Урок русского языка 3 класс "Омонимы"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Рыбакова Мария Александровна

Конспект урока 3 класс УМК "Перспектива".

 "Омонимы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл omonimy.docx20.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Омонимы»

Цель урока

Наблюдать над словами, одинаковыми по звучанию и написанию, но разными по значению; ввести термин «омонимы»; наблюдать за использованием омонимов, развивать орфографическую зоркость. Развивать речь, наблюдательность, мышление обучающихся.

Развивать познавательный интерес при работе со словарями.

Воспитывать культуру речи, художественное восприятие окружающего мира.

Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, экран, карточки с текстом для учащихся.                        

Задачи урока

Регулятивные:  самостоятельно формулировать тему урока после предварительного обсуждения, 

преобразовывать практическую задачу в познавательную, составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера совместно с учителем.                                                        

Познавательные:

 - поиск и выделение необходимой информации (работа с текстом, работа со словарем омонимов);

- анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков;

- работа над формированием логических умений: сравнение, обобщение, построение цепочки рассуждений.  

Коммуникативные:

учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться, использовать различные источники и средства обучения: учебник, справочный материал, толковый словарь, печатные материалы для  работы.               Личностные:  проявлять интерес к изучению темы, оценивать результат собственной деятельности, осознавать собственные достижения при освоении учебной темы.

Планируемый результат

 Знать, какие слова называются омонимами, уметь пользоваться словарем омонимов, находить омонимы в тексте

Основные понятия

Лексическое значение слова. Синонимы, антонимы, омонимы.

Межпредметные связи

Окружающий мир,  литературное чтение

 

Учебник Русский язык, часть1  авт. Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина 

 . Рабочая тетрадь к учебнику,

Толковый словарь С.И.Ожегова, карточки с упражнением.

Организация пространства

Работа фронтальная, индивидуальная.

1.        Орг. момент

Проверьте свою посадку, держите спинку ровно. Откройте свои тетради, отступите две строчки от предыдущих записей, запишите сегодняшнее число: 7 ноября, классная работа, выделите орфограммы.

Седьмое ноября

Классная работа

Посмотрите на доску и пропишите эти буквосочетания в тетради как у меня.

Мм

2.        Актуализация знаний (+)

- Запишите имена собственные, которые начинаются с буквы М (женское и мужское имя, город)

- Какие женские имена записали?

- Прочитайте мужские имена.

- Какие города на букву «М» вы знаете?

- К словам МАЛЕНЬКИЙ и МИР запишите антонимы.

- К слову МОЛВА подберите синонимы.

(Проверка на слайде)

3. Самоопределение к деятельности (+)

- Как вы понимаете предложение: «Корабль остановился недалеко от банки»?

- Какую картинку можно нарисовать?

- Как понимаете слово «БАНКА»?

-Какой словарь поможет нам узнать значение слова?

- Прочитайте, что вы узнали. (Читает Климов)

-Чем похожи эти слова? Чем различаются?

Тема сегодняшнего урока «Омонимы».

(Пишут  предложение в тетради. Формулируют тему урока.

Учащиеся самостоятельно называют тему урока, читают в учебнике на стр. 78 сведения об омонимах в разделе «Узелки на память». Читаем несколько раз.)

Прочитаем в учебнике правило на стр. 78.

ОМОНИМЫ (греч.) – «омос» - одинаковый, «онима» - имя.

4. Работа по теме урока (+)

 Упражнение № 125, с.78 (устно)

Откройте учебники на стр. 78, найдите упражнение № 125.

1 в. Читает второму задание.

2 в. Поднимите руку, если Ваш товарищ правильно прочитал задание. Вам задание понятно?

(Называют значение слов 1в. «дождевик», 2 в. «ноготки»). Общее обсуждение.

Знакомство с омонимами.  Отгадайте загадки.

Право, я – причёска – чудо!

Заплести меня не худо!

На лугу с шипеньем острым

Управляюсь с сенокосом.

           

В воду я вдаюсь полоской –

Узкой, серенькой и плоской.

-С новой строки запишем отгадку. Какая орфограмма есть в слове коса? Безударная гласная в корне.

-Давайте проверим ее. Какое проверочное слово? кОсы. (Дети самостоятельно делают звуко-буквенный разбор).

5. Физкультминутка

6. Продолжаем работать по теме урока (+)

-Перед Вами карточка. Сейчас Вы в паре по очереди читаете предложения и доказываете, что выделенные слова – омонимы.

! Ещё раз проговорить правило!

Докажите, что выделенные слова в каждой паре предложений – это омонимы.

Работаем в парах. Готовы – руки домиком.

Карточка

  1. Из под з_мли бил горячий ключ. Таня нарисовала в т_тради скрипичный ключ.
  2. Дев_чка играла ноту соль. С_стра насыпала в с_лонку соль.
  3. Мы объехали весь свет. Со_нечный свет слепил глаза.
  4. Иван-царевич нат_нул тугой лук. На гря_ке вырос з_лёный лук.

- Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы, подчеркните орфограммы.

Взаимопроверка по образцу.

7. Самостоятельная работа учеников   (+)

(Дети получают карточку, самостоятельно с ней работают).

Омонимы – это слова, которые имеют _________________ звучание, но _________________ значение.

Пример:

8. Итог урока

Какова была цель нашего сегодняшнего урока?

(познакомиться с омонимами)

Достигли ли мы ее? (да)

Что такое омонимы? Кто готов полностью сформулировать правило?

9. Рефлексия

Оцените свою работу на уроке. Кто хочет озвучить?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл

Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...

Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"

С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....