Технологическая карта урока по русскому языку по теме: "Имя прилагательное"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Зиборова Ирина Анатольевна

технологическая карта урока 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ziborova_i.a._tehnologicheskaya_karta.doc110 КБ

Предварительный просмотр:

     

      ФИО учителя: Зиборова Ирина Анатольевна

Класс: 3 

      УМК «Начальная школа XXI века» 

Предмет: русский язык

Тема: Имя прилагательное

Тип урока: урок открытия нового знания

Место и роль урока в изучаемой теме: первый урок в 3 классе по данной теме, урок уточнения и конкретизации понятия «имя прилагательное»

Цель: формировать представление об имени прилагательном как о части речи, выработка навыков и умений выделять имена прилагательные в тексте, создание условий для формирования УУД

Планируемые результаты

Предметные знания, предметные действия

УУД

регулятивные

познавательные

коммуникативные

личностные

  • дать уточненное определение имени прилагательного как части речи;
  • учить находить имена прилагательные в тексте;
  • учить ставить вопросы к именам прилагательным и подбирать прилагательные к вопросам;

осуществлять самоконтроль за правильностью и последовательностью действий при определении имён прилагательных;

осуществлять анализ текста и выделять слова по заданным основаниям;

ставить вопросы к словам;

формулировать выводы;

умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты), с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения.

способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения

Дидактические средства: учебник «Русский язык. 3 класс» под. ред. С.В. Иванова, памятки, карточки с заданиями для парной  и групповой работы.

Оборудование: компьютер, проектор

Этап урока

Виды работы, формы, методы, приемы

Содержание педагогического взаимодействия

Формируемые УУД

Планируемые результаты

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

  1. Организационный момент

1  мин.

 Словесное приветствие.

 Улыбнитесь друг другу. Покажите своей улыбкой, что вы готовы помочь и поддержать друг друга. Проверьте, всё ли у вас готово к уроку.

 Организовывают рабочее место.

Настраиваются на работу.

 Личностные: управление своим настроением, умение выражать эмоции.

Метапредметные:

организовывать рабочее место, настраиваться на познавательную деятельность.

 Организовать детей.

Проверить готовность к уроку.

 

  1. Минутка чистописания.

5  мин.

Демонстрация образца написания, комментирование правила каллиграфического письма букв и их соединений.

(слайд 1)

Мой весёлый звонкий мяч,

Ты куда помчался вскачь?

Жёлтый, красный, голубой,

Не угнаться за тобой?

Знаком ли вам этот отрывок из стихотворения? Кто его автор?

Обратите внимание на правила записи стихотворного текста и на образцы записи соединений,

Самостоятельно выполняют письмо отрывка стихотворения по образцу, данному на слайде (слайд 1)

Личностные:

проявлять старательность.

Метапредметные:

правильно располагать тетрадь, вести аккуратные записи в тетради.

Предметные:

каллиграфическое написание букв, буквосочетаний

Воспитывать аккуратность, формировать навыки каллиграфии.

  1. Актуализация опорных знаний.

5  мин.

Создание проблемной ситуации. Проводит беседу и с помощью наводящих вопросов помогает выделить прилагательные в тексте.

О чём вы записали стихотворение?

Какие слова помогают нам представить мяч?

На какие вопросы отвечают эти слова? Что они обозначают? Для чего их использует автор? Получилось ли бы у вас представить каким был мяч, если бы поэт не включил бы эти слова? К какой части речи относятся эти слова?

Отвечают на вопросы учителя, ищут прилагательные в тексте, ставят к ним вопрос, пытаются их объяснить и охарактеризовать

Метапредметные:

развитие словарного запаса, устной монологической речи.

Предметные:

определяют прилагательные, ставят к ним вопросы

Развитие речи учащихся

  1. Постановка учебной задачи.

5  мин.

Представление темы урока и формулирование  целей урока (фронтально)

Тема нашего урока «Имя прилагательное»

 (слайд 2) Что вы уже знаете про эту часть речи? Что ещё нужно узнать? (слайд 3) Сформулируйте задачи нашего сегодняшнего урока с помощью слов-подсказок:

  • Узнать..
  • Отличать..
  • Находить …
  • Ставить вопросы - Какие новые знания мы должны получить сегодня на уроке?…

Формулируют задачи урока с учётом предложенной темы и с помощью слов подсказок

Личностные:

проводят самооценивание, определяют уровень своих знаний, формируется стремление к познанию.

Метапредметные:

учатся анализировать, сопоставлять, делать выводы, ставить цели познавательной деятельности.

Предметные:

Уточняют понятие об имени прилагательном как о части речи

подтолкнуть детей к осознанию необходимости в получении новых знаний и уточнения задач изучения учебной темы

  1. Изучение нового материала.

7  мин.

Работа с доводящей карточкой по теме: «Имя прилагательное»

(парная форма)Карточка  1.

Поработаем с доводящей карточкой по нашей теме. Она поможет нам решить наши учебные задачи. Вспомним правила работы в паре (слайд 4)

1.На работу с первой частью карточки- 5-7 минут. Как будете готовы – встаньте из-за парт.

2. Работа со второй частью карточки в парах. Какая пара готова встаёт из-за парт.

Проверка работы в парах . Слушание 2-3 пар: как работали, на какие вопросы отвечали?

3. Работа с 3 частью карточки в парах.

1. Осмысленно читают первую часть карточки, уясняют учебный материал (Карточка №1).

2. Работают со второй частью карточки по вопросам?(задают вопросы друг другу, вставляют слова в клише)

3. Работа с 3 частью карточки в парах. Проверка выполнения задания по ответам (Карточка №2)

Личностные:

Применяют правила учебного сотрудничества, формируется стремление к познанию.

Метапредметные:

учатся анализировать, сопоставлять, извлекают необходимую информацию из учебного текста карточки

Предметные:

Уточняют понятие об имени прилагательном как о части речи

Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия, извлекают необходимую информацию из учебного текста, самостоятельно добывают знания

  1. Физминутка.

4  мин.

«Самолет» видеоролик

7.Конструирование нового способа действия.

5  мин.

Работа в группе.  Уточнение представлений об имени прилагательном как о части речи.

Поработайте в группе. Сравните два текста, найдите прилагательные. С какой частью речи связаны прилагательные? Выпишите прилагательные, подставьте к ним вопросы, выпишите слова к которому относятся эти прилагательные.

Работают в группе. Сравнивают 2 текста (Карточка №3). Находят прилагательные, ставят вопросы к прилагательным, определяют существительные, к которым относятся прилагательные

Метапредметные:

учатся анализировать, сопоставлять, делать выводы,

применяют правила учебного сотрудничества

Строят рассуждения, понятные для собеседника, учатся делать выводы

8. Применение общего способа действия для решения частных задач.

.

7 мин.

1. Проверка работы групп. Слушание ответов.

2.

Подбор существительных к прилагательным, подбор вопросов к прилагательным.

1.Чем схожи и чем различаются тексты? Какой текст вам больше всего понравился? Почему? Какие прилагательные были в тексте? С какой частью речи связано имя прилагательное?

2. Подберите существительные к данным прилагательным:

А) Рыжая, хитрая, ловкая….

Б) Неуклюжий, мохнатый, косолапый…..

В) Белый, пушистый, холодный ….

Г) Сладкое, круглое, сочное….

Д) Яркое, ласковое, весеннее   ….

1. Показывают результаты работы в группах. Объясняют выбор ответов на задания в карточках.

2. Подбирают существительные к прилагательным.

Метапредметные:

учатся анализировать, сопоставлять, делать выводы,

осознанно строить речевое высказывание

Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе внутреннем плане;

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой 

9. Контроль на этапе окончания учебной темы.

3 мин.

Контроль.

Выполнение контрольного теста по итогам изучения темы.(Карточка №4)

Выполняют тест, проверяют свои знания по теме урока. контролируют правильность проверки при помощи экрана

Осознание качества и уровня усвоения материала, оценка результатов работы

Осознание качества и уровня усвоения материала, оценка результатов работы

10. Итог урока.

3 мин.

Итоговая рефлексия.

- Что мы делали сегодня на уроке?

-Что нового вы узнали?

- Кому понравился урок?

- Были ли задания, которые у вас вызвали трудность?

- С каким настроением вы сейчас уйдёте с урока?

- Выразите своё отношение, к уроку используя прилагательные…

Спасибо за урок!

Отвечают на вопросы учителя.

Умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.

Учитель начальных классов  

МБОУ «Школа №15»

«    » сентября  2020 года                                             Зиборова Ирина Анатольевна                                                      

                                                                       

        

Директор МБОУ «Школа №15»                              

«    » сентября  2020 года                                            Стахинюк  Елена Владимировна


КАРТОЧКА №1.

Доводящая карточка по теме: «Имя прилагательное».

Теория

Речевые клише

Задания – уровень стандарта

Прочитай текст:

    Имя прилагательное – часть речи, которая называет признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё? чьи? 

    Имена прилагательные  изменяются по родам, числам и падежам(имеют ту же форму, что и имена существительные от которых они зависят).

    В предложении имена прилагательные чаще всего бывают определениями.

   

Вставь пропущенные слова в предложения:

  Имя прилагательное – это ________  ____,

которая называет ______     __________ ,

отвечает на вопросы _____?  ______? ___ ?

_____ ?  _____ ?  _____ ?

Имена прилагательные изменяются по

________ , _________ и ____________ .

Имена прилагательные зависят от ______

В предложении имена прилагательные ___________________ .  

  1. Спиши предложения. Подчеркни  имена прилагательные как члены предложения. Соедини               имя прилагательное и существительное с которым оно связано:

I вариант. Выплыло на голубое небо красное солнце. Жаворонок выпорхнул из родного гнезда и запел серебристую песенку.

II вариант. Заяц пробежал по росистому лугу за сочной травой. В зелёной воде плавали прозрачные рыбки.

 


КАРТОЧКА №2.

Задания уровень стандарта (ответы  I вариант)

Задания уровень стандарта (ответы  II вариант)

I вариант. Выплыло на голубое небо красное солнце.

Жаворонок выпорхнул из родного гнезда и запел

серебристую песенку. 

II вариант. Заяц пробежал по росистому лугу                      

за сочной травой. В зелёной воде плавали                          

прозрачные рыбки.


КАРТОЧКА №3.

Сравните два текста, найдите прилагательные. С какой частью речи связаны прилагательные? Выпишите прилагательные, подставьте к ним вопросы, выпишите слова к которым относятся эти прилагательные.

ТЕКСТ №1.

ТЕКСТ №2.

Люблю березку в сарафанчике, с платочками в карманчиках, с застежками, с сережками. Люблю ее.

Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную.
В беленом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками,
С зелеными сережками,
Люблю ее нарядную,
Родную ненаглядную,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.

А. Прокофьев.


КАРТОЧКА №4.

Тест «Имя прилагательное».

1.Что такое имя прилагательное?

А) определение б) часть предложения; в) часть речи.

2.    Выберите правильный ответ.

Имена прилагательные обозначают:

а) название предмета;

б) признак предмета;

в) действие предмета.

3.    Подчеркните имена прилагательные.

Веселый, синее, прохладный, погода,

дует, свежий, тонкая, сквозит, ветерок.

4.    Поставьте вопрос имени прилагательному.

Лес(_____________) зеленый;

Поляна (_____________) солнечная;

Сосны (___________) высокие;

5.    Образуй слова, обозначающие признаки предметов.

Книга – книжный                        веселье - ___________

Рыба - ______________              мясо - ______________

6. Сколько имён прилагательных в стихотворении?

Вот уж снег последний в поле тает,

Тёплый пар восходит от земли,

И кувшинчик синий расцветает,

И зовут друг друга журавли..

А) 4 б) 3 в) 2  г) 1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по русскому языку по теме "Закрепление знаний об имени прилагательном"

Данный урок предназначен для учащихся 3 класса по УМК "Школа России"...

Технологическая карта урока по русскому языку на тему "Имя прилагательное", 3 класс

Цели деятельности: развитие умений находить в словах орфограмму-букву непроизносимого согласного в корне слова, писать слова с этой орфограммой и объяснять написание, опираясь на алгоритм:Планируемые ...