бумаги с написанными словами, ножницы, клей

Глава 10. День Словаря

И вот настал День Словаря! В этот день всех жителей волшебного города ждут конкурсы, соревнования, развлечения. Хочешь поучаствовать в празднике вместе с феями?

Но сначала посмотри, какому словарю посвящен этот праздник. Догадайся, что значит «словообразовательный»?

Именно в этом словаре записано, какие шляпки, сумочки и туфельки подходят каждой из радужных фей волшебного города.

Задание 22.

На с. 45 словаря найди название дерева. Запиши его и всю семью фей-родственниц в тетрадь. Обозначь имя-под-радужкой у всех фей. Какие волшебные вещи (шляпка, сумочка) помогали превращаться феям? Выдели их значками ¬ и ˄.

Берёза, берёзка, берёзонька, берёзина, берЕзник, березняк, берёзовый, подберёзовик, подберёзник.

А ты заметил, если фея меняет туфельки, то она остаётся всё той же феей, а если шляпку или сумочку, то меняется очень сильно. Даже смысл имени меняется. Новые имена превратившихся фей – это новые слова, которые образуются благодаря магии украшения-под-булавкой или магического ярлычка сумочки. Поэтому шляпки и сумочки нужны для словообразования.

Это открытие сделал Главный Маг города. Теперь ты тоже это знаешь.

Главный Маг открыл тебе уже несколько секретов, попробуй вспомнить их и выполнить его задание.

Задание 23.

Какие магические названия имеют волшебные вещи радужных фей? Соедини предмет феи и магическое слово.

Имя-под-радужкой                 суффикс

Украшение-под-булавкой      корень

Туфельки                                 приставка

Магический ярлычок             окончание

Любимое соревнование на Дне Словаря у фей – это проговаривание скороговорок. Ты ведь знаешь, что это такое? Тогда попробуй победить радужных фей в этом соревновании.

Задание 24.

Прочитай скороговорки.

  1. Перепел перепёлку и перепелят в перелеске спрятал от ребят.
  2. Кашевар кашу варил, подваривал, да недоварил.
  3. Носит Сеня в сени сено.

Найди в каждой из них фей-родственниц. Обозначь имя-под-радужкой. Во всех скороговорках есть родственные слова? Попробуй красиво написать в тетрадь скороговорку, где самое большое количество фей-родственниц.

Понравилось соревноваться с феями? Сложно было?

В награду за все старания радужные феи устраивают маскарад. Каждая фея может спрятаться за своими волшебными вещами и стать совершенно неузнаваемой

Задание 25.

Команды радужных фей готовятся к маскараду. Попробуй им помочь. Вместо полного имени феи нужно записать только значки – булавку, радужку, магический ярлычок и туфельки. У кого что есть. Давай устроим соревнование – чья команда быстрее приготовится.

  1. У лесной тропинки выросли подснежники.
  2. С листиков рябинки росинки летят на травинки.

Поздним вечером в городе радужных фей будет красочный салют. После него феи уберут свои волшебные вещи по коробкам и будут сладко спать до утра.

Пусть отдыхают. А нас ждёт новая сказка.

Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. Пособие для учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказка. Город будущего.

Новая сказка в глазах детей....

Сюжетный урок «Экскурсия по спортивным сооружениям города Радужный».

Сюжетные игры и имитационные упражнения отвечают возрастным особенностям младших школьников, их склонностям к подражанию, копированию действий человека и животных. Особенно эффективны сюжетные  и...

Дидактическая игра Радужный мостик

Данная игра поможет читающему ребенку автоматизировать звук [л] в словах и предложениях. Игра универсальна, можно найти множество вариантов ее использования. Подходит для развития лексики, грамматики ...

Дидактическая сказка " Почему жи и ши пишут только с и"

Данная сказка может применяться как фрагмент урока изучения правила написания сочетаний жи и ши, позволит украсить и разнообразить урок  и помочь детям лучше запомнить изучаемый материал. Дидакти...

Сказка "Город мечты"

Творческая работа по русскому языку....

Мой опыт использования наглядно-дидактического пособия "Город Звуков"

Для того, чтобы учащиеся быстро и легко сформировали представления о звуках, могли распознавать гласные и согласные звуки по их существенным признакам, безошибочно могли проводить звуковой анализ слов...

Научно - исследовательская работа "Самбо–спорт №1 в городе Радужный"

В  нашей стране активно развивается профессиональный и любительский спорт. Выросло и  число спортивных секций в нашем городе. Но я думаю, что из всех представленных в городе видов спорта име...